Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 19:24, реферат
ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.
Как видим,
в отношении между субъектом
и объектом познания является момент
соотносительности: с одной стороны,
существует субъект без объекта,
со второго — выделение из объективной
реальности определенного фрагмента,
В процессе осмысления не нужно смешивать и понятие "объект познания" с понятием "объективная реальность". Последняя в той или другой своей части становится объектом познания, поскольку существует пизнаючий субъект. Но самая эта реальность есть независимой от субъекта, поскольку природа существовала еще и тогда, когда на Земле не было никакого живого существа. Относительно практики, то она свой объект и объект познания не создает "из ничего" или из некоторой " не-определенной материи", а лишь меняет существующие предметы, притом "согласовывая" это с них объективными свойствами и закономерностями.
Субъект и объект представляют единство противоположностей познавательного процесса. Решение разногласий, которые постоянно возникают между субъектом и объектом, происходит благодаря практическим изменениям объекта субъектом, с помощью подчинения его сознательной воле человека (общества, человечества). В процессе этого взаимодействия меняются цели субъекта, которые определяют его волю, и возникают новое и новое разногласия.
Взаимодействие субъекта и объекта в сфере практики генетически и по сути есть первичной, а диалектика субъекта и объекта познания приобретает относительно нее относительно самостоятельного характера и значения.
Познание является процессом решения разногласий между субъектом и объектом. Решение этих разногласий на каждом этапе познания приводит к появления нового субъекта (обогащенного новыми знаниями, способного мыслить на высшем теоретическом уровне) и нового объекта познания ( в том понимании, которое в познавательный процесс "втягиваются" все новые предметы, процессы и явления, а отсюда и возникают новые проблемы. Таким образом, разногласия воспроизводятся на новом, высшем уровне. Они снова решаются и снова возникают. И так безнастанно.
Особая роль в познании принадлежит научным революциям, когда происходят значительные качественные сдвиги и в характере исследуемых объектов, и в аппарате теоретического мышления.
Здесь мы и ограничимся этим коротким освещением содержания понятий субъекта и объекта и процесса познания. Следующие подразделы посвящены развития и конкретизации того, о чем здесь шло (раскрытию диалектики познавательного процесса как процесса отображения объективной действительности в сознании человека).
Взаимосвязь между субъектом и объектом познания
Знание выступает как продукт взаимодействия субъекта и объекта познания. Именно с помощью этих категорий раскрывается активный характер познавательной деятельности и показывается подлинная роль практики в познании.
Что такое субъект познания? В самом общем виде субъектом познания выступает человек, наделенный сознанием и обладающий знаниями. Хотя это определение субъекта познания в общих чертах, верно, оно не раскрывает гносеологической сущности понятия субъекта. Дело в том, что, например, применительно к созерцательному материализму человека можно называть субъектом познания, но в действительности в рамках этой концепции он им не является. В созерцательном материализме человек выступает скорее только как объект воздействия на него внешнего мира, а деятельная сторона субъекта остается в тени. Преодоление ограниченности созерцательного материализма, обогащение материалистической теории познания деятельностным подходом позволило выработать и новое понимание субъекта познавательной деятельности. Субъект -- это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.
Субъектом является, прежде всего, индивид. Именно он наделен ощущениями, восприятиями, эмоциями, способностью оперировать образами, самыми общими абстракциями; он действует в процессе практики как реальная материальная сила, изменяющая материальные системы. Но субъект -- не только индивид; это -- и коллектив, и социальная группа, класс, общество в целом. В субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры, и т.п., но они выступают здесь лишь как части, элементы системы «субъект», а не сами по себе. На уровне индивида или сообщества ученых те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов. Общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений, что вне общества нет и не может быть никакого познания и. практики. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.
Объект же -- это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта.
В этом плане кантовская «вещь в себе» не есть объект. Существуют многие материальные системы, не ставшие еще объектами. Иначе говоря, «объект» и «объективная реальность» -- не совпадающие понятия. Электрон вплоть до конца XIX столетия не был объектом, хотя бесспорно был частью объективной реальности.
В понятиях «субъект» и «объект» имеется момент относительности: если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Компьютер, являясь частью субъекта как общества, оказывается объектом при его изучении индивидом. Студент А есть субъект познания и в то же время для студента В он может быть объектом познания. Л. Фейербах отмечал: для себя «Я» -- субъект, а для других -- объект; словом, «Я» является и субъектом и объектом.
Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Сознание индивида -- объект для психолога.
Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли. В этих случаях понятие субъекта как индивидуума сужается до субъекта как актуального мышления, до «чистого «Я» (из него исключается телесность человека, его чувства и т. п.); но и в этих случаях субъект выступает как источник целенаправленной активности.
Здесь мы сталкиваемся
с новым явлением - самосознанием.
Самосознание- это и познание себя,
и известное отношение к себе:
к своим качествам и
Имеются разные
формы и уровни самосознания. «Явные
формы самосознания, когда те или
иные феномены сознания становятся предметом
специальной аналитической
Таково в основных чертах содержание понятий «субъект» и «объект». Это понятия различные, но в то же время связанные друг с другом в плане «взаимопереходов». Грани между ними не абсолютны.
В современной науке грани между объектом и субъектом порой вообще трудноуловимы; кажется, что субъект и объект сливаются воедино в познании. Пример тому -- ситуация в квантовой механике, сложившаяся в связи с особой ролью прибора в познании микрообъектов. В классической физике постулировался абсолютный характер, независимость физических объектов от субъекта и от условий познания, от приборов. Теперь же субъект и условия познания «вторглись» в сам объект. Результаты экспериментирования с явлениями атомного масштаба нельзя истолковывать как дающие информацию о свойствах квантовых объектов «самих по себе». О них надо говорить как о таких, которые включают описание и квантовых объектов, и измерительных устройств, взаимодействующих с квантовыми объектами. Несмотря на все это, физика стремится дать описание самих объектов. Отмечая данный момент, специалисты в то же время указывают на возможность установить на теоретическом уровне знания пределы, когда мы можем представлять свойства самих этих объектов. «В квантовой физике не снимается различие между субъектом и объектом, а лишь устанавливается влияние места разделения явления (системы) на объект и субъект, на ре-зультаты описания физических явлений» .
Приведенный пример показывает, помимо прочего, важную роль условий познания. Они имеют место, как в естественных, так и в общественных и гуманитарных науках. Условия познания опосредуют отношения субъекта и объекта; такое опосредование (в том числе социальными условиями) может ориентировать либо на большую степень адекватности познания, либо, наоборот, на искажение сущности изучаемого объекта.
Изложенная трактовка понятий субъекта и объекта противостоит метафизическим и идеалистическим их трактовкам.
Поскольку
деятельная сторона познавательного
процесса в основном развивалась
идеализмом, важно не только провести
грань, отделяющую диалектико-материалистическое
понимание субъекта от его понимания
в созерцательном материализме, но
и показать несостоятельность
Сознание не является исходной, первичной реальностью. Оно -- продукт эволюции и усложнения материальных систем. Сама эволюция форм отражения идет в направлении развития активности отражения, и на уровне возникновения сознания эта активность до-стигает своего максимального выражения и развития, поскольку само человеческое сознание возникает непосредственно в ходе практически-преобразовательной деятельности человека. Человек становится субъектом деятельности в той мере, в какой у него формируется сознание, и наоборот, он становится сознающим себя и внешний мир существом в той мере, в какой он проявляет активность как субъект деятельности. Можно сказать, что в самом общем виде активность субъекта является особым проявлением внутренней активности материи с ее тенденцией к саморазвитию и усложнению, с ее способностью порождать сложноорганизованные системы с цепями самодетерминации, позволяющим выделять эти системы по отношению к окружающим условиям. Именно относительность самодетерминированности таких систем и порождает их активность по отношению к окружающим условиям.
Поскольку
при любой интерпретации
«Но человек
-- не абстрактное, где-то вне мира ютящееся
существо. Человек -- это мир человека,
государство, общество» . Вне общества
нет человека. Исходя из этого, некоторые
философы делают вывод, что «исторически
подлинным субъектом выступает
человек, но не как отдельно взятый
индивидуум, а как общество» . Получается,
что гносеологическим субъектом
является не отдельный человеческий
индивид, а человеческое общество на
определенном этапе его развития.
Однако возникает естественный вопрос:
каким образом безликое, деперсонифицированное
общество может непосредственно
выступать субъектом в