Методы познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:16, доклад

Описание работы

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ — совокупность приемов и способов изучения государственно-правовой действительности. Это также совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций. В эпистемологии к методам познания предъявляются определенные условия. К ним относятся: 1) предметная содержательность: а) в методе должно отражаться знание о предмете исследования; б) метод основывается на теории (метод есть та же теория, развернутая на познание и преобразование объекта); в) это система нормативных правил, выводимых из теории.

Работа содержит 1 файл

семинар2.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

1) МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ — совокупность приемов и способов изучения государственно-правовой действительности. Это также совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций. В эпистемологии к методам познания предъявляются определенные условия. К ним относятся: 1) предметная содержательность: а) в методе должно отражаться знание о предмете исследования; б) метод основывается на теории (метод есть та же теория, развернутая на познание и преобразование объекта); в) это система нормативных правил, выводимых из теории. Метод тем самым имеет объективное основание. Но метод и субъективен, т.е. во многом определяется позицией исследователя (его подготовкой, правовым опытом и др.). В правоведении методы познания — это тот инструмент, который позволяет проникнуть в юридическую ткань и познать ее. Выделяются следующие группы методов:

1) всеобщий философский,  или универсальный, метод; 

2) общенаучные методы;

3) методы частных  (конкретных) наук;

4) специально-юридические  методы правовой науки.

Всеобщий философский, или универсальный, метод используется во всех конкретных науках, на всех стадиях научного познания. Основой философского метода являются общефилософские закономерности познания окружающей действительности, философские методы и принципы мышления (принцип объективности, означающий, что в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так, как они существуют в реальности, на искажая их сути, не идеализируя их; принцип всесторонности познания; принцип историзма познания, указывающий на то, что исследуемое явление должно рассматриваться в развитии), а равно законы диалектики (закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания). Всеобщий философский метод предполагает изучение государства и права как явлений, которые определяются природой человека и условиями жизни общества; связаны с другими социальными явлениями — экономикой, политикой, духовной сферой и др.; находятся в постоянном развитии и обновлении.

Всеобщий философский метод раскрывается через общенаучные методы познания (в определенной мере — они составляющие всеобщего метода), характеризующие познание во всех науках. Их основа — общеметодологические закономерности познания, которые включают и гносеологические принципы: метод восхождение от абстрактному к конкретному, эксперимент, наблюдение и др. К ним относятся анализ и синтез; индукция и дедукция; восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; метод единства исторического и логического и др. Анализ — это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из них отдельно. Путем синтеза воссоздается единая целостная картина. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Метод восхождения от абстрактного к конкретному — универсальный прием общетеоретического познания. Так, сформулировав понятие государственного режима, можно затем перейти к анализу его конкретных разновидностей — демократического, тоталитарного и т.д. Если же исследователь направляет процесс познания от конкретного к абстрактному, то он, к примеру, изучает разнообразные виды правонарушений — преступления, гражданские деликты, административные и дисциплинарные проступки, а затем конструирует общее абстрактное понятие правонарушения.

Используя исторический метод, теория государства и права исследует государственные и правовые явления и процессы в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных правовых и государственных явлений. Однако обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение государства и права. Исторический метод показывает, что в природе и в обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету науки о государстве и праве это означает, что во всей совокупности государственно-правовых явлений и процессов необходимо в первую очередь выделит те, которые возникли раньше других и являются основой более сложных. Методология исследования государства и права предполагает использование таких методов, как системный подход, сравнение, конкретно-социологических исследований и др.

Методы частных наук — методы, разработанные конкретными науками: статистические, конкретно-социологические, психологические, математические, кибернетические и др. В правоведении они применяются достаточно широко, в особенности при исследовании прикладных проблем науки. 

2) 1.Интересы как свойства личности у людей бывают разные и оказывают различное влияние на жизнь и деятельность человека. Особенности интересов характеризуют и особенности личности. 
Содержание интересов говорит о направленности человека, о тех целях, которые ставит он в жизни. 
Глубина интересов тесно связана с общим развитием, умом человека. Встречаются люди, у которых интересы очень поверхностны, мелки, примитивны. Иногда они сводятся только к удовлетворению органических потребностей. 
Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» описывает помещика П. П. Петуха, который очень огорчается тем, что его гость Чичиков не будет у него обедать, так как уже обедал и вообще отличается плохим аппетитом. «Что мне в вас после обеда?» — восклицает Петух, считая, что весь смысл жизни заключается в том, чтобы самому вкусно поесть и поразить кулинарным искусством гостя. Когда разговор заходит о скуке, Петух удивляется, как можно скучать, если и утром, и днем, и вечером приходится заниматься таким интересным делом, как заказывание пищи повару. Конечно, и у нас еще встречаются люди, все интересы которых сводятся к внешнему лоску, к мелкому приобретательству, к удовлетворению мещанских вкусов. Но эти люди — исключение, и с каждым годом в нашей стране их становится меньше. 
Немалую роль в жизни человека играет широта интересов. Она говорит о богатстве духовной жизни личности, о разносторонности ее интеллектуальных запросов. 
Известный ученый-естествоиспытатель К. А. Тимирязев говорил: «Надо знать обо всем понемногу и все о немногом». Это значит, что человек должен всем интересоваться, но главный, центральный интерес у него должен быть направлен на что-то одно, чем он серьезно занимается, чему посвящает свою жизнь. 
Широкий круг интересов особенно необходим людям некоторых профессий. Так, А. М. Горький считал, что литературные работники должны всем интересоваться, во все вникать. 
Широта культурных запросов должна отличать и учителя. Если интеллектуальные интересы побуждают его приобретать знания из разных областей, это очень повышает авторитет педагога в глазах учащихся. Когда опытную учительницу спросили молодые педагоги, что надо делать, чтобы стать хорошим учителем, она ответила: «Мне кажется, что для этого надо прежде всего жить настоящей, полной и разумной жизнью, т. е. изучать и наблюдать природу, читать книги, слушать музыку, ходить в театры, путешествовать. Душа педагога должна впитывать в себя очень многое, чтобы потом иметь возможность давать побольше другим. И я непрерывно учусь у книг, у людей, у природы, учусь постоянно, настойчиво». 
Некоторые люди интересуются очень многим, но их интересы быстро сменяют друг друга, не отличаются устойчивостью, они поверхностны и неглубоки, имеют характер минутных увлечений. Если такими же скоропреходящими будут и основные интересы человека, то ничего значительного в жизни он не совершит. 
Очень важно также, чтобы интересы человека отличались действенностью. Человек, имеющий пассивный интерес, ничего не предпринимает для серьезного удовлетворения этого интереса. Такой человек мало читает соответствующей литературы, не учится. Примером действенного интереса к науке может служить жизнь М. В. Ломоносова. Этот интерес побудил его оставить родные места и, преодолевая невероятные трудности, пробивать себе дорогу в науку. 
Интересы могут расти, развиваться. Если у человека недостаточны интересы к чему-либо полезному, например к чтению художественной литературы, к искусству, их можно воспитывать, сначала принуждая себя к соответствующим занятиям, затем, по мере расширения кругозора, интерес будет постепенно расти и углубляться. 
Но интересы могут постепенно ослабевать и, наконец, совсем исчезнуть, если человек не заботится об их поддержании, периодически не удовлетворяет их. Подобная атрофия интересов бывает даже у человека большого ума. 
Ученый Чарлз Дарвин писал в автобиографии: «До тридцатилетнего возраста и даже позднее мне доставляла большое удовольствие всякого рода поэзия... В былое время я находил большое наслаждение в живописи и еще больше — в музыке. Но вот уже много лет, когда я не могу заставить себя прочитать ни одной стихотворной строки. Я почти потерял также вкус к живописи и музыке. 
Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки по крайней мере раз в неделю; быть может, путем такого (постоянного) упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее — на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы». 
Отец космонавта Германа Титова считал, что инженер, конструктор, любой человек, не понимающий прелести поэзии, не чувствующий музыки,— просто обокравший себя человек. Своему сыну он советовал жить богатой духовной жизнью, уметь видеть прекрасное и любоваться им. И сын Герман следовал советам отца: его интересовали и литература, и музыка, и спорт, и математика, и физика, но больше всего его увлекала техника и мечты о том, что он станет летчиком. 

  2. В тех случаях, когда граждане не имеют средств вобъеме прожиточного минимума, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособия, субсидии и разнообразные компенсации), бесплатные или частично-платные (льготные) услуги (на дому, в стационаре и т. п.), натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

  Государственная социальная помощь направлена на поддержание уровня жизни тех категорий населения, чей среднедушевой  доход  по не зависящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.

  Источник  финансирования социальной помощи –  это средства федерального бюджета  и бюджетов других уровней, основным принципом распределения которых  является принцип адресного и рационального использования средств.

  Адресная  социальная помощь может оказываться  единовременно на период не менее  трех месяцев. Виды этой помощи: социальное пособие, субсидия, компенсация.

  Социальное  пособие – это определенная денежная сумма, которая безвозмездно предоставляется малоимущему лицу за счет средств бюджетов.

  Субсидия  – это целевая оплата предоставленных  малоимущему лицу материальных благ или услуг.

  Компенсация – это возмещение произведенных  малоимущим лицом расходов.

  Государственная социальная помощь назначается компетентным органом по социальной защите населения по месту жительства или по месту пребывания малоимущего лица на основе его заявления. В нем должны указываться сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем семье имуществе на праве собственности. Эти сведения должны обследоваться комиссионно.

  Нуждаемость – это материальное положение, при  котором  индивидуальный   доход  лица или среднедушевой доход семьи по не зависящим от них причинам является ниже прожиточного минимума. В таком случае эти лица признаются малоимущими и имеют право на получение государственной социальной помощи.

  Социальной  помощью являются выплаты социальных пенсий и многих видов компенсационных выплат, которые предоставляются неадресно (вне зависимости от уровня  индивидуального   дохода  или среднедушевого  дохода ). Во-первых, они назначаются лицам, не приобретшим права на какую-либо трудовую пенсию, не имеющим заработка или трудового  дохода  (например, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и др.), т. е. являются для них основным источником средств существования. Во-вторых, источником их финансирования служат бюджеты различных уровней. В-третьих, их размеры соотносятся с установленной минимальной оплатой труда, а не с прежним заработком или трудовым  доходом  обратившегося.

Информация о работе Методы познания