Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 13:47, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение основных законов Гегеля.
ВВЕДЕНИЕ 3
СУТЬ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ ГЕГЕЛЯ 5
Закон отрицания отрицания 6
Закон перехода количества в качество 8
Закон единства и борьбы противоположностей 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
СУТЬ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ДИАЛЕКТИКИ ГЕГЕЛЯ 5
Закон отрицания отрицания 6
Закон перехода количества в качество 8
Закон единства и борьбы противоположностей 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 12
Введение
ГЕГЕЛЬ, Георг Вильгельм Фридрих (Georg Wilhelm Friedrich Hegel) /27.08.1770 - 14.11.1831 гг./ - немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Мировоззрение Гегеля формировалось под влиянием идей и событий Великой французской революции.
Г.Гегель начинал как последователь "критической философии" И.Канта и И.Фихте, но уже вскоре под влиянием Ф.Шеллинга перешел с позиций "трансцендентального" (субъективного) идеализма на точку зрения "абсолютного" (объективного) идеализма. Творчество Г.Гегеля характеризуется особым вниманием к истории человеческой духовной культуры. Центральное понятие философии Г.Гегеля - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверх временного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия - в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального "объективного духа" (право, мораль и нравственность - семья, гражданское общество, государство)и "абсолютного духа" (искусство, религия, философия как формы и самосознания духа).
Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин "диалектика" означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.
Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформировал три основных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.
Целью
данной работы является рассмотрение
основных законов Гегеля.
СУТЬ
ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ
ДИАЛЕКТИКИ ГЕГЕЛЯ
В древности диалектикой называли искусство вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать так - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика - это учение о развитии всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами/явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.
Отметим узловые моменты диалектики Гегеля. Центральное понятие его философии - абсолютная идея, и главная проблема его диалектики - переход от идеального (логического) к реальному, от идеи к природе. Сама абсолютная идея погружена внутрь логического (в смысле идеального) пространства и должна каким-то образом "вырваться" оттуда. «Гегель обосновывает движение идеи во внелогическое пространство весьма парадоксальным образом: идея именно потому, что она завершена в себе, должна сама выйти из себя и вступить в другие сферы». Природа оказывается лишь одной из этих сфер и, соответственно, этапом внутреннего развития идеи. «В поисках определенности и совершенства она «высвобождает из себя» природу». Природа оказывается инобытием абсолютной идеи, или ее иным воплощением. «В природе мы не познаем ничего другого, кроме идеи, но идея существует здесь в форме овнешневания (EntauBerung), внешнего обнаружения точно так же, как в духе эта же самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя».
Безусловно,
эта мысль глубоко
Гегель
сформулировал основные законы диалектики
– «закон отрицания отрицания», «закон
перехода количества в качество», «закон
единства и борьбы противоположностей».
Любой предмет или явление развиваются
согласно этим законам: "Почка исчезает,
когда распускается цветок, и можно было
бы сказать, что она опровергается цветком;
точно так же при появлении плода цветок
признается ложным наличным бытием растения,
а в качестве его истины вместо цветка
выступает плод. Эти формы не только различаются
между собой, но и вытесняют друг друга
как несовместимые. Однако их текучая
природа делает их в то же время моментами
органического единства, в котором они
не только не противоречат друг другу,
но один так же необходим, как и другой;
и только эта одинаковая необходимость
и составляет жизнь целого"
Закон
отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания означает, что в любом процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой - отрицанием этого отрицания, так как воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени, в новом качестве, некоторые свойства и качества отрицаемого предмета. В процессе развития диалектически сочетаются моменты разрушения элементов старой системы и моменты преемственности, т.е. сохранения свойств старой системы при обогащении их новым качеством. Закон отрицания отрицания выступает прежде всего как синтез, т.е. достижение нового качественного содержания не путем простого их суммирования, а за счет преодоления противоречивых сторон предмета. Это дает основания в более общей форме обозначать его как «закон диалектического синтеза», который обеспечивает, с одной стороны, изменение и появление нового предмета, а с другой - сохраняет генетическую связь с предшествующими явлениями и предметами.
Граница перехода одного качества в другое представляет собой некое посредствующее качество. Для Гегеля это мыслимое единство. «Нечто становится другим, а это другое в свою очередь становится другим. Нечто, находясь в отношении с другим, само уже есть некое другое по отношению к этому последнему. Так как то, во что нечто переходит, есть то же самое, что и само переходящее (оба имеют одно и то же определение, а именно быть другим), то в своем переходе в другое нечто лишь сливается с самим собой, и это отношение с самим собою в переходе и в другом есть истинная бесконечность». Таким образом, в процессе развития закон отрицания отрицания характеризует направленность изменений, их преемственный характер и бесконечность.
Смысл
этого закона можно легко понять
на следующем примере. Маркс (создатель
современной материалистической диалектики),
отрицал идеалистическую
И
еще один пример. В философском
словаре, изданном в 1963 году (в отличие
от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла
(а он, замечу, был хорошим философом).
В эти же годы освобождения от «культа
личности» советский народ заодно «освободили»
от сталинского наследия. В результате
теоретическая база строительства социализма-коммунизма
была отброшена к Марксу и Ленину, чьи
теории к тому времени порядком устарели
и требовали изменений. Сталин же понимал,
что экономическая политика СССР должна
измениться. Однако бюрократическая верхушка
СССР предпочла «забыть» наработки Сталина
и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически,
«откатившись» на несколько десятилетий
назад). С тех пор, как известно, несмотря
на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском
Союзе теоретическая база практически
не подвергалась пересмотру.
Закон
перехода количества
в качество
Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественными изменениями и говорит о том, что в процессе развития «количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений». Качественное изменение обозначает возникновение нового объекта, предмета, явления. Качество, как отмечал Гегель, «есть вообще тождественная с бытием, непосредственная определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть». Поэтому понятие «качество» следует отличать от свойств предмета. Качество - это внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность свойств, без которых предмет уже перестает быть данным предметом. А свойство более элементарно, это как бы одна сторона качества.
Количество - это внешняя определенность предмета по отношению к бытию. Поэтому количество выражает не сущность предмета, а лишь его внешние количественные свойства. Количественные параметры различных предметов и явлений, их пространственно-временные характеристики (размеры) могут совпадать. Сравнение предметов по их количественным характеристикам безразлично к качеству (мы можем, например, сравнивать размеры живого существа и неодушевленного предмета, скажем слона и стола). Выделение качества и количества объекта является лишь операцией абстрактного мышления, в реальности нет качества без предшествующих ему и происходящих в нем всегда количественных изменений, так же как любое количественное изменение является результатом какого-то качественного изменения.
Мыслимое единство количественных и качественных изменений выражается «мерой». Таким образом, качество, количество и мера суть лишь ступени развития, формы бытия.
Закон перехода количества в качество говорит о том, что в любом предмете как особом качестве происходит накопление количественных изменений, которые на определенном уровне развития предмета (перешагнув меру) приведут к изменению его качества, т.е. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет, новое качество порождает серию новых количественных изменений, делая тем самым процесс развития бесконечным.
Например,
человек мог долгое время развиваться
как биологический вид, но, вступив в социальные
отношения, он на новой качественной ступени
развивается уже как социальное существо.
Механизм процесса развития и скорость
его протекания могут быть различными.
Развитие может носить как эволюционный,
постепенный, так и скачкообразный характер.
Например, для социальной практики характерны
резкие революционные переходы («скачки»),
а затем - восстановление равновесия, накопление
недостающих количественных изменений.
Закон
единства и борьбы противоположностей
Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. В любом предмете существуют противоречивые стороны. Противоречия скрыты, существуют в потенциальной форме. Однако постепенно, за счет количественных накоплений различия между противоречивыми сторонами предмета или явления усиливаются и достигают такой степени, что начинают отрицать друг друга. Противоречия начинают выступать как противоположности, что приводит к разделению единого предмета на противоположные стороны. Происходит разрешение противоречий, которое может иметь разные варианты, но возникающие при этом новые явления и предметы обладают собственными новыми противоположностями. Таким образом, весь диалектический путь повторяется заново, и процесс развития носит бесконечный характер.