Основные законы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:54, доклад

Описание работы

Диалектика - теория и метод осмысления новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика постигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисключающих и взаимополагающих мнений и точек зрения. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях - изменчива, постоянно совершенствуется

Работа содержит 1 файл

18. Основные законы диалектики.docx

— 20.37 Кб (Скачать)

18. Основные законы  диалектики

1.1 Закон взаимного  перехода количественных  и качественных  изменений

Диалектика - теория и метод осмысления новых граней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика постигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисключающих и  взаимополагающих мнений и точек зрения. Диалектика учит мудрости, учит избегать ошибок. В своем внутреннем основании диалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях - изменчива, постоянно совершенствуется

Человек издавна  пытался выявить природу качественных и количественных характеристик  в строении и динамике мироздания. Пифагорейцы утверждали, что числа, выражающие количественные соотношения, являются элементами всех вещей, придают  гармонию сферам Солнечной системы. Отличие друг от друга неодинаковых вещей и процессов, т.е. их качественное своеобразие, пытались объяснить Фалес, Анаксимен и Гераклит. Аристотель ввел категории качества и количества для определения фундаментальных  свойств природы и познания. Качеству он приписывал следующие контексты: свойства и состояния, как преходящие, так и стабильные, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи. Количество Аристотель рассматривал с точки зрения «множества»  и «величины», «равенства» либо «неравенства».

В философской  и научной мысли нередким был  разрыв количества и качества: сведение качества к количеству (Демокрит, Гассенди, Декарт, Ламетри); отрицание влияния количественных изменений на якобы навсегда данные качественные различия (теория преформизма в биологии, теория геологических катастроф Кювье и т.п.). В целом же, в философии утвердился взгляд о взаимозависимости качества и количества. Гегель распознавал качество как внутреннюю определенность бытия, а количество как его внешнюю определенность.

Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса) через совокупность его  признаков. Существование качества возможно на основе дискретности как  принципа структурной организации  материи. Качество выражает то общее, что  характерно для однородных объектов или процессов, и одновременно фиксирует, что нечто обладает спецификой, благодаря  которой оно есть данное конкретное образование. Наиболее крупные «блоки»  качественных различий - между основными  видами материи и соответствующими им формами движения.

Качество предметов  обнаруживается через их свойства, т.е. «грани» предмета, обусловливающие  его различие или сходство с другими  предметами и проявляющиеся во взаимодействии с ними. При изменении условий  отдельные свойства предметов меняются или исчезают совсем. Различают актуальные (реализованные) и потенциальные, носящие  скрытый характер, свойства.

Количество - философская  категория, которая характеризует  темпы протекания процессов, подвижность  и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивности свойств объектов или процессов. Количество измеримо либо вычислимо средствами математического  знания. Провозглашенный Галилеем (1564 - 1642) принцип количественного подхода  к явлениям выступает методологическим фундаментом точного естествознания, предпосылкой научно-технического прогресса. Д.И. Менделеев считал, что наука  начинается там, где начинается измерение. ^Процесс математизации особенно усилился с развитием ЭВМ. Чем сложнее явление (в области политики, нравственности, эстетического восприятия мира и пр.), тем труднее подвергнуть его изучению количественными методами.

В процессе развития количественные изменения на известной  ступени переходят в качественные различия (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое в соответствии с изменением температуры, давления и других факторов, превращения  одних химических элементов в  другие в зависимости от изменения  величины заряда ядра атома), а новые  качества порождают новые возможности  и интервалы количественных изменений.

Качество и  количество - это противоположные  и в то же время неразрывно связанные  между собой характеристики предметов, что выражается понятием меры. Ничего слишком, все хорошо, что в меру, утверждал Хилон. Пользуйся мерой, настаивал Фалес. Платон видел в тезисе «ничего сверх меры» синоним мудрости. Гегель определил меру как единство качественного количества. Мера возникает благодаря двойному переходу (качества в количество, количества в качество). Мера - такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Во многих явлениях (особенно социальных и духовных) положение границ интервала является нечетким и трудноопределяемым.

Мир и его  фрагменты характеризуются единством  относительной исчерпаемости и неисчерпаемости (бесконечности), а развитие есть единство непрерывности (изменений в границах меры) и прерывности (изменения самой меры).

Между старым и  новым качеством находится переходное состояние вещи, объекта. Оно представляет собой нечто специфически единое, целостное, системное по отношению  к обоим смыкающимся полюсам (старому  и новому качествам). Одновременно оно  неустойчиво, внутренне раздвоено  происходящим обострением борьбы нового и старого. Для переходного состояния  характерна ситуация относительного равновесия противоположных полюсов. В рамках переходного периода противоположности  существуют одновременно, взаимодействуя как две структуры в одном  «организме», системе.

Скачок —  переход количественных изменений  в качественные или переход из одного качественного состояния  в другое (в результате превышения меры). Скачок означает: перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений  прежнего явления; превращение в  противоположность, «насыщенность» противоречиями и их разрешение; момент развития с  удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»). Примеры скачков: образование звезд и планет, появление  жизни на Земле, формирование новых  видов растений и животных, человека и его сознания, смена типов  цивилизаций и формаций, социальные революции. Скачки осуществляются как  в форме «взрыва», так и растянуто  во времени. Применительно к обществу формируется взгляд, что прогрессивная  эволюция, замедленная или ускоренная в зависимости от обстоятельств, без внешнего насилия, составляет ведущую  тенденцию развития. Но в целом  развитие сущего носит эволюционно-скачкообразный характер.

Итак, рассматриваемый  закон диалектики устанавливает, что  количественные изменения на известной  ступени скачком переходят в  качественные различия с возникновением обладающего новой мерой свойств  предмета. Вновь образованное качество, имея новые количественные параметры, делает возможным новый виток  развития. 

1.2 Закон единства  и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов, раскрывается через категории: «противоположность», «противоречие», «единство», «борьба  противоположностей», «тождество», «различие».

Объекты бытия  представляют собой определенную целостность  со своими противоположностями. Уже  в древности утверждалось, что  все существующее в мире есть результат  столкновения противоположных сил: доброго и злого начал (в египетском мифе о борьбе Осириса и Гора); Инь и Ян (в китайской мифологии) - взаимодействия добра и зла, красоты и безобразия, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания и т.д.

Наличие противоположностей в объектах и их отражение в  сознании нашло свое выражение в  апориях и антиномиях. Аристотель характеризовал апории как равнозначность противоположных заключений. Антиномии, по Канту, - это противоположения, которые  могут быть аргументированы с  одинаковой степенью логической доказательности. Это: 1) мир имеет начало во времени  и пространстве; мир безграничен; 2) все в мире состоит из простого; нет ничего простого, все сложно; 3) в мире существует свобода; никакой  свободы нет, все совершается  по законам природы; 4) Бог есть необходимость, первопричина мира; Бога в мире нет.

Фиксация противоположных  черт бытия на уровне обыденного сознания (белое — черное, правое — левое, верх — низ, красивое - безобразное  и т.д.) еще не позволяет постичь  сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В научном  познании мира и человека выделяются ключевые противоположности (основные стороны, тенденции, силы предмета, явления, процесса), взаимодействие которых  выражает глубинную суть предметов  и является источником развития.

Часто противоположности  взаимопогружены друг в друга. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребностей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненно необходимых и творческих мотивов деятельности, конкурентности и коллективистской солидарности, социального равенства и различий в доходах и т.п.

Подвижное отношение  между противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоречие в своем изначальном смысле означает рассогласование в речи, высказываниях  о некотором предмете пары суждений, из которых одно отрицает другое, что  является результатом нечеткости, нелогичности.

Начальный этап развертывания взаимодействия противоположных  сторон единого обозначает категория  «тождество». Относительное тождество  перерастает в несовпадение, несовместимость  и, наконец, во взаимоисключение противоположностей. Гегель определил следующие этапы  взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собственно противоречие.

Точка зрения, обращающая внимание на единство противоположностей, исходит из принципа дополнительности. Одним из проявлений принципа дополнительности выступает содействие противоположностей. Например, в результате действия закона всемирного тяготения планеты Солнечной системы притягиваются Солнцем. Вращение планет в то же время совершается в силу действия центробежных сил. Взаимодействие (содействие, взаимодополнение) центростремительных и центробежных сил создает определенное равновесие.

Классическая  диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Между тем, в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково  объективны и значимы. Поэтому, как  показал предыдущий анализ, резко  разводить моменты «единства» и  «борьбы» противоположностей ошибочно.

В целом, закон  взаимопроникновения противоположностей вскрывает в развитии импульс, побудительную  силу, указывает, что основой изменений  является борьба противоположностей, а основой относительной стабильности — единство сторон, тенденций того или иного процесса, явления. 

1.3 Закон отрицания  отрицания

Рассматриваемый закон характеризует направление  и форму развития, поступательность и преемственность, относительную  повторяемость определенных моментов старого. Основополагающей для данного  закона является категория диалектического  отрицания.

Ряд философских  направлений упрощенно рассматривает  отрицание: как движение вспять, разрушение; имеющее место лишь в мышлении, особенно в негативных эмоциональных  состояниях сознания, либо лишь в социальных процессах.

Противоречивость  явлений предполагает скачкообразный переход от одного качества к другому, что со стороны взаимоотношения  старого и нового выступает процессом  отрицания. Воздействие на предмет (например, размалывание зерна) может  привести к гибели этого предмета, что, однако, не означает остановки  развития, ведь полученный от размалывания продукт, употребляемый в пищу, способствует развитию человека или животного. Любое  действие представляет собой не изолированный  акт, а находится в системе  объективных взаимосвязей вещей. Например, хищники, истребляя менее приспособленных  особей, содействуют их естественному  отбору, т.е. прекращение индивидуального  развития отдельных особей сопровождается в целом совершенствованием вида.

В обществе не всякое отрицание - диалектическое, существует и метафизическое. Метафизичность отрицания  проявляется в преувеличении  момента разрушения. Метафизическое отрицание признает лишь внешнее отрицание, абсолютизирует уничтожение, рассматривает соотношение старого и нового по принципу «или-или». Диалектическое отрицание исходит из внутренней природы самоотрицания и одновременно учитывает внешние факторы отрицания (применительно к обществу), характеризует отрицание как момент связи и развития с удержанием положительного, соотносит старое и новое по принципу «и-и». Диалектическое отрицание применительно к обществу включает в себя триединый процесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуляции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового). Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса. Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке. Нарастание же процесса требует конструкции.

Отрицание отрицания  осуществляется как трансформация, переход от одной стадии эволюции вещи, какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т.д.

Информация о работе Основные законы диалектики