Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:57, шпаргалка
Основные понятия и термины по философии
Период XV-XVI ст. принято называть эпохой Возрождения. Социально-экономической сутью этой эпохи есть зарождения капитализма. В городах Италии, которые сохранились как торгово-ремесленные осколки Римской империи, зарождается мануфактура, формируются торговые центры общеевропейского значения. Историческая особенность этой эпохи обусловлена зарождениям капитализма и раскрепощением (частичным) лица.
Возрождения -- это эпоха расцвета художественной культуры, зарождение гуманизма как светской культуры.
Термин«гуманизм» сперва означал светское знание, и большие гуманисты эпохи Возрождения Франческо Петрарка , Еразм Роттердамський были гуманистами именно в этом значении слова.
Споры светской и духовной власти содействовали освобождению философов от абсолютного влияния религии. В этот период приобрела распространение концепция двух истин -- религиозной и философской.
Новаторский дух этой эпохи оказался и в сфере религии.
Известный мыслитель раннего Возрождения -- неоплатоник Николай Кузанский - бесконечность можно мыслить как единое, а единое -- как бесконечность.
Идея сходимости центра, единицы (Бога) и бесконечности (мира) стала основой пантеизма.
Пантеизм (греч. pan -- все и theis -- бог) -- философское и религиозные учения о присутствии Бога в естестве самой природы, отождествление Бога с природой, растворение Бога в природе, или, наоборот, природы в Боге.
Пантеисты считали, что Бог и природа единые, Бог будто разлит в природе. Благодаря пантеизму происходит реабилитация природы, которую перестают считать греховной. Это определенной мерой касается как внешней природы, так и тела человека.
Известным пантеистом
Возрождения был итальянской мыслитель
Джордано Бруно, какой, разделяя мысли
Кузанского о сходимости противоположностей.Дж.
Бруно утверждал что космос и божество
бесконечные, они единые. Природа -- это «Бог
вещах». Способность мыслить,
ощущать (гилозоизм) присущая всем вещам
природы. Благодаря пантеизму одолевается
дуализм материи и формы, который был присущий
платоновско-аристотеловскій традиции.
Материя не просто материал, который получает
активность через приобретенную извне
форму, она сама по себе ( благодаря божественной
сути) активная. Начиная с Бруно, европейская
философия перестала противопоставлять
материю и форму как активный и пассивный.
Материю она начала мыслить субстанцией,
которой присущее движение и активность.
Новым временем называют эпоху, которая началась буржуазными революциями в Западной Европе.
Проблематику философии Нового времени определили такие фундаментальные факторы, как научная революция, которая длилась на протяжении XVI-XVII ст., и формирование буржуазного гражданского общества (XVIII ст.). Этим обусловленное, доминирование гносеологии, в частности проблемы метода познания на первом этапе (XVII ст.) развития тогдашней философии и социально-политической проблематики на второму (XVIII ст.), в эпоху Просвещения.
Метафизика была первой попыткой философии Нового времени разграничиться с наукой в познании мира. Наука познавала его на основе фактов и обобщений. Метафизика конструировала мир на основе умозрительного знания (через субстанцию и ее атрибуты -- неотъемлемые свойства).
И все-таки видное место в философии XVII ст. занимала не метафизика, а гносеология.
Появление науки нового типа обусловила и коренное переосмысление отношения человека к миру.
Сформировалось
два направления в XVII веке предстают как
эмпиризм и рационализм.
Ф. Бэкон: номинализм и эмпиризм. Знание - сипа. Родоначальником эмпиризма.
Бэкон, считая задачей философии создание нового метода научного познания, переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук - увеличение власти человека над природой. Наука - средство, а не цель сама по себе.
Разработка индуктивного
метода.Всякое познание и всякое изобретение
должны опираться на опыт, то есть двигаться
от изучения единичных фактов к общим
положениям. А такой метод носит название
индуктивного.Бэкон считает необходимым
искать не только факты, подтверждающие
определенный вывод, но и факты, опровергающие
его.
Рене Декарт, очевидность как критерий истины. "Мыслю, следовательно, существую".
Он подчеркивает значение рационального начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание.Когда мы говорим о научной революции XVII века, то именно Декарт являет собой тип тех революционеров, усилиями которых и была создана наука Нового времени, но и не только она: речь шла о создании нового типа общества и нового типа человека, что вскоре и обнаружилось в сфере социально-экономической, с одной стороны, и в идеологии Просвещения - с другой. Декарт убежден, что создание нового метода мышления требует прочного и незыблемого основания. Такое основание должно быть найдено в самом разуме, точнее, в его внутреннем первоисточнике - в самосознании. С противопоставлением субъекта объекту связаны у Декарта поиски достоверности знания в самом субъекте, в его самосознании. Аналогия с геометрией здесь вовсе не случайна. Для рационализма XVII века, включая Р. Декарта, Н. Мальбранша, Б. Спинозу, Г. Лейбница, математика является образцом строгого и точного знания, которому должна подражать и философия, если она хочет быть наукой. А что философия должна быть наукой, и притом самой достоверной из наук, в этом у большинства философов той эпохи не было сомнения.
Метод "универсальной математики" , как его понимает Декарт, должен превратить познание в организованную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность или острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств - с другой.
Декарт определяет субстанцию как вещь (под "вещью" в этот период понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее вообще), которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, по Декарту, является только Бог, а к сотворенному миру это понятие можно применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те, которые для своего существования нуждаются "лишь в обычном содействии Бога".
Сотворенный мир
Декарт делит на два рода субстанций -
духовные и материальные. Главное определение
духовной субстанции - ее неделимость,
важнейший признак материальной - делимость
до бесконечности. Врожденные идеи рассматривались
рационалистами в качестве условия возможности
всеобщего и необходимого знания, то есть
науки и научной философии.
Номинализм Т. Гоббса.
Согласно его учению, реально существуют
только единичные вещи, а общие понятия
суть лишь имена вещей. Всякое знание поэтому
имеет своим источником опыт; только один
род опыта, по Гоббсу, есть восприятие,
или первичное знание, а другой - знание
об именах вещей. Источник этого второго
опыта - ум, который сводится, таким образом,
к способности именования вещей и связывания
имен, то есть правильного употребления
слов. Предметом философии Гоббс считает
тело, возникновение которого мы можем
постичь с помощью научных понятий. Что
же касается духовных субстанций, то, даже
если бы они и существовали, они, по словам
Гоббса, были бы непознаваемы. Но и само
существование их Гоббс отрицает, поскольку
не признает бестелесных духов.
Б. Спиноза: учение о субстанции. Создавший монистическое учение о единой субстанции, которую он назвал Богом или природой. Его учение - пример крайнего реализма, переходящего в пантеизм.
Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя (causa sui), то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию Богом или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не Бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть Творец природных вещей. Бог Спинозы - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом.
Мышление и протяжение,
согласно Спинозе, суть атрибуты субстанции,
а единичные вещи - как мыслящие существа,
так и протяженные предметы - это модусы
(видоизменения) субстанции.
Г. Лейбниц: учение
о множественности субстанций.Плюрализм
субстанций Лейбниц сознательно противопоставил
пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно
существующие субстанции получили у Лейбница
название монад.Согласно Лейбницу, монада
проста, то есть не состоит из частей, а
потому неделима.Наиболее поразительным
в учении Лейбница является тезис о замкнутости
каждой из монад. Монады, пишет он, "не
имеют окон", поэтому совершенно исключено
воздействие монад друг на друга; каждая
из них подобна самостоятельной, обособленной
вселенной. В этом смысле каждая из монад
Лейбница подобна субстанции Спинозы:
она есть то, что существует само по себе
и не зависит ни от чего другого, кроме,
разумеется, Бога, сотворившего весь мир
монад.
В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза, А. Э. Шефтсбери; завершают английское Просвещение философы шотландской школы, возглавляемой Т. Ридом, затем А. Смит и Д. Юм. Во Франции плеяда просветителей была представлена Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Л. Д'Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, Ж. О. Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, молодой И. Кант.
К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка, в сущности, тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Воззрения Локка близки к трудовой теории стоимости А. Смита. Локк, как и представители классической буржуазной политэкономии, убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав.
Человек в философии
XVIII века предстает, с одной стороны, как
отдельный, изолированный индивид, действующий
в соответствии со своими частными интересами.
С другой стороны, отменяя прежние, добуржуазные
формы общности, философы XVIII века предлагают
вместо них новую - юридическую всеобщность,
перед лицом которой все индивиды равны.
Во имя этой новой всеобщности просветители
требуют освобождения от конфессиональных,
национальных и сословных границ. В этом
отношении характерно творчество немецких
просветителей, в частности Лессинга.
Гоббс: сторонник обществ. договора. “О гражданине”, “Левиафан”
Естетвенное состояние
людей - война => О. Чтобы О. не развалилось
- силиная власть => добровольное отречение
владеть самим собой (результат - Левиафан).
Старонник сильной абсолютистской власти,
при которой правит образованный правитель
(заботится о свох гражданах, их достатке,
образовании, …). Идея в духе механистизма
(разум и опыт).
Локк: сторонник
конституционной монархии. Естетвенное
состояние людей - равенство всех (ограничивает
свободу лишь естественный закон - не разрушь,
не убей => нет войн, нет абсолютной власти,
т.к. она все равно ограничена естеств.
законом). Власть возникает на основе уважения
к естественным законам => подданые вправе
сместить правителя если он нарушил этот
закон. “Все его взгляды основаны на рассудке
и на здоровых человеческих чуствах”
- Маркс. Неотчуждаемые права Ч на: жизнь,
свободу, собственность.
Гносеологическая
и этическая проблематика в критической
философии И.Канта.
Сформировалась
философская традиция, в пределах которой
прибегнуло переосмыслить многие проблемы,
над которыми безуспешно билась предыдущая
философская мысль. Одна их группа имела
гносеологический характер: противостояние
эмпиризма и рационализма, детерминизма
и свободы воли; вторая -- онтологический
(касалась бытия человека): противоречие
между натуралистически-
Немецкую классическую философию сформировали И. Кант, І. Фихте, Ф.-В.-Й. Шеллинг, Г.-В.-Ф. Гегель, Л. Фейербах.
Основателем немецкой классической философии есть Иммануил Кант -- философ, которого за силой духа и влияния на дальнейшее развитие философской мысли часто сравнивают с Платоном.
Ум трактуется как творец, конструктор действительности (объекта) и знаний о ней.
Кант теоретически обосновал автономию воли человека, не подчинённость нравственности внешним факторам, благодаря чему сфера людской деятельности (культура) была вынесена за границы естественной детерминации.
В творчестве Канта выделяют докритичний и критический периоды. В докритичний, или, как он его называл, догматический, период Кант находился под влиянием философии Лейбница и его последователя X. Вольфа. Он был убежден, что силой ума можно постигнуть закономерности природы, демонстрируя это созданной космогонической гипотезой и теорией притоков и отливов. Но ознакомление с философией Юма возбудило Канта (за его словами) от догматической спячки. Под догматизмом Кант понимал философскую позицию, согласно которой мир существует таким, которым человек его воспринимает, а познание есть его отображением. Юм, поставивши под сомнение эту позицию, не предложил ничего взамен. Кант выработал свой подход к решению этой проблемы, назвав его конструктивным критицизмом.