Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:57, шпаргалка
Основные понятия и термины по философии
Сознание как способность следует отличать от такой способности как мышление. Сознание -- это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. В противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить -- фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание -- необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли.
сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.
С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность. Однако понять его происхождение можно только на основе рассмотрения существа сознания в целом.
Сознание выступает,
таким образом, как ключевое, исходное
философское понятие для анализа всех
форм проявления духовной и душевной жизни
человека в их единстве и целостности,
а также способов контроля и регуляции
его взаимоотношений с действительностью,
управления этими взаимоотношениями.
Идеализм -- это
теория, согласно которой существуют только
сознания. Идеалисты утверждают, что объекты
физического мира не существуют вне их
восприятия. Наиболее последовательно
этот тезис был развит Джорджем Беркли,
который утверждал, что «быть -- значит
быть воспринимаемым».
Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других.
Роль
общения и труда в формировании и развитии
сознания
Возникновение сознания связано, таким образом, прежде всего с формированием культуры на основе практически-преобразовательной общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности. Поскольку эти навыки, способы, нормы специфически человеческой деятельности имеют общественную природу, возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной деятельности людей, постольку закрепляющие их формы сознания также всегда носят социальный характер, возникают как своеобразные "коллективные представления". Эти "коллективные представления" (термин французского социолога и философа Э. Дюркгейма) должны быть освоены отдельными индивидами в процессе их воспитания, приобщения к достигнутому их обществом типу и уровню культуры. Сознание как специфически человеческая форма регуляции и управления взаимоотношением с миром существует, таким образом, в двух формах, в двух, так сказать, ипостасях. Во-первых, оно предполагает наличие "коллективных представлений", фиксирующих накопленный опыт культуры и образующих содержание таких социокультурных систем, как мировоззрение, идеология, мораль, наука, искусство, которые обычно и именуются системами общественного сознания. Во-вторых, содержание "коллективных представлений" этих систем должно быть сделано достоянием внутреннего мира реальных конкретных людей, "интериоризировано" (усвоено) ими, как говорят психологи, и стать субъективной реальностью их мироотношения.
Необходимо подчеркнуть, что реальность сознания, его бытие - а сознание, несомненно, представляет собой реальность бытия людей (в этом смысле употребляют термин "бытийный характер" сознания), - обязательно предполагает оба этих уровня. Без заданности "коллективных представлений", входящих в состав социокультурных систем, невозможно развитие сознания на индивидуальном уровне, а без выхода на уровень реального мироотношения конкретных людей невозможна передача и творческое развитие аккумулируемого в нормах сознания социокультурного опыта. При этом надо иметь в виду, что, хотя, как отмечалось выше, с термином "общественное сознание" зачастую связывают только социокультурные системы типа мировоззрения, идеологии, морали, науки, сознание, как оно существует на индивидуальном уровне, также имеет общественную природу, поскольку, во-первых, оно задается социокультурным опытом, а во-вторых, что не менее важно, само освоение этого опыта, фиксация навыков совместных практических действий, норм поведения всегда предполагает определенное общение людей, их кооперацию. Люди в своей индивидуальной психике способны приобщиться к содержанию "коллективных представлений" общественного сознания постольку, поскольку они реально участвуют в совместной социокультурной деятельности.
Существо общественного воздействия на индивидуальную психику, приобщения ее к общественному сознанию и формирования в результате этого приобщения индивидуального человеческого сознания заключается, таким образом, не в простом пассивном усвоении людьми норм и представлений общественного сознания, а в их активном включении в реальную совместную деятельность, в конкретные формы общения в процессе этой деятельности.
Закрепление,
фиксация в сознании плана совместной
деятельности, ее целостности являются
необходимым условием устойчивого воспроизводства
выработанных способов совместной деятельности.
Без их закрепления в виде определенных
представлений, норм и установок сознания,
регулирующих, программирующих отношение
общественно развитого человека к внешнему
природному и социальному миру и к самому
себе, оказывается невозможной совместная
деятельность людей в одном поколении,
а также передача опыта культуры от одного
поколения к другому. Сознание выступает,
таким образом, как условие программирования
специфически человеческой коллективной
совместной деятельности по созиданию
и развитию форм культуры. Оно выполняет
функцию социальной памяти человечества,
вырабатывая некоторые схемы, "матрицы"
воспроизводства накопленного человечеством
опыта.
Понятийное
мышление и речь
Мышление неразрывно связано с речью. Эта связь обозначает специфику психики человека (в отличие от животных, мышление которое является наследственным. Остается наглядно-действенным, не может быть отвлеченным, последовательным познанием). Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Человеческое мышление невозможно без языка. Чем лучше продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в речи.
Формулируя и размышляя вслух для других, человек формирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление и фиксирование мысли способствует более глубокое понимание. Благодаря формированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Это дает возможность вернуться к этой мысли, более глубокому ее осмыслению, сравнивать одну мысль с другой.
Важную роль здесь играет внутренняя речь. Речь является материальной (словесной) оболочкой мышления.
Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выражающаяся словом или группой слов.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами. Оно связано с непосредственно воспринимаемым предметом. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове.
Речь - процесс общения людей посредством языка.
Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и Деятельности.
Мышление проходит 2 стадии:
1. Допонятийное
2. Понятийное
мышление.
Общественно-историческая
сущность сознания
Сознание -- это наивысшая, присущий только человеку как социальной ( то есть общественной) существу форма отображения действительности, функция человеческого мозга. Она есть активным, целенаправленным, обобщенным, оценочным отображением, связанным с деятельностью, в процессе которой люди осваивают и превращают мир.
Происхождением и функциями сознания объясняется то, что она по своей природе имеет общественный характер.
Сознание человечества развивалось и развивается по законам не биологической эволюции, а общественно-исторического процесса.
Если же говорить об отдельном человеке, то она рождается, имея не сознание, а лишь возможность, способность стать сознательным существом. Эта возможность содержится в строении ее тела, органов чувства и особенно мозга, в его чрезвычайном совершенстве и пластичности. Возникает и формируется индивидуальное сознание постольку, поскольку ребенок вступает у общения с другими людьми, овладевает формами и образами практической, предметной деятельности.
Человек осознает, мыслит, ощущает, желает, предпочитает, действует всегда как представитель определенной исторической эпохи, определенной социально-культурной цивилизации, определенного сообщества.
Важнейшей особенностью
сознания является целеполагание, и, во-вторых,
опережающее отражение - это предвосхищение
результата будущего действия. Для становления
сознания этих двух моментов было бы недостаточно.
Важнейшими условиями возникновения сознания
явилась орудийная деятельность, которая
была к тому же коллективной деятельностью.
Орудийная деятельность - это деятельность
при помощи орудий труда, деятельность
по преобразованию природы - это труд.
В труде человек относится к природе опосредованно,
через посредство орудия труда, в то время
как животное относится к природе непосредственно.
Коллективная трудовая деятельность первобытного
человека позволяла ему использовать
для достижения своей цели не только орудия
труда, но и через посредство общественной
связи использовать другого человека.
Это составляет более высокий этап развития
сознания. Становление сознания это длительный
исторический процесс. Важнейшим способом
существования сознания являются знания.
Они существуют в двух формах: чувственности
и абстрактного мышления. Причем мышление
возникает и деформируется на основе чувственного
опыта. В этом смысле все логические связи
и фигуры нашего мышления являются результатом
миллионы раз повторенных действий с материальными
предметами. Мышление возможно как использование
абстракций, т.е. продуктов мысленного
отвлечения от одних признаков предмета
и выделение других. Средством абстрагирования
и обобщения служит язык. У языка есть
также функция обозначения и наименования,
которая производна от практической деятельности
людей. Сознание это всегда активный и
творческий процесс, возникающий в ходе
взаимодействия субъекта познания и объекта
познания, поэтому сознание имеет две
стороны субъективную и объективную. Субъективное
сознание выражается в его идеальности,
это означает, что содержание сознания
формируется и развивается субъектом.
Оно зависит от целей и потребностей субъекта
и его отношения к объекту.
Понятие
человеческой деятельности и ее виды
Всякая жизнедеятельность человека в конечном счете основана на обмене веществом и энергией с природой. В подчеркивании этого принципиального единства человека и природы, значимости природных корней человека состоит важная заслуга материалистической философии.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.
Активно-преобразовательная деятельность человека в системе культуры и на ее основе имеет своим результатом реальное изменение условий его существования в реальном мире, выступающем в своей чувственной данности, и представляет собой "предметную деятельность". Эту "предметность", реальность преобразований в реальном мире следует понимать достаточно широко. Она непосредственно очевидна, когда речь идет о преобразовании материальной природы, реальных общественных отношений. Но и когда мы рассматриваем внутренний мир человека, правомерно говорить о реальности, если угодно, предметности его преобразования.
Преобразование внутреннего мира человека, становление и развитие личности в человеческой индивидуальности, то, что можно назвать внутренней работой души, в конечном счете находят свое проявление в реальной жизнедеятельности людей, в их реальных поступках и деяниях.
Преобразование реальной действительности предполагает, конечно, способность сознания, активную работу духа, наличие контролируемого рефлексией идеального плана, проекта деятельности.
Всю практическую деятельность по изменению и преобразованию природы, социума и собственной жизнедеятельности человек осуществляет в сотрудничестве, в кооперации с другими людьми. Поэтому отношения людей как субъектов практической деятельности к преобразуемой ими реальности (субъект-объектные отношения) всегда предполагают также отношения реального взаимодействия людей в процессе этого преобразования (субъект-субъектные отношения). Практика всегда связана, далее, с определенными формами сознания и познания, которые не только закрепляют достигнутый ею уровень, но и обеспечивают ее развитие.