Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:57, шпаргалка
Основные понятия и термины по философии
В целом экзистенциализм представляет собой умонастроение человека XX века, утратившего веру в разум исторический и научный.
Сегодняшний
человек, согласно экзистенциализму, может
черпать силы только в своей слабости,
он может обрести смысл своей жизни не
перед лицом вечного и бесконечного, а
перед лицом смерти. Освободить человека
от всех надежд на то, что он может обрести
свободу с помощью чего-то вне себя, и от
всех иллюзий, связанных с этими надеждами,
поставить его перед собой и заставить
заглянуть в себя - вот та задача, которую
поставил перед собой экзистенциализм.
Категории
«бытие» и «материя» в системе философского
материализма. Виды философских онтологий.
Философская категория бытия заключает в себе достаточно сложное и комплексное содержание.
Трудности осмысления бытия связаны со следующим обстоятельством. В обычной жизни мы только через конкретные свойства узнаем, какова вещь или каков человек. А здесь получается иначе: чтобы понять, что такое бытие как таковое, нужно отвлечься от конкретных и даже от общих свойств.
Бытием -- философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. То, что реально существует. Это понятие фиксирует наиболее общее в вещах - их простое наличие. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как единственное (см. Парменид), постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия -- небытие и ничто. Существенные философские проблемы -- соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.
Материалистическая
философия уравнивает понятие реальности,
бытия и природы. Марксизм также вводит
понятие общественного бытия как оппозицию
общественного сознания. Материалисты
считают что таким бытием является природа,
материя. Диалектический материализм
в целом не отрицает что сознание, мышление
имеют бытие, но придерживаются мнения
что бытие сознания, мышления порожденное
и обозначенное через бытие материи, природы.
В гносеологии бытие противопоставлено
сознанию как объективная реальность,
что существует в подсознании (вне сознания)
и этим обозначает ее (осознание). Материализм
считает объективно реальное бытие (материю)
независимым от сознания, чувств, опыта,
человечества.Диалектический материализм
придерживается мнения что бытие это объективная
реальность, а сознание есть отображение
бытия.
Материя (от лат. materia -- вещество) -- философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и в частности такого направления в философии, как диалектический материализм.
Определить, что такое материя вообще можно лишь установив ее отношение до чего-то нематериального, которым есть сознание. Поэтому материя определена по отношению к сознанию через отношение материального и идеального.
Философское
определение материи охватывает также
всю систему категорий материалистической
диалектики, которые отображают главные
формы бытия, законы его развития, которые
одновременно есть и общими формами познания,
-- содержательными формами, которые фиксируют
весь познавательный опыт человечества.
Атрибуты материи -- это свойства, которые
выражают диалектическую сущность материи
и выступают как единство определенных
противоположностей: движения и покоя,
просторную и времени, взаимодействия
и отображение.
Онтология (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος -- сущее, то, что существует и λόγος -- учение, наука) -- раздел философии, изучающий бытие
Бытие природы -- первая форма реальности, универсума.
Включает все существующее кроме человека.
Является следствием длительной универсальной эволюции.
Системная организация мироустройства. Развитие .
Подсистемы неживой и живой природы.
Бытие социальное -- вторая форма реальности.
Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция).
Структура социального бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.
Бытие идеальное, духовное -- третья форма реальности.
Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума.
Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей.
Усиление взаимодействия всех форм духовной жизни с производством, практикой (космонавтика, биоинженерия и т. д.).
Новые информационные
технологии и средства связи сделали духовное
бытие более динамичным, подвижным.
Эволюция
философских представлений о материи.
Материя как объективная реальность.
Идея единства мира нашла свое отображение в философской категории "субстанция". В ней фиксируется внутреннее единство вещей, явлений, событий, процессов, через них она и самая проявляется. Однако субстанцию понимают по-разному, поскольку ее можно признавать как материальное или духовное начало. Философия, которая признает первоосновой мира единую субстанцию, называют монистической. Монизм может быть материалистическим (Гераклит, Демокрит, Спиноза, Фейербах и прочие) или идеалистическим (Платон, Беркли, Гегель). Возможное и дуалистическое трактование этот вопроса, согласно которому в основе мира вместе с тем лежат два начала (материальное и идеальное). Такой, например, была позиция Р. Декарта.
Марксистская философия рассматривает мир из позиций материалистического монизма, признает и доказывает его материальное единство. Сознание же выступает не как субстанция всего сущего, а как особое свойство материи, присущее лишь ее высшим формам организации. Движение, пространство, время, структурность выступают атрибутивными характеристиками материи, без которых материя не существует и которые без нее тоже невозможные. Мир, в котором мы живем, есть материальным. Он составляется из разных предметов, процессов, которые то появляются, то исчезают, превращаясь одно в другое. Они отбиваются нашим сознанием, существуя независимо от нее. Каждый предмет является частью материального мира.
Становление научных и философских представлений о мире прошло трудный и противоречивый путь.
Философы древнегреческой стихийно-материалистической школы обосновывались мыслью о том, что в основе мира лежит что-то одно: или вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), или апейрон (Анаксимандр).
В ХVII-ХVIII столетиях учения о неделимых атомах было воспринято и розвинено метафизическим материализмом, хотя и не все его разделяли. Материалисты рассматривали материю как субстанцию, которой присущий ряд абсолютных (неизменяемых) свойств: протяжность, непроницаемость, инертность, неизменность массы и т.п. Беря за основу положения ньютоновского классической физики, они доказывали, что материя движется в пространстве и времени, которые ограниченные определенными параметрами. Материя как объективная реальность отождествлялась с веществом. Формы движения сводились к простейшей (механической). Однако уже в тот период выдвигали глубокие диалектические гипотезы. Французские материалисты ХVI ст. признавали движение имманентным (внутренне присущим) материи.
В конце XIX столетие были осуществленные большие открытия, которые знаменовали собой революцию в природоведении: выявлено явление радиоактивности, установлена делимость атома, открыт электрон, а позднее и другие элементарные частички, которым присущие раньше неизвестные свойства; "Абсолютные" свойства материи оказались относительными.
Новые открытия показали ограниченность метафизических и механистических представлений о материи. Однако некоторые физики и философы так и не смогли перейти на путь диалектического мышления и миропонимания. Они сделали выводы в контексте субъективного идеализма: материи как объективной реальности не существует, есть лишь совокупность чувствительных данных, "фактов опыта", показание приборов, которые определенным чином описываются, упорядочиваются с помощью математических уравнений и т.п. Это привело к "кризису в физике", которая, по словам В. И. Ленина, состояла возражении материи как объективной реальности, которая (материя) данная нам в ощущениях, включая и "восприятие" показаний приборов.
Субъективно-идеалистические
выводы, сделанные на основе самых важных
открытий природоисследователей того
времени, имели глубокие гносеологические
корни. По выражению В. И. Ленина, это математизация
физики, особенно тех ее разделов, где
речь идет об объектах, недоступных нашим
ощущением, разрушение старых представлений,
которое вследствие незнания диалектики
закономерно привело к релятивизму. Новые
формы субъективного идеализма, возникновение
яких объясняется сложностью и трудностями
научного познания, имели также и социально-классовые
корни. Представители субъективного идеализма
(идеализма в целом) как идеологи господствующих
классов были заинтересованы в пропаганде
и распространении идеалистических идей
в обществе.
Субстанциальные
и реляционные концепции пространства
и времени.
Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцированна, структурированна. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы, в свою очередь, не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.
Попытаемся выявить таким же образом содержание понятия времени. Материальный мир состоит не только из структурно расчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении и развитии, они представляют собой процессы, которые развертываются по определенным этапам. В них можно выявить некоторые качественные состояния, некоторые стадии, сменяющие одна другую. Смена этих стадий может характеризоваться определенной повторяемостью. Одна стадия по сравнению с другой стадией может наступать быстрее или позже. Такие особенности процессов характеризуются понятием длительности. Сравнение различных длительностей может стать основой для количественных мер, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Представление о времени и понятие времени имеют смысл лишь постольку, поскольку мир находится в состоянии движения и развития; если бы материя была вне движения, понятие времени не имело бы смысла.
Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время - это формы бытия материи.
В истории философии
существовали различные концепции пространства
и времени. Их можно разбить на два больших
класса: концепции субстанциальные и реляционные.
Субстанциальная концепция рассматривает
пространство и время как особые сущности,
которые существуют сами по себе, независимо
от материальных объектов. Они как бы арена,
на которой находятся объекты и развертываются
процессы. Подобно тому как арена может
существовать и без того, что на ней размещены
определенные предметы, движутся актеры,
разыгрывается какое-то представление,
так и пространство и время могут существовать
независимо от материальных объектов
и процессов. Подобную точку зрения отстаивал,
например, И. Ньютон. Встречалась она и
в древней философии. Так представление
древнегреческих философов-атомистов
(Демокрита, Эпикура) о пустоте неявно
предполагало концепцию субстанциальности
пространства. В противовес субстанциальному
подходу в истории философии развивалась
реляционная концепция пространства и
времени. Одним из наиболее ярких представителей
ее был Г. В. Лейбниц, полемизировавший
с И. Ньютоном по вопросам о сущности пространства
и времени. Лейбниц настаивал на том, что
пространство и время - это особые отношения
между объектами и процессами и вне их
не существуют. Достижения современной
науки свидетельствуют о предпочтительности
реляционного подхода к пониманию пространства
и времени.
Проблема
сознания в философии: особенности
материалистических и идеалистических
подходов
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.