Шпаргалка по Философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:57, шпаргалка

Описание работы

Основные понятия и термины по философии

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 1.20 Мб (Скачать)

Для достижения истины имеются различные способы, по Сократу, это маевтика(диалогический способ) это поиск истины через противоречия.

Общий смысл философии Сократа. Общую идею Сократа можно было бы сформулировать так. Истина есть. Она - подлинная реальность и цель познания. Ее неочевидный статус обязывает человека исследовать ее ради подлинного осуществления в собственной жизни.

Сократ:

1.закрепил поворот древнегреческой философии от исследования космоса (природы) к антропологии, этике и гносеологии;

2.поставил проблему исследования общего и разработал (рационально-диалектический) метод выведения понятий, которые станут основными смысловыми единицами классического рационального философствования;

3.связал гносеологию и этику в учении о врожденном знании истины как естественном основании нравственности (этический рационализм).

Сократ занимает важное место в истории античной философии. «Диалектика, и притом диалектика в ее положительном смысле, в ее постоянном искании объективной истины, -- вот то новое, чем Сократ резко отличается и от старой натурфилософии, и от софистики. 

  1. Объективный идеализм Платона.
 

Философия Платона имела огромное влияние на дальнейшее развитие европейской философской мысли.

На основе диалектики он создает собственное понимание чувственно-материального космоса как синтеза ума и необходимости, идеи и материи. Материя трактуется как нечто неопределенное и бесформенное, а идея, напротив, как нечто оформленное и ограниченное.

Центральное место в философии Платона занимает проблема идеального (проблема идей). Если Сократ основное свое внимание уделил общим понятиям, то Платон пошел дальше, он обнаружил особый мир -- мир идей.

По Платону, бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми имеются довольно сложные отношения; это -- мир идей, вечный и подлинный; мир материи, столь же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов -- это мир возникающих и смертных погибаюших вещей, мир временных явлений. Идея выступала как общность, целостность. Важным свойством идей (идеального) является совершенство («идеальность»); они выступают как образец, как идеал, который существует сам по себе, но во всей полноте не реализуем в одном каком-то чувственно воспринимаемом явлении. Все множество идей представляет единство. Центральной идеей является идея блага, или высшего добра. Она есть идея всех идей, источник красоты, гармонии, соразмерности и истины. Благо -- это единство добродетели и счастья, прекрасного и полезного, нравственно доброго и приятного. Идея блага стягивает все множество идей в некоторое единство; это единство цели; все направляется к благой цели. 

  1. Материя и форма в философии Аристотеля.
 

По Аристотелю, каждая конкретная чувственная вещь представляет собой единство "материи" и "формы". "Форма" понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в то же время нематериальна, но она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма -это "то, из чего состоят вещи". Каждая вещь выступает как оформленная материя. В качестве примера можно взять медный шар, представляющий собой единство меди (вещества) и шаровидности (формы). Противоположность "формы" и

"материи" для Аристотеля относительна. Медь может выступать материей по отношению к одному предмету (например, шару) и формой по отношению к другому предмету (например, физическим элементам). Медь может не быть оформленной, но в то же время в потенции она содержит форму, как возможность. Т.е. форма - есть реализованная возможность материи. Таким образом, у Аристотеля происходит соотносительный переход от материи к форме и наоборот. Эта иерархия форм приводит к

высшей "форме", которая является последней и за которой уже не следуют ни форма, ни материя. Последней формой

выступает перводвигатель, или Бог. Таким образом, материя и форма, у Аристотеля, представляют собой единство, взаимосвязь, развитие же явлений он понимал как оформление материи.

Аристотель разработал оригинальное учение о четырех видах причин. Он различает четыре вида причин: 1) материальную, или материю; 2) формальную, или форму; 3) производящую; 4) конечную, или цель. Материальная причина - это материя, она "обозначает входящий в состав вещи материал, из которого, вещи возникают".Формальная причина состоит в том, что под воздействием формы материя превращается в действительность. Производящая причина - это то, что создает вещи. Целевую причину Аристотель понимает в смысле, что что-то делается ради чего-то. 

  1. Многообразие философских течений в эпоху эллинизма (стоицизм, скептицизм, кинизм, эпикуреизм).
 

Социальные изменения в эпоху эллинизма и Римской империи обозначились и на философии.На переднем плане в философии оказываются проблемы этики, в частности счастья и смысла жизни. Это обстоятельство еще раз существенно изменила предмет древнегреческой философии. Вопреки определенному вниманию философов к проблемам, связанным с миром и познанием, доминирующей проблематикой становится этическая, философия меняет свой статус. Если раньше она мыслилась как теоретическая наука (учение о мире), то в настоящее время она возникает ( у стоиков) как жизненная мудрость, как обучение мудрому жизни.

Руководящими философскими течениями этого периода, которые рассматривали этическую проблематику, были стоицизм, эпикурейство и скептицизм.

Стоицизм (греч. stoa -- портик в Афинах, где собирались стоики) -- направление древнегреческой философии эпохи эллинизма, какой, сосредоточиваясь на этических проблемах, проповедовал невозмутимость, отстраненность от бед и радости жизни.

Основателем стоицизма был Зенон.Стоики призвали мужественно переносить удары судьбы, не брать ничего близко к сердцу -- ни потерь, ни успехов. Идеал мудреца: свобода от страстей, от чувствительных желаний (апатия). Познание необходимое только для практического жизни. Стоики поднялись к идее самоценности лица. Идея стоиков относительно самоценности лица была со временем воспринятая христианством.

Скептицизм (греч. skeptikos -- тот, что рассматривает, исследует) -- философские взгляды, которые исповедуют сомнение возможности постижения истины, осуществление идеалов.Представителей его характеризовало безверье в познавательные возможности человека, которое было своеобразным проявлением упадка культуры. Скептики -- Пиррон и Секст-Эмпирик  -- систематизировали аргументы против познаваемости мира, выдвинув на основе этого требование «содержаться от суждений». В этике они, вслед за Епікуром, предлагали атараксию -- состояние невозмутимости и неомраченности души.

КИНИЗМ - одна из наиболее значительных сократических школ античной философии. Основана Антисфеном Афинским , по другой версии - его учеником и наиболее ярким представителем кинизма - Диогеном Синопским.Характерной особенностью кинического учения было требование отбросить существующие нормы и обычаи. С точки зрения киников мудрый руководствуется не установленными людьми порядками, а законами добродетели. В качестве нормы добродетельной жизни они вводили понятие природы как первоначального состояния человеческого бытия, не искаженного превратными человеческими установлениями. В отрицании многих социальных норм киники не останавливались перед крайностями, о чем остались многочисленные свидетельства.

Взгляды Диогена выражаются в двух известных формулах - в утверждении мирового гражданства каждого человека (космополитизм) в противовес полисной принадлежности, и в знаменитой «переоценке ценностей».

ЭПИКУРЕИЗМ - одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии. Основным идейным содержанием и теоретическим обоснованием практикуемого образа жизни сторонников этой школы является философская система ее основателя Эпикура.В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель - излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение.Основой эпикурейского союза выступали верность учению Эпикура и почитание его личности. В школе практиковался ряд философских упражнений, являвшихся неотъемлемой частью эпикурейского образа жизни: беседы, анализ своих поступков, чтение трактатов Эпикура, заучивание наизусть основных положений учения. 

  1. Периодизация средневековой европейской философии. Основные проблемы средневековой философии и особенности их решения.

Характерной особенностью средневекового мировоззрения есть теоцентризм. Античность не знала идеи трансцендентного (потустороннего относительно реального мира) Бога. Полагало, что боги, как и люди, живут в едином для всех космосе (космоцентричний мировоззрение). Средневековье по-другому мыслило и Бога, и мир. Бог создает мир из ничего, он абсолютно первый, истинное бытие. Природа как творения Бога теряет свою самоценность. Она выступает только символом или знаком божественной премудрости, адресованным человеку. Отношение Бога и природы мыслится в категориях истинного и ненастоящего бытия елеатов: Бог единый, неделимый, неизменный (трансцендентный); природа множественная, делимая, подвижная, но существует благодаря Богу

Философия в средневековье развивалась в лоне религии как господствующего мировоззрения той эпохи. Религия, безусловно, суживала границы философского мышления, задавала и проблематику, и общую модель решения проблем. Кроме того, философия в эпоху средневековья не имела собственной социальной базы -- лица, которое нуждалось в бы философском мировоззрении.

Первый период (II-VII ст.) в развитии средневековой философии названный патристикой.

Патристика (лат. pater -- отец) -- совокупность философских доктрин христианских мыслителей (отцов церкви) II-VII ст.

Августин Блаженный приспособил платонизм для развития христианской теологии. По его мнению, мир идей Платона есть не что другое, как мысли Бога, которые передуют акту создания мира. Познавая вещи, человек внедряется в мысли Бога. Таким способом теологи соединили религиозную доктрину создания мира Богом и концепцию Платона. Определенный интерес представляет концепция истории Августина. В противоположность циклическим представлением о времени, характерными для греко-римской культуры, Августин развил линейную концепцию: история имеет начало (создание мира), кульминацию (пришествие Христа) и будущий конец (второе пришествие и страшный суд). В душе он различает три установки: ожидание, направленное в будущее; внимание, связанное из современным; память, которая удерживает прошлое. Благодаря этим установкам душа «конституирует», создает время. Время, по мнению Августина, существовал бы даже при условии существования одной лишь души. Идея «конституирование» времени на основе внутренних переживаний приобрела популярность в философских течениях XX ст. -- феноменологии и экзистенциализме. 

Следующий период (XIII-XV ст.) в развитии средневековой философии называют схоластикой.

Схоластика (лат. scholastikos -ученый, школьный) -- философское учение, в котором объединенные религиозно-философские засновки с рационалистической методикой и формально-логическими проблемами.

В это время распространяются идеи Фомы Аквинского (1225-1274), который приспособил учение Аристотеля к нуждам укрепления позиций католицизма. За именем основателя этот период схоластики получил название томизм.Схоластика, особенно ее развитая форма -- томизм, практически выравнивает в значимости веру и ум. По мнению ее приверженцев, знание, которое постигается в акте веры, можно передать умом. В повышении статуса ума в схоластике сравнительно с патристикой состоит существенное отличие католицизма от православия, которые разошлись в XII ст. Католическая теория сформировалась на основе более рациональной схоластики, а в православии доминирует патристика. Этим в значительной мере обусловлено и то, что наука сформировалась именно в Западной Европе.

Переняв учение Аристотеля об активной форме и пассивной материи, Фома Аквинский выделяет четыре степени бытия:

- «царство минералов», где форма есть лишь внешней определенностью вещей;

- «растительное царство», где форма выступает как растительная душа;

- животное царство и, соответственно, животная душа;

- человек и умная бессмертная душа.

Проблема универсалей( общие понятия)

Реализм (лат. realis -- существенный, действительный) -- философское направление, согласно которому общие понятия (універсалії) существуют реально как сущности вещей.

Реалисты -- Фома Аквинский -- считали, что человек постигает эти сущности в понятиях ума. Итак, универсалиям сперва предоставлялся статус реального бытия -- сущности вещей, а уже затем -- общего понятия ума.

Номинализм (лат. nomen -- имя) -- философское учение, которое возражает онтологическое значение универсалий ( общих понятий), утверждая, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.

Номиналисты -- Вильям Оккам , Жан Буридан  -- считали, что вещи единичные, не скрывают никаких универсалий. Общие понятия есть только названиями единичного, они -- творение человеческого ума.  

Информация о работе Шпаргалка по Философии