Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Шпоры.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

    14 марксиская фс Марксизм- рационально-ориентированное напр кот продолжила идеи просвещения и проблематику немецкой классической фс. Карл Маркс, Энгельс. Тезисы, осн. черты: 1соц активизм-фс призвана изменить мир, синтез фс и политики 2материалистич понимание истории, историч материализм: на каждом этапе общ-ого развития люди для обеспеч. своей жизнедеят-ти вступают в обьективные произв-ые отношения. Эти пр. отношения и уровень развития пр. сил образуют эк систему кот явл базисом для институтов гос-ва и общ-ва, они явл надстройкой. В зависимости от уровня развития пр-ых сил и отношений выделяют общ-но эк формации (определил оэф способом производства) Политика отчуждения. Отчуждение – соц. процесс, кот. хар-ся превращением деят-ти чел-а и ее результатов в самост. вражд. для чел-а силу, 3 вида отчужд.: отчужд. производит. от продуктов труда; отчужд. производит. от собств. активности (чел. превращ. в ср-во деят-ти); отчужд. чел. от родовой сущности. Марксизм – радикальный гуманизм (коммунизм не самоценность, а ср-во подготовки общ-ва к гуменизму). Теоретич./Диалектич. марксизм: применение деалектики к природе, наука об общ. законах разв-я материй. Осн. положения: 1бытие определяет сознание => бога не сущ 2 сознание определяется не как самостоят сущность,а как св-во материи отражать саму себя 3 важным фактором развития явл практика, т.е. преобразование чел-ом окруж действит-ти и самого себя 4 материя наход в пост. движении и развитии (менее соверш. форма материи замен. на более соверш.) 5 развитие происходит по законам диалектики на материалисич. принципах. Классовая теория и перспективы истории. Гл признак класса-отношение к ср-вам пр-ва. Наука – часть надстройки общ-ва, но со временем она станет непоср. произв. силой. Критика марксизма осущ по напр: 1за абсолютизацию эк фактора 2 за принижение роли личности в 3 За абсолютизацию формационного подхода, альтернативой кот. явл. цивилизационный 4 не подтвердились многие прогнозы. Историч. формы Маркс. фс: 1Неомарксизм- течение общ-ой фс мысли 50-60гг ХХв. 2ое пришествие Маркса. Неомарксизм представлен ревизионизмом (Лукач, Альтюссер) Франкфуртская школа (Адорно,Маркузе) – критич. шнола, критиковали идеологию индустр. общ-ва. 2Постмарксизм –исследование для кот х-рна ориентация на создание новых полит проектов общ-ой эмансипации. Шанталь Муфф, Корнелиус Котариадис. Для них хар-н радикальный гуманизм, проблема поведения и ее решение, увелич. роли ответственности кажд. за происх-м. История твориться здесь и сейчас поэтому детерминизм(предопределенность)  в истории невозможен 

    17 фс 20в, фс структурализма. Возник. как результат на методологич. отставания гуманитарных наук. Цель: модернизация гум. наук, перевод их с эмпирикоописательного на теоретический уровень. Структурализм  комплекс фс и научных идей, связ. с применением структурного метода. Основу этого метода сост выявление структуры, как совокупности отношений, неизменных при некоторых преобразованиях. Структура – строение, упорядочивание, т.е. относит. устойч. способ. организации объекта. Основатель – Швейц, лингвист Фердинанд Соссюр. Язык рассм. как система знаков. Соссюр выд. 2 аспекта в люб. высказывании: означающее (наблюдаемое) и означаемое (то, что лежит за означ., ненаблюд. пласт. реальн.). Означаемое – это структура. Структ. метод выступает как деят-ть, кот. сост. из след. мыслит. операций: раздумие и монтаж (определить един. за ними правила взаимного соединения). Представители: К. Леви-Строс, Мишель Фуко. Пытались найти структуру, по законам кот. функционировали все остальные структуры. За сознат. манипул. знаков пытались найти несознаваемые (глубинные) структуры, кот. подчин. чел. Эти глуб. пласты культуры у Леви-Стросса были ментальные структуры, у Фуко – эписистемы или дисурс. К. Леви-Строс: в р-те применения структурного метода происходит воссоздание объекта таким образом, что обнаруживаются правила функционирования этого объекто- структурный метод обнаруживает сугубо чел процесс позволяющий понять таким образом возможный смысл. Мишель Фуко считал что сущ некий глобальный принцип организации всех явл, структура прежде всех структур по законам кот образуется и функционируют все остальные структуры. Языковой х-р наз дискурс (языковая практика) Соссюр-основатель структурной лингвистики, 2 спектора смотрения языка: означающее(высказывание), означаемое(то что не поддается непосредственному наблюдению). Структурализм выступает как деят кот сост из 2 мыслительных операций: разделение, монтаж  

    15Иррацоналистич  традиции Осн идея: окружающий мир есть разрозненный хаос, он не имеет внутр единства, целостности, значит не имеет внутр закономерностей, а значит этот мир не под контролем разума и подчиняется другим движущим силам. Артур Шопенгауэр немец, сделал первый шаг в сторону некласс. фс, «Мир как воля и представление» (1819). Создает фс систему осн чертами кот явл: 1волюнтаризм 2пессимизм 3иррационализм. Выступает против историч типа философствования (Гегель), взгляда на мир как процесс, происх-е из ч.-л. Отвеч. на вопросы откуда? почему? зачем? Тезисы: 1 «Мир есть мое представление», следует Канту, ставя познание мира в зависимость от позноват. возможностей чел, но вместе с тем для Шопенгауэра мир сам по себе не есть вещь в себе. 2 «Мир сам по себе познаваем. Судя по проявлениям в видимом мире, мир сам по себе есть мировая воля». 3 «Тезис о единстве воли и движения» всяк движение есть объективированный акт воли. Волевой акт субьекта и длижение его тела одно и то же действие, материальная и рефлексивная сторона совпадает. 4 «Сама мировая воля – вещь в себе. Она непознаваема» Это слепой витальный порыв, ничем не обоснованный. Мировая воля первоначало явления как органической так и неорганич природы сама явл непознаваемой, ничем не ограничена и безпричина. Волюнторизм явл основанием для пессимизма. Сущ-во мировой воли в отсутствии всякой цели. Пессимизм. Будучи бессознательной, воля абсолютно безразлична к свои творениям-людям. В кажд. своем проявл-и она несет жестокость. Вся жизнь чел полна страданий. Иррационализм. Разумное начало – всего лишь надстройка над волевым отношением к миру, а значит приобщиться к сущ-ти мира можно при помощи религии, иск-ва. Серен Кьеркегор датский фс «Или-или» «Страх и трепет» «Наслаждение и долг». Выступает против тезиса о тождестве бытия и мышления. Фс должна повернуться к конкретному чел к его внутр миру и переживаниям. Гл. предмет конкр. чел. сущ-е, опред-м усл-ем кот. явл. временность. Выд. 2осн понятия: 2подлинное сущ-ие(выход из состояния подавленности общий осознанный выбор себя своего я, экзистенция) 1неподлинное сущ-ие(полная подчиненность чел к общ-ву). Для подлинного сущ-ия необход духовные усилия. 3 ступени к восхождению подлинного сущ-ия, критерием явл отношение к богу: 1эстетическая- жизнь чел опред внеш миром, чел стремится только к удовольствиям 2этическая-чел делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя и чел движет долг 3религиозная-чел благодаря вере осознает свое признание до такой степени, что внеш мир не имеет никакого значения. Выступает против тождества бытия и мышления. Раздел. 2 объекта: 1логическое (мышление) – имеет дело только с возм-ю (буд. время), ставшее (прош. вр.) 2экзистенциальная(бытие) – сущ. в действительности (наст. вр.). Экзист можно познать только пережив его. Для того, чтобы понять индивид. сущ-е, кот. всегда в настоящем, надо его пережить. Осн. способ познания – переживание. Фридрих Ницше немец, сравнивал себя с динамитом, кот необход чел-ву в моменты кризиса. Воля к власти - осн понятие, это то, с помощью чего все должно быть обьяснено и к чему все должно быть сведено. Мир понимается Ницше как вечное абсолютное становление, в кот нет ни логики, ни цели, ни кон. смысла, не доступно разумному толкованию. Мир р-т борьбы между волями к власти. Непосредственным проявл воли к власти явл инстинкты, бессознательно-летальная сфера в чел выше чем духовная. Понятие воли к власти связано с др. понятиями фс Ницше. Воля к власти: вечное возвращение (способ сущ-я воли к власти), сверхчеловек (наивысочайшее самоосуществление воли к власти). Понятие вечного возвращения - способ сущ-ия воли к власти. Концепция сверхчел-наивысшое самоосуществление воли к власти. Ницше опровергает мораль, т.е. протестует против разума кот упорядочивает мир так , что в нем не остается места для спонтанных и неповторимых явлений. Ницше выступает за естеств жизнь кот жили др племена, прообраз др востока др арий. Для естеств состояния в гармонии наход 2 основных начала чел духа (дионисийское), аполонийское, познать меру пожому выступает против всякой чрезмерности. Познание меры означает познание самого себя (рационолистич) 
 

                19 феноменология Антисциентистские напр-я: феноменология, экзистенциализм, герменевтика. Феноменология – учение о феноменах. Основатель - Гуссерль «Логические исследование», «Идеи чистой феноменологии» и «Феноменологич. фс». Феномен (то что само себя обнаруживает)-явление(то за чем рассм сущность)-сознание(феномен). Феноменология фс сознания поиск предельных сущ-ых х-к сознания. Феноменология – исслед-е и выдел-е в сознании осн., существ. черт. Внимание феноменологов напр. не на внеш. мир, а на то, кК реальность восприним. и осмысл. чел-ом в его сознании. Если для др фс школ сознание явл ср-вом то для феноменологии сознание основной предмет. Сознание для феноменологии это чистое переживание. Рассм сознание как переживание феноменология стремится описывать события и действия такими как они обнаруживаются перед нами в первоначальном опыте. «Назад к вещам» - значит очистить и раскрыть смысл явления без учета разл. мнений и оценок. Сознание как чистое переживание имеет свою структуру. Для того чтобы опред. х-рные черты сознания необход осущ-ть редукцию. 1этап феноменологическая редукция-вынесение за скобки окруж. мира, т.е. отстраниться от реальности; 2этап трансцендентальная редукция-заключение в скобки нашего сознания, исслед-е тех актов сознания, в кот. нами осозн. предметы самонапр. сознания на самого себя. Осн св-вом сознания явл интенциональность-направленность на объект, интенциональность вкл 2 компонента: 1предметное содержание 2познават. процессы (предание смысла). Интенц. переживания сущ. 2х типов: 1это мир простых верований (докса) и теоретич. размышлений (позн. деят-ть); 2личностное переживание (пережив., кот. формир. самим сознанием чел-а). От логического анализа чистого сознания Гуссерль приходит к выводу что чистое созание укоренено в жизненном мире. Жизненный мир - мир до научной жизни с ее догадками и суевериями.   

      

    16 Фс 20в Направление фс 20в: сциентистские(Сциентизм  - фс мировоззренческая ориентация, обосновывающая способность науки решить все соц проблемы), антисциентические(воздействие науки рассм. как негативное, требование ограничить соц экспансию науки, уравн. науку с др. формами познания). Сциент. напр-я фс: 1Фс позитивизма и ее историч. формы; 2 Фс структурализма. Позитивизм (20г19в) идейно-теоретич напр. Осн принцип все подлинное, позитивное, положит. знание может быть получено как р-т конкретных наук. продолжение традиций просвещения, но сферу разума свели к научному разуму. Эволюция:

    1Классич позитивизм (1 пол 19 в). основатель – Огюст Конт. Спенсер, Милль. Фс не имеет права на сущ-е, его имеет то, что подверг. опытной проверке. Фс поним. как метафизика, т.е. сверхчувств. отрицается, а значит не имеет право на сущ, но фс должна стать методологией. Она должна заниматься разборкой методов, кот. частн. науки реш собств. задачи. 3 стадии разв-я чел. познания по Конту: теологическая, метафизич., позитивная.

    2Эмпириокритицизм (на рубеже 19-20вв) – Мах, Авенариус. Этич. исслед-е опыта. Из-за роста ест. наук появ. проблемы, кот. не могли объясн. сущ. ест. науками (магнитное поле). Новая трактовка опыта: не чисто идеалистич., не чисто материалистич. Опыт – данность мира познающ. субъекту. Опыт свелся к субъект. идеализму. Тезис об экономии мышления: не надо удваивать мир (мир реальный и в мозгу чел). Сущ. только опыт, в кот. субъект и объект скоорд-ны. Опыт надо сделать монолитным, единым, в нем должно присутств. меньше т. зр. на 1 и то же явл-е. Принцип наблюдаемости: наука должна быть устроена т.о., чтобы из нее было исключ. все ненаблюдаемое.

    3Неопозитивизм (20гг 20в) – Витгенштейн, Карнак, Рассел. предмет рассм-я: формы языка, знаково-символич. ср-ва познания. Мир предст. собой языковую конструкцию. Анализ знания через возм-ть его выр-я в языке. все трудности в познании от неправ. использ-я языка. Фс превращ. в лингвистику. Задача фс как лингв-ки – создание соверш. языка. Гл. критерий его опред-я – принцип верификации (эмпирич. проверка люб. научноосмысл. высказывания).

    4Постпозитивизм (70гг 20в) – Коппер, Кунн, Фейербенд. Гл. интерес – анализ научного знания. Отличия пост. от неопоз.: 1неопоз. считал, что чел. способен на ясное, истинное знание. Пост. считал, что чел. – сущ-во ошибающееся, возм-ть достиж-я истинного знания став. под сомнение; 2неопоз. предст. разв-е науки как линейное, поступ. (кумулятивность) движение. Пост. счит., что наука разв. скачкообразно; 3в пост. на 2 план отходит проблема разгранич-я фс и науки. Основатель пост. Карл Катер. Заложил осн. отличия: 1отсутствие критерия истины, принцип фарсификации – опровержение на опыте; 2опровергает индукцию: наблюдение à установл. фатов à обобщ.фактов à построение теории. Схема позн-я для пост. (Катер): Выдвиж. гипотез à соотнош. гипотезы с результатом; Наблюдение: опровержение (фарсификация); утверждение. Путь науки – метод проб и ошибок.

      неопозитивизм
    постпозитивизм
    Чел способен на знания

    Наука развивается  линейно и поступательно

    Не признавал  за фс статус науки

    Чел сущ-во ошибающееся

    Наука развивается  скачкообразн 

    Проблема разграничения  фс и науки отходит на 2 план

 

    Структура научной революции: История науки – черед-е конкур. борьбы между научными сообществами, кажд. научн. сообщ-во созд. свою парадигму, это период норм науки. Когда созд. ситуация, при кот. возник. проблемы в рамках той или иной парадигмы, наступ. кризис и созд. новые паардигмы. Фейербенд. Методологич. анархизм (утвержд. принципов флюрализма в науке). Развитие науки иррац. способом (наруш. законы логики, разума и науки, ничем не отлич. от мифов, религии). 

    Осн внимание постпозитивизма на вопросы  о развитии научного знания. К.Поппер идейно оформил постпозитивизм. Принцип  фальсификации-опровержение на опыте  т.к. у чел нет критерия истины. Классич позитивизм: наблюдение-констатация факта-их обобщение-построение теорем. Схема Поппера: выдвижение гепотиз-соразмирение гепотизы с результатами наблюдения-подтверждение/опровержение.Наука развивается методом проб и ошибок(Поппер). Кун, парадигма-совокуп убеждений, взглядов, установок разделяемых всем научным сообществом. Фейрабенд положил начало методологическому анархизму- в науке все способы пригодны. Наука вещь иррациональная законы ее не отличаются от законов иск-ва и религии 
 

    20 фс экзистенциализма Гл. предмет рассм индивид. сущ-ие чел. Начал зарождаться с середины 19 в (Серен Кьеркегор), но приобрел актуальность в 20-70гг 20в. 2 школы: Немецкая (К. Ясперс, М.Хайдеггер), Франц.(Ж-Поль Сартр, А.Камю). В экз-ме осущ. анализ априорных (доопытных) структур чел. сущ-я (страх, смерть, одиночество). Ясперс 1919 «Психология мировоззрения» продолжает фс Кьеркегора. Чел. живет «заброженной» жизнью, но сущ пограничные ситуации, в кот челосвобожд. от госп. ценностей, познает себя и выбирает подленное сущ-ие, становится самим собой. Предст. религ. экз-м: «погранич. ситуации открыв чел-у путь к богу». Хайдеггер «Бытие и время»1929г. Начинал как феноменолог. Взаимствует свой метод у феноменологии. Осн мысль: исходный момент осмысления всего сущего это чел сущ-ие. Опис. чел. сущ-е экзистенциалами. Осн экз-алом явл. забота (т.е. это жизнь человека, а чел – постоянная озабоченность). Забота предст собой единение 3х моментов: 1бытие в мире (прош. время) 2 забигание вперед (буд. время) 3бытие при (наст. время). Различал: Сущ-е: подлинное(х-рно перевес моменты будущего, напр. к смерти), неподлинное(х-рно перевес моменты настоящего). В настоящем просматривается прошлое, кот. определяет будущее. Сартр центральное понятие: «для себя бытие» (приоритетность своего внутр мира, а я познаю себя через другое бытие). Для себя бытие не возможно без бытия для другого. Свобода  в работе «Экзистенциализм и гуманизм». Сартр пишет что в чел сущ-ие предшествует сущности, а значит нет никаких норм, кот. утверждали, что мы должны делать в нашей жизни, поэтому чел свободен. Свобода позволяет чел осущ выбор. Камю «Чума» «Миф о сизифе». Вопрос: Стоит ли жизнь того чтобы жить. Ответ: Навряд ли, потому что жизнь чел-а абсурдна, а значит бессмысленна. Док-во: 1Чел смертен 2Чел беззащитен. Единственное, что придает жизни смысл – это непокорство. Сизиф своим непокорством вносит вызов богам. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"