Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:57, шпаргалка
Основные понятия и термины по философии
Метафизика,
диалектика и синергетика как способы
осмысления мира. Общая характеристика
категорий, законов и принципов диалектики.
Метафизика, отдел философии, занимающийся исследованием природы и структуры мира.
Отождествлялась с онтологией как учением о бытии.
Метафизика (букв, от греч. - после физики) трактовалась изначально как особая наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В философию данный термин был введен в I в. до н.э. Андронником Родосским, систематизатором трудов Аристотеля (так он назвал соответствующее сочинение философа, помещенное "после физики"), и часто выступает как синоним термина "философия". У Платона философия - это высший тип знания, восходящий от "эмпирической реальности к бестелесным сущностям ("идеям") по иерерахической "лестнице" понятий" и нисходящий "обратно к чувственному миру.
Принцип развития -- это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии.
Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные и прямые.
Идея отражения становится принципом диалектики в силу того, что, с одной стороны, с её помощью объясняется возникновение сознания, с другой стороны, она используется для раскрытия материального источника развития сознания. “ Все идеи... - отражения действительности, верные или искаженные”, - писал Ф. Энгельс. Идея отражения позволяет уяснить единство и различие объективной и субъективной диалектики. Под объективной диалектикой понимаются реальные процессы развития материального мира. Субъективная диалектика - процесс и результат отражения объективной диалектики в человеческом сознании.
Принцип детерминизма конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. “Ничто не может возникнуть из ничего или превратиться в ничто”, - так выражает смысл идеи детерминизма известная аксиома материализма. Принцип детерминизма исходит из наличия всеобщей взаимной связи и обусловленности явлений мира, из генетической причинной производительности, лежащей в основе отношений детерминации.
Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В первую группу входят идеи “жесткой оппозиции” диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития. В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие мир из принципа развития, но интерпретирующие его метафизически. Метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития.
Синергетический подход к объяснению развития опирается как на общефилософские принципы, так и на естественнонаучные выводы. Феномен самоорганизации в синергетике объясняется сложным взаимодействием многих явлений. Центральное место среди них отводится взаимосвязи порядка и хаоса, выяснению роли данных противоположных начал в развитии сложных систем, в сохранении их равновесия и устойчивости.
Законы диалектики.
Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить”, - писал в свое время Гегель.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью категорий “качество”, “количество”, “свойство”, “количественное изменение”, “качественное изменение”, “мера”, “скачок” и посредством выяснения отношений между ними.
Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона - отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.
Категории диалектики - это предельно широкие понятия, содержанием которых являются всеобщие стороны существования и развития объективного мира; это исходные формы мышления, когда его объектом выступает развитие.
Категории диалектики.
Сущность и явление . Явление в онтологическом плане - это предмет в его целостности, а сущность - это внутренняя основа существования и развития предмета. Любое явление существенно, то есть в мире нет предметов, не имеющих внутренней основы своего существования.
Содержание и форма . Под содержанием понимается все находящееся в предмете (процессе): его существенные связи, компоненты и его несущественные связи, компоненты.
Под формой понимается как внешнее выражение содержания, так и внутренний способ взаимосвязи компонентов содержания (в последнем случае форма близка по сути структуре).
Целое и часть . Категория «целое» характеризует предмет в определенной связи составляющих его частей и обладающим в силу этого интегративными свойствами.
Категория «часть» характеризует такой компонент содержания, без которого предмет не может существовать как целое.
С категориями
«часть» и «целое» связана проблема целостности
как обобщенной характеристики уникальности
каждой вещи. Идея целостности нередко
рассматривается в качестве общефилософского
принципа, отражающего важную сторону
существования, развития и познания мира.
Категории
«изменение» и «развитие». Проблема направленности
развития сложных систем.
Принцип развития -- это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Принцип материального единства мира , осмысленный применительно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеи позволяет заключить, что “в мире нет ничего, кроме движущейся материи”
Будем считать систему сложной, если она состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, каждый из которых может быть представлен в виде системы. В качестве содержания теории развития сложных систем можно рассматривать совокупность методологических подходов, позволяющих строить модели процессов развития сложных систем, используя достижения различных наук, а также методы анализа получаемых моделей.
В Природе наблюдаются процессы нарастания со временем сложности и упорядоченности развивающихся открытых неравновесных систем. Один из подобных примеров - возникновение на определенном этапе развития биосферы многоклеточных организмов, а в дальнейшем к постоянно протекающему среди таких организмов процессу цефализации, приведшему к появлению на Земле разумного начала. Такие наблюдения рождают представление о направленном развитии высокоорганизованных открытых систем. Процесс развития у таких систем - историческая эволюция, время от времени прерываемая кризисными этапами с выходом в качественно новые состояния с более высоким уровнем сложности и организованности, чем на предшествовавшем стационарном этапе.
Необходимость
объяснить существование направленного
развития сложных систем создает определенные
трудности. Сама по себе самоорганизация
при подходящих условиях случайным образом
осуществляет единичный акт перехода
системы в состояние с более высоким уровнем
организованности, чем в исходном положении.
Но направленный процесс развития состоит
из последовательности взаимосвязанных
одиночных актов усложнения. Сомнительна
возможность объяснить согласованное
существование таких одиночных актов
случайностью. Необходимое согласование
последовательных актов самоорганизации
возможно при условии существования информации
о будущих состояниях развивающейся системы.
И такая информация должна содержаться
в самой системе. Здесь можно вспомнить
слова Пригожина о том, что вне равновесия
материя прозревает, придав прозрению
смысл наличия необходимой информации
в сочетании с самоорганизацией.
Диалектические
и синергетические представления об источниках
активности и самоорганизации. Развитие
как переход от хаоса к порядку.
Мир отличается неустойчивостью и нестабильностью. В нем малые причины приводят к большим последствиям, считают ученые-синергетики. Почему хаос порождает порядок, что такое «эффект бабочки» и как предотвратить нежелательные социальные изменения?
Самоорганизация - это естественнонаучное выражение процесса самодвижения материи. Способностью к самоорганизации обладают системы живой и неживой природы, а также искусственные системы. Конкретная конфигурация структуры существует только в строго определенных условиях и в определенный момент «движения» сложной системы. Динамика развития систем приводит к последовательному изменению их структур.
Г. Хакен и И. Пригожин
делают акцент, прежде всего, на процессуальности
материальных систем. Все процессы, протекающие
в различных материальных системах, могут
быть подразделены на два типа: во-первых,
это процессы, протекающие в замкнутых
системах, ведущие к установлению равновесного
состояния, которое при определенных условиях
стремится к максимальной степени неупорядоченности
или хаоса, и, во-вторых, это процессы, протекающие
в открытых системах, в которых при определенных
условиях из хаоса могут самопроизвольно
возникать упорядоченные структуры, что
и характеризует стремление к самоорганизации.
Основными характеристиками первого типа
процессов является равновесность и линейность,
главными характеристиками второго типа
процессов, в которых проявляется способность
к самоорганизации и возникновению диссипативных
структур, является неравновесность и
нелинейность. Природные процессы принципиально
неравновесны и нелинейны; именно такие
процессы синергетика рассматривает в
качестве предмета своего изучения. Постулирование
универсальности неравновесных и нелинейных
процессов позволяет ей претендовать
на статус общеметодологической дисциплины,
сопоставимой с теорией систем и кибернетикой.
Категории
«качество», «количество», «мера», «скачок».
Феномен неравновесности систем.
Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь в философии выражается понятием меры. Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Скачек - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояние в другое. Один из примеров того. как накапливающиеся количественные изменения со временем приводят к скачку (качественному изменению),-поломка детали машины из-за "усталости металла".
Феномен неравномерности систем это синергетический взгляд на мир, который ведет к революционным изменениям в нашем понимании случайности и необходимости, необратимости природных процессов, позволяет дать принципиально новое истолкование энтропии и радикально меняет наше представление о времени. Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры -- структуры спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах.
Если предполагается,
что именно неравновесность является
естественным состоянием всех процессов
действительности, то естественным оказывается
и стремление к самоорганизации как имманентное
свойство неравновесных процессов.
Проблема
части и целого. «Секрет целостности»
и теория диалектики.
Эта пара категорий
относится к вопросу о строении мира. Много
веков назад сложилось впечатление, что
понять тот или иной предмет - значит узнать,
из чего он состоит. Под частями понимали
такие "предметы", которые в своей
совокупности образуют более сложные
новые предметы. Целое считалось простой
суммой своих частей. Постепенно в науке
и философии складывалось убеждение, что
свойства целого несводимы к набору свойств
частей, его составляющих. Но оставалось
неясным, в чем же секрет целостности.
Ключ к решению дает диалектика: тайна
целостности, ее несводимости к простой
сумме частей заключается в связи, объединяющей
предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии
частей. Т.о. был открыт и сформулирован
принцип целостности, играющий важную
роль в развитии знаний и практики.