Диалектика Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии. Венцом их стала «философия права» - одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой и политической мысли. Это синтез философских и политико–правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.

Содержание

Введение………………………………………………….…………….…....стр. 3
1. Классическая немецкая философия ………………………………….…стр.4
2. Диалектика Гегеля…………………………………………………….….стр.7
3. Законы Диалектики……………………………………………………....стр.12
Заключение……………………………………………………………...…...стр.17
Список литературы……………………………………………………….....стр.19

Работа содержит 1 файл

гегель.docx

— 39.85 Кб (Скачать)

     ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………….…………….…....стр. 3

1. Классическая  немецкая философия ………………………………….…стр.4

2. Диалектика Гегеля…………………………………………………….….стр.7

3. Законы Диалектики……………………………………………………....стр.12

Заключение……………………………………………………………...…...стр.17

Список  литературы……………………………………………………….....стр.19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Творчество  Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошёл значительно  дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в  беспрерывном развитии.

     Уже в студенческие годы Гегель был занят  творческим освоением и осмыслением  достижений предшествующей политической и правовой философии. Венцом их стала  «философия права» - одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой и  политической мысли. Это синтез философских  и политико–правовых исследований Гегеля на протяжении ряда лет.

     Открытие  диалектического метода, составление  целой эпохи в философском  мышлении, не было случайностью. Гегель неоднократно подчёркивал, что в  истории философской мысли существует известная преемственность обогащения последующих философских учений.

     Подчёркивание Гегелем заслуг предшествующих философских  учений не помешало ему с успехом  расширить рамки предыдущих достижений и представить весь исторический и духовный мир в виде бесконечного процесса движения и развития. «Всё, что НАСА окружает, - заявил он, - может  быть рассмотрено как образец  диалектики». 
 
 
 
 

1. Классическая немецкая  философия

 

       Виднейшим представителем немецкой идеалистической  философии был Георг Вильгельм  Фридрих Гегель (1770-1831).  Краеугольным камнем гегелевского идеализма является абсолютная идея, которую Гегель рассматривал как предмет философии. С точки  зрения абсолютной идеи он рассматривает  все остальные науки, считая свое  учение истиной в последней инстанции. Философская система Гегеля состоит  из трех основных частей : логики (где развитие абсолютной идеи рассматривается как движение от простой мысли до понятия), философии природы (развитие абсолютной идеи в своем “инобытии”), философии духа (где развитие абсолютной идеи идет от мирового духа к абстрактному). Вся эта система и каждая ее часть развиваются по трехчленному делению (триаде) – тезис, антитезис, синтез. Так, в логике абсолютная идея выступает как синтез, в философии природы – переходит в противоположность, природу и становится антитезисом, в философии духа она возвращается к прежнему состоянию, но уже в виде сознания человека, через которое познает себя. То же триадичное развитие наблюдается в частях системы Гегеля:

  • в логике: учение о бытие (тезис), учение о сущности (антитезис), учение  о понятии (синтез);
  • в философии природы: механика, физика и химия, учение об органической природе;
    • в философии духа: субъективный дух (антропология, феноменология и психология), объективный дух (право, мораль, нравственность), абсолютный дух (эстетика, философия религии, история философии).

       Абсолютная  идея Гегеля не является пустой абстракцией; она- процесс человеческого мышления, взятого в его объективных законах, оторванного от человека и природы и предпосланного им. В этой оторванности заключаются корни идеализма Гегеля.

       В своей логике Гегель наиболее полно  разрабатывает диалектику. Рациональным зерном его диалектики является идея развития и три ее основных принцип (закон): переход количества в качество и обратно, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. Философия Гегеля страдала внутренними  противоречиями, в ней “всеобъемлющая, раз навсегда законченная система  познания природы и истории противоречит основным законам  диалектического  мышления” (Ленин). Считает, что разум  есть субстанция, мировое начало. Существует понятие как мировой разум. Если Кант разрывает связь между объектом и субъектом , то Гегель этого не делает. Объект и субъект направлены на самого себя. Они единое целое, вне какой то среды. Идея единства относительна, характерной чертой для философии Гегеля является слияние антологии и гносеологии. Как развивается мир, также развивается и познавательный процесс. Для Гегеля развитие окружающего мира – это способ  и метод. Всеобщее развитие он рассматривает в трех сферах:

       1)все  развивается логически и абстрактно;

       2)развитие  инобытия идеи (природа);

       3)конкретного  духа

       Человек Гегеля является автором учения о  диалектики. Мир он видит в целостности, в развитии и в движении собственной  необходимости выдвигает три  закона диалектики:

       1) переход количественных изменений  в качественные изменения;

       2) отрицание отрицания;

       3) закон единства и борьбы противоположностей.

       Критиком  идеалистической философии Гегеля выступил выдающийся классик немецкой философии материалист Людвиг Фейербах (1804-1872). Он выступил в защиту материализм, который под влиянием гегелевской  и французской философии длительное время находился в забвении.

       Как и Гегель, он строит свою философию  из единого принципа. Таковым принципом, единственным и высшим предметом  философии, он объявляется человека, а саму философию – антропологией, т.е. учением о человеке. У Фейербаха  – в них неразрывном единстве. В этом единстве душа зависит от тела, а тело первично по отношению  к душе.

       Человека  Фейербах рассматривал лишь как существо биологическое и физиологическое, не видя его общественной сущности. Это привело немецкого философа к идеализму в понимании общества и общественных явлений. Он стремится  построить представления об обществе и связи между людьми, исходя из свойств отдельного человека, сущность которого рассматривается им как  природное явление. Общение людей  формируется на основе взаимного  использования одним человеком  другого, которое рассматривается  Фейербахом как естественное (природное) отношение.

       Он  положительно решал вопрос о познаваемости  мира. Но непонимание социальной сущности человека определило созерцательный характер его теории познания, из нее исключалась  роль практики.

       Фейербах  критикует идеализм и религию, которые, по его мнению, находятся в идейном родстве.  В работе “сущность христианства” он показал, что религия имеет земную основу. Бог есть абстрагированная от человека и поставленная над ним его же собственная сущность. 
 
 
 
 
 
 

     2. Диалектика Гегеля 

     Диалектический  идеализм, т.е. сочетание научного воззрения  с воззрением в принципе ненаучном, является парадоксом всемирно-исторического  масштаба, небывалым по своим параметрам взаимопроникновением истинного и  ложного, подлинного и мнимого, сущности и видимости. Отсюда и противоречие между системой и методом Гегеля, противоречие которого отнюдь не исключает  их единства.

     В диалектике с её борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращён в прошлое. Им нет места  ни в настоящем, ни в будущем, ведь «абсолютная цель» прогресса  достигнута. Диалектический метод не может служить для Гегеля орудием  критического осмысления и преобразования действительности.

     Специфическая диалектика политико-правовой сферы  в гегелевской философии права  проявляется окольным путём. То, что  Гегелем обозначаются в качестве ступени объективного духа, есть особая сфера со специфическим смыслом  и содержанием. В силу этого, логико-гносеологичесий смысл понятий и закономерностей их движения, из которого сознательно исходит Гегель в ходе исследования права государства и политики, неизбежно трансформируются и приобретают иные, новые характеристики и значения, обусловленные своеобразием исследуемого материала специфическим содержанием, собственной логикой предмета рассмотрения.

     В сфере философии права диалектический метод развёртывается в систему  теоретических конструкций, с помощью  которых обосновываются определённые политико-правовые взгляды.

     Сам Гегель подчёркивал своеобразие  собственного философского рассмотрения проблем права и государства  и акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового  учения.

     Общий «вес» вклада Гегеля в развитие философии  в первую очередь определяется разработкой  диалектического метода. Под диалектикой в данном случае требуется понимать теорию развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий. «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения» - этот вызывающий тезис, защищавшийся Гегелем в его диссертации 1801 года, можно считать ключевым для уразумения гегелевской диалектики.

     Противоречие  есть единство взаимоисключающих и  одновременно взаимополагающих друг друга противоположностей. Возникающие в этом взаимоисключении напряжение, конфликт и служат источником движения и развития любой вещи. Причем развитие осуществляется не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, снятие противоположностей). Термин «снятие» здесь означает, что первые две стадии развития предмета преодолены, изжиты, оставлены, но одновременно и сохранены, воспроизведены вновь, объединены в новом, высшем качестве.  «…Так все противоположности, принимаемые за нечто прочное, например, конечное и бесконечное, единичное и всеобщее, суть противоречие не через какое-то внешнее соединение, а, как показало рассмотрение их природы, сами по себе суть некоторый переход, синтез и субъект, в котором они являют себя, есть продукт собственной рефлексии их понятия».1

     Каждое  понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и  духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития – утверждения, отрицания  и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Вот пример такого диалектического цикла, приведенный Гегелем: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого».2

     Составляющая  первооснову мира (по Гегелю) абсолютная идея также обязана подчиниться  триаде – тезису, антитезису и синтезу. Сначала она выступает в виде чистых логических сущностей («Наука логики»), затем в форме инобытия или природы («Философия природы») и, наконец, в различных формах духа – праве, нравственности, искусстве, религии и т.д. («Философия духа»).

     «Чистые логические сущности» первой фазы развития абсолютной идеи – это просто-напросто логические законы и категории, т.е. наиболее общие понятия, в которых воспроизводятся предельно общие связи и отношения нашего бытия (общее и единичное, необходимое и случайное, причина и следствие и т.д.). Непревзойденная до сих пор оригинальность гегелевской мысли заключается в том, что категории мышления не просто выстроились в определенном системном порядке, но и пришли в движение, как бы «ожили», стали «текучими», порождающими и обусловливающими друг друга. Иными словами, Гегель демонстрирует саморазвивающуюся систему  понятий, поднимающихся от простого, абстрактного, безличного к конкретному, сложному, содержательному исключительно за счет собственных возможностей, т.е. силою логики, мысли, духа. Двигательную же силу  понятиям придают все те же диалектические принципы: внутренней противоречивости, отрицательности, всеобщей взаимосвязи и т.д. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития – как природы, так и общества, и человеческого мышления – заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования»3, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей – процессов в природе и обществе. У Гегеля весь вселенский  диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели – достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и «погашены» противоположности.

     Начинается, к примеру, логика Гегеля с категории  «чистого бытия» - самой бедной содержательно, предельно абстрактной и неопределенной категории. Ведь о «чистом бытии» в принципе ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть, оно существует. Неопределенность и бессодержательность этой категории позволяют приравнять ее к другой не менее абстрактной категории – «ничто» (ведь и ее мы практически никак не можем содержательно охарактеризовать).  «Ничто» отрицает «чистое бытие вообще». 

     Постоянный  же переход чистого бытия в ничто, и наоборот, есть «становление», третья категория, выражающая синтез «чистого бытия» и «ничто».  Внутри «становления» уже заложено противоречие, поскольку оно может быть как разрушительным (переход от бытия к ничто), так и созидательным (переход от ничто к бытию). Поэтому «становление» разделяется на категории «уничтожение» и «возникновение», которые, в свою очередь, порождают категорию «наличное бытие». Это уже бытие с некоторой степенью определенности, и, следовательно, мы имеем дело с категорией «качества», т.е. «тождественной с бытием определенностью». Качественная характеристика бытия неизбежно тянет за собой «количество», а их противоречивое единство дает категорию «мера» (т.е. некие пределы, внутри которых изменение количества не ведет к смене качества).

Информация о работе Диалектика Гегеля