Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Шпоры.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

    29 Диалектика учение о закономерности развития бытия. Диалектика – раздел онтологии, в кот. изуч. объект. закономерности развития мира. Диалектика: субъективная (первая по происхождению, 1-умение вести беседу, перевод с др.гр., употребил Сократ-умение вести диалог, сократич. беседа - майевтика, 2-диалектика как процесс мысл. деят-ти: Платон-правильно организованный мыслительный процесс); объективная (закономерности развития мира; относ. к онтологич. уровню сущ-я, учение о развитии мира , Гераклид, отраж. развитие мира через: 1принципы 2категории 3 законы). Принципами диалектики явл: 1принцип всеобщей связи, целостность всего мира 2принцип взаимодействия-позволяет интегрировать весь мир в единое целое, выступает интегрирующим фактором 3принцип системности-все многообразие сущ мир сущ не хаотично, а упорядоченно, т.е. структурировано, благодаря этому мир облад. целостностью 4принцип причинности 5принцип историзма: подразумевается 2 аспекта окруж мира: 1сущ-ие и развитие мира во времени 2кот длится. Категории диалектики-универсальные формы мышления, в кот осмысливается сложная динамика универсальных связей действительности. Категории делятся на 2 вида: 1связи кот отрабатывают организованность бытия (категории:1единичное и общее; часть и целое; элемент,структура, система, форма и содержание; сущность и явление); 2 связи кот отражают причинные зависимости бытия (причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность). Законы диалектики-связи между явлениями, кот носят устойчивый и повторяющийся х-р, ввел Гегель на почве объект. идеализма, их переложили на почву материализм: 1закон единства и борьбы противоположностей-определяет источник развития 2закон перехода кол-ых изменений в качественные-раскрывает механизм развития. Кол-во –определенность вещи с точки зрения ее соизмеримости с др вещами, не предполаг. размышления о внутр. природе. Качество-устойчивая совокупность общих и специфических св-в вещи. дает право вещи на ее самостоятельность. Мера –интервал в пределах которого колич. изменения не нарушают качественную определенность. 3закон отрицания отрицания-определяет направление развития отрицания/приемственность/развитие, движение идет по спирали. Альтернативные виды диалектик: 1идеалистическая д 2метафизика 3негативная д. (франкфуртская школа, Теодор Адорно, отриц. преемственность между старым и новым: не действует закон отриц. отриц.) Фс подходы к альтернативам диалектики: 1эклектика(произвольное смешение) 2догматизм(восприятие положений без док-в) 3релятивизм 4софистика(истина не важна, главное быть убедительным; выведение ложного по сути умозаключения, кот. восприним. правильным по форме) 

    30 пространственно-временная  структура бытия Пространство- фс категория кот обозначает форму проявления бытия, передает способо сущ-ия разл. мат. объектов, х-ется протяженностью, 3-х мерностью, структурностью, бесконечностью. Время- фс категория кот обозначает форму осущ-я бития, передает способ изменения различных мат. объектов и явлений, х-ется длительностью, последовательностью. 2 подхода к трактовке природы пространства и времени: 1субстанциональный В основе лежит субстанция. Согласно ему пространство и время самостоят субстанции, кот сущ сами по себе и независимо от материальных объектов, они постоянны и неизменны. Демокрит: продожил Ньютон, пр-во и время – чистая длительность и чист. протяж-ть, в кот помещается материальные объекты. 2 релиационный (реализационный). Согласно ему пространство и время не самостоят сущности, а св-ва материи и формы ее сущ-ия. Основатель Аристотель- время рассм как мера движения материи, а пространство как граница этого движения. В Нов время: Лейбниц – пр-во и время относительны, зависят от хар-ра процесоов, кот. в них протекают. Кант- время и пространство априорные формы чувственности, время – внутр. ч-во, пр-во – внеш. 2-й подход подтвердили спец. и общ. теория относительности. Отличия: субстанциональная(пространство: однородность, протяженность, бесконечность, структурность, 3-х мерность; время: одномерность, длительность, однородность, необратимость); релиационная(пространство: 3-х мерность, симметрия и асимметрия; время: асимметричность, одномерность, необратимость, ритм и скорости изменения.) Социальное время, психологическое время. 

    43 понятие науки Наука-элемент духовной к-ры чел, хар-ся след взаимосвязанными признаками: 1 деятельность на получение новых достоверных знаний 2деят опредмечивается- совокуп объективных и обоснованных знаний 3совокуп соц интситутов, кот. обеспечивает сущ-ие и развитие знаний. Цель науки: определение тенденций развития уже известных объектов и предсказание неизвестных явлений. Специфика научного познания: 1ориентация на познание сущности изучаемых объектов; 2общезначимость; 3ориентация на предметное и обьективное исследование реальности проявляется в системности и логич. обоснованности 4специфичность научного языка 5особенность метода познавательной деятельности; 6специфич х-ки субъекта познавательной деят. Уровни научного познания: 1эмпирический (связ. с научной практикой, главное – собрать, описать факты, преобладает чувственное познание, ориентирован на фактофиксирующую деят; эмпирические методы научного исследования: 1наблюдение 2описание 3измерение 4экспиремент; измерение и наблюдение отлич. от эксперимента, на основе этих методов ученые получают научные факты – постпозит. – факты теоретич. нагружены) 2теоритический(преобладают формы научного знания: закон, гепотеза, теория. Гипотеза – предположение, закон – то, что выражает сущность объекта, хар-р всеобщности и необходимости, теория- система взаимосвяз. научн. положений, форма достоверного знания об объекте, кот. представляет собой систему взаимосвязанных утверждений об объекте. Методы познания: 1идеализация 2формализация 3 аксиоматический метод- способ пр-ва нового на основе аксиом 4гепотико-дедуктивный- выведение новых заключений из гепотиз 5метод мысленного эксперимента, производ. над идеализ. объектами) 3методологический (выделяет 4 группы методов: 1обще фс методы-более фундаментальные принципы; 2общенаучные- общелогические приемы познания, синтез, анализ, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование; 3 частнонаучные-используются в отдельных науках, специализ. методы конкр. навыков; 4методики-приемы и способы для решения частных проблем). На пересечении фс и науки – общефс методология. 

    44 метатеоретические основания науки - исследование того, как исторически меняются способы формирования научного знания и каковы механизмы воздействия социо культурных факторов на этот процесс. В развитии науки выделяют несколько этапов: 1) Наука в совр. смысле этого слова возник. в 17 в, период 17-19в наз. этапом классич. науки - установка на мах объективные объяснения 2) с 19в по 1пол20в неклассич наука, появление квантово-релятивистской теории - учет х-ра средств познавательной деятельности, учет использ. в науке ср-в. 3) с 2пол 20в постнеклассич наука- учет ценностно-смысловых и целевых ориентаций ученых. Методотеоретические основания науки представляют собой 3 основания научной деят: 1идеалы и нормы научного исследования (выраж. представления о целях научной деят-ти и способах их достижения) 2научная картина мира 3фс основания науки. Познават установки и соц. нормативы. Идеалы и нормы описания, объяснения, док-ва. 

    45 соц фс Поиск предельных, априорных оснований соц. реальности. Соц. фс – раздел фс, в кот изучается соц действительность. Занимается соц. познанием – познание общ-ва, законов его функц-я и чел-а, как соц. субъекта. Особенности соц познания: 1 общ-во и соц индивиды выступают одновременно как субъекты и объекты познания 2 соц познание имеет дело с историч объектами и само явл историческим (во времени) 3 сложность объекта исследования (общ-ва) 4 в соврем. ситуации в соц. познании отличается от предыдущих эпох глобальностью и взаимосвязанностью 5 своеобразие методов соц познания. Специфика методов соц. познания: объяснение, понимание. Дисциплинарный статус соц. фс получила в Нов. время. Соврем. соц. фс объед. 2 установки: познание соц. реальности такой, какая она должна быть (ценностная и рефлексивная установки). Базовые понятия соц. фс: 1Социальное – имеет 2 знач-я: широкий (соц-е – это то, что отлич. обществ. явления от природных) и узкий (соц-е – сфера чел., межиндивидуальных взаимоотношений); 2Социум; 3Общество. В шир. смысле это модель социальности вообще, то, что имеет неогр. смысл. В этом смысле общ-во наз. социум. В узк. смысле общ-во – организационная форма реального сущ-я социальности. Для сущ-я общ-ва необх. условия, кот. обеспеч. его воспроизведение: связь с коллективностью и собственно деят-ть по воссозданию общ-ва. Эволюция взглядов на общ-во:

Атомизм Космизм
Общество  – механич. сумма атомов Общ-во – объект. реальность, связь Эл-тов, кот. создают  новые кач-ва
Классическая  трактовка Неклассическое  понимание
1. рациональность
Универсальный разум Коммуникативная рациональность
2. индивидуальность
Индивидуальность  как собственность (автономная и.) Инд-ть как признание  меня другими в кач-ве того, кем  я себя сделал
3. историчность
Историчность  – это логика всемирно-историч. процесса, прочерчивает будущее однозначно и  бесповоротно Соц. эволюция (определ. перспективу действия, а не хода истории)
 
 
 
 
 

    46 общ-во как предмет  современного соц-фс  анализа Соврем. фс анализ рассм. общество как совокупность частей, кот. тесно между собой связ. и взаимодействуют, общ-во предст. собой систему. Люб. система имеет след. особенности: 1качественная определенность (определ. спецификой  чел деятельности: сознание, орудийная деят, а именно соц. действие; чел деят понимается как соц действие – действие, в кот. вклад. смысл и этот смысл соотносят с действиями др. людей. Типы соц. действия: целерациональное, ценностно-рац-е, традиционное, аффективное) 2Любой сложный объект имеет сложное гетерогенное строение (сложная структура общ-ва: нация, семья; в традиц. общ-ве различ. сферы: мат.-эк., соц., полит., дух.) 3Части связаны между собой внутр взаимозависимостью, т.о., что изменение одной сказывается на др. частях (общ-во обладает св-вом саморазвития к самоорганизации; интегральными св-вами общ-ва, как системного объекта явл.: самодостаточность, самоорганизация, саморазвитие). Общество – система, выделенная относительно др. систем, сост. из взаимосвяз. частей и облад. интегральными св-вами.  

    49Фс  политики поли-множество, тикос-интерес. Политика-множество интересов. Фс политики –фс интерпритация наиболее общих оснований, границ и возможностей политики. Гл вопрос фс политики: какова природа политики и власти. Фс политики имеет 2 плюса: 1авторитет силы 2силы авторитета. Власть принадлежит сильнейшему. Политика это: 1область применения интеллектуальных способностей чел 2сфера общ-ого и обобщающего 3политика имеет оперативный и действенный х-р. Аристотель: политика активное начало. Политика проявл через след формы своей реализацией: 1через власть 2цель и проект общ-ва 3утверждение иерархии 4правовая система право явл ф-цией от политики, политическое пораждает и утверждает и утверждает право 5политика выражается коллективной идентичности 6политика проявл через насилие  7ценности и политич утверждает ценностные системы общ-ва. Гос-во и гражданское общ-во. Гос-во концентрированное осуществление конкретной властью политики . Гражданское общ-во обеспечивает права чел как личности. Томас Гоббс ввел гражданское общ-во. Руссо провел границы между гос-вом и гр общ-вом: Гос-во: 1полит организация, управление 2институт реализации общих интересов 3опосредованный безличностный х-р коммуникации. Гр общ-во 1неполит самоорганизация, самоуправление 2институт реализации честных интересов 3 непосредованный личностные коммуникации 

    50 фс техники  развитие современной техники осущ ее вклад в сущ кризисы: 1экологический 2антропологический(разрушение чел) 3техника сама устанавливает правила своего развития и чел не успевает адаптироваться к ее достижениям. Фс техники- исследование феномена техники в целом и определение ее места в общ-ом развитии. «Техника» -иск-во мастерство умение понималось как практическое и полезное иск-во. Техника: в широким смысле аспект любой чел деят, совокуп рациональных методов; в узком смысле совокуп материальных ср-в, созданных иск-во, артифакты. Онтологические х-ки техники: 1х-ка существование; техника то, что присуще деят чел 2место сущ техники чел и общ-во 3 рационализированность техники. Фс техники стала оформляться во 2пол 19в в академической среде Германии. Э. Капп «Основы фс техники», П. Энгельмейер «фс техники». Исследование фс техники проходит по 2 осн напр: 1инженерная традиция –анализ специфики технического знания 2гумманитарная традиция- исследование гумманистич ценностных аспектов техники и соц проблем с ней связанных; (1)технич знание обладает более строгой стуктурой; имеет дело с иск-но сконструированными объектами; целью явл достижение практических р-тов (2)проявл в 1пол 20в Ф.Десауер: откуда берется обсолютно новое и техническое, метафизика техники. Сущность техники Веведение из сферы потаенного в сферу не потоенного. Миртин Хайдеггер: про-из-ведение по-став(поставка) связано с воспроизводством. В отличии от произведения постав ставит природу на службу чел 

    40 познание как предмет  фс познания гносеология-учение  о познании. Изучает природа познания и ее возможности. 2 ключевых блока: человек и мир. Познание- одна из форм отношения сознания к миру. Сущ разные формы познания: обыденная, научная, художественная. Обыденная-то что сопутствует чел на протяжении всей его жизни. Критерием различия видов познания явл. что именно познается: явление или сущность. Явление- внешняя сторона предметов. Сущность –совокупность существенных св-в и качеств явлений или объектов. Гносеология изучает всеобщее, кот хар-т познав. деят-ть человека независимо от его видов. Осн вопрос: познаваем ли мир = способен ли чел выработать такие формы знания кот были бы адекватным воспроизведением действительности. 2 подхода ответа на этот вопрос: познавательно-оптимистический(реалистич); познавательно-скептический: скептицизм (др Греция, софисты, отвечают и да и нет), агностицизм (отрицают возможность достоверного познания мира, чел не может достич адекватного отражения действительности, ввел англ. ученый Гексли; Юм, Беркли).

    Проблема  познаваемости мира в совр трактовке  принял форму проблема взаимодействия субъекта и объекта познания. Субъект –источник познават. деят-ти. Объект- то что противостоит субъекту, на что направлена познавательная деят субъекта или чел. Классификация объектов познания: 1первичные объекты-фрагменты материального мира 2вторичные-все духовные процессы, сознание и его образ 3критичные-объекты спец созданные чел и изучаемые чел в научно-технич деят. Формой связи между субъектом и объектом познания явл образ. 3 трактовки: 1Образ – совокупность наших ощущений (субъект. идеализм); 2Образ – достижение разумом объективных идей (объект. идеализм); 3Образ – субъект. освоение объект. действ-ти (материализм). Взгляд на опознавательный процесс через категорию субъекта и объекта подчеркивает след важные для гносеологии идея: 1позволяет совместить процесс отражения с признанием творческого активного х-ра позн. деят-ти 2субъект-объектные отношения раскрывают механизм соц. обусловленности познават. процесса. 

          47 общ-во как развивающаяся  система Общ-во в динамике. 2 подхода к трактовке источников развития общества: 1Постепенное развитие общ-ва, источник развития – процессы постоянного развития; 2Коренные изменения общ-ва, факторами к.и. м.б. природный, экономич., культурный ф. (изменение в дух. сфере) Источники развития общ-ва: 1повседневное сущ-ие 2коренные изменения: природные, экономические,  к-рные факторы (изм в дух сфере). Общ-ое развитие конкретизируется в понятие история. История - реальная дет-ть людей. Трактовка истории: 1 Позиция эволюционной преемственности (история происходит как развитие от простого к сложному) 2Релятивистский: история каждого общ-ва самобытно и выделяются локальное 3Формационный – уровень развития ср-в производства 4Революционная преемственность. История может происходить эволюционным путем или революционным 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"