Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:25, реферат
Среди других представителей немецкой классической философии (Канта, Фихте, Шеллинга) Гегель выделяется своим вниманием к истории. Именно философия истории и философия культуры являются предметом его "философии духа". Духовная культура представлена в ней как закономерное развитие и постепенное выявление творческой силы "мирового разума". Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный мировой дух одновременно познает себя как их творца. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания "мирового духа", начиная с акта наименования чувственно-данных вещей и кончая "абсолютным знанием", т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития - науки, нравственности, религии, искусства. В "Энциклопедии философских наук" (1817), произведении Гегеля, излагающем систему абсолютного идеализма, "Философия духа" является третьей, заключительной частью (после "Логики" и "Философии природы"). В "философии духа" описывается "возвращение" духа из его природного инобытия "к себе". Эта часть философии Гегеля состоит из учения о субъективном, объективном и абсолютном духе.
3. Философия духа Гегеля
Среди других представителей немецкой классической философии (Канта, Фихте, Шеллинга) Гегель выделяется своим вниманием к истории. Именно философия истории и философия культуры являются предметом его "философии духа". Духовная культура представлена в ней как закономерное развитие и постепенное выявление творческой силы "мирового разума". Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный мировой дух одновременно познает себя как их творца. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания "мирового духа", начиная с акта наименования чувственно-данных вещей и кончая "абсолютным знанием", т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития - науки, нравственности, религии, искусства. В "Энциклопедии философских наук" (1817), произведении Гегеля, излагающем систему абсолютного идеализма, "Философия духа" является третьей, заключительной частью (после "Логики" и "Философии природы"). В "философии духа" описывается "возвращение" духа из его природного инобытия "к себе". Эта часть философии Гегеля состоит из учения о субъективном, объективном и абсолютном духе.
Этапы, предшествующие философии духа - это этапы эволюции (саморазвития) абсолютной идеи ("мирового разума"). Абсолютная идея - основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную и конкретную всеобщность, своим содержанием имеет процесс своего же собственного раскрытия в виде последовательного движения от абстрактно-общих определении к определениям, обогащённым конкретным содержанием, причём каждая ступень процесса представляет собой полагание определённости (тезис), её раскол на противоречащие смысловые полюса (тезис и антитезис) и "снятие" противоречия в общности более высокого типа (синтез). Первым этапом раскрытия Абсолютной идеи является логика или, по Гегелю, изображение бога в его вечной сущности. Разворачивая своё содержание от первой категории (бытие) до последней (Абсолютная идея), логика оказывается абсолютно-конкретным единством всех категорий, т.е. живой истиной.
Второй этап самодвижения Абсолютной идеи - природа, т. о. "отпустившая" себя в инобытие, растворившаяся в чужом (материи) Абсолютная идея. Раскрывая содержание в "ином", которое положено ею самой, Абсолютная идея по ступеням природы восходит к духу и возвращается к единству с собой.
Дух - третья и последняя стадия раскрытия Абсолютной идеи - проходит этапы субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончательное соединение единичного со всеобщим (абстрактного с конкретным) и воплощая полноту Абсолютной идеи.
Субъективный дух представляет собой этап становления отчуждённого существования абсолютной идеи в природе, когда преодолевается противоречие "дремлющего в природе" духовного содержания и природной формы, т.е. бытия вне идеи, и создается дух, т.е. человек и человечество как носители идеи.
Субъективный дух, или индивидуальная душа, рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию тела; феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание - самосознание - разум; психология показывает теоретические и практические способности духа.
В ходе своего развития Субъективный дух активно усваивает "данное" ему содержание, осознает себя как субстанцию своего тела и переживаний и, наконец, как разумный дух, обладающими свободной волей. Разумная воля - субъективно свободная, но ограниченная другими духовными и телесными сущностями (живыми существами, личностями), - переходит к свободной деятельности, создающей право, мораль, нравственность и государство, становясь тем самым объективным духом (объективируясь).
Пройдя стадию субъективного духа и подчинив себе свои состояния, освободив себя внутренне и став разумным свободным духом, дух реализует свою свободную волю в объективном мире. Индивидуальный дух на этом этапе должен постичь, что все внешне данное и противостоящее ему есть дух. Человек подчиняет себе природу, нравственно и политически преодолевает свою иллюзорную оторванность от других людей и погружается в скрытое в его индивидуальности родовое всеобщее. На этом пути приобретается действительная индивидуальность, тождественная народному духу. Объективный дух проходит три стадии развития. На первой стадии он реализует себя в правовых отношениях. Стадии права противостоит и сменяет её стадия морали как права субъективной сознательной воли. Синтезом этих стадий является нравственность, реализующаяся в семье, гражданском обществе и государстве. Поскольку в нравственности совпадают правовое и моральное, она становится высшей формой Объективного духа. Вершина нравственности - соответствующее своему понятию государство - синтезируя субъективное и объективное в народном духе, может стать носителем абсолютного духа, т.е. последней стадии развития духа, раскрывающей содержание и смысл эволюции абсолютной идеи.
Абсолютный дух реализует самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию. Формами знания (и самосознания) абсолютной идеи являются искусств, религия и философия. Дух постигает идею в искусстве через её образное созерцание и чувственно внешнее изображение; затем - в религии, осуществляя ее образно-эмоциональное переживание; и, наконец, находит адекватную форму постижения идеи в мысли или в философии, которая раскрывает абсолютную идею как мыслящее себя понятие. Абсолютный дух, таким образом, снимает дуализм идеи и её порождений, которые оказываются средством актуализации духа. Как конкретное единство личности, общества и смысла Абсолютный дух является свободным, сознательным, бесконечным и беспрепятственным самотворчеством.
Философия духа обосновывается далее Гегелем в "Философии права" (1821). Развитое в философии права учение об объективном духе оказало сильное влияние на последующее становление социальной философии и социологии. "Объективный дух" охватывал у Гегеля сферу социальной жизни и понимался как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Историю Гегель рассматривал в целом как "прогресс духа в сознании свободы", который развертывается через "дух" отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отдельных лиц, нашла свое отражение в учении Гегеля о "хитрости мирового разума", пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.
Из "философии духа" Гегеля вытекали определённые социально-политические следствия. Поскольку в философской системе Гегеля человечество пришло к познанию абсолютной истины (в форме научной философии), постольку и время и место, где творил Гегель - Германия времен кайзера Вильгельма, является высшим этапом исторического развития. Здесь явно присутствует идеологический оттенок, направленный на увековечивание монархического строя. Но социально - политические следствия не ограничиваются этим. Гегель дал аргументы для развития немецкого национализма. Он учил, что этому, якобы осуществляющемуся в Германии высшему этапу развития идеи, соответствует и наиболее совершенная немецкая система общественного и государственного устройства, а немецкий народ является избранным народом. Что же касается всех других народов мира, то они, по Гегелю, или уже сыграли свою роль в истории, или вообще не способны к самостоятельной исторической роли.
4. Первый закон диалектики
Закон перехода количественных изменений
в качественные. Гегель дал определение
категорий качества, количества и меры,
считая их III формами начальной ступени
бытия идеи. Качество - это внутренняя
определенность предмета, явление, которое
характеризует предмет или явление в целом.
Качество есть первая непосредственная
определенность бытия. Категория качества
предшествует в логике Гегеля категории
количества. Такой порядок в общем соответствует
истории человеческого познания. Дикари
(как и дети) различают вещи по их качественной
определенности, хотя не умеют считать,
то есть не знают количественных соотношений.
Количество, по Гегелю, есть определенность,
“безразличная для бытия” внешняя определенность
вещи. Качество есть внутренняя определенность
вещи. Качество и количество не могут существовать
изолированно друг от друга, так как любая
вещь есть определенно и качественная
величина, качественно определенное качество.
Синтезом качественной и количественной
определенности выступает мера. Каждая
вещь, поскольку она качественно определенная,
есть мера. Нарушение меры меняет качество
и превращает одну вещь в другую. Происходит
перерыв постепенности, или качественный
скачок. Скачок - это всеобщая форма перехода
от одного качественного состояния к другому.
Гегель характеризует скачок, как сложное
диалектическое состояние. Скачок - это
единство бытия и небытия, означающее,
что старого качества уже нет, а нового
еще нет, и одновременно, прежнее качество
еще есть, а новое - уже есть. Например,
так, благодаря количественным изменениям
мера оказывается превзойденной и в результате
появляется нечто совершенно иное, а именно
преступление. Качественный скачок может
превратить право в несправедливость,
добродетель - в порок.
Второй закон диалектики
- закон взаимопроникновения противоположностей
вскрывает в развитии его внутренний источник,
импульс. Основой всякого развития, с точки
зрения этого закона, является борьба
противоположных сторон. Для характеристики
этого закона, Гегель рассматривает такие
понятия, как: -тождество - равенство объекта
самому себе или нескольких объектов друг
другу; -различие - отношение неравенства
объекта самому себе или объектов друг
другу; -противоположности - взаимоотношения
таких сторон объекта или объектов друг
с другом, которые коренным образом отличаются
друг от друга; -противоречие - это процесс
взаимопроникновения и взаимоотрицания
противоположностей. При раскрытии действия
этого закона Гегель подчеркивал существование
связи и взаимодействия между противоположностями,
доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные
и взаимодействующие тенденции и моменты,
и эта взаимосвязь выражается в том, что
каждая из них, в качестве своей противоположности,
имеет свою иную противоположность и существует
эта ее противоположность. Гегель доказывал
это на примере таких явлений, как магнетизм,
электричество. “Северный полюс в магните,
- писал он, - не может быть без южного. Если
разрежем магнит на две половины, то у
нас не окажется в одном куске северный
полюс, а в другом южный. Точно также и
в электричестве положительное и отрицательное
электричество не суть два различных,
отдельно существующих флюида”.12 Другой стороной диалектического
противоречия является взаимное отрицание
сторон и тенденций, именно поэтому стороны
единого целого суть противоположности,
они находятся не только в состоянии взаимосвязи,
взаимообусловленности, но и взаимоотрицания,
взаимоисключения, взаимоотталкивания.
Именно такого рода взаимоотношения противоположностей
Гегель назвал противоречиями . “Противоречие
- вот что на самом деле движет миром и
смешно говорить. что противоречие нельзя
мыслить”.13 “Противоречие есть корень
всякого движения и жизненности, лишь
поскольку оно имеет в самом себе противоречие,
он движется, обладает импульсом и деятельностью”.14 Развитие представляет
собой процесс становления, обострения
и разрешения противоречий. Разрешение
любого конфликта противоречий представляет
собой скачок, качественное изменение
данного объекта, превращает его в качественно
иной объект, отрицание новым объектом
старого, возникновение новых, иных противоречий,
присущих объекту нового качества.
Третий закон диалектики
- закон отрицания отрицания отражает,
по Гегелю, общий результат и направленность
процесса развития. Отрицание означает
уничтожение старого качества новым, переход
из одного качественного состояния в другое.
Отрицание, по Гегелю, обладает диалектической
природой, именно представляет собой единство
трех основных моментов: 1) преодоление
старого; 2)преемственность в развитие;
3)утверждение нового. Отрицание отрицания
в двойном виде включает в себя эти три
момента и характеризует цикличность
развития. Эта цикличность связана с прохождением
в процессе развития трех стадий: -утверждение
или положение (тезис); -отрицание или противоположение
этого утверждения (антитезис); -отрицание
отрицания, снятие противоположностей
(синтез). Процесс отрицание отрицания,
не складывается так, что мысль сначала
полагается, затем противополагается
самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей
высшей мыслью, в которой борьба снятых
его предыдущих мыслей, как противоположностей,
является движущей силой дальнейшего
развития логического процесса. Действие
этого закона Гегель иллюстрирует на примере
роста растения. Берем, например, зернышко
овса. Бросим его в землю. Из него прорастает
стебель, отрицающий это зернышко. Стебель
через какое-то время начинает колоситься
и дает новое зерно, но уже в десятикратном
и более размере. Произошло отрицание
отрицания.15 Процесс развития носит
поступательный характер. Поступательность
и повторимость придает цикличности спиралевидную
форму и каждая ступень процесса развития
богаче по своему содержанию, поскольку
она включает в себя все лучшее. что было
накоплено на предшествующей ступени.
Помимо диалектического истолкования
категорий и разработки трех законов,
диалектический метод Гегеля включает
в себя принципы анализа действительности,
как восхождения от абстрактного к конкретному,
соответствие исторического и логического,
всестороннего. Это наследие вошло в сокровищницу
мировой философской мысли.