Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Шпоры.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

    18 герменевтика греч. понимание. Гермес – доносил письма, сообщения. Герменевтика – напр фс кот исследует теорию и практику истолкования (понимания). Осн понятиями явл герменевтический треугольник, воостан. взаимоотношений между текстом, автором текста и читателем; герменев круг- циклический х-р понимания. предмет исследования – текст, поним. предельно широко, как письменно зашифрованное жизненное проявление. Заложил основы герменевтики немецкий фс Дильтей: Науки о духе и о природе. н. о духе(понимание) – н. о природе (объяснение). 1-использ. индивидуализирующий метод, предмет: жизнь человека, достоверное знание; 2-использ. рационалистич. метод (обобщение), имеют гипотетический хар-р, вероятностный хар-р. понимание для Дильтея возможно с вживанием в психологич. мир другого – герменевтика сознания. Гадамер, пытался сконцентрироваться на том, что чел. говорит. Для него истолкование текста как максимальное приобщение к замыслу автора не возможно т.к.: 1сущ самостоят смысла текста по отношению к его творцу 2 мышление имеет историч. конкр. предпосылки, мышление не предпосылочно. Сущ. предпонимание – предрассудки. Понимание – способ самоутверждения читателя, необх. активизир. собств. мысл. процессы. Понимание для гадамера повод размышления над текстом через кот самоутверждается интерпретатор текста. Понимание не сводится к акту мыслит анализа, а рассм как способ сущ чел- герменевтика бытия – означ. понимание смысла чел. опыта/действия, кот. реализуется в деят-ти и языке людей. Понимание для Гадамера – способ сущ-я человека.  

    22 соц к-ная ситуация 20-21в к-ра специфический способ организации и развития чел жизнедеятельности представленный в продуктах мат. и дух. труда человека. К-ра: внутри чел(то, что порожд. к. внутри чел., распредмечивание – процесс, в кот. сущность и св-ва предмета станов. достижением чел-а, его способностей и благодаря чему они развиваются; модус действия), вне чел(мат. предметы исск-ва, соц. нормы, опредмечивание – процесс, в кот. чел. способности переходят в предмет и воплощаются в нем; модус обладания). Современная социок-ная ситуация х-ется актуализацией модуса действия. Гл. критериями стан. уникальность, аутентичность (подлинная деят-ть, то, что к-ру порождает).

    Модус обладания: предмет оценки, всеобщность, универсальность, культ. стерилизация, отсутствие индивид. черт, к-ра сводится к внешнему масштабу, прилагаемому к чел-у. Модус действия – индивидуализация, статус слов не задан, к-ра понимается как явление, сущность. кот не дана изначально, а должна создаваться в действии, антидогматический заряд, нарушение всяких стереотипов, все предстает как материал для собств. активности.

    Изменение типа культ.-историч. наследования в 20в. На смену традиц. к-ре (передача опыта из прошлого будущему) приходит к-ра префигуративная (от буд. наст.). => Современную ситуцию в к-ре опред как состояние постмодерна – Жан Лиотар: сост к-ры после трансформации кот пдверглись правила игры в науке, лит-ре и иск-ве. Перфоманс (смешение всех жанров), пастиж (попурри из кусочков опер). Постмодернизм – осмысление фс состояния постмодерна. Он явл. завершением неклассич. фс – антиклассич. фс. Предшественники: Ницше, Хайдеггер (гл. стан. целерац. действие, разум выродился в исчисляющее мышление, деят-ть чел-а оцен. с т.зр. эффективности). Постмод. выступает как специфич. способ менталетета, спец способа мировосприятия, мироощущения и оценки как позновательных возможностей чел. как и его места в окруж мире. Особенности пост модернизма: 1отказ от идеалов Просвещение (разум, прогресс, эмансипация) 2 Неуверенность в результатах познават. деят-ти (Наиболее адекватным достижением действительности доступно не ест. и точн. наукам, а интуитивн. мышлению с его образностью, ассоциативностью, метафизичностью и инсайтом) 3 Мир предстает как хаос без причинно-следственной связи, Ризома – термин заимствованный из ботаники, обознач такую корневую систему в кот корневые волокна сущ абсолютно беспорядочно (трава). Критика детерминизма, противопол. ризоме – дерево (все запланировано, одни стереотипы, нет ассоциаций, метафор). 4Твердое недоверие к метарассказам (объяснит. схема, кот. организует общ-во и служит ср-вом его самооправдания) 5Постмодернизм нач там где заканчивается целое. Внимание концентр. на единич. фактах, несоизмеримых величинах и локальных процессах (постмодернист. чувствительность). 6Постмод. использ. в кач-ве вс метода деконструкцию – установка на подрыв доверия ко всяким центрам и иерархиям. 7Распространение симулякров (Жан Бодрийар, Ботай) – копия, подобие. Мир симулякров или копий, никак не соотносимый с реальностью, восприним. гораздо реальнее, чем сама реальность. 8Шизоанализ – есть шизики активные и пассивные. Отношение к Другому и коммуникация. 

          23 русская фс сформировалась в ср 18в. До этого фс вопросы рассм в рамках религиозного мировоззрения. Особенности формирования, воздействие 3х факторов: 1зарождалась в условиях синтеза к-р(языческой, византийской, степной) 2тесно связана со своей религиозной почвой(принятие христ) 3 испытала влияние зап фс традиции. Нац особенности: 1тесная связь с худ лит-рой 2историософичность 3соборность 4религиозный антропологизм 5космизм.

    1 по цензурным соображениям фс вопросы находили свое выражение в худ произведениях, с одной стороны фс избавлена от абстрактности, сохран. эмоц.-чувств. сторона, с др. не достиг. глубина и систематичность. 2 обращение к вопросам о смысле истории и о судьбе России. «русск идея» это замысел божий о России. Н.Бердяев: русская идея определяется такой особенностью русской духовности как противоречивость или антиномичность. Идеи анархизма соседствуют с бюрократией, максимализм. Противоречивость определ. 2 типами духовности: зап., основанной на катализме (делит мир на 3 части, чел. – буферная зона, нейтралитета); восточной, основанной на православной (делит мир на 2 части, чел., чел. отношения – та реальность, в кот. происходит борьба между добром и злом). Русская идея нашла свое отражение в фс споре между западниками и славянофилами. Славянофилы: И. Киреевсктй (для католицизма хар-на повыш. соц. активность, для православия – гармонич. сочетание веры и разума), К.Аксаков(самобытность русск народа в том что он лишен стремления к власти, укладом его жизни явл община, регламентом общины явл нравственный закон, а не юр. нормы, док-во – история созд-я власти на Руси: призвали варягов), Данилевский (теория культ.-историч. типов). Западники: либеральное крыло: Чичерен,Кавелин(развитие в русск духе идеи личности, реформы, критика России за соц.-полит. отсталость, общине противопост. гос-во, необх. развить гос. начало, а не укреплять общину, гос. начало связ. с идеей личности); революционное крыло: Герцин, Белинский (идея ревоюции). 3 противопол. соб-ти – индивидуализм. Алексей Хомяков: соборность – духовная общность людей, В. Соловьев – фс всеединства: Все есть одно. 4 Обращение к внутр. миру чел-а, кот. поним. как целостность, неотделимость познания от нравств. начал. Антропологизм явл. религиозным, т.к. требует соотносить чел-а с Богом. Это определ. доверие философов нравств., эстетич., мистич. опыту. Новое религиозное сознание нач 20в: 1эстетич-худ деят русск символистов 2серебряным веком 3фс ветвь. Больш. роль сыграло Моск. религ.-фс. общество памяти Соловьева, его возгл. Бердяев, входили Бурлаков, Трубецкой. Изданы сборники «Вехи», «Путь». Резк. критика революц. преобразований. В основе жизни лежит дух. начало, а не соц. формы. Бердяев: концепция антроподицеи – оправдание чел-а перед Богом, он может оправдаться через творчество. Не признавал идеи законченности создания чел-а. 5 Космизм – комплексное учение о взаимодействии мира и чел в глобальном, планетарном масштабе, рассм. как вселенская миссия чел-а. Вернадский, Циолковский, Чижевский, Николай Федоров, Владимир Соловьев, Павел Флорентский. Принцип космизма: микромир подобен макромиру, чел подобен Вселенной, локальные процессы сравнимы с глобальными. Фс общего дела Н.Федорова. В основе – идея победы над смертью. Забыта гл. идея Евангелия – воскрешение Христа. 
 
 

          25 категория бытие, интерпретация.  бытие как целостность и единство всего сущ- явл фс категорией, она фиксирует основу сущ-ия как для мира в целом так и для всех разновидностей существуещего. Проблема бытие явл 1 проблемой фс. Предыстория: досократики, элиаты (бытие едино и неподвижно, движения и многообразия не существует), Гераклид (выдвинул противоположную трактовку бытия, он сказал: «все находится в постоянном изменении», бытие – пост. изменение, его суть - многообразие). Понятие «бытие» в фс в 5 в ввел Парменид, ввел проблему «сущее само по себе»,а не сущего как конкр. вещей, он из элейской школы. Парменид первый протофс. Бытие для него выступает как единое это та сила кот удерживает вещь и весь мир от разрушений и эту силу парменид наз логосом или разумом. Онтология Парменида признает тот вид онтологии когда в качестве реально сущ признается конкретная вещь. Этот же тип антологии наз и Аристотель, отличие в том, что для Аристотеля бытие это сущность (форма, кот. превращ. пассивную материю в конкр. предмет). Иной вид онтологии предложил Платон (невещная онтология). Бытие для Платона первосвойство (идея), а весь мир – это набор св-в. Реально сущ мир идей а реальные вещи это копия идей. Срвековая онтология-подлинной реальностью или бытием явл бог, источник сущ-я – Бог, бытие – подлинная реальность, т.е. Бог. Новое время-Проблема бытия связ. с чел-ом. Само по себе бытие не может существовать. Вопрос: «как возможен мир» сменяется вопросом «как возможно познание мира». Первоначалом признается сознание чел-а. Если ранее бытие как первоначало выводилось из одного принципа, то в онтологии неклассич. фс – из множества разл. принципов. Бытие отожд. с отношением. отношения объявляются первичными, а вещи рассм. как совокупность отношений. бытием становится сознание чел. Неклассич тип антологии отличается тем что бытие выводится не из одного принципа, а из многих. Бытие-это отношение, сущность вещей при этом никогда не задано раз и навсегда. Любая вещь сущность с размытыми границами кот уточняются по мере выявления новых отношений в кот проявл эта вещь 

          26 онтология, структура бытия Онтология (онто-сущие, логия-наука)-наука о сущем. Сущее то что сущ-ет что обладает реальностью. Но существующие сущ-ет по разному. Поэтому еще в античности в фс разделяют 2 вида сущего: просто сущее(предметы реального, их изучают разные науки); сущие само по себе(св-ва целостность всеобщность). Целостность – единство в развитии. Всеобщность-то что дает возможность сущ-ть ряду явлений. Бытие как целостность и единство всего сущ- явл фс категорией бытие она фиксирует основу сущ-ия как для мира в целом так и для всех разновидностей существуещего. Шкала сущ-я (онтологич.): Конкр. à Абстр. Мыслит. шкала: Действительное à Возможное. Есть сущ-ие и есть то что гарантирует это сущ-ие-это бытие. Бытие – предельная точка где возможное и абстрактное совпадает (категория макс. обобщения, в кот. онтологич и мыслит шкала совпадает). Структура бытия: общ. онтология, конкр. онтология (реальная структура мира). Выделяют 4 уровня проявл бытия 1бытие природы(выд. первая природа – в целом, и вторая природа – то что создано чел) 2бытие чел(чел рассм как природное и как духовное сущ-во, соед. физ. и дух.) 3бытие духовное(личностно, индивидуализировано-духовное-внутр мир чел, объективно духовное-соц ценности, соц нормы) 4бытие соц (бытие чел в общ-ве и истории, бытие общ-ва). Выделяют 2 уровня бытия по его модальности: 1потенциальное бытие-уровень сущ-ия в возможности 2актуальное бытие-уровень сущ-ия в действительности. Типы онтологии: монизм (материализм – в основе материя, идеализм – в основе сознание), дуализм, плюрализм. Типы онтологии: детерминистский (строится онтология в кот. все подчинено одному принципу), недетерминистский (нет строгого подчинения принципу).   

    27 метафизика Принципиальный хар-р ненаблюдаемости, целостности требует своего особого языка, чтобы себя выразить. Таким языком явл. метафизика – это наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Впервые возникло: Адроник Радосский, историк, систематизировал учения Аристотеля. Метафизика строится на на логич. обоснованных док-вах (не на опытных). Речь идет о понятийном мышлении. Парменид был первым на пути понятий ного мышления, продолжил Платон. Средние века: источник бытия – вера. Метафизика совпадает с фс. С18в отношения к метафизике изменяется, Бесполезные рассуждения. Метафизический способ рассуждений продемонстрировал Парменид. Платон: мир идей. Новое время: в сознание чел пытались найти доопытные основания, подлинное бытие, признается истинным бытием и в нем есть свои предельные неимперичемкие основания (например врожденные идеи априорные формы восприятия). В основе метафизики лежит способность чел-а к опережающему схватывании. идей. Идеи это и есть целостности. Парадигмы отличаются тем что принимается за целостность. Эволюция представлений о целостности в метафизике: Античная (в кач-ве целостности - космос или мир), Классич или нововременная (в целостности космос начинает распадаться я/мир/бог). Современная (целостностью выступает мир) в связи со 1смертью Бога (Ницше), 2смертью человека (структурализм, кот. заменил чел-а структурами) 3 отд. целостности (я, мир, Бог) вновь превращ. в один мир. Мир выступ. в кач-ве плюрального, он множествен. При Аристотелевском представлении метафизика – это фс. С 18 в метафизике отказ. в сущ-и в связи с развитием позитивизма (логика языка). 

    24 фс мысль бел комплекс фс и общ-ых идей сложившихся в Бел с древнейших времен. Особенности: 1пост. прерывность в фс развитии при сохранении непоср. преемственности на уровне традиц. культуры 2пост. напряжение между зап и востоком, изначально была под влиянием Византийской/вост., затем была включ в зап контекст истории и к-ры 3определяющим фактором было то что развитие страны и нации происходила при включ(историч и к-рно) в более широкие целостности 4почти всегда недостаточная самостоятельность собств фс развития 5 фс мысли представлены в худ лит-ре. Возникла бел мысль в 10-11в и связано с созданием гос-сти и развитии феодальных отношений(1этап). Большое значение имело возникновение письменности, оно связано с принятием христианства. Начало было положено полоцкой княжной Рагнедой. Первые лит-ные произведения с фс идеями: «фларигелий» выдержки из библии. Самая известная «Диора», «туровская евангиле», «слово о полку игорева» Движение христианского просветительства продолжалось до 13в. Движение нехтивцев: Ефрасиния полоцкая, Климент Смолятич, Кирилла Туровский. С нач 16в (2этап) Франциск Скорина. Отношение Скорины к библии: для него библия итог многовекового развития чел-ва и ср-во приобщения к знаниям. Рассм возможность прямого и интимного диалога чел с богом посредствам библии. Он отличался веротерпимостью. Пытался найти универсальный закон регулирующий отношения между людьми. Идеалом явл просвещенная монархия. Ориентируется на обществ. значимую земную жизнь: «Слууужение Богу – служение человеку». Гуманисты: Симон Будный, Братья Зизамин, Феодосий Косой, князь Андрей Крупский, Семен Полоцкий(принадлежит идея создания московской духовной семенарии). 20в (3 этап) Игнат Абдеролович «над вечным шляхам». Политика это форма кот накладывается на духовное содержание. Основная причина чел бедствий в том что жизненное содержание не соотв тем формам в кот в кот оно вложено. На зап и востоке жизнью завладела форма. Бел народ сохранил независимость духа от формы. Алесь Горун «матчын дар» Влад Сулима «очерк критического оптимизма». Призывает развивать бел активный деятель оптимизма кот не заложен под природой  

    28 материя Из всех форм бытия наиболее распр. формой явл. мат. бытие. В фс выделяют 3 подхода: 1материалестический (материя – основа бытия, все остальное ее прораждение, материя первичная представляет собой наличное бытие) 2объективно идеалистический(материя объективно сущ как пораждение первичного идеального духа) 3субъективно- идеалистический (материи как самостоят реальности не сущ вообще, она явл продуктом субъективного(сущ только в сознание чел)духа ). Эволюция представления о материи: 1этап с античности до 17в, материя рассм как субстракт (Фалес – вода, Гераклит – огонь, Анаксимен – воздух, Анаксимандр - апейрон) и как субстанция (то, что определяет все, а сама ничем не определяется) 2этап 17-ср19в, на предст-е о материи повлияли ест.-научные знания. развив. матем. и механика. Материя поним. как вещ-во (атом), кот. облад. такими св-вами, как протяженность, движение, влияние на органы чувств. 3этап ср 19в, материя предстает отожд. с вещ-вом в связи с открытиями (Эл.-магн. поля, рентген, теория квантов), разруш. предст-е о материи как о вещ-ве. Сущ=е поля привело к выводу что возможно сущ-ие самостоят физич реальности, кот. способна сущ-ть и распростран. в пространстве без вещ-ого объекта или носителя. Материя как фс категория определяется след положениями: 1материя явл универсальной формой мышления, кот отражает наиболее общие св-ва и закономерности явлений и процессов 2 материя определяет мир как объективную реальность 3 материя отражается чел субъективно 4 материя сущ независимо от сознания. Св-ва материи: 1объктивность 2неисчерпаемость 3позноваемость 4несотворимость и неуничтожимость. Атрибуты материи: 1системность, сущ-е материи на уровне жив. и нежив. природы. Нежив. природа предст. начиная с элемент. частиц до метагалактик. Жив природа сост. из 2х подуровней: биологический (от доклеточного уровня до надорганизменных структур) и соц. (чел, племя, род, этнос). 2движение, облад. св-вом неотвратимости и неуничтожимости. Имеет объект. хар-р. противоречивость. Под движ-ем в фс поним. всякое изменение вообще. Выд. 2 типа движ-я: состояние движ-я, при кот. происх. его колич. изменение без нарушения кач. сост-я; сост. движ-я, кот. приводит к измен. кач. хар-к (возм. 2 разновидности: когда разруш. кач. структура и когда образ. новые, более сложн. кач. структуры – прогресс, развитие). Развитие – изменение: 1 когда появ. кач. изменения, кот. не выход. за пределы опр. уровня организации материи; 2 процессы кач. изменений, кот .выходят за пределы уровня опр. организации материи – принцип эволюционизма. Каждому структурному уровню организации материи соотв своя форма движения материи, 5 видов: 1механическая 2физич 3химич 4биологич (развитие жив. организмов) 5социальная (разситие общества). 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"