Инновации в методике обучения физике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Цель работы: изучить и охарактеризовать педагогические инновации и их роль в российском образовании, а также в системе образования города Каменска-Уральского.
Исторически сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. И по этой причине многие родители отдают своих детей в развивающиеся, инновационные школы, считая это лучшим для их детей. Но нужно не забывать, что если ваш ребенок слабый, он может не осилить программу такой школы, и для него было бы лучше учиться в обычной. Поэтому в наше время проблема выбора школа стала наиболее актуальной.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
Рассмотреть ключевые понятия темы исследования «Новое», «Новшество», «Инновация», «Педагогическая инноватика», «Инновационный процесс».
На основе изучения различной литературы выявить роль инновационных процессов в образовании.
Рассмотреть профессиональную подготовку учителей для участия в инновационной деятельности.
Изучить мнения руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.
Рассмотреть открытие городских экспериментальных площадок, изучить и сравнить их деятельность за последние годы.

Содержание

Введение …………………………………………………3
§ 1. Педагогическая инноватика: теоретические и исторические аспекты. ……………………………………………5
§ 2. Инновационные процессы в образовании: основные понятия …………………………………………………13
§ 3. Интерактивный метод обучения: один из видов инноваций в образовании ……………………………………19
§ 4. Характеристика и анализ инновационных процессов в образовании г. Каменска-Уральского ………………………25
Заключение ………………………………………………42
Список использованной литературы ………………43
Приложения ……………………………46

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

- организацию работы  по созданию банка федеральных,  региональных программ экспериментальной работы;

- организацию сбора,  систематизации и пополнение информационно-методических, дидактических и информационных материалов по проблеме эксперимента;

- пополнение библиографических  материалов по проблеме эксперимента;

- пополнение методической  копилки учебных программ курсов, разработок уроков, внеклассных мероприятий, интеллектуальных игр, олимпиад, марафонов научно-исследовательской направленности;

- организация мероприятий  школьного и городского уровня  по теме эксперимента.

На данном этапе обновление содержания образования осуществлено за счет:

- использования на  всех ступнях обучения исследовательской  и проектной технологии обучения;

- организации работы  класса социально-экономического  профиля;

- создание собственной  модели фестиваля «Юные интеллектуалы  Среднего Урала»;

- организацию работы школьного научного общества;

- широкое использование  компьютерных информационных  технологий  в образовательном процессе;

- использования проектных  технологий, поисково-исследовательской  работы в системе дополнительного образования.

В качестве проблем, возникших в ходе реализации данного этапа эксперимента, было определено следующее:

- недостаточный охват  обучающихся второй и третьей  ступени обучения проектной и  исследовательской работой;

- недостаточный опыт  общения членов школьного научного  общества с научными обществами учащихся школ города.

Для решения поставленных проблем  участниками ГЭП были проведены следующие мероприятия:

-  организована работа  временных творческих групп педагогов-предметников  по различным направлениям;

- разработаны пакеты  методических рекомендаций по научно-исследовательской деятельности школьников для каждой ступени обучения;

- создан банк мультимедийных  презентаций проектов; методических  разработок уроков, курсов, внеклассных мероприятий, интеллектуальных игр;

-  организовано сотрудничество между образовательными учреждениями – городскими экспериментальными площадками (Лицей №10, Средняя школа № 40).

- проведен второй городской  фестиваль малых научных обществ  «Исток».

Результатом  реализации данного этапа можно считать  следующее:

- к защите на городской  научно-практической конференции  представлено 35 работ учащихся, из них 33 допущено;

- учащимися начальных  классов подготовлено 18 научно- исследовательских работ;

- создано 39 мультимедийных  презентаций проектов;

- в городском туре олимпиады «Юные интеллектуалы Среднего Урала» приняли участие 91 участника, из них 20 (22%) стали призерами;

- в областном туре  олимпиады «Юные интеллектуалы  Среднего Урала» приняли участие  4 ученика;

- ученица 11 класса  стала дипломантом областной  конференции школьников и студентов;

- ученик 10 класса стал  победителем окружного и областного  туров конкурса правовой направленности среди школьников и студентов, участников Всероссийского конкурса (на данный момент результаты не подведены).

Следует отметить активизацию рост участников, призеров городских, окружных, областных олимпиад, научно-практических конференций. По сравнению с 2007-2008 учебным годом, количество участников различных интеллектуальных конкурсов выросло на 12%, призеров на 30%.

Таким образом, результатом реализации программы экспериментальной работы можно считать следующее:

-  опыт организации  научно-исследовательской деятельности  ГЭП «Организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в современных условиях» транслируется в образовательных учреждениях города, в том числе и через родившуюся и ходе реализации программы эксперимента идею проведения фестиваля малых научных обществ «Исток»,

-  качество предоставляемых  школой образовательных услуг  выросло, что подтверждают результаты успеваемости и качества образования (успеваемость 100%, качество образования – 44,2%.).

2. В 2008-2009 учебном году  завершился последний – третий  этап работы экспериментальной  площадки «Школа - как культурно-образовательная среда, ориентированная на саморазвитие личности учащихся», организованной на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа  № 37 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла». На последний этап реализации программы эксперимента были поставлены следующие задачи:

- совершенствовать образовательный  процесс на основе групповой,  проектной, исследовательской деятельности;

- использовать в образовательном  процессе различные формы социальных  практик;

- создать электронный  банк методических рекомендаций  по организации проектной и исследовательской деятельности для педагогов и обучающихся.

Для реализации программы  эксперимента было организована  работа творческой группы педагогов, объединившей работу школьных методических объединений учителей начальных классов, учителей основной и средней школы, педагогов дополнительного образования, классных руководителей по организации проектной и исследовательской  деятельности.

Образовательный процесс  предполагал включение проектной  деятельности в преподавание всех предметов учебного плана, выполнение  общешкольного проекта и групповых проектов классными коллективами.

Результатом реализации проекта можно считать следующее:

- в проектную деятельность  было вовлечено 6 классов (100%) первой  ступени обучения;

- каждый ученик 8 –  11 классов, завершив изучение элективных курсов защищал проект, всеми учителями, работающими на второй, третьей ступени обучения использовал на уроках проектный метод работы;

- в ходе реализации  социального проекта «Передай  добро по кругу» проведены акции «Шаг навстречу», «Подарок к новому году», «Цветы дружбы»;

- разработан и реализован  общешкольный проект (1-11 класс) «Я  выбираю будущее»;

- призовые места на  городских конкурсах заняли 5 проектов  различной направленности.

В целом, вовлеченность  педагогов и обучающихся в проектную деятельности составила 100%, создан электронный банк методических рекомендаций по организации проектной и исследовательсой деятельности для педагогов и обучающихся. В ходе эксперимента качество образования повысилось с 40,5% в 2007 году до 43,3% в 2009 году.

3. «Организация работы с одаренными и способными детьми» (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40») - второй этап экспериментальной работы.

В качестве задач данного  этапа было определено:

- выявление наиболее  эффективных организационно-педагогических форм учебно-воспитательного процесса;

- отбор наиболее целесообразных  методов, приемов, средств, педагогических технологий обучения одаренных и способных детей;

- создание условий  для успешного обучения одаренных  детей.

Для обеспечения эффективного развития и саморазвития одаренных и способных детей, обеспечения единства учебной и внеучебной деятельности школьников, позволяющего учесть их интересы, личностные качества и способности в школе создан интеллектуальный клуб «Эврика».

В ходе эксперимента апробированы программы разработанные педагогами школы, участниками эксперимента:

- Потаповой Н.И. «Логика»;

- Махриной Л.П. «Родной  язык»;

- Сербиной Л.В. «Искусство»;

- Жихаревой Е.А. «Детское  чтение»;

- Хужиной Ю.И. «Я- гражданин»;

- Багиной Ж.Ю. «Светофорик»;

- Калякиной Т.А. «Естествознание»;

- Галановой С.В. «Экономика».

 Педагогами разработаны  поурочные материалы для поведения  занятий.

Количество обучающихся, занимающихся стабильно и составляет 82 человека.

Результатам можно считать  следующее:

- диплом победителя  городского конкурса малых научных  обществ «Исток»;

- III место в городской интеллектуально-творческой игре «Экоколобок»;

- I место в городской викторине «Птицы нашего города»;

- II место в городском конкурсе «Всемирный день защиты животных».

С целью  познавательной мотивации обучающихся поводятся  общественные презентации достижений одаренных и способных детей через: проведение школьного конкурса «Ученик года», организацию участия обучающихся в конференциях различного уровня по защите исследовательских проектов (в городской конференции по защите исследовательских проектов I место – Судакова Анастасия, II место – Прямиков Артем, Зайкова Ирина, Вокулюк Владимир – II место).

В качестве проблемы на следующий  этап эксперимента остается разработка программы преемственности работы с  одаренными детьми на следующей ступени обучения.

  1. «Непрерывное образование: довузовская подготовка в условиях общеобразовательного учреждения» (МОУ «Лицей № 10») - первый этап эксперимента.

Целью первого этапа  стало формирование единого информационно-образовательного пространства – «образовательный комплекс», объединяющего интеллектуальные, материальные, информационные ресурсы для обеспечения взаимосвязи и преемственности образовательных учреждений всех уровней и обеспечивающего возможность творческого развития личности в оптимально созданных условиях. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- оптимальное взаимодействие  всех образовательных учреждений  с целью эффективного использования ресурсов учреждений образования для реализации идеи непрерывного образования;

- разработка и внедрение  преемственных образовательных  программ (интегрированных учебных программ и планов) и образовательных технологий между всеми ступенями образования;

- повышение качества образования, т.е. создание организационных, методических, кадровых условий реализации учебных программ и получения высоких результатов образовательного процесса;

- организация творческой, исследовательской деятельности  педагогов и учащихся образовательных учреждений под научным и методическим руководством преподавателей ВУЗов;

- создание условий  для преемственности воспитательной  работы и формирования творческой личности молодого человека в единой непрерывной системе обучения и воспитания;

- сопровождение процесса профессионального  самоопределения школьников через проведение профориентационных мероприятий.

Для реализации поставленных задач были выбраны 3 направления:

- организация сотрудничества  с ВУЗами, с другими ОУ города  с целью развития системы довузовской подготовки;

- организация работы  «Школы интеллекта» с целью  совершенствования форм и методов работы с одаренными детьми;

- усиление  математического  образования через организацию  внеурочной деятельности младших школьников.

В ходе первого этапа эксперимента были разработаны следующие нормативные акты: «Положение о межпредметных кафедрах», «Положение об организации работы «Школы интеллекта»,  «Положение о «Малом научном обществе» младших школьников, «Положение о портфолио учащихся» (с учетом темы экспериментальной площадки».

В рамках работы экспериментальной  площадки были проведены следующие мероприятия:

- стажерская площадка  для учителей начальной школы  «Современное понимание реализации преемственности между начальным и средним звеном системы образования»;

- стажерская площадка  для учителей начальной школы  «Современное  понимание реализации преемственности между начальным и средним звеном системы образования;

- семинар «Активизация  мыслительной деятельности учащихся  в процессе работы на уроках в начальной школе с использованием ИКТ»;

- заседание научно-методического  совета по проблеме «Развитие  новых форм и методов довузовской подготовки старшеклассников»;

- участие в работе  выставки «Инновации в системе  образования Свердловской области» с моделью математического сопровождения инновационного развития математического образования в Лицее;

- участие в работе 3-й Региональной научно-практической  конференции с международным  участием «Информационные и коммуникационные  технологии в образовании» «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» с докладом на тему: «Реализация проекта «Школа интеллекта» в городе Каменске-Уральском»

Информация о работе Инновации в методике обучения физике