Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:07, реферат
Разpаботанные в философии наиболее общие закономеpности, описывающие источник и движущую силу всякого pазвития, его механизм, общий pезультат и напpавленность, называют основными законами диалектики.
. Введение ………………………………………………………………………. 3
2. Основные законы диалектики ……………………………………………….. 4
2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений .. 4
2.2 Закон единства и борьбы противоположностей …………………………. 10
1.3 Закон отрицания отрицания ………………………………………………. 16
Заключение …………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы …………………………………………. 23
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………………………………. 3
2. Основные законы диалектики ……………………………………………….. 4
2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений .. 4
2.2 Закон единства и борьбы противоположностей …………………………. 10
1.3 Закон отрицания отрицания ………………………………………………. 16
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………. 23
Введение
В истории философии понятие диалектики пpетеpпело коpенные изменения: от первоначального понимания, близкого к однокоренным словам "диалект" или "диалог" и обозначавшего искусство спора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалектики, в основе которого лежит понятие развития. Напpимеp, в философском словаpе диалектика опpеделяется как "наука о наиболее общих законах pазвития пpиpоды, общества и мышления", а в учебнике по философии (под pедакцией академика И.Т.Фpолова, 1989 г.) диалектика pассматpивается "как наиболее полное и всестоpоннее учение о pазвитии". В источниках, автоpы котоpых дистанциpуются от маpксизма, часто опpеделение диалектики не дается, а говоpится о диалектическом методе (Гегеля). Напpимеp, в куpсе лекций А.А.Радугина, 1995 г.: "Диалектический метод пpедполагает pассмотpение всех явлений и пpоцессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и pазвития". Гpамматически выpажено неясно (повидимому, надо читать: "и в их pазвитии"), но очевидно, что сутью пpизнается системность, пpичинность и pазвитие.
Само
понятие "pазвитие" опpеделяется
как закономеpное качественное изменение
матеpиальных и идеальных
1. Основные законы диалектики
1.1
Закон взаимного перехода
Диалектика - теория и метод осмысления новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика постигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисключающих и взаимополагающих мнений и точек зрения. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях - изменчива, постоянно совершенствуется (последнее видно, хотя бы, на примере обогащения диалектики идеями синергетики).
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».
Человек
издавна пытался выявить
В средневековье утверждалось представление о «скрытых» качествах как вечных и неизменных «формах», предопределяющих свойства предметов. В Новое время Бойль, Ньютон, Гоббс, Локк, Спиноза и другие естествоиспытатели и философы продолжили разработку теории качеств, подразделяя их на первичные и вторичные, объективные и субъективные.
В философской и научной мысли нередким был разрыв количества и качества: сведение качества к количеству (Демокрит, Гассенди, Декарт, Ламетри); отрицание влияния количественных изменений на якобы навсегда данные качественные различия (теория преформизма в биологии, теория геологических катастроф Кювье и т.п.). В целом же, в философии утвердился взгляд о взаимозависимости качества и количества. Гегель распознавал качество как внутреннюю определенность бытия, а количество как его внешнюю определенность.
Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса) через совокупность его признаков. Существование качества возможно на основе дискретности как принципа структурной организации материи. Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов или процессов, и одновременно фиксирует, что нечто обладает спецификой, благодаря которой оно есть данное конкретное образование. Наиболее крупные «блоки» качественных различий - между основными видами материи и соответствующими им формами движения.
Качество
предметов обнаруживается через
их свойства, т.е. «грани» предмета,
обусловливающие его различие или
сходство с другими предметами и
проявляющиеся во взаимодействии с
ними. При изменении условий
Количество
- философская категория, которая
характеризует темпы протекания
процессов, подвижность и изменчивость
вещей, степень развития либо интенсивности
свойств объектов или процессов.
Количество измеримо либо вычислимо
средствами математического знания.
Провозглашенный Галилеем (1564 - 1642) принцип
количественного подхода к
В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в соответствии с изменением температуры, давления и других факторов, превращения одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома), а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений.
Качество и количество - это противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов, что выражается понятием меры. Ничего слишком, все хорошо, что в меру, утверждал Хилон. Пользуйся мерой, настаивал Фалес. Платон видел в тезисе «ничего сверх меры» синоним мудрости. Гегель определил меру как единство качественного количества. Мера возникает благодаря двойному переходу (качества в количество, количества в качество). Мера - такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Во многих явлениях (особенно социальных и духовных) положение границ интервала является нечетким и трудноопределяемым.
Мир и
его фрагменты характеризуются
единством относительной
Гегель
установил, что действительное целое
есть результат вместе со своим становлением74.
Ф. Энгельс указывал, что существенным
моментом развития является опосредование
противоположностей, когда «все различия
сливаются в промежуточных
Переходное
состояние, вероятно, ведет к двояким
последствиям. Первое связано с экспансией
нового, когда из двух качеств новое
развивается далее под
В общественной жизни переходные состояния объективны. Вместе с тем здесь велика роль субъективного фактора, ибо выбор вариантов и форм переходов в значительной степени зависит от интересов и энергии социальных и этнических общностей, политических партий.
Механизм бифуркаций делает понятным, «как может чисто количественный рост приводить к качественно новому выбору»77. В первом приближении в одном из аспектов закон взаимного перехода количественных и качественных изменений с позиций синергетики может быть выражен в законе бифуркаций. Корреляции способны возникать спонтанно в результате комбинирования внутренних взаимодействий в системе с внешними взаимодействиями системы со средой.
Скачок
— переход количественных изменений
в качественные или переход из
одного качественного состояния
в другое (в результате превышения
меры). Скачок означает: перерыв постепенности,
непрерывности количественных изменений
прежнего явления; превращение в
противоположность, «насыщенность» противоречиями
и их разрешение; момент развития с
удержанием положительного содержания
отрицаемого («снятие»). Примеры скачков:
образование звезд и планет, появление
жизни на Земле, формирование новых
видов растений и животных, человека
и его сознания, смена типов
цивилизаций и формаций, социальные
революции. Скачки осуществляются как
в форме «взрыва», так и растянуто
во времени. Применительно к обществу
формируется взгляд, что прогрессивная
эволюция, замедленная или ускоренная
в зависимости от обстоятельств,
без внешнего насилия, составляет ведущую
тенденцию развития. Но в целом
развитие сущего носит эволюционно-
Итак, рассматриваемый
закон диалектики устанавливает, что
количественные изменения на известной
ступени скачком переходят в
качественные различия с возникновением
обладающего новой мерой
1.2
Закон единства и борьбы
Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории: «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».
Объекты бытия представляют собой определенную целостность со своими противоположностями. Уже в древности утверждалось, что все существующее в мире есть результат столкновения противоположных сил: доброго и злого начал (в египетском мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян (в китайской мифологии) - взаимодействия добра и зла, красоты и безобразия, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания и т.д.