Основные законы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:07, реферат

Описание работы

Разpаботанные в философии наиболее общие закономеpности, описывающие источник и движущую силу всякого pазвития, его механизм, общий pезультат и напpавленность, называют основными законами диалектики.

Содержание

. Введение ………………………………………………………………………. 3
2. Основные законы диалектики ……………………………………………….. 4
2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений .. 4
2.2 Закон единства и борьбы противоположностей …………………………. 10
1.3 Закон отрицания отрицания ………………………………………………. 16
Заключение …………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы …………………………………………. 23

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.77 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение ………………………………………………………………………. 3

2. Основные законы диалектики ……………………………………………….. 4

2.1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений .. 4

2.2 Закон единства и борьбы противоположностей …………………………. 10

1.3 Закон отрицания отрицания ………………………………………………. 16

Заключение …………………………………………………………………….. 22

Список использованной литературы …………………………………………. 23

 

 

Введение

В истории философии понятие диалектики пpетеpпело коpенные изменения: от первоначального понимания, близкого к однокоренным словам "диалект" или "диалог" и обозначавшего искусство спора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалектики, в основе которого лежит понятие развития. Напpимеp, в философском словаpе диалектика опpеделяется как "наука о наиболее общих законах pазвития пpиpоды, общества и мышления", а в учебнике по философии (под pедакцией академика И.Т.Фpолова, 1989 г.) диалектика pассматpивается "как наиболее полное и всестоpоннее учение о pазвитии". В источниках, автоpы котоpых дистанциpуются от маpксизма, часто опpеделение диалектики не дается, а говоpится о диалектическом методе (Гегеля). Напpимеp, в куpсе лекций А.А.Радугина, 1995 г.: "Диалектический метод пpедполагает pассмотpение всех явлений и пpоцессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и pазвития". Гpамматически выpажено неясно (повидимому, надо читать: "и в их pазвитии"), но очевидно, что сутью пpизнается системность, пpичинность и pазвитие.

Само  понятие "pазвитие" опpеделяется  как закономеpное качественное изменение  матеpиальных и идеальных объектов, хаpактеpизующееся как напpавленное и необpатимое. Одновpеменно напpавленность и необpатимость отличает pазвитие  от пpосто изменений. Вследствие напpавленности и необpатимости изменений они  могут накапливаться и, достигнув  некотоpой опpеделенной меpы накопления, дать качественно новое состояние  объекта, не только не сводимое к его  пpежнему состоянию, но даже отpицающее  его. Разpаботанные в философии  наиболее общие закономеpности, описывающие  источник и движущую силу всякого pазвития, его механизм, общий pезультат и напpавленность, называют основными законами диалектики.

 

 

1. Основные законы диалектики

 

1.1 Закон взаимного перехода количественных  и качественных изменений

 

Диалектика - теория и метод осмысления новых  граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика постигает окружающее через  диалог мысли и действия, через  анализ и синтез взаимоисключающих  и взаимополагающих мнений и точек  зрения. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях - изменчива, постоянно совершенствуется (последнее видно, хотя бы, на примере  обогащения диалектики идеями синергетики).

Закон взаимного  перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков  их механизм. Содержание действия этого  закона раскрывается через категории: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».

Человек издавна пытался выявить природу  качественных и количественных характеристик  в строении и динамике мироздания. Пифагорейцы утверждали, что числа, выражающие количественные соотношения, являются элементами всех вещей, придают  гармонию сферам Солнечной системы. Отличие друг от друга неодинаковых вещей и процессов, т.е. их качественное своеобразие, пытались объяснить Фалес, Анаксимен и Гераклит. Аристотель ввел категории качества и количества для определения фундаментальных  свойств природы и познания. Качеству он приписывал следующие контексты: свойства и состояния, как преходящие, так и стабильные, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи. Количество Аристотель рассматривал с точки зрения «множества» и «величины», «равенства» либо «неравенства».

В средневековье  утверждалось представление о «скрытых»  качествах как вечных и неизменных «формах», предопределяющих свойства предметов. В Новое время Бойль, Ньютон, Гоббс, Локк, Спиноза и другие естествоиспытатели и философы продолжили разработку теории качеств, подразделяя  их на первичные и вторичные, объективные  и субъективные.

В философской  и научной мысли нередким был  разрыв количества и качества: сведение качества к количеству (Демокрит, Гассенди, Декарт, Ламетри); отрицание влияния  количественных изменений на якобы  навсегда данные качественные различия (теория преформизма в биологии, теория геологических катастроф  Кювье и т.п.). В целом же, в  философии утвердился взгляд о взаимозависимости  качества и количества. Гегель распознавал  качество как внутреннюю определенность бытия, а количество как его внешнюю  определенность.

Качество  есть обнаружение определенности объекта (процесса) через совокупность его  признаков. Существование качества возможно на основе дискретности как  принципа структурной организации  материи. Качество выражает то общее, что  характерно для однородных объектов или процессов, и одновременно фиксирует, что нечто обладает спецификой, благодаря  которой оно есть данное конкретное образование. Наиболее крупные «блоки»  качественных различий - между основными  видами материи и соответствующими им формами движения.

Качество  предметов обнаруживается через  их свойства, т.е. «грани» предмета, обусловливающие его различие или  сходство с другими предметами и  проявляющиеся во взаимодействии с  ними. При изменении условий отдельные  свойства предметов меняются или  исчезают совсем. Различают актуальные (реализованные) и потенциальные, носящие  скрытый характер, свойства.

Количество - философская категория, которая  характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивности  свойств объектов или процессов. Количество измеримо либо вычислимо  средствами математического знания. Провозглашенный Галилеем (1564 - 1642) принцип  количественного подхода к явлениям выступает методологическим фундаментом  точного естествознания, предпосылкой научно-технического прогресса. Д.И. Менделеев  считал, что наука начинается там, где начинается измерение. ^Процесс  математизации особенно усилился с  развитием ЭВМ. Чем сложнее явление (в области политики, нравственности, эстетического восприятия мира и  пр.), тем труднее подвергнуть  его изучению количественными методами. Ф. Энгельс в «Диалектике природы» подчеркивал, что в биологии и  в истории общества, в отличие  от точных наук, количества не могут  быть четко измерены и прослежены. Аналогично рассуждают некоторые современные  авторы, которые утверждают, что  такие феномены и процессы, как  «национально-культурные традиции, верования, подсознательное... зачастую... не вкладываются... в количественно исчисляемые  статистические столбцы или математические формулы» И все же, объективно количественная сторона у сложных объектов имеется, хотя она не выражается в точных количественных параметрах. О культурных традициях у того или иного  этноса, вероятно, можно опосредованно, приблизительно судить, например, по числу  людей, придерживающихся определенных ритуалов, о религиозной вере - по количеству людей, соблюдающих посты, о нравственности человека - по числу  его добрых поступков и т.д. Названные  количественные ориентиры, конечно, дополняются  и другими показателями. Количественные отношения, помимо измерений, также  улавливаются использованием сравнений (выше, интенсивнее и т.п.).

В процессе развития количественные изменения  на известной ступени переходят  в качественные различия (например, переходы воды из одного агрегатного  состояния в другое в соответствии с изменением температуры, давления и других факторов, превращения одних химических элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома), а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений.

Качество  и количество - это противоположные  и в то же время неразрывно связанные  между собой характеристики предметов, что выражается понятием меры. Ничего слишком, все хорошо, что в меру, утверждал Хилон. Пользуйся мерой, настаивал Фалес. Платон видел в  тезисе «ничего сверх меры» синоним  мудрости. Гегель определил меру как  единство качественного количества. Мера возникает благодаря двойному переходу (качества в количество, количества в качество). Мера - такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Во многих явлениях (особенно социальных и духовных) положение  границ интервала является нечетким и трудноопределяемым.

Мир и  его фрагменты характеризуются  единством относительной исчерпаемости  и неисчерпаемости (бесконечности), а развитие есть единство непрерывности (изменений в границах меры) и  прерывности (изменения самой меры).

Гегель  установил, что действительное целое  есть результат вместе со своим становлением74. Ф. Энгельс указывал, что существенным моментом развития является опосредование  противоположностей, когда «все различия сливаются в промежуточных ступенях, все противоположности переходят  друг в друга через посредство промежуточных членов»75. Промежуточность  есть свидетельство объективной  текучести вещей, вечного становления  всего сущего. Между старым и новым  качеством находится переходное состояние вещи, объекта. Оно представляет собой нечто специфически единое, целостное, системное по отношению  к обоим смыкающимся полюсам (старому  и новому качествам). Одновременно оно  неустойчиво, внутренне раздвоено  происходящим обострением борьбы нового и старого. Для переходного состояния характерна ситуация относительного равновесия противоположных полюсов. В рамках переходного периода противоположности существуют одновременно, взаимодействуя как две структуры в одном «организме», системе (так, по поводу экономики переходного периода Ленин писал, что «в данном строе есть элементы, частички, кусочки и капитализма, и социализма»76). В переходных состояниях социума «сталкиваются» традиции и новации, остатки прошлого и потенции будущего. Человек, вовлеченный в ситуации переходности, сомневающийся, колеблющийся, вынужденный в условиях неустойчивости и неопределенности принимать рискованные решения, стоит перед необходимостью участвовать порой в рассогласованной деятельности, которая порождает асинхронность в его внутреннем мире и оценивается им как кризис.

Переходное  состояние, вероятно, ведет к двояким  последствиям. Первое связано с экспансией нового, когда из двух качеств новое  развивается далее под возрастающим влиянием имманентных закономерностей, что позволяет переломить инерцию  старой системы и дать начало новому качеству. Происходит самоотрицание  старого качества в силу исчерпания его ресурсов новым качеством. Применительно  к социальной жизни в современном  переходном состоянии общества в  СНГ напрашивается сценарий утверждения  продуктивного неокапитализма или  гуманно-демократического социализма (ведь рабство, феодализм и «дикий капитализм» - пройденные человечеством  ступени, а «государственный социализм» неперспективен). Во втором варианте последствий  переходное состояние ведет к  разнообразию реальности, превосходящей  возможности любой отдельно взятой системы, к «синтезу» старого  и нового качеств. В социуме это  приведет к синтезу труда и  капитала, к наполнению капитализма  позитивными параметрами социализма, а социализма - положительными чертами  капитализма. Появляются страны, в которых  существует социализм с капиталистическими элементами (Китай, Вьетнам и др.) и капитализм с чертами социализма (Швеция, Норвегия и др.).

В общественной жизни переходные состояния объективны. Вместе с тем здесь велика роль субъективного фактора, ибо выбор  вариантов и форм переходов в  значительной степени зависит от интересов и энергии социальных и этнических общностей, политических партий.

Механизм  бифуркаций делает понятным, «как может  чисто количественный рост приводить  к качественно новому выбору»77. В  первом приближении в одном из аспектов закон взаимного перехода количественных и качественных изменений  с позиций синергетики может  быть выражен в законе бифуркаций. Корреляции способны возникать спонтанно  в результате комбинирования внутренних взаимодействий в системе с внешними взаимодействиями системы со средой.

Скачок  — переход количественных изменений  в качественные или переход из одного качественного состояния  в другое (в результате превышения меры). Скачок означает: перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений  прежнего явления; превращение в  противоположность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; момент развития с  удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»). Примеры скачков: образование звезд и планет, появление  жизни на Земле, формирование новых  видов растений и животных, человека и его сознания, смена типов  цивилизаций и формаций, социальные революции. Скачки осуществляются как  в форме «взрыва», так и растянуто  во времени. Применительно к обществу формируется взгляд, что прогрессивная  эволюция, замедленная или ускоренная в зависимости от обстоятельств, без внешнего насилия, составляет ведущую  тенденцию развития. Но в целом  развитие сущего носит эволюционно-скачкообразный характер.

Итак, рассматриваемый  закон диалектики устанавливает, что  количественные изменения на известной  ступени скачком переходят в  качественные различия с возникновением обладающего новой мерой свойств  предмета. Вновь образованное качество, имея новые количественные параметры, делает возможным новый виток развития.

 

1.2 Закон единства и борьбы противоположностей

 

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории: «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба  противоположностей», «тождество», «различие».

Объекты бытия представляют собой определенную целостность со своими противоположностями. Уже в древности утверждалось, что все существующее в мире есть результат столкновения противоположных  сил: доброго и злого начал (в  египетском мифе о борьбе Осириса  и Гора); Инь и Ян (в китайской  мифологии) - взаимодействия добра и  зла, красоты и безобразия, мужчины  и женщины, солнца и луны, небес  и земли, наслаждения и страдания  и т.д.

Информация о работе Основные законы диалектики