Шпаргалка по Философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:57, шпаргалка

Описание работы

Основные понятия и термины по философии

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 1.20 Мб (Скачать)
  1. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
 

Период XV-XVI ст. принято называть эпохой Возрождения. Социально-экономической сутью этой эпохи есть зарождения капитализма. В городах Италии, которые сохранились как торгово-ремесленные осколки Римской империи, зарождается мануфактура, формируются торговые центры общеевропейского значения. Историческая особенность этой эпохи обусловлена зарождениям капитализма и раскрепощением (частичным) лица.

Возрождения -- это эпоха расцвета художественной культуры, зарождение гуманизма как светской культуры.

Термин«гуманизм» сперва означал светское знание, и большие гуманисты эпохи Возрождения Франческо Петрарка , Еразм Роттердамський были гуманистами именно в этом значении слова.

Споры светской и духовной власти содействовали освобождению философов от абсолютного влияния религии. В этот период приобрела распространение концепция двух истин -- религиозной и философской.

Новаторский дух этой эпохи оказался и в сфере религии.

Известный мыслитель раннего Возрождения -- неоплатоник Николай Кузанский - бесконечность можно мыслить как единое, а единое -- как бесконечность.

Идея сходимости центра, единицы (Бога) и бесконечности (мира) стала основой пантеизма.

Пантеизм (греч. pan -- все и theis -- бог) -- философское и религиозные учения о присутствии Бога в естестве самой природы, отождествление Бога с природой, растворение Бога в природе, или, наоборот, природы в Боге.

Пантеисты считали, что Бог и природа единые, Бог будто разлит в природе. Благодаря пантеизму происходит реабилитация природы, которую перестают считать греховной. Это определенной мерой касается как внешней природы, так и тела человека.

Известным пантеистом Возрождения был итальянской мыслитель Джордано Бруно, какой, разделяя мысли Кузанского о сходимости противоположностей.Дж. Бруно утверждал что космос и божество бесконечные, они единые. Природа -- это «Бог вещах». Способность мыслить, ощущать (гилозоизм) присущая всем вещам природы. Благодаря пантеизму одолевается дуализм материи и формы, который был присущий платоновско-аристотеловскій традиции. Материя не просто материал, который получает активность через приобретенную извне форму, она сама по себе ( благодаря божественной сути) активная. Начиная с Бруно, европейская философия перестала противопоставлять материю и форму как активный и пассивный. Материю она начала мыслить субстанцией, которой присущее движение и активность. 

  1. Проблема источников и методов научного познания в философии Нового времени.
 

Новым временем называют эпоху, которая началась буржуазными революциями в Западной Европе.

Проблематику философии Нового времени определили такие фундаментальные факторы, как научная революция, которая длилась на протяжении XVI-XVII ст., и формирование буржуазного гражданского общества (XVIII ст.). Этим обусловленное, доминирование гносеологии, в частности проблемы метода познания на первом этапе (XVII ст.) развития тогдашней философии и социально-политической проблематики на второму (XVIII ст.), в эпоху Просвещения.

Метафизика была первой попыткой философии Нового времени разграничиться с наукой в познании мира. Наука познавала его на основе фактов и обобщений. Метафизика конструировала мир на основе умозрительного знания (через субстанцию и ее атрибуты -- неотъемлемые свойства).

И все-таки видное место в философии XVII ст. занимала не метафизика, а гносеология.

Появление науки нового типа обусловила и коренное переосмысление отношения человека к миру.

Сформировалось два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм. 

Ф. Бэкон: номинализм и эмпиризм. Знание - сипа. Родоначальником эмпиризма.

Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук - увеличение власти человека над природой. Наука - средство, а не цель сама по себе.

Разработка индуктивного метода.Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного.Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. 

Рене Декарт, очевидность как критерий истины. "Мыслю, следовательно, существую".

Он подчеркивает значение рационального начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание.Когда мы говорим о научной революции XVII века, то именно Декарт являет собой тип тех революционеров, усилиями которых и была создана наука Нового времени, но и не только она: речь шла о создании нового типа общества и нового типа человека, что вскоре и обнаружилось в сфере социально-экономической, с одной стороны, и в идеологии Просвещения - с другой. Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосознании. С противопоставлением субъекта объекту связаны у Декарта поиски достоверности знания в самом субъекте, в его самосознании. Аналогия с геометрией здесь вовсе не случайна. Для рационализма XVII века, включая Р. Декарта, Н. Мальбранша, Б. Спинозу, Г. Лейбница, математика является образцом строгого и точного знания, которому должна подражать и философия, если она хочет быть наукой. А что философия должна быть наукой, и притом самой достоверной из наук, в этом у большинства философов той эпохи не было сомнения.

Метод "универсальной математики" , как его понимает Декарт, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность или острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств - с другой.

Декарт определяет субстанцию как вещь (под "вещью" в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только Бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются "лишь в обычном содействии Бога".

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции - ее неделимость, важнейший признак материальной - делимость до бесконечности. Врожденные идеи рассматривались рационалистами в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной философии. 

Номинализм Т. Гоббса. Согласно его учению, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей. Всякое знание поэтому имеет своим источником опыт; только один род опыта, по Гоббсу, есть восприятие, или первичное знание, а другой - знание об именах вещей. Источник этого второго опыта - ум, который сводится, таким образом, к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильного употребления слов. Предметом философии Гоббс считает тело, возникновение которого мы можем постичь с помощью научных понятий. Что же касается духовных субстанций, то, даже если бы они и существовали, они, по словам Гоббса, были бы непознаваемы. Но и само существование их Гоббс отрицает, поскольку не признает бестелесных духов. 

Б. Спиноза: учение о субстанции. Создавший монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом или природой. Его учение - пример крайнего реализма, переходящего в пантеизм.

Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию Богом или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не Бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть Творец природных вещей. Бог Спинозы - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом.

Мышление и протяжение, согласно Спинозе, суть атрибуты субстанции, а единичные вещи - как мыслящие существа, так и протяженные предметы - это модусы (видоизменения) субстанции. 

Г. Лейбниц: учение о множественности субстанций.Плюрализм субстанций Лейбниц сознательно противопоставил пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад.Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима.Наиболее поразительным в учении Лейбница является тезис о замкнутости каждой из монад. Монады, пишет он, "не имеют окон", поэтому совершенно исключено воздействие монад друг на друга; каждая из них подобна самостоятельной, обособленной вселенной. В этом смысле каждая из монад Лейбница подобна субстанции Спинозы: она есть то, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого, кроме, разумеется, Бога, сотворившего весь мир монад. 

  1. Поиск адекватных форм общественного устройства в социально-философской мысли 18-19 вв.
 

В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза, А. Э. Шефтсбери; завершают английское Просвещение философы шотландской школы, возглавляемой Т. Ридом, затем А. Смит и Д. Юм. Во Франции плеяда просветителей была представлена Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Л. Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, Ж. О. Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, молодой И. Кант.

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка, в сущности, тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Воззрения Локка близки к трудовой теории стоимости А. Смита. Локк, как и представители классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав.

Человек в философии XVIII века предстает, с одной стороны, как отдельный, изолированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя прежние, добуржуазные формы общности, философы XVIII века предлагают вместо них новую - юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ. В этом отношении характерно творчество немецких просветителей, в частности Лессинга. 

Гоббс: сторонник обществ. договора. “О гражданине”, “Левиафан”

Естетвенное состояние людей - война => О. Чтобы О. не развалилось - силиная власть => добровольное отречение владеть самим собой (результат - Левиафан). Старонник сильной абсолютистской власти, при которой правит образованный правитель (заботится о свох гражданах, их достатке, образовании, …). Идея в духе механистизма (разум и опыт). 

Локк: сторонник конституционной монархии. Естетвенное состояние людей - равенство всех (ограничивает свободу лишь естественный закон - не разрушь, не убей => нет войн, нет абсолютной власти, т.к. она все равно ограничена естеств. законом). Власть возникает на основе уважения к естественным законам => подданые вправе сместить правителя если он нарушил этот закон. “Все его взгляды основаны на рассудке и на здоровых человеческих чуствах” - Маркс. Неотчуждаемые права Ч на: жизнь, свободу, собственность. 

Гносеологическая и этическая проблематика в критической философии И.Канта. 

Сформировалась философская традиция, в пределах которой прибегнуло переосмыслить многие проблемы, над которыми безуспешно билась предыдущая философская мысль. Одна их группа имела гносеологический характер: противостояние эмпиризма и рационализма, детерминизма и свободы воли; вторая -- онтологический (касалась бытия человека): противоречие между натуралистически-механистическим мировоззрением и спецификой бытия человека, которое выходило вне границы это мировоззрения.

Немецкую классическую философию сформировали И. Кант, І. Фихте, Ф.-В.-Й. Шеллинг, Г.-В.-Ф. Гегель, Л. Фейербах.

Основателем немецкой классической философии есть Иммануил Кант -- философ, которого за силой духа и влияния на дальнейшее развитие философской мысли часто сравнивают с Платоном.

Ум трактуется как творец, конструктор действительности (объекта) и знаний о ней.

Кант теоретически обосновал автономию воли человека, не подчинённость нравственности внешним факторам, благодаря чему сфера людской деятельности (культура) была вынесена за границы естественной детерминации.

В творчестве Канта выделяют докритичний и критический периоды. В докритичний, или, как он его называл, догматический, период Кант находился под влиянием философии Лейбница и его последователя X. Вольфа. Он был убежден, что силой ума можно постигнуть закономерности природы, демонстрируя это созданной космогонической гипотезой и теорией притоков и отливов. Но ознакомление с философией Юма возбудило Канта (за его словами) от догматической спячки. Под догматизмом Кант понимал философскую позицию, согласно которой мир существует таким, которым человек его воспринимает, а познание есть его отображением. Юм, поставивши под сомнение эту позицию, не предложил ничего взамен. Кант выработал свой подход к решению этой проблемы, назвав его конструктивным критицизмом.

Информация о работе Шпаргалка по Философии