Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
29
Диалектика учение о закономерности
развития бытия. Диалектика – раздел
онтологии, в кот. изуч. объект. закономерности
развития мира. Диалектика: субъективная
(первая по происхождению, 1-умение вести
беседу, перевод с др.гр., употребил Сократ-умение
вести диалог, сократич. беседа - майевтика,
2-диалектика как процесс мысл. деят-ти:
Платон-правильно организованный мыслительный
процесс); объективная (закономерности
развития мира; относ. к онтологич. уровню
сущ-я, учение о развитии мира , Гераклид,
отраж. развитие мира через: 1принципы
2категории 3 законы). Принципами диалектики
явл: 1принцип всеобщей связи, целостность
всего мира 2принцип взаимодействия-позволяет
интегрировать весь мир в единое целое,
выступает интегрирующим фактором 3принцип
системности-все многообразие сущ мир
сущ не хаотично, а упорядоченно, т.е. структурировано,
благодаря этому мир облад. целостностью
4принцип причинности 5принцип историзма:
подразумевается 2 аспекта окруж мира:
1сущ-ие и развитие мира во времени 2кот
длится. Категории
диалектики-универсальные формы мышления,
в кот осмысливается сложная динамика
универсальных связей действительности.
Категории делятся на 2 вида: 1связи
кот отрабатывают организованность бытия
(категории:1единичное и общее; часть и
целое; элемент,структура, система, форма
и содержание; сущность и явление); 2
связи кот отражают причинные зависимости
бытия (причина и следствие, случайность
и необходимость, возможность и действительность).
Законы диалектики-связи между явлениями,
кот носят устойчивый и повторяющийся
х-р, ввел Гегель на почве объект. идеализма,
их переложили на почву материализм:
1закон единства и борьбы противоположностей-определяет
источник развития 2закон перехода
кол-ых изменений в качественные-раскрывает
механизм развития. Кол-во –определенность
вещи с точки зрения ее соизмеримости
с др вещами, не предполаг. размышления
о внутр. природе. Качество-устойчивая
совокупность общих и специфических св-в
вещи. дает право вещи на ее самостоятельность.
Мера –интервал в пределах которого
колич. изменения не нарушают качественную
определенность. 3закон отрицания
отрицания-определяет направление развития
отрицания/приемственность/
30
пространственно-временная
структура бытия Пространство-
фс категория кот обозначает форму проявления
бытия, передает способо сущ-ия разл. мат.
объектов, х-ется протяженностью, 3-х мерностью,
структурностью, бесконечностью. Время-
фс категория кот обозначает форму осущ-я
бития, передает способ изменения различных
мат. объектов и явлений, х-ется длительностью,
последовательностью. 2 подхода к трактовке
природы пространства и времени: 1субстанциональный
В основе лежит субстанция. Согласно ему
пространство и время самостоят субстанции,
кот сущ сами по себе и независимо от материальных
объектов, они постоянны и неизменны. Демокрит:
продожил Ньютон, пр-во и время – чистая
длительность и чист. протяж-ть, в кот помещается
материальные объекты. 2
релиационный (реализационный). Согласно
ему пространство и время не самостоят
сущности, а св-ва материи и формы ее сущ-ия.
Основатель Аристотель- время рассм как
мера движения материи, а пространство
как граница этого движения. В Нов время:
Лейбниц – пр-во и время относительны,
зависят от хар-ра процесоов, кот. в них
протекают. Кант- время и пространство
априорные формы чувственности, время
– внутр. ч-во, пр-во – внеш. 2-й подход подтвердили
спец. и общ. теория относительности. Отличия:
субстанциональная(
43
понятие науки Наука-элемент
духовной к-ры чел, хар-ся след взаимосвязанными
признаками: 1 деятельность на получение
новых достоверных знаний 2деят опредмечивается-
совокуп объективных и обоснованных знаний
3совокуп соц интситутов, кот. обеспечивает
сущ-ие и развитие знаний. Цель
науки: определение тенденций развития
уже известных объектов и предсказание
неизвестных явлений. Специфика
научного познания: 1ориентация
на познание сущности изучаемых объектов;
2общезначимость; 3ориентация на
предметное и обьективное исследование
реальности проявляется в системности
и логич. обоснованности 4специфичность
научного языка 5особенность метода
познавательной деятельности; 6специфич
х-ки субъекта познавательной деят. Уровни
научного познания: 1эмпирический
(связ. с научной практикой, главное –
собрать, описать факты, преобладает чувственное
познание, ориентирован на фактофиксирующую
деят; эмпирические методы научного исследования:
1наблюдение 2описание 3измерение 4экспиремент;
измерение и наблюдение отлич. от эксперимента,
на основе этих методов ученые получают
научные факты – постпозит. – факты теоретич.
нагружены) 2теоритический(преобладают
формы научного знания: закон, гепотеза,
теория. Гипотеза – предположение, закон
– то, что выражает сущность объекта, хар-р
всеобщности и необходимости, теория-
система взаимосвяз. научн. положений,
форма достоверного знания об объекте,
кот. представляет собой систему взаимосвязанных
утверждений об объекте. Методы познания:
1идеализация 2формализация 3 аксиоматический
метод- способ пр-ва нового на основе аксиом
4гепотико-дедуктивный- выведение новых
заключений из гепотиз 5метод мысленного
эксперимента, производ. над идеализ. объектами)
3методологический (выделяет 4
группы методов: 1обще фс методы-более
фундаментальные принципы; 2общенаучные-
общелогические приемы познания, синтез,
анализ, абстрагирование, обобщение, индукция,
дедукция, аналогия, моделирование; 3
частнонаучные-используются в отдельных
науках, специализ. методы конкр. навыков;
4методики-приемы и способы для решения
частных проблем). На пересечении фс и
науки – общефс методология.
44
метатеоретические
основания науки - исследование того,
как исторически меняются способы формирования
научного знания и каковы механизмы воздействия
социо культурных факторов на этот процесс.
В развитии науки выделяют несколько этапов:
1) Наука в совр. смысле этого слова возник.
в 17 в, период 17-19в наз. этапом классич.
науки - установка на мах объективные объяснения
2) с 19в по 1пол20в неклассич наука,
появление квантово-релятивистской теории
- учет х-ра средств познавательной деятельности,
учет использ. в науке ср-в. 3) с 2пол
20в постнеклассич наука- учет ценностно-смысловых
и целевых ориентаций ученых. Методотеоретические
основания науки представляют собой
3 основания научной деят: 1идеалы и
нормы научного исследования (выраж. представления
о целях научной деят-ти и способах их
достижения) 2научная картина мира
3фс основания науки. Познават установки
и соц. нормативы. Идеалы и нормы описания,
объяснения, док-ва.
45 соц фс Поиск предельных, априорных оснований соц. реальности. Соц. фс – раздел фс, в кот изучается соц действительность. Занимается соц. познанием – познание общ-ва, законов его функц-я и чел-а, как соц. субъекта. Особенности соц познания: 1 общ-во и соц индивиды выступают одновременно как субъекты и объекты познания 2 соц познание имеет дело с историч объектами и само явл историческим (во времени) 3 сложность объекта исследования (общ-ва) 4 в соврем. ситуации в соц. познании отличается от предыдущих эпох глобальностью и взаимосвязанностью 5 своеобразие методов соц познания. Специфика методов соц. познания: объяснение, понимание. Дисциплинарный статус соц. фс получила в Нов. время. Соврем. соц. фс объед. 2 установки: познание соц. реальности такой, какая она должна быть (ценностная и рефлексивная установки). Базовые понятия соц. фс: 1Социальное – имеет 2 знач-я: широкий (соц-е – это то, что отлич. обществ. явления от природных) и узкий (соц-е – сфера чел., межиндивидуальных взаимоотношений); 2Социум; 3Общество. В шир. смысле это модель социальности вообще, то, что имеет неогр. смысл. В этом смысле общ-во наз. социум. В узк. смысле общ-во – организационная форма реального сущ-я социальности. Для сущ-я общ-ва необх. условия, кот. обеспеч. его воспроизведение: связь с коллективностью и собственно деят-ть по воссозданию общ-ва. Эволюция взглядов на общ-во:
Атомизм | Космизм |
Общество – механич. сумма атомов | Общ-во – объект. реальность, связь Эл-тов, кот. создают новые кач-ва |
Классическая трактовка | Неклассическое понимание |
1. рациональность | |
Универсальный разум | Коммуникативная рациональность |
2. индивидуальность | |
Индивидуальность как собственность (автономная и.) | Инд-ть как признание меня другими в кач-ве того, кем я себя сделал |
3. историчность | |
Историчность – это логика всемирно-историч. процесса, прочерчивает будущее однозначно и бесповоротно | Соц. эволюция (определ. перспективу действия, а не хода истории) |
46
общ-во как предмет
современного соц-фс
анализа Соврем. фс анализ рассм. общество
как совокупность частей, кот. тесно между
собой связ. и взаимодействуют, общ-во
предст. собой систему. Люб. система имеет
след. особенности: 1качественная
определенность (определ. спецификой
чел деятельности: сознание, орудийная
деят, а именно соц. действие; чел деят
понимается как соц
действие – действие, в кот. вклад. смысл
и этот смысл соотносят с действиями др.
людей. Типы соц. действия: целерациональное,
ценностно-рац-е, традиционное, аффективное)
2Любой сложный объект имеет сложное
гетерогенное строение (сложная структура
общ-ва: нация, семья; в традиц. общ-ве различ.
сферы: мат.-эк., соц., полит., дух.) 3Части
связаны между собой внутр взаимозависимостью,
т.о., что изменение одной сказывается
на др. частях (общ-во обладает св-вом саморазвития
к самоорганизации; интегральными св-вами
общ-ва, как системного объекта явл.: самодостаточность,
самоорганизация, саморазвитие). Общество
– система, выделенная относительно др.
систем, сост. из взаимосвяз. частей и облад.
интегральными св-вами.
49Фс
политики поли-множество, тикос-интерес.
Политика-множество интересов. Фс политики
–фс интерпритация наиболее общих оснований,
границ и возможностей политики. Гл вопрос
фс политики: какова природа политики
и власти. Фс политики имеет 2 плюса: 1авторитет
силы 2силы авторитета. Власть принадлежит
сильнейшему. Политика это: 1область применения
интеллектуальных способностей чел 2сфера
общ-ого и обобщающего 3политика имеет
оперативный и действенный х-р. Аристотель:
политика активное начало. Политика проявл
через след формы своей реализацией: 1через
власть 2цель и проект общ-ва 3утверждение
иерархии 4правовая система право явл
ф-цией от политики, политическое пораждает
и утверждает и утверждает право 5политика
выражается коллективной идентичности
6политика проявл через насилие 7ценности
и политич утверждает ценностные системы
общ-ва. Гос-во и гражданское общ-во. Гос-во
концентрированное осуществление конкретной
властью политики . Гражданское общ-во
обеспечивает права чел как личности.
Томас Гоббс ввел гражданское общ-во. Руссо
провел границы между гос-вом и гр общ-вом:
Гос-во: 1полит организация, управление
2институт реализации общих интересов
3опосредованный безличностный х-р коммуникации.
Гр общ-во 1неполит самоорганизация, самоуправление
2институт реализации честных интересов
3 непосредованный личностные коммуникации
50
фс техники развитие современной
техники осущ ее вклад в сущ кризисы: 1экологический
2антропологический(разрушение чел) 3техника
сама устанавливает правила своего развития
и чел не успевает адаптироваться к ее
достижениям. Фс техники- исследование
феномена техники в целом и определение
ее места в общ-ом развитии. «Техника»
-иск-во мастерство умение понималось
как практическое и полезное иск-во. Техника:
в широким смысле аспект любой чел деят,
совокуп рациональных методов; в узком
смысле совокуп материальных ср-в, созданных
иск-во, артифакты. Онтологические х-ки
техники: 1х-ка существование; техника
то, что присуще деят чел 2место сущ техники
чел и общ-во 3 рационализированность техники.
Фс техники стала оформляться во 2пол 19в
в академической среде Германии. Э. Капп
«Основы фс техники», П. Энгельмейер «фс
техники». Исследование фс техники проходит
по 2 осн напр: 1инженерная традиция –анализ
специфики технического знания 2гумманитарная
традиция- исследование гумманистич ценностных
аспектов техники и соц проблем с ней связанных;
(1)технич знание обладает более строгой
стуктурой; имеет дело с иск-но сконструированными
объектами; целью явл достижение практических
р-тов (2)проявл в 1пол 20в Ф.Десауер: откуда
берется обсолютно новое и техническое,
метафизика техники. Сущность техники
Веведение из сферы потаенного в сферу
не потоенного. Миртин Хайдеггер: про-из-ведение
по-став(поставка) связано с воспроизводством.
В отличии от произведения постав ставит
природу на службу чел
40
познание как предмет
фс познания гносеология-
Проблема
познаваемости мира в совр трактовке
принял форму проблема взаимодействия
субъекта и объекта познания. Субъект
–источник познават. деят-ти. Объект-
то что противостоит субъекту, на что направлена
познавательная деят субъекта или чел.
Классификация объектов
познания: 1первичные объекты-фрагменты
материального мира 2вторичные-все
духовные процессы, сознание и его образ
3критичные-объекты спец созданные чел
и изучаемые чел в научно-технич деят.
Формой связи между субъектом и объектом
познания явл образ. 3 трактовки:
1Образ – совокупность наших ощущений
(субъект. идеализм); 2Образ – достижение
разумом объективных идей (объект. идеализм);
3Образ – субъект. освоение объект. действ-ти
(материализм). Взгляд на опознавательный
процесс через категорию субъекта и объекта
подчеркивает след важные для гносеологии
идея: 1позволяет совместить процесс
отражения с признанием творческого активного
х-ра позн. деят-ти 2субъект-объектные
отношения раскрывают механизм соц. обусловленности
познават. процесса.
47
общ-во как развивающаяся
система Общ-во в динамике. 2 подхода
к трактовке источников развития общества:
1Постепенное развитие общ-ва, источник
развития – процессы постоянного развития;
2Коренные изменения общ-ва, факторами
к.и. м.б. природный, экономич., культурный
ф. (изменение в дух. сфере) Источники развития
общ-ва: 1повседневное сущ-ие 2коренные
изменения: природные, экономические,
к-рные факторы (изм в дух сфере). Общ-ое
развитие конкретизируется в понятие
история. История - реальная дет-ть
людей. Трактовка истории: 1 Позиция
эволюционной преемственности (история
происходит как развитие от простого к
сложному) 2Релятивистский: история
каждого общ-ва самобытно и выделяются
локальное 3Формационный – уровень
развития ср-в производства 4Революционная
преемственность. История может происходить
эволюционным путем или революционным