Законы диалектики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 07:39, реферат

Описание работы

Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления[1]. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых два или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями.

Законы диалектики

Работа содержит 1 файл

Законы диалектики.docx

— 22.26 Кб (Скачать)

Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления[1]. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых два или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. 

Законы диалектики

1)Историческое  развитие диалектического понимания  мира.

2)Законы  диалектики

Постоянно развивающаяся борьба старого и  нового, противоположного и

противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым

структурам.

Сама эта  борьба объективно предполагает необходимость  диалектики-научной

теории развития, метода познания природы, общества и  мышления.

Всё, что  происходит в мире ,а именно: изменение, движение и развитие-

подчиняется законам диалектики. Диалектика как  наука составляет душу

марксизма, представляет собой стройную систему  экономических, социально-

политических  и философских взглядов и является бесценным творением

человеческого разума.

Чтобы понять диалектику, надо выяснить некоторые  исходные

положения. Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих

законов движения и развития объективной действительности.

Диалектика  как понятие употребляется в  трёх значениях:

1)Под диалектикой  понимается совокупность объективных диалектических

закономерностей ,

процессов, действующих в мире независимо от сознания человека. Это

диалектика  природы,

диалектика  общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона

мыслительного процесса. Это объективная реальность.

2)Субъективная  диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой

отражение объективной диалектики в сознании.

3)Философское  учение о диалектике или теория  диалектики. Выступает как

отражение отражения. Называется учением о  диалектике, теорией диалектики.

Диалектика  может быть материалистической и  идеалистической. Мы

рассматриваем материалистическую диалектику. Материалистическая диалектика

представляется  в виде целостной системы, в которой  каждый закон, каждая

категория занимают строго определённое место  и находятся во взаимосвязи с

другими законами и категориями. Знание такой системы  позволяет наиболее

полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности

,всеобщих  форм бытия, диалектических закономерностей  движения и развития.

Диалектика  как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-

наука о  наиболее общих законах всякого  движения.

Ныне в  науке аксиоматично и бесспорно  положение о том, что наше

субъективное  мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и

поэтому, в  результате, противоречия между ними быть не может.

Современное естествознание признает наследственность

приобретённых свойств и этим расширяет субъект  опыта, распространяя его с

индивида  на род.

Диалектика  как теория развития.

Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых

догматических положений, истина заключается в  самом процессе познания, в

длительном  историческом развитии науки, поднимающейся  с низших ступеней на

всё более  высокие, но никогда не достигающей  такой точки, от которой найдя

абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.

Все общественные порядки, сменяющие друг друга в  ходе

истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития

человека  от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое

оправдание  для того времени и для тех  условий, которым она обязана  своим

происхождением. Для диалектической философии нет  ничего раз и навсегда

установленного.

Диалектика  как учение о единстве противоположностей.

Диалектика  -это учение о том, как могут быть и бывают тождественными

противоположности, и при каких условиях они бывают тождественны

Диалектика  как метод познания.

По этому  поводу К. Маркс писал : "Мой диалектический метод по своей основе

не только отличен от гегелевского, но является его прямой

противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который  он превращает даже

под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного.

которое составляет, лишь его внешнее проявление. У  меня же наоборот

идеальное есть нечто иное,

как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в

ней.

Гегелевская диалектика является основной формой всякой

диалектики, но лишь, после освобождения её от её мистической формы, а это-

то как  раз и отличает от неё мой метод."

Идея как  предмет философии впервые был  рассмотрен

Платоном. Идея у Платона есть то изначальное  целое ,что при всём

многообразии отдельных вещей делает их такими, а не иными; есть всеобщее,

являющееся основой всех отдельных вещей. Быть сущностью вещей и общим

многим вещам, быть существенным в них как бы их прообразом - таково

свойство  идеи.

Критика Аристотеля идеи Платона : - "идеи Платона как

самостоятельные сущности, отделённые от чувственно воспринимаемых вещей, не

объясняют ни бытия идей, ни познания вещей".

Идеи являются началом, объединяющим разрозненные факты  в

единое целое, в систему, они обеспечивают дальнейшее движение познания, и

находят тенденцию  вывода знания из тупикового или кризисного состояния.

Идея рождается  из действительности в процессе предметно-

практической  деятельности, общения и рефлексии, изменяющих эту

действительность.

Идея, в отличие  от материи, есть конкретно-условное

воспроизведение реальности в процессе её дальнейшего  развёртывания, проект

будущего  развития действительности.

1)Метафизика. Философское учение о сверхчувственных

принципах бытия. Она представляет собой философский метод, рассматривающий

явления в  их неизменности, вне системы, в независимости  друг от друга,

отрицающий  внутренние противоречия как источник их развития.

2)Догматизм  - возникает на основе метафизики. Он как

метод предполагает метафизически одностороннее, схематическое, окостеневшее

мышление, оперирующее  догмами. Слепая вера в авторитеты, защита устаревших

положений составляют суть догматизма. В рабочем  движении догматизм приводит

к вульгаризации  марксизма, оппортунизму, политическому  авантюризму.

3)Софистика  - учение, основанное на преднамеренном

нарушении законов логики, путем приложения различных уловок, выдумки,

головоломки, мнимых доказательств.

Софистика добивается кажущейся обоснованности субъективным

путём, используя  недостаточность логического и  семантического анализа.

4)Эклектика  -как метод предполагает механическое

соединение  разнородных, часто противоположных  принципов, взглядов, теорий,

элементов. Например, материи и сознания, бытия  и жизни.

Законы диалектики отражают всеобщие законы бытия.

|Различие категорий и законов.                                         |

|                                                                      |

|Различий категорий и законов возникает на основе предмета отражения.  |

|1.а) Категория  отражают общие связи, отношения,  свойства и стороны    |

|объективной действительности;                                         |

|б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной      |

|действительности, но не отражают свойства и стороны.                  |

|2. Категории  и законы различаются по форме  отражения.                 |

|а) Категории являются особым видом внимания;                          |

|б) Законы диалектики,  представляют собой особый вид суждений.        | 
 
 

Законов целое  множество, есть и не познанные.

Рассмотрим  три основополагающих закона диалектики:

---  Закон  единства и борьба противоположностей,

---  закон  взаимного перехода количественных  и качественных изменений,

---  закон  отрицания отрицания.

Из этого  нельзя сделать вывод о том , что будто бы законы этим и

ограничеваются.

Испокон веков  внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют

диалектическую  суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и

методологии познанания и действия. Противоречивость бытия познается лучше

тогда, когда  мы знаем  что такое противоречие. Противоречие представляет

собой определенный тип взаимодействия различных и  противоположных сторон

,свойств,  тенденций в составе той, или  иной системы или между системами

,процесс  столкновения противоположных стремлений  и сил .

Абсолютно тождественных вещей не бывает: они  различны внутри себя и между

собой.

Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо

–исключающие  и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или

иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).  Формула

"Единства  и борьбы" противоположностей  выражает напряженное взаимодействие

Информация о работе Законы диалектики