Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:39, курсовая работа
Современная философия, прежде всего, отличается своей дотошностью; излагать ее кратко -значит вообще не излагать. Кроме того, довольно часто взгляды того или иного философа вырисовываются из ряда взаимосвязанных статей в периодических изданиях, а не формулируются в четком виде в каком-то одном труде. Порой они излагаются чрезвычайно сжато, или их изложение предполагает, что читателю известно то, что принимается без доказательств. Чтобы сделать такую философию более понятной, ее нужно рассмотреть в более широком контексте, а не предложить некоторую выжимку из нее.
Введение………………………………………………………………………….1
Глава 1 «Перемены и переемственность»………………………………….3
Вывод……………………………………………………………………………..12
Глава 2 «Структура и синтаксис»…………………………………………….15
Вывод……………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………33
Используемая литература…………………………………………………….35
Тем не менее ментальные
события составляют часть природы
и как таковые одновременно выступают
причинами и сами имеют причины,
а их связь, в принципе, подчиняется
строгим законам. С учетом сказанного
ранее, это возможно только в том
случае, если они также являются
физическими событиями; законы, связывающие
их с другими событиями, будут
тогда строгими физическими, а отнюдь
не психофизическими законами. Однако,
если мы ограничиваемся использованием
«психологического языка», мы можем
связывать психологические
Вывод
Мы часто представляем
философа как кого-то, кто сидит,
размышляя над вопросами
Наряду с этим представлением о том, кто такие философы и чем они пытаются заниматься, есть еще одно. Согласно последнему, философ – это тот, кто целиком и полностью отвечает за общие идеи и идеалы определенных обществ и культур. Нам говорят, что такие мыслители как г-н Маркс & г-н Энгельс, создали мировоззрение партии коммунистов, другие же – например, Томас Джеферсон, Джон Локк и Джон Стюарт Милль разработали теории, доминирующие в демократическом мире.
Независимо от этих
различных представлений о роли
философа и независимо от того, насколько
связанной мы представляем его деятельность
с нашими непосредственными интересами,
философ вовлечен в рассмотрение
проблем, прямо или косвенно имеющих
значение для всех нас. Путем тщательной
критической проверки этот человек
пытается оценить состоятельность
тех данных и убеждений, которыми
мы располагаем о Вселенной
С самого зарождения
философии более двух тысяч лет
назад В Древней Греции среди
серьезных мыслителей, вовлекавшихся
в этот процесс, существовало убеждение
в необходимости тщательной проверки
рациональной обоснованности тех воззрений
на окружающий мир и нас самих,
которые мы принимаем. Все мы воспринимаем
массу информации и множество
мнений о материальной вселенной
и человеческом мире. Однако только
очень немногие из нас когда-либо
задумываются, насколько достоверны
или существенны эти данные. Обычно
мы склонны без сомнений принимать
сообщения об открытиях науки, освященные
традицией убеждения и
По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а стремится к логической аргументированности и обоснованности. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль.
Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов. Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более необходимы, а лучше нет ни одной».
В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции. Философия сближается либо с наукой, либо с искусством (В.А. Канке) .
Во все исторические
эпохи философия и наука шли
рука об руку, дополняя друг друга. Многие
идеалы науки, такие как доказательность,
систематичность, проверяемость высказываний,
были первоначально выработаны в
философии. В философии, как и
в науке, исследуют, размышляют, одни
высказывания обосновываются другими.
Но там, где наука разъединяет (значение
имеет только то, что относится
в сфере данной науки), философия
объединяет, для нее не характерно
дистанцирование от какой-либо сферы
бытия человека. Идет ни на миг не
останавливающийся процесс
Существует еще и чувственно-эстетический аспект философии. Например, Шеллинг считал, что философия не довольствуется понятийным постижением мира, а стремится к возвышенному (чувству) и искусство ей ближе, чем наука. Эта идея выявила гуманистическую функцию философии, ее предельно внимательное отношение к человеку. Эта позиция – благо, плохо, когда ее преувеличивают и отрицают научную и моральную ориентацию философии. «Философия – это призыв к рафинированной истине и возвышенному чувству» (В.А. Канке).
Но мало объяснять
мир и звать к совершенству,
нужно этот мир изменять. Но в
каком направлении? Нужна система
ценностей, представлений о добре
и зле, должном и недолжном.
Здесь и выясняется особая роль философии
в практическом обеспечении успешного
развития цивилизации. При более
детальном рассмотрении философских
систем всегда выявляется их этическое
содержание. Практическая (моральная)
философия заинтересована в достижении
добра. Высокие моральные черты
людей не возникают сами по себе,
они довольно часто являются непосредственным
результатом плодотворной деятельности
философов. В наши дни этическую
функцию философии часто
Философ-этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра ( а не зла). В фокус философского обсуждения поставлена не мысль-действие и не чувство-действие, а любое действие, универсальная цель – добро. Идеалы добра характерны и для осуществляющих рост знания, и для ценителей возвышенного, и для прокладчиков автомобильных дорог, и для строителей электростанций. Практическая ориентация характерна для философии в целом, но универсальную значимость она приобретает именно в рамках этической функции философии.
Значение философии
не в практической полезности,
а в нравственной, потому что
философия ищет идеал,
В качестве учения о
бытии философия выступает как
онтология (учение о сущем). Выделение
различных видов бытия –
О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение ее предмета, рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же пытается делать философ?
Трудность состоит
в том, что философию легче
объяснить, занимаясь ею, чем описывая
ее со стороны. Частично она заключается
в определенным подходе к рассмотрению
вопросов, частично – в попытках
решить некоторые проблемы, традиционно
интересующие тех, кто называет себя
(или кого так называют другие) «философами».
Единственная вещь, относительно которой
философы никогда не могли договориться
да и вряд ли вообще договорятся
ли когда-нибудь вообще – это то,
в чем состоит философия.
Заключение
Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой различные задачи. Одни пытались объяснить и обосновать определенные религиозные воззрения, другие, занимаясь наукой – стремились показать значение и раскрыть смысл различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк, Маркс) использовали философию, пытаясь изменить политическую организацию общества. Многих интересовало обоснование и обнародование каких-то идей, которые, по их мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не ставили перед собой столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в особенностях мира, в котором живут, и понять верования, которых придерживаются люди.
Профессии философов также разнообразны как и их задачи. Некоторые были преподавателями, часто профессорами университетов, читавшими курсы философии. Другие были лидерами религиозных движений, многие были и вовсе обычными ремесленниками.
Независимо от преследуемых целей и конкретного рода занятий все философы придерживаются убеждений, что крайне важным и необходимым является тщательное исследование и анализ наших воззрений, нашего обоснования их. Философу свойственно подходить к определенным вещам определенным образом. Ему хочется установить, какой смысл несут наши фундаментальные идеи и понятия, на каком основании базируется наше знание, каких следует придерживаться стандартов, чтобы приходить к правильным заключениям, какие убеждения необходимо отстаивать, и .т.п. Философ считает, что размышление над такими вопросами приводит человека к более глубокому пониманию вселенной, природы и людей.
Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки происходит на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.
Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.
Однако, подвергая какие-либо идеи или теории сомнениям не следует долго оставаться на этом этапе, необходимо двигаться дальше в поисках позитивного решения, поскольку беспрерывные колебания представляют собой бесплодный тупик.
Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности. Противостоять обстоятельствам можно лишь при умении сохранять духовную трезвость, самоценность, собственное достоинство личности. Для личности становится понятным значение личного достоинства других людей. Для личности невозможна ни стадная, ни эгоистическая позиция.
«Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность невозможна без внутренней собранности. Собирание собственной личности родственно самоочищению» (В.Ф. Шаповалов).
Философия заставляет людей думать. Бертран Рассел пишет в своей книге «История западной философии»: «Она умеряет религиозные и философские страсти, а занятия ею делают людей более интеллектуальными особями, что не так уж плохо для мира, в котором немало глупостей.» Изменить мир, считает он, можно лучше всего путем морального совершенствования и самосовершенствования. Философия способна сделать это. Человек должен действовать на основе своей мысли и своей воли. Но с одним условием: не покушаться на свободу других. Имея здоровье, благосостояние и способность к творческому труду, он может преуспеть в духовном самосовершенствовании и достичь счастья.
Назначение философии
– поиск удела человека, обеспечение
бытия человека в причудливом
мире. Быть или не быть? – вот в
чем вопрос. А если быть, то каким?
Назначение философии состоит в
конечном счете в возвышении человека,
в обеспечении универсальных
условий для его
Информация о работе Современные дискуссии о предмете и структуре философии