Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:57, шпаргалка
Основные понятия и термины по философии
К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти и т д. Абсолютная истина -- это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.
Конкретность -- это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена если не известны условия места, времени, в которых они сформулированы.
Заблуждения следует отличать от лжи -- преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах -- и связанной с этим передачи заведомо ложного знания, дезинформации. Если заблуждение -- характеристика знания, то ошибка -- результат неправильности действий индивида в любой сфере его деятельности.
Источником заблуждения могут быть погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному.Таким образом, заблуждения имеют свои социальные, психологические и гносеологические основания.
Что касается заблуждения, то, как показала практика человечества, это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, во правомерные издержки на пути к достижению истины.
Источниками
заблуждений могут быть: предубеждение,
несовершенство умственных способностей,
поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности
или устойчивости мышления; недостаточный
познавательный материал; субъективные
настроения, предрасположения, пристрастия;
беспорядочная обработка, плохое знание
источников ошибок, опрометчивые обобщения
и т. д. От заблуждений, которые возникают
неумышленно, необходимо отличать заблуждения,
вызываемые намеренно, являющиеся самообманом
или обманом другого.
Проблема
критерия истины в гносеологии. Критериальные
возможности общественной практики.
Одной из основных проблем теории познания есть вопрос о критерии истины, то есть о том, которое выступает мерилом истинности знания. В истории философии выдвигались разные критерии истины: ум и интуиция (Платон), чувственные данные и научный эксперимент (Ф.Бекон, Б.Спиноза, К.Гельвеций, Д.Дидро, М.В.Ломоносов), соответствие вещи, понятию (Г.Гегель), Отсюда видно, что критериями истины могут быть и чувственные данные, и интеллект, и интуиция, и жизненный опыт людей, и традиции, и авторитеты. Вместе с тем, выдается, что наибольшее преимущество имеет критерий истины, введенный в теорию познания К.Марксом и Ф.Енгельсом, это - общественная практика. Она имеет свойство непосредственной действительности, носит чувственно предметный характер, является сферой реализации знаний, выводит субъекта за рамки умозрительного познания в мир материальной деятельности. Практика является комплексным и наивысшим критерием истины, которая включает в той или иной мере все другие критерии. Именно поэтому она - конечный, абсолютный критерий истины.
Критерий истины
(греч. мерило для оценки ч.-л.) - средство
проверки истинности или ложности того
или иного утверждения, гипотезы, теоретического
построения и т. н. К. и. является общественная
практика.
Основные
концепции общества.
Философия истории анализирует проблемы смысла и цели существования общества, перспективы его развития.
С возникновением христианства оказалось возможным иное понимание истории. Оно предполагало поступательное прогрессивное развитие в истории человечества: от акта творения Богом до ее "финала" - второго пришествия Христа и Страшного суда. В новое время земная история перестала восприниматься как священная история. В XVIII веке в работах просветителей постоянно звучала тема мощи человеческого разума, который следовало лишь освободить от пут религии и предрассудков. История оценивалась теперь как история разума. Наиболее системно представление о неизбежности прогресса в движении человечества было дано в философии Гегеля. В марксистской концепции общества прогресс рассматривался как результат неуклонного развития производительных сил. С конца XX века понятие прогресса общества и истории все более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. С особой силой философия истории XX века поставила проблему коммуникации как основания человеческого существования. История возможна лишь в той мере, в какой люди открыты миру и друг другу. История реализуется через общение.
Философы и социологи используют различные подходы к изучению общественного прогресса. В марксистской философии, например, был разработан формационный подход. С точки зрения формационного подхода, исторический прогресс понимается как смена общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация - это исторически конкретное общество на данном этапе его развития. Она включает в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейно-бытовые. Основу общественно-экономической формации составляет способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. В развитии, исторического процесса Маркс выделял пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Формационный подход к развитию общества существует наряду с культурологическим и цивилизационным подходами.
Культурологический подход к истории использовал Освальд Шпенглер (1880- 1936). Он исходил из того, что каждая культура существует изолированно и замкнуто. Появляясь на определенном этапе исторического процесса, она переживает возрасты отдельного человека (детство, юность, зрелость и старость) и затем погибает. Смерть культуры, по Шпенглеру, начинается с возникновения цивилизации.
Понятие "культура" относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Культуру часто определяют как "вторую природу", т.е. культура есть природа, обработанная человеком в целях удовлетворения тех или иных потребностей. Однако культуру нельзя свести только к вещам, произведенным человеком. Понятие культуры охватывает собой и продукты духовного производства, распространяется на общественные отношения. Суть культуры заключается в том, что она несет в себе систему и природных, и социальных качеств. Культура обнаруживает себя в истории. Одним из главных критериев жизнестойкости и прогресса культуры является способность одной культуры вбирать и осваивать достижения других культур. Культура обусловлена потребностью общества в закреплении и передаче совокупного духовного опыта.
Категория цивилизации
охватывает природу и уровень развития
материальной и духовной культуры. Цивилизация
воплощает в себе технологический аспект
культуры. Главное в цивилизации - это
непрерывная смена технологий для удовлетворения
столь же непрерывно растущих потребностей
и возможностей человечества.
Практика
как специфически человеческий способ
отношения к миру.
Способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира и определяется как практика.
Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя: 1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств (субъект - объектные отношения), тогда как животные ощущают, воспринимают, представляют мир лишь в той мере в какой вещи свойства и отношения окружающего мира имеют для них прямой или косвенный биологический смысл 2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъект-субъектные отношения) и 3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности.
Выделенные моменты не являются какими-то рядоположенными компонентами практически-преобразовательной деятельности людей. Каждый из них предполагает другие и включает их как предпосылку и условие собственного существования. Конечно, изменение реальных обстоятельств выступает интегрирующим фактором, определяющим специфику практики, однако оно невозможно без других порождающих ее моментов.
Исходная форма
практики, являющаяся предпосылкой всех
остальных видов жизнедеятельности человека,
- это, несомненно, материальная, производственная
деятельность, способ производства материальных
благ. Выше уже отмечалось, что животные
как бы вписаны в определенную "экологическую
нишу", то есть в тот спектр окружающих
природных условий, в котором они могут
жить и эволюционировать в качестве определенного
биологического вида. Формы их поведения
складываются на основе тех исходных возможностей,
которые определяются строением тела
животного, его естественными органами.
То обстоятельство, что возможности реального
взаимодействия животных с внешним миром
ограничены особенностями их телесной
организации и формами их приспособительного
поведения, предопределяет и их информационные,
познавательные возможности. Животные
ощущают, воспринимают, представляют мир
лишь в той мере, в какой вещи, свойства
и отношения окружающего мира имеют для
них прямой или косвенный биологический
смысл.
Культура
как системообразующий фактор общественной
жизни. Нигилизм как способ отношения
к ценностям культуры.
В повседневной жизни представления о культуре обычно связывают с литературой и искусством, образованием и воспитанием, просветительской деятельностью. Культурным называют человека, владеющего знаниями, начитанного, умеющего вести себя в обществе. Культура характеризует также степень овладения тем или иным видом деятельности. В этом смысле говорят о культуре труда, о профессиональной и бытовой культуре, о культуре общения, о культуре речи и мышления. Различают также высокую и низкую, элитарную и массовую культуру. Наконец, известно, что нации отличаются своеобразием своей культуры и существует множество различных национальных, этнических культур.
Осмыслением культуры занимается и философия. Существует даже ее особое направление - философия культуры, предметом которой является культура как некая целостность.
Культура предстает как сотворенная человеком "вторая природа", надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Из этого определения вытекает также, что не следует искать особой "сферы культуры". Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.
"Вторая природа", как и первая, является объективной и материальной. Ее отличие от первой только в том, что она создана человеком, является продуктом его деятельности.
Материальные объекты мира культуры не только созданы человеком, но неотделимы от человеческой деятельности вообще. Вне связи с ней они либо растворяются в природе, либо остаются памятниками умершей культуры, предметом изучения археологов и историков.
Любые явления культуры соединяют в себе материальное и идеальное. Это обстоятельство и дает философии основание делать предметом осмысления культуру, как таковую, независимо от ее деления на материальную и духовную, имея в виду, что различие между ними с точки зрения сущностных характеристик феномена культуры чисто функциональное, а не принципиальное.
Культура существует в определенной системе общественных отношений, которые накладывают на нее свой отпечаток. Социальные отношения людей в самой культуре проявляются в субъективно-личностных формах общения.
Культура создается людьми и для людей, и потому общение также причастно к бытию культуры.
Культура возникла вместе с обществом.
Опредмечивание и распредмечивание могут происходить только в обществе, делая возможным общение, совместную жизнь и деятельность людей, формирование субъекта.
Нигилизм (отлат.
nihil -- ничто), в широком смысле -- отрицание
общепринятых ценностей, идеалов, моральных
норм, культуры и т.п. Иногда это отрицание
предпринималось с целью утверждения
и возвышения к.-л. иных ценностей.
Материально-производственная
деятельность в современном обществе.
Труд - это основная форма деятельности человека. Особое значение имеет труд людей в материальном производстве. Этот факт признается многими учеными. И действительно, процесс материального производства предстает как:
- способ удовлетворения материальных человеческих потребностей;
- как источник общественного богатства;
- как фактор общественного прогресса;
- как процесс формирования физических и духовных качеств человека.
Трудовая материально-производственная деятельность сыграла гигантскую роль в становлении человечества, его культуры, общественных отношений. Она оказала мощное воздействие на формирование сознания и психики человека, прежде всего так называемых высших психических функций, мышления, воли, памяти, специфически человеческие свойства которых во многом определяются особенностями трудовой производственной деятельности, в частности теми формами кооперации и общения, благодаря которым только и возможен труд.