Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
48
фс к-ры Культура – способ сущ-ия
чел. Актуальность теоретич. исследований
к-ры определ. факторами: 1усиление
роли к-ры в жизни чел-а и общ-ва 2связь
к-ры с духовным миром чел-а. Модус обладания-опредмечивание.
Модус действия-рапредмечивание. 3кризис
к-ры (усиление знаниевого компонента
культуры, к-ра сводится к знаниям, а фс
к-ры – это самосознание). дифференциация
знаний о к-реж. Фс к-ры стремится уяснить
что собой представляет к-ра как токовая
не зависимо от ее многообразных проявлений.
Особенности фс к-ры: 1рационально-теоретическим
способом к-ры осмысливается как целостность
2ставится вопрос о условиях сущ-ия к-ры.
Определение понятие к-ры сводится к 3
гл ее аспектам: 1 к-ра сфера творчества
свободной самореализационной личности.
Связь с понятием свободы. Уровни свободы:
1отрицательная свобода- свобода от… 2положительная
свобода –свобода для 3экзистенциальная
свобода –свобода не только выбора, но
и творчества; свобода внутр духовного
самоопределения. Понятие к-ры противоположно
понятию цивилизации. К-ра как творчество
а цивилизация- появление механического
и утилитарного отношения к миру 2 к-ра
ценностное отношение к реальности. Влюбой
к-ре есть свой идеал. Идеал-представление
о должном или образ совершенства, кот
в реальности не достижим. Идеал в к-ре
имеет религиозное происхождение 3 к-ра
искусственный созданный мыслью и руками
чел мир отличный от природы или натуры.
Основные концепции к-ры: 1деятельностная
2психоаналитическая(система запретов
или табу в любой к-ре) 3игровая (к-ра сводится
к игре) 4символическая концепция к-ры-к-ра
проявл как пр-во символ 5ценностная теория
к-ры 6семиотическая концепция к-ры язык
явл выражением духовной жизни чел.
42 познание как постижение истины. Истина-фс категория для обозначения меры отражения субъектом объекта. 2подхода к трактовке истины: онтологический, гносеологический. В онтологическом истина рассм как особого рода бытия, т.е. истина это то что есть, реально. В рамках гносеологического подхода истина – соответствие знаний действительности, хар-ка знания, кот. зависит от познающего субъекта; Внутри гнос. сущ. вариации: 1Конвенциональная трактовка (соглашение между учеными, применима в узк. областях знаний и ненадолго); 2Прагматическая концепция: истина понимается как полезность знаний. 3Когерентная : истина рассми как согласованность знания на различных уровнях. Современная концепция – попытка объединить все сущ. подходы к истине (неклассич. концепция истины). Св-ва истины неклассич понимания: 1непротиворечивость 2системность-новое знание должно вписываться в созданное 3эвристичность-потенциал знания к росту 4простата (меньшее кол-во допущений) 5красота (самый субъективный критерий). Ложь и заблуждение-противоположность истине. Истина м.б. абс. и относ. (условной). Абсолютная истина не нуждается в опытном подтверждении. Относительная истина- истина для кот сущ возможность опровержения, означает условность. Истина и ценность. Ценность – соотв-е действительности нашим убеждениям.
41
структура и осн
закономерности познават
процесса Познават процесс имеет 2 ступени:
1чувственная-познание, кот основано
на осмыслении чувств данных, но не сводимо
полностью к ним; 4 этапа чувств познания:
1живое созерцание(изначальное впечатление)
2ощущение-отображение отдельного св-ва
объекта 3восприятие-целостный чувственный
образ предметов 4представление-опосредованный
целостный чувственный образ действительности,
сохраняемый и воспроизводимый в сознании
по средствам памяти. 2 фактора в форм-и
представления: опыт прошлого восприятия
и способность субъекта к воображению.
2рациональная- позволяет уяснить
общие закономерные связи объекта, кот.
не связ. на чувств. уровне, работает с
сущностью, абстрактно мысленное отражение
действительности, осущ благодаря мышлению.
Рациональня ступень. Мышление-активный
процесс деятельности сознания. Мышление:
правополушарное/образное; левополушарное/логическое:
рассудок (формальная логика), разум (диалектическая
логика). Логическое мышление осущ в 3 основных
формах: 1понятие-форма мысли кот отражает
общие св-ва объекта 2суждение-совокуп
сущ-ых св-в 3умозаключение. Понятие: содержание
и объем. Содержание понятия-совокуп существенных
признаков объекта. Объем-опред общность
предмета с родственными признаками. Между
объемом и содержанием сущ обратно пропорц
связь. Суждение-форма познания в кот по
средствам связи понятия что-лиьо утверждается
или отрицается. Умозаключение-рассуждение.
Интеллект-умственная способность. Различия
мышления и интеллекта: мышление – умственная
активность, интеллект – умственная способность.
Креативные способности познания обусловлены
интуицией. Интуиция - «пристально вглядывается»,
способность постижения истины путем
ее усмотрения без основания и док-в. Бывает
чувственная и интеллектуальная.
31Фс
природы эволюция представления
о природе. Понимание онтологии как
фс природы возвращает понятию онтологии
его первоначальное значение – онтология
появилась в форме фс природы или натурфс.
Натурфс- другая греческая фс . периода.
Фс природы – фс умозрение, предметом
рассм-я кот. явл. природа в ее целостности.
Природа – совокупность естественных
условий сущ. чел. общ-ва. Природа:-
в узком смысле - природа в ее непосредственной
эмпирической форме сущ-я, предмет науки;
- в широком смысле - природа все сущее
или весь мир в многообразии его форм.
предмет фс. В узком и широком понимании
проявл. 2 установки чел. по отнош. к природе:
1установка: на преобразование
и изменение природы (природа предмет
науки); 2 установка: чел симолизирует
себя в природе, т.е. осмысление отношений
в природе. В фс сущ. 2 подхода трактовки
природы: 1)
материализм: прир. сущ. объективно и
независимо от сознания чел-ка. 2)
идеализм: отрицается объективность
природы, прир., еот. мы видим, сущ. лишь
потому, что мы ее видим. Эволюция
представления о природе: Восточная
и западная традиция
представления о природе. Для востока
х-рно единство чел и природы (нерасчлененность),
они равноправны. Для запада х-рно равноправие
единство и солидарность чел-ка и природы.
Отношение к природе
в исторической перспективе. Палеолит
до 10 тыс лет до нэ – биогенный период,
чел полностью вписывался в прир. Неолит
8-3 тыс. л. до н.э. – аграрный период челначал
удваивать природу, занимается земледелием,
животноводством. Античность – космоцентризм,
прир выступает органичной частью космоса,
а жизнь предполагается в гармонии с природой.
Проявление рационалистич. традиции в
трактовке природы. Различие между «мыслить»
и «чувствовать». Обнаруживается понятие
природа (лат. – натура, греч. – фьюзис,
знач. рождать). Аристотель: прир становится
предметом физики – наука о вещах кот
сущ сами по себе и наход в движении, а
фс становится метафизикой – наука о вещах
кот сущ независимо, но покоятся. Прир
становится предметом естествознания
в современном смысле. Средние
века: скрытая проблематика природы,
креационизм (сотвор. мира Ьогом из ничего),
хр. фс понимает природу как последнее
звено Возрождение: статус прир
восстанавливается. 2 направления натурфс:
1 Пантеизм Дж. Бруно, Николай Кузанский,
Бернард Телезиум (основал академию) –
природа отожд. с Богом; 2
Появление новой научной
картины мира, кот. основана на естественно-научных
методах мышления. Галилей, изуч. с помощью
матем. методов. Связь между расцветом
матем., преобладание матем. и становление
гелиоцентрической картины мира: космос
приобретает ценность независимо от чел-а,
его чувств, поэтому на место кач. чувственной
физики приходит колич. матем. физика.
Новое время: природа превращ. в объект
естествознания. Идустриальный этап развития
цивилизации. Механистический образ природы.
Бэкон: Природа – мастерская для человека,
внеш. сила, кот. чел. должен подчинить.
Шеллинг: природа – это то, что имеет свою
душу. Э. Кант: «Мы не можем постичь природу
саму по себе поэтому природа сущ. для
нас» Природа превращается сугубо в объект
естествознания. 20-21
век: природа поним. как сроеда обитания
чел-а, происходит переориентация с предметных
(эмпирич.) исследований природы на изучение
отношений чел-ка и природы. Появл. понятия,кот.
обознач. одновременно и природное и человеческое.
Биосфера, ноосфера – общие природные
и чел-кие понятия. Биосфера – область
распространения жизни на земле. Учения
о биосфере создал Вернадский. Ноосфера
- р-т целенаправленного ответственного
воздействия человека на биосферу. Отношение
к природе опред. как онтропокосмизм
– установка, когда чел. – ср-во защиты
всех форм жизни и предст природу в целом,
органичная часть космоса, подчиненная
законам и активно (благодаря разуму) воздействующая
на ход и направления эволюции. Синергетика
– природа это открытая саморазвив. система
(управлять не управляя). Охрана окруж
среды à
глубинные экологи (надо изменить сознание
чел-а, чтобы природа восприн. им бытийно,
а не логич.)
32
Коэволюционный императив
и экологические
ценности современной
цивилизации. Биосфера – область
распространения жизни на земле. Учения
о биосфере создал Вернадский. Ноосфера
- р-т целенаправленного ответственного
воздействия человека на биосферу. Отношение
к природе опред. как онтропокосмизм
– установка, когда чел. – ср-во защиты
всех форм жизни и предст природу в целом,
органичная часть космоса, подчиненная
законам и активно (благодаря разуму) воздействующая
на ход и направления эволюции. Синергетика
– природа это открытая саморазвив. система
(управлять не управляя). Охрана окруж
среды à
глубинные экологи (надо изменить сознание
чел-а, чтобы природа восприн. им бытийно,
а не логич.) Коэволюция – гармоническое
развитие природы и общ-ва, кот. основано
на таком поведении чел., при кот. сохраняется
динамическое равновесие биосферы. 1992г
Рио-де-Жанейро – концепция устойчивого
развития действую локально, мыслю глобально,
правило экологии:1все связано со всем;
2все должно куда-то деваться; 3природа
знает лучше; 4ничего не дается даром.
Направления экологизации: 1экологизация
сознания чел.; 3- || - философии. 1Экологизация
сознания: чел. должен отказаться от
определения себя через самоуглубление,
а опр. себя на пересечении с природой,
в единении с природой. 2Экологизация
естествознания – Совр. естествознание
направлено не только на использ. природных
ресурсов, но и на оценку этого использования.
В следствии достижения естествознания
наука формируется качественно иной по
сравнения с механистическим образ природы
(замкнутая, изолир. система, обратимая
во времени) В соотв. с новыми открытиями
естеств. природа – открытая, сложная
,самоорганиз. необратимая во времени
система. Это непосредственно связано
с новыми отраслями в естествознании.
К этому выводу пришла отрасль естествознания
синергентика Хакин, Пригожин. Из хаоса
рождается порядок. Основные св-ва природы
в соотв. синергетикой: 1диссипативность
(диссипация = рассеивание); 2нелинейность;
3открытость. Хаос выступает как фактор
самоорганизации. Возможны такие исследования
в естествознании как предметы явл. воздействие
чел. на биосферу и оценка последствий
этого воздействия. 3Экологизация
фс: 1энвайроментализм возникло в 20-е
годы охрана окруж. среды 2глубинная экология
те кто требует трансформации сознания
совершенного чел. чел должен стать нераздельной
частью природы, т.е. понимать природу
бытийно, а не логически
33
фс антропология Учение о человеке.
Основной предмет: рассматривается человек.
Условия, опред. необходимость изучения
чел-а в фс: 1 Фс познает чел-а в целостности
его сущ-я, функц-я и развития; 2
Чел – самый сложный объект из всех нам
известных по 2м причинам: а) чел одновременно
и органично принадл. многим мирам; б) чел.
явл. единств. объектом, общие родовые
св-ва кот. в макс. степенименяются на уровне
единичного; в) в связи с историч. необх-ю
преодоления чел-ом зависимости от внеш.
сил и собств. притязаний на роль носителя
меры всех вещей, выраб. нов. самосознание.
Фс онтропология сущ.
в 3-х знач.: 1в широком смысле – это
часть фс, в кот. изучается чел. как особый
род сущего; 2в узком – особое фс направление
западной фс 20в (М. Шелер, А. Гелеи, Х.
Плесснер) 3это особый стиль и метод
мышления, кот. для раскрытия сути чел.
использует самостоят. ср-ва, отличные
от схем формальной и диалектической логики
(онтрополог. х-р современной фс). Сущность
чел невозможно опред через неличную совокупность
св-в и отношений, конкретные предметности
и статичность. Чел – это та действительность,
кот. сопряжена с возможностью. Природа
чел-а – билог. и соц., сущность чел соц.
деятельностная. Природа чел определяется
принадлежностью его к двум мирам: 1мир
явленный; 2мир интелегибенному. В теч.
эволюции измен. представление о человеческом
в человеке, кажд. эпоха вносила что-то
свое. На рубеже 21в, рассм. чел. в чел-е,
можно отметить след. его составляющие:
стыд и совесть, сострадание, восхищение
красотой мира, принятие жизни как высш.
ценности, ответственность за себя и за
свою деятельность.Человек,как некая целостность
включ. след. компоненты: 1уровень
природного (биологический: чел – жив.
организм, кот. функционирует по законам
природы; генетич. тип наследования);
2уровень космического
(все живут на планете Земля; теория Чижевского,
магнитные бури, мы – люди солнца);
3уровень родового/общечеловеческого
(мы – гомосапенс (чел. разумный), по мере
эволюц. развития чел-а формир. спец. орган
психики – нервная система, кот. обеспеч.
отражение окруж. мира и регуляции. поведения;
4 уровня психики: 1) сенситивная (лягушка
паук инстинкт) 2)восприимчивая (крысы)
3)интеллект (обезьяны) 4) сознание. Осн.
признак психики чел состоит в том, что
кроме наследственных и лично приобретенных
форм чел владеет принципиально новым
ср-вом ориентирования в окруж. действит-ти
– знания, кот. предст. концентр. опыт человечества,
перед. посредством речи. Психика формируется
в условиях соц. окружения, в процессах
усвоения соц. опыта. Развито самосознание
– установочная система личности система
ее ценностно смысловых образований.);
4уровень соц-ого/общественного
(чел. предстает как личность, заявляет
себя вовне); 5уровень
духовного (чел проявл. себя как индивидуальность,
диалог чел-а с самим собой, 2 формы: 1)объективированная
духовная (вне чел-а) – к-ра сугубо чел
способ наследования; 2) субъективированная
духовная (внутри чел-а) – духовность че-а.
Душа неполнена чувствами, а дух – идеями.
Дух: ≠ душе или ≠ сознанию Дух ≠ душе.
Душа наполнена чувствами а дух явл. носителем
идей. Дух ≠ сознанию. Духовность соотносить
объективный мир с точки зрения его соотв.
высшим целям. Сознание – отражение духовного
мира, объективной действительности в
формах мышления, а для духа необходим
цен.-смысл. аспект. Дух-ть нравственно
ориентированная воля и разум чел-а).
Эволюция представления
о чел в истории философии: Др.
Восток: отсутствует четкая выделенность
индивид. начала в чел-е, чел ценится не
сам по себе, а в силу того что он есть часть
единства. Античность: чел это микрокосмос.
Чел = душа + тело (Платон, Аристотель). Антропологич.
проблематика нач. с Сократа: «Познай самомого
себя». Внимание на человеке – Протогор:
«чел – это мера всех вещей». Средневековье:
Духовность+душа+тело=человек. Дух опред.
Богом. Бог делает чел-а духовным, чел –
образ и подобие Бога. Возрождение:
Самоценность чел-а. Его право на свободу.
гуманизм. Новое время :Чел сущ-во разумное,
Декарт: чел – это мыслящий разум и тело.
Эпоха Просвещения: Ла Мекри: чел. –
машина. Классич фс: Кант: чел объясн.
с позиции нравств.-природного дуализма,
чел – свободное сущ-во. Конец
19 в: неклассич.фс: деятельностная концепция
чел-а (марксизм). Углубление изучения
духовности чел. «чел это воля к жизни»
Шопенгауэр . Ницше: «чел существо волевое
и страстное». 20в: чел сущ-во кот. стремиться
к пониманию мира (герменевтика). Подлинной
природой чел явл переживание и язык (неопозитивизм).
«Чел – сущ-во в кот-ом бессознательное
господствует над сознательным» (З. Фрейд).
« Чел – сущ-во кот. всегда отличает себя
от прин. в общ-ве норм и бунтует против
однообразия» (постмодернисты).
35
фс антропология Представлена нем.
фс течение, кот сформировалось в 20г 20в.:
Макс Шелер – «Положение чел в космосе»
1928г. Хельмуд Плесснер – «Ступени органического
и чел.» 1928г. Арнольд Гелен – «Чел. Его
природа и положение в мире» 1940. Осн.
задача: вывести всю фс из чел-а. Люб.
вопрос фс явл. вопросом о чел-е. Фс антропология
не должна быть разделом фс, а наоборот
вся фс олжна выводиться из чел. Основные
идеи этого напрвления: 1Фс антропология
– синтетич. фс чел-а. Синтез науки, фс
и теологии. Главн. особенность чел-а –
напр-ть к Богу. В чел природе выделяют
2 начала:1)Жизненное начало(наука, фс) –
достояние духа чел достигается благодаря
чел. слову. Слово – тот символ через кот
чел может познавать Бога; 2) Дух идущий
от бога (фс, теология). 2Чел поним. как
рац. сущ-во, придерживается принципа рациональности.
Шелер: способность к разуму определяется
как то, чем чел облад. независимо от жизни.
Плеснер: способность к разуму – это
самосознание (чел не просто живет, но
осущ. свою жизнь). Гелен: способность к
разуму проявл. в размышлении, а размышления
это негативный феномен (неуверенность
ответа чел противопоставляется уверенности
поведения животного). 3Выступали против
сведения чел к сознанию, против игнорирования
биологич. подосновы чел. Чел – биологически
недостаточное сущ-во, биологич. неспециализированность.
В этом моменте отличается от экзистенциализма.
Биол. недост-ть чел-а проявл. как неадаптированность,
неспециализированность => чел не определен
наличной действительностью, а «открыт
миру». Несмотря на это чел стал хозяином
природы, объясняется это тем, что отсутствие
биологич. специализированности чел позволяет
развивать чел деятельность не определенного
(как у животных), а любого вида. Жив. опред.
природой, а чел сам создает себя различным
образом используя природу. Чел может
подчиняться природе, а может говорить
нет. = сам себя самоопределяет. 4 Биол.
неприсп-ть чел-а, открытость чел миру
вынуждает его стать действующим сущ-вом
(совершать действие, создавать орудия
труда). Чел вынужден создавать 2ю природу,
т.е. культуру, создавая культуру, становясь
культ. сущ-вом, чел обретает дух. начало.
5 Открытость чел миру опред. то, что
чел никогда не достигает завершенности.
Чел утопическое сущ-во.
37 Проблема сознания в фс, основные подходы Отличие чел-а от животного – способность мыслить, т.е понимать окруж. чел-а явления, предвидеть из возм. изменения, планировать на этой основе свои действия. Сознание появл. только с появл. чел. В материализме: Сознание – высшая формаотраж-я объект. реальности. Возникает в связи с труд, обществ.-произв. деят-ю. Современное определние сознания: Сознание – способность направлять свое внимание на предметы окруж. мира и одновременно сосредатачиваться на тех состояниях внутр. дух. опыта, кот. сопровожд. его внимание. Та способность чел, которая позволяет целенаправленно творчески активно опережающее и конструктивно отражать действительность и преображать ее в своих интересах. В истории фс проблема сознания имеет 2 уровня: 1) философы пытались описать способы в кот. мир дан в сознании чел-а (познание, практика, ценностные отношения); 2) философы пытались объяснить, как возможно сознание, как продукт деятельности мозга (связан с развитием психофизиологии). Т.к. сознание всегда ускользает, определить его можно с пом-ю операции редукции. Определить сознание можно только с помощью косвенного языка описания, т.е. свести сознание к редукции – сведение сознания к отличным от него сущностям. В истории фс выделяют 2 основных вида редукционизма: 1) позитивный – сознание сущ. как самост. вещь (физикализм: сознание предстает как физич. объект – головной мозг; ментализм: сознание – это не физич. структура, кот. организована по нефизич. принципам); 2) негативный – сознание сводится к совокупности св-в и отношений (бихевиоризм: сознание трактуется как вещь не проявленная, с. понимается как доступное наблюдению поведению; функционализм: с. – совокупность функц. отношений - феноменология).
34 концепция антропогенеза Антропогенез – процесс эволюции предшественников современного чел а так же наука изучающая этот процесс. Подходы к трактовке прошлого чел: 1креационизм/религиозный; Бог сотворил мир из ничего. разделился на: 1) ортодоксальный креационизм/антиэволюционизм: чел был создан Богом в рез-те одномоментного акта, и далее чел не изменяется; 2)эволюционный креационизм: виды животных могут превращаться один в другой но направляющей силой при этом явл божественная воля. 2философский (предназначение чел) антропный принцип: хар-ки вселенной таковы, что возникновение жизни чел-а представляется неизбежным следствием; устанавливает зависимость сущ-ния чел от физич. параметров вселенной.
3научный
Дарвин теория эволюции. Эволюция в органическом
мире осущ. в р-те 3 факторов: 1изменчивость;
38
Генезис сознания Генезис – рождении,
развитие. Вопрос о происхождении сознания
завис. от того, что поним. под сознанием
(физиализм и ментализм). Сознание
– это субъективный образ объективного
мира. Субъективный означ. способ сущ-ния,
объект. – сущ-е от 1ого лица . Образ
– форма отражения объекта в сознании
чел. Субъект. выступает не как сам предмет,
а как его образ. Хаар-ки образа: 1Форма
отражения объект. мира; 2Образ – особая
форма деят-ти субъекта и ее результат,
в кот. все изменения осущ. в субъективном
измерении. Процесс перехода объективного
(материального) в субъективное (идеальное)
объясняется с помощью процесса отражения.
для объяснения сознания использ. сущность
процесса отражения –теория отраж-я, использ.
в материалистич. фс. Отражение – способность
системы воспроизводить особенности др.
системы при взаимодействии. Эволюция
отражения: 1Отражения в неживой
природе (след на песке) пассивный характер
2Отражения в живой природе (развитие
психики, 3 стадии: сенситивная психика,
восприимчивая психика, интеллект) 3Отражение
на соц. уровне (сознание чел); высший уровень
отражения, присущ только чел-у, его возник-е
явл. результатом развития чел-а не как
природного, а как соц. сущ-ва. Св-ва
сознания, хар-ки: 1универсальное
(способно адекватно отразить любое явл.
в мире) 2обеспечивает адекватное отражение
бытия. в мире (критерийадекватности -
практика) 3сознание опосредовано
языком (язык – мат. оформление идеального
содержания сознания). 4сознание индивидуально
(несет печать уникальности в каждм из
нас) 5явл мыслящим. Функции
сознания:1) познание 2) осознание
3) самосознание 4) ф-ия оценки получаемой
информации 5) накопление знаний
6) конструктивно творческой деят.
7) управления 8) коммуникативная.
Психо-физиологическая
проблема – проблема соотношении сознания
и процессов, происход. в чел. мозге. сознание
нельзя свести к ф-ции мозга.