Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:39, курсовая работа
Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Цель работы: изучить и охарактеризовать педагогические инновации и их роль в российском образовании, а также в системе образования города Каменска-Уральского.
Исторически сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. И по этой причине многие родители отдают своих детей в развивающиеся, инновационные школы, считая это лучшим для их детей. Но нужно не забывать, что если ваш ребенок слабый, он может не осилить программу такой школы, и для него было бы лучше учиться в обычной. Поэтому в наше время проблема выбора школа стала наиболее актуальной.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
Рассмотреть ключевые понятия темы исследования «Новое», «Новшество», «Инновация», «Педагогическая инноватика», «Инновационный процесс».
На основе изучения различной литературы выявить роль инновационных процессов в образовании.
Рассмотреть профессиональную подготовку учителей для участия в инновационной деятельности.
Изучить мнения руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.
Рассмотреть открытие городских экспериментальных площадок, изучить и сравнить их деятельность за последние годы.
Введение …………………………………………………3
§ 1. Педагогическая инноватика: теоретические и исторические аспекты. ……………………………………………5
§ 2. Инновационные процессы в образовании: основные понятия …………………………………………………13
§ 3. Интерактивный метод обучения: один из видов инноваций в образовании ……………………………………19
§ 4. Характеристика и анализ инновационных процессов в образовании г. Каменска-Уральского ………………………25
Заключение ………………………………………………42
Список использованной литературы ………………43
Приложения ……………………………46
- организацию работы
по созданию банка федеральных,
- организацию сбора, систематизации и пополнение информационно-методических, дидактических и информационных материалов по проблеме эксперимента;
- пополнение библиографических
материалов по проблеме
- пополнение методической
копилки учебных программ
- организация мероприятий школьного и городского уровня по теме эксперимента.
На данном этапе обновление содержания образования осуществлено за счет:
- использования на
всех ступнях обучения
- организации работы
класса социально-
- создание собственной
модели фестиваля «Юные
- организацию работы школьного научного общества;
- широкое использование компьютерных информационных технологий в образовательном процессе;
- использования проектных технологий, поисково-исследовательской работы в системе дополнительного образования.
В качестве проблем, возникших в ходе реализации данного этапа эксперимента, было определено следующее:
- недостаточный охват обучающихся второй и третьей ступени обучения проектной и исследовательской работой;
- недостаточный опыт
общения членов школьного
Для решения поставленных проблем участниками ГЭП были проведены следующие мероприятия:
- организована работа
временных творческих групп
- разработаны пакеты методических рекомендаций по научно-исследовательской деятельности школьников для каждой ступени обучения;
- создан банк мультимедийных презентаций проектов; методических разработок уроков, курсов, внеклассных мероприятий, интеллектуальных игр;
- организовано сотрудничество между образовательными учреждениями – городскими экспериментальными площадками (Лицей №10, Средняя школа № 40).
- проведен второй городской
фестиваль малых научных
Результатом реализации данного этапа можно считать следующее:
- к защите на городской
научно-практической
- учащимися начальных классов подготовлено 18 научно- исследовательских работ;
- создано 39 мультимедийных презентаций проектов;
- в городском туре олимпиады «Юные интеллектуалы Среднего Урала» приняли участие 91 участника, из них 20 (22%) стали призерами;
- в областном туре
олимпиады «Юные интеллектуалы
Среднего Урала» приняли
- ученица 11 класса стала дипломантом областной конференции школьников и студентов;
- ученик 10 класса стал
победителем окружного и
Следует отметить активизацию рост участников, призеров городских, окружных, областных олимпиад, научно-практических конференций. По сравнению с 2007-2008 учебным годом, количество участников различных интеллектуальных конкурсов выросло на 12%, призеров на 30%.
Таким образом, результатом реализации программы экспериментальной работы можно считать следующее:
- опыт организации
научно-исследовательской
- качество предоставляемых
школой образовательных услуг
выросло, что подтверждают резу
2. В 2008-2009 учебном году завершился последний – третий этап работы экспериментальной площадки «Школа - как культурно-образовательная среда, ориентированная на саморазвитие личности учащихся», организованной на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла». На последний этап реализации программы эксперимента были поставлены следующие задачи:
- совершенствовать
- использовать в
- создать электронный
банк методических
Для реализации программы эксперимента было организована работа творческой группы педагогов, объединившей работу школьных методических объединений учителей начальных классов, учителей основной и средней школы, педагогов дополнительного образования, классных руководителей по организации проектной и исследовательской деятельности.
Образовательный процесс
предполагал включение
Результатом реализации
проекта можно считать следующе
- в проектную деятельность было вовлечено 6 классов (100%) первой ступени обучения;
- каждый ученик 8 – 11 классов, завершив изучение элективных курсов защищал проект, всеми учителями, работающими на второй, третьей ступени обучения использовал на уроках проектный метод работы;
- в ходе реализации социального проекта «Передай добро по кругу» проведены акции «Шаг навстречу», «Подарок к новому году», «Цветы дружбы»;
- разработан и реализован общешкольный проект (1-11 класс) «Я выбираю будущее»;
- призовые места на городских конкурсах заняли 5 проектов различной направленности.
В целом, вовлеченность педагогов и обучающихся в проектную деятельности составила 100%, создан электронный банк методических рекомендаций по организации проектной и исследовательсой деятельности для педагогов и обучающихся. В ходе эксперимента качество образования повысилось с 40,5% в 2007 году до 43,3% в 2009 году.
3. «Организация работы с одаренными и способными детьми» (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40») - второй этап экспериментальной работы.
В качестве задач данного этапа было определено:
- выявление наиболее
эффективных организационно-
- отбор наиболее целесообразных
методов, приемов, средств,
- создание условий
для успешного обучения
Для обеспечения эффективного развития и саморазвития одаренных и способных детей, обеспечения единства учебной и внеучебной деятельности школьников, позволяющего учесть их интересы, личностные качества и способности в школе создан интеллектуальный клуб «Эврика».
В ходе эксперимента апробированы программы разработанные педагогами школы, участниками эксперимента:
- Потаповой Н.И. «Логика»;
- Махриной Л.П. «Родной язык»;
- Сербиной Л.В. «Искусство»;
- Жихаревой Е.А. «Детское чтение»;
- Хужиной Ю.И. «Я- гражданин»;
- Багиной Ж.Ю. «Светофорик»;
- Калякиной Т.А. «
- Галановой С.В. «Экономика».
Педагогами разработаны
поурочные материалы для
Количество обучающихся, занимающихся стабильно и составляет 82 человека.
Результатам можно считать следующее:
- диплом победителя
городского конкурса малых
- III место в городской интеллектуально-творческой игре «Экоколобок»;
- I место в городской викторине «Птицы нашего города»;
- II место в городском конкурсе «Всемирный день защиты животных».
С целью познавательной
мотивации обучающихся
В качестве проблемы на следующий этап эксперимента остается разработка программы преемственности работы с одаренными детьми на следующей ступени обучения.
Целью первого этапа стало формирование единого информационно-образовательного пространства – «образовательный комплекс», объединяющего интеллектуальные, материальные, информационные ресурсы для обеспечения взаимосвязи и преемственности образовательных учреждений всех уровней и обеспечивающего возможность творческого развития личности в оптимально созданных условиях. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- оптимальное взаимодействие
всех образовательных
- разработка и внедрение преемственных образовательных программ (интегрированных учебных программ и планов) и образовательных технологий между всеми ступенями образования;
- повышение качества образования, т.е. создание организационных, методических, кадровых условий реализации учебных программ и получения высоких результатов образовательного процесса;
- организация творческой,
исследовательской
- создание условий
для преемственности
- сопровождение процесса профессионального самоопределения школьников через проведение профориентационных мероприятий.
Для реализации поставленных задач были выбраны 3 направления:
- организация сотрудничества с ВУЗами, с другими ОУ города с целью развития системы довузовской подготовки;
- организация работы «Школы интеллекта» с целью совершенствования форм и методов работы с одаренными детьми;
- усиление математического образования через организацию внеурочной деятельности младших школьников.
В ходе первого этапа эксперимента были разработаны следующие нормативные акты: «Положение о межпредметных кафедрах», «Положение об организации работы «Школы интеллекта», «Положение о «Малом научном обществе» младших школьников, «Положение о портфолио учащихся» (с учетом темы экспериментальной площадки».
В рамках работы экспериментальной площадки были проведены следующие мероприятия:
- стажерская площадка для учителей начальной школы «Современное понимание реализации преемственности между начальным и средним звеном системы образования»;
- стажерская площадка для учителей начальной школы «Современное понимание реализации преемственности между начальным и средним звеном системы образования;
- семинар «Активизация
мыслительной деятельности
- заседание научно-
- участие в работе выставки «Инновации в системе образования Свердловской области» с моделью математического сопровождения инновационного развития математического образования в Лицее;
- участие в работе
3-й Региональной научно-