Сущность, методы и границы познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

ПОЗНАНИЕ - творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Работа содержит 1 файл

Философия готово.docx

— 44.86 Кб (Скачать)

Поиски Флоренского  в области, если позволено так  выразиться, мистической физиологии знаменуют собой стремление выйти  за рамки господствующего типа познания, которое в современной философии  ощущается как «усохшее» и  «скукоживающееся» сравнительно с  познанием, доступным людям прошлого. Современное господство научного типа познания ощущается как регресс.

Основа  познания, его стимулы

  Практика как цель  и основа познания. Объект и субъект  познания.

Познание  предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Какие бы вопросы  ни решал человек в своей жизни, теоретические или практические, материальные или духовные, личные или общественные, он, по словам И.А. Ильина, обязан всегда считаться с  реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами. Правда, он может и не считаться с ними, но этим он обеспечивает себе рано или  поздно жизненную неудачу, а может  быть, и целый поток страданий  и бед. Так что для сознания характерно постоянное выхождение за пределы самого себя: оно постоянно  ищет объект, и без этого ему  жизнь не в жизнь.

Мир существует для нас лишь в аспекте его  данности познающему субъекту. Понятия "субъект" и "объект" соотносительны. Говоря "субъект", мы задаемся вопросом: субъект чего - познания? действия? оценки? Говоря "объект", мы также спрашиваем себя: объект чего - познания? оценки? действия?

В конечном счете, высший производитель знания и мудрости - все человечество. В  его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают, например, отдельные  народы. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением  и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную  ценность. Таковы, в частности, научные  знания, субъектом которых выступает  сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают  их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история  сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.  
 

Фрагмент  бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле "собственностью" субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное  отношение. Следовательно, есть реальность сама по себе, вне ее отношения к  сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отношение. Она  как бы стала "вопрошающей", говорящей  субъекту: "Ответь мне - что я такое? Познай меня!" Словом, объект в его  отношении к субъекту - это уже  не просто реальность, а в той  или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания.

В современной  гносеологии принято различать  объект и предмет познания. Под  объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук - биологии, медицины, психологии, социологии, философии  и др. Однако каждая из них "видит" человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику, душевный мир человека, его поведение, медицина - его недуги и способы  их лечения и т.д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуальная установка исследователя, т.е. он формируется под углом  зрения исследовательской задачи.

Известно, что  человек является творцом, субъектом  истории, сам создает необходимые  условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается  людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой  как практически действующим  существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и  его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает  для себя и исследует свою собственную  исторически создаваемую общественную сущность.

Человек живет  в окружении мира, в атмосфере  духовной культуры. Сам он - активно  действующее существо. Бесконечными нитями материального и духовного  свойства человек связан с природой и событиями общественной жизни, находясь с ними в постоянном взаимодействии. Вне этого взаимодействия жизнь  невозможна. Мы взаимодействуем с  миром прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических  и кончая самыми утонченными - духовно-душевными. Мы нуждаемся в мире и практически  преобразуем его не только для  постижения тайн. Мы постигаем его  тайны для удовлетворения наших  материальных и духовных потребностей. В этом состоит исторический смысл  возникновения познания и наук. Астрономию и часы вызвала к жизни потребность  мореплавания; потребности земледелия породили геометрию; география возникла в связи с описанием Земли, механика - со строительным искусством, а медицину вызвала к жизни  потребность освободить людей от недугов или хотя бы облегчить  их страдания. С развитием общества потребности все расширялись  и обогащались, вызывая к жизни  все новые и новые средства и пути познания: человечество не может  успокоиться на достигнутом.

Практика - это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или  иной объект с целью его преобразования для удовлетворения своих потребностей. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, дает познанию необходимый  фактический материал, подлежащий обобщению  и теоретической обработке. Тем  самым практика питает познание, как  почва дерево, не дает ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она - цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые прошли через очистительный огонь практики, могут претендовать на объективное значение, на независимость от произвола и заблуждений.

Само собой  разумеется, что человек постигает  действительность не в одиночку: когда  говорят, что познание истины основано на опыте, то имеют в виду наследственную информацию, шлейф которой тянется  в глубины прошлого, собирательный  и накопляющийся опыт веков. Опыт индивидуального существа, безусловно изолированного, если бы даже оно могло  существовать, был бы, очевидно, совершенно недостаточен для постижения истины.

Каждая область  научного знания, раскрывая соответствующие  закономерности, объясняя определенное явление, участвует в создании единой картины мира, в формировании мировоззрения. Наука, как заметил Э. Шредингер, должна ответить и на вопрос, кто  мы и для чего явились в мир. Это имеет немалый и метафизический, и практический смысл.

Практика  не только выделяет и указывает те явления, изучение которых необходимо, но и изменяет окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые  до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом  изучения. Не только земные, но и небесные тела, в которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим сознанием  и познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь.

Вслед за познанием  сил природы и общества рано или  поздно происходит практическое овладение  этими силами.

Не только науки о природе, но и науки  об обществе имеют своей основой  практику. 
 
 
 

Проблема  границ субъекта и  объекта познания 

Диалектика  субъекта и объекта  познания

Как видим, познание — это исторически аккумулированный процесс отображения объективной  реальности в сознании человека в  форме ощущений, восприятий, представлений, понятий, идей, гипотез, теорий и т.п.

Субъектом познания есть не изолированный индивид, а человек как общественный, конкретно-историчное существо (коллектив, общество, человечество), которое овладело произведенные  формы познавательной деятельности, (язык, категории и др.). Объектом познания есть независимая от человека действительность, которая дается познанию не в форме созерцания первозданной природы, а в форме практического  взаимодействия с очеловеченными и  олюднюваними фрагментами природы, на которые направляется деятельность человека. Объектом познания может  быть и самый человек и его  субъективный мир.

В процессе познания появляется знания. И то и  другое (процесс и его результат) имеют не только определенное содержание, а и определенные формы, которые  в конечном итоге обусловлены  практикой. Поэтому отображение  человеком объективной реальности в процессе познания — это не страдательно-зеркальный акт, как уже  отмечалось, а активный, творческий процесс ее воспроизведения в  сознании человека. Без него исчезает объективное содержание наших ощущений, сприйняттив, мыслей и мы неизбежно  приходим к субъективному идеализму.Человек, отдельные люди (например, ученые), что  осуществляют исследование и открытие как субъекты познания, выступают  в роли членов определенного общества, определенной исторической эпохи. В  своей познавательной и научно-исследовательской  деятельности они выражают нужды  определенного общества, опираются  на ту сумму знаний, которой достигло это общество, а также на ту культуру мышления, которую оно выработало.

В отличие  от психологии, теория познания не рассматривает  личных качеств людей, в мыслях которых  осуществляются познавательный процесс, особенности их мышление. В гносеологии  субъект берется в безличной  форме. Для нее важное само содержание знания в его отношении к объективной реальности, процесс и тенденция его развития1.

Как процесс  деятельности субъекта, познание всегда имеет субъективный характер. Его  результатом является знания, которые  существуют в сознании субъекта (индивидуальной, общественной). Формы, в которых существует и развивается знания, за своей  сутью являются субъективными образами объективной действительности, то есть идеальным отображением материального.

Направленность  познания, его характер, границы  постижения на каждом историческом этапе  зависят от субъекта познания, поскольку  обусловленные нуждами, интересами, задачами и возможностями конкретно-историчного  общества или определенной социальной группы при определенных условиях. Субъективность познания, находясь в  прямой связи с активностью субъекта, в некоторых случаях может  стать препятствием на пути истинного  познания.

В целом  субъективность не мешает истинности полученных знаний, не ставит никаких  препятствий на пути постижения человеком  мира. Благодаря работе, своим нуждам и возможностям как в практическом, так и познавательному аспектах человек является универсальным  существом. Она не просто приспосабливается  к миру (среды своего существования), а осваивает, превращает его, выявляя  скрытые в нем возможности. Поскольку  субъективность человеческого отношения  к миру выражается в активности и  последняя не ограниченная какими-то рамками ее особой биологической  природы, а есть универсальной за своими возможностями, то самая эта  субъективность одолевает свою односторонность, ограниченность и служит условием объективного познания мира.Нужно подчеркнуть, что  специальные (конкретные) науки больше абстрагируются от роли субъекта в  познавательном процессе, стараясь максимально  отвергнуть все субъективные моменты, рассматривая объект словно " сам  по себе". Для философии же проблема взаимодействия субъекта и объекта  есть специальной, поскольку она  исследует то, как в процессе такого взаимодействия, за активной роли субъекта, происходит достижения истины.

Перейдем  теперь к анализу объекта познания. Им есть вся независимая от сознания существующая действительность — объективная  реальность. Самая же человек со всеми ее гранями, сторонами и свойствами, включая психику и сознание, тоже к нему принадлежат. Тот факт, что сознание является субъективной реальностью, не препятствует преобразованию ее на специфический объект познания.

Однако для  конкретного общества, на определенном этапе его развития, реальным объектом его познания есть не вся действительность (она бесконечная и неисчерпаемая), а лишь и ее часть, которая прямо  или опосредованно включена в  практическую, прежде всего материально-производственную деятельность. Итак, не только субъект, а и объект познания имеет свой конкретно-историчный характер. Человек  познает прежде всего то, что она  практически осваивает, меняет, превращает. Непосредственный объект познания —  это не "абстрактная" природа, а природа, определенной мерой преобразованная, "очеловеченная" ("мир человека"), границы и багатоманитнисть которого постоянно расширяются.

Можно было бы возразить, что к объектам познания принадлежат и такие вещи и  явления, с которыми человек зараз  не может вступить в прямое практическое взаимодействие, — например, отдаленные космические тела. Однако, во-первых, небесные светила стали в свое время объектом познания потому, что  наблюдение за ними приобрели практический значение; во-вторых, вследствие логики познавательного процесса и взаимосвязи  явлений действительности познание способно опережать непосредственную практику, не теряя связи с ней (детальнее об этом будет сказано  дальше).

Информация о работе Сущность, методы и границы познания