Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Средневековый символизм и проблема универсалий. проблема единого и многого получила формулировку «как сущ-ет общее». Символизм – одно из осн. св-в ср. фс. Символ – целостный образ он несет глубинно-смысл. нагрузку.
Как
сущ общее (универсалии): 1реализм(унив-и
сущ реально): - роды и виды сущ до вещей
(Ансельм Кентерберрийский, Платон), - роды
и виды сущ. в вещах (Аристотель); 2номинализм
(унив. сущ после вещей, в созн-и чел.) –
Уильям Оккам, 3умеренный номинолизм
или концептуализм (носитель общего –
понятие) – общ. понятия имеют место в
чел. уме, но им соотв. нечто и в вещах, Пьер
Абеляр. «Бритва Оккама»: без необходимости
не след. умножать сущности, бытием облад.
только единичные вещи, а те понятия, кот.
мы оперируем, опир. на наше сознание, плод
деят-ти чел. ума. Закон тождества бытия
и мышления: все, что сущ., должно быть прозрачно
для ума. Это положило начало фс Возрождения.
5Фс Платона классик фс, ученик Сократа, основал свою школу, платоновская академия сущ 1000лет, «учение о чел» основатель идеализма, пренадл концепция идей. Идея –то единое кот сост суть многообразия. Идеи обьективные, они сущ и без чел умозрительно. Важная идея: идея благо «благо важнее истины». Идеи Платон поместил по ту сторону неба. Концепция идей о космосе, о чел(любовь.душа) Все что нас окружает отблески идей
Фс
Аристотеля ученик Платона «Платон
мне друг но истина дороже». Нельзя разделять
мир вещей и мир идей. Сместил акцент с
идей на форму, в каждой вещи мы видим материю
и форму, форма гл причина сущ вещей
Есть материя-воз-ть сущ(пассивное начало)
Есть форма осущ это воз-ти(активное начало)
Категория бытие по Аристотелю: 1сущность
кот обладает св-вами 2кол-во 3 качество
4пространство 5время. Чел полит животное(врожденная
склонность чел к жизни в общ-ве). Основатель
формальной науки о мышлении. Закон исключенного
противоречия(2 противополож противореч
не могут быть истинами) Закон исключенного
третьего(отриц и утверждение не могут
быть одновременно ложными) Индукция умозаключение
от частного к общему Дедукция от бщего
к частному
9
эпоха просвещения (до 1789) осн
постулат: универсальным ср-вом совершенствования
чел и общ-ва признается вневременное
и внеисторическое, всегда равная себе
разумность чел. Законы разума выводили
из законов природы. Мир организован осмысленным
образом и этот смысл обнаруживается просвященным
разумом. Быть разумным – гл. инстанция
чел.; - следовать природе естественного
порядка. 3 направления: 1Деизм открывал
воз-сти для чел свободы, дает свободу
чел. от бога. Считали что история делается
людьми а не в силу божественного предопределения.
Вольтер, Монтескье, Руссо отрицали личного
бога, пантеизм. 2Атеистическое
материалистическое атеизм -напр
фс сторонники кот полностью отрицали
сущ бога в каких либо его проявлениях.
Материализм -напр фс непризнающее самост.
идеального (дух.) начала, сотворение и
бытие окруж мира и обьясняющие окруж
мир и чел с точки зрения естеств наук.
Предст.: Жан Мелье, Ламекри, Гольбах, Гельвеций,
Дидро. Гольбах «Система природы»:
в основе мироздания лежит материя это
то что может оказывать воздействия на
наши органы чувств и производить ощущения,
а сознание рассм как св-во материи отржать
саму себя. Ламитри «Чел.-машина» чел
рассм как механизм. 3Утопическое-социалистическое
чел предстал с одной стороны как отд.
изолир. индивид, кот. действкет в соотв.
со своими частн. интересами, а с др. - чел
рассм в силу юридич всеобщности как индивид
равный всем другим. Мабли, Фурье, Бабёф,
Сен-Симон. Осн. интерес: проблема разработки
и построения идеального общ-ва, осн. на
равенстве и соц спарведливости. Осн. причина
соц. зла - возникновение частной собств.
Бабеф – 1 построил модель идеального
общества и пытался реализовать его напрактике.
Сен-Симон – идеалом счит. промышл. общ-во,
«чел. челу брат», гражд. религия.
11
фс Гегеля ученик Канта, «Энциклопедия
фс наук», «Наука логики», «Фс права», «Феноменология
духа». Не сущ. границ чел. познания (познание
сути вещейвсебе возможно), Осн тезис:
все действительно разумно(онтологический
рационализм), а все разумное действительно
(панлогизм-принцип в соотв с кот действительность
представляет как логическое выражение
идей). Объективный идеализм: первоначалом
бытия для Гегеля явл. идеальная сущность
(абс. идея), кот. сущ. объективно, вне и
независимо от чел. сознания. Наше мышление
и все существующее – одно и то же, мир
– мир понятий, видит мир сквозь призму
логики. Абсолютная
идея – лежит в основе всех явл-й природы
и общ-ва. обьективное над индивидуальным
мышление, единственная сущ-я подлинная
реальность, первопричина всего окруж.
мира, облад. самосознанием и способностью
творить, только она и сущ кот активна
и деятельна, ее деят-ть сост. в самопознании.
Абсолютная идея проходит 3 стадии развития:
1логика – стихия чистого мышления,
а.и. разворачивается как цепь понятий
(тезис) 2природа – а.и. самоотчуждается,
переходит в противопол-ть, в свое инобытие,
деградирует, т.к. природа не развив. во
времени (антитезис) 3дух – синтез
1 и 2 (синтез). Логика (бытие, сущность, понятие);
Природа (механика, физика, органика); Дух
– разум в истории и культуре общества
(субъект. дух – сознание отд. чел., объект.
дух – дух общ-ва в целом ‘право, мораль,
семья’, абсолютный дух – высш. проявление
духа). Абс. дух: искусство (непоср. отображ-е
чел-м а.и.), религия (а.и., открытая чел-у
богом в виде откровения), философия (познание
абс. духом самого себя, мир схваченный
мыслью). Сознание каждого чел - частица
абс. идеи. Диалектика - принцип критического
разностороннего рассм предмета. Логиа
Гегеля переходит в диалектику. Он выстраивает
логику идей в соотв-и с принципом восхождения
от абстр-го к конкр-му. Законы диалектики
по Гегелю: 1закон единства и борьбы
противоположностей (кажд. вещь содерж.
в себе моменты, кот. др. др. отриц.) 2
закон перехода колич. изменений в качественные
3 закон отрицания отрицания (кажд. след.
стадия отриц. предыдущ.). Знач фс Гегеля:
1вернул фс древнее значение, первонач.
греч. смысл - учение об основах сущего
2Разработал концепт. модель бытия, осн.
на самодвижении понятий. Недостатки:
Сведение мира к понятиям определило отсутствие
в этом мире конкретного сознания и деят-ти.
12
Фс Фейербаха Материализм – фс напр-е,
кот. в основу бытия кладет материю. Осн.
работы: «Сущность христианства», «Осн.
положения фс будущего». Пытался преодолеть
гегелевское сведение сущности чел-а до
самосознания, а историч. процесса до самодвижения
духа. Последовательный материализм Фейербаха
проявл в том что его осн чертами явл:
1полный разрыв с религией в традиционном
смысле 2 попытка обьяснить бога и
религии с материалестической точки зрения
3 материалестическое с учетом достижения
науки обьяснение проблем окруж мира
4убеждение в познаваемости мира 5интерес
к соц-фс вопросам. «Критика
христ. релиии»: бога как самостоятельной
реальности не сущ, бог порождение созн-я
чел. Бог – идеальный образ чел-а. Не бог
творец чел, а чел творец бога. В цетре
мира чел. Мат. начало в чел-е (телесное).
Мышление чел-а восприним. как то, что принадл.
конкр. чел-у и явл. св-вом мозга чел, его
деят-ти. Чел. и его мышление явл. порождением
природы => центр. проблемой фс должен
быть человек как природное телесное сущ-во.
Антропологический материализм, поскольку
смещается акцент с анализа природы на
чел. Ориентируясь наприроду чел, счит,
что в основе всего должна лежать любовь.
Гносеология- оппнент Канта, познание
чел-а бесклнечно. «то что не знаем мы будут
знать наши потомки». Основу познания
сост. чувств. данные. природа
сущ. прежде духа и не сводима к механич.
законам. Религия – результат отчуждения
от чел-а его собств. сущности. Тезис: «Чел
челу бог». Религии половой любви: чел
– сущ-во общественное, межличн. отн-я
рассм. как фундамент обществ. жизни, тезис:
« хорошо то, что хорошо хотя бы для 2-х
лиц». Счастье м.б. только обоюдным, наилучшие
отношения между людьми – любовь, всеобщ.
любовь также восходит к страстной любви
между полами. Гл. задача философа – способств.
достижению людьми счстья.
8 Новое время, Становление механистич. картины мира, идеи Кеплера (математич. законы небесных тел, гороскопы). Галилео Галилей – принципы механики, динамика, понятия скорости и энергии, закон инерции, 30кратн телескоп, «и все-таки она вертится». Ньютон – законы механики, тяготения. Время научной революции (создание нов. теорий, изменение представлений о знании).. Наследство Ньютона: 1.Деизм (бог – создатель мира и все). 2.Рассуждение контролируемое опытом. => Главн вопрос – опред. источник чел знаний.
Осн
задачи: 1обоснование адекватного
метода и познания природы 2исследование
природы разума чел как самодостаточное
ср-во чел активности. Источник чел знаний:
1чувств форма знаний-эмпиризм(асолютизирует
воз-сти опытного знания) 2рациональная
форма знаний-рационализм(
Бекон, найти истину в мире путем опытного подтв-я, «Нов. органон», «Нов. Атлантида», чем больше опыта, тем ближе чел-во к истине, знание – не самоцель, а тесно связ. с практикой. «Знание - сила». Индукция - гл метод познания (логика, познающ. мысль, идущ. от знания повтор. признака к выводу о принадл-ти этого признака всем явл-ям опр. класса), опир. на опыт наблюд., сравн., эксперим., анализа. Способы познания: путь паука,муравья,пчелы(идеальный идет получ. знаний из чистого разума, сбор фактов) Препятствия: идол рода (врожд. преломл-е через всю культуру чел-ва), рынка (приобр. неточн. употр. слов, выр-й, речи), пещеры (врожд. преломл-е познания ч/з индивидуальность), театра (приобр., влияние на процесс позн-я авторитетов, традиций). Бекон пытался классифицировать науки, в основе класс св-ва чел ума: память(исторические науки), воображение(поэзия), рассудок(фс). Природу чел познает через опыт,бога через природу,себя через рефлексию. Знач фс Бекона: 1положено начало эмпирическому напр фс 2гносеология(учение о познании) из второстепенной отрасли фс знания поднялась до уровня гл раздела фс на ряду с онтологией 3определена новая цель фс: помогать чел добиваться практических р-тов в деят. Гоббс – гносеология, соц фс. Сенсуализм – опыт свод-ся к чувств. ощущениям. «Левиафан», чел. – зол, эгоист., стремл-е найти собств. выгоду => война всех против всех. Для ее предотвращ. возник механизм рег-я обществ. отн-й – гос-во (левиафан), в основе возник-я гос-ва лежит общ-ый договор. Локк трактат «Опыты о чел. разумении», учение о tabula rasa – «Чистая доска»сознание чел на кот опыт пишет свои письмена. Теория раздел-я властей. Беркли и Юм если в основание познания класть опыт и чувств. ощущ-я, то в мире сущ. только наши ощущения, а их причина неизвестна => мир непознаваем (агностицизм – непознаваемость мира).
Рационализм: 1онтологический(в основе мира лежит разум) 2гносеологический (разум в основе познания). Гл аргументы: 1опыт сам по себе не переработанный разумом не может лежать в основе познаний 2разум способен самостоятельно делать открытия кот первоначально не были основаны на опыте и лишь последствия подтверждены опытным путем.
Декарт
Точка отсчета для его рассуждений – индивид.
акт мышления. Мышление будучи процессом
имеет начало(самые простые очевидные
истины, идеи, врожденные, м.б. 2-х видов:
понятия – Бог, число, суждения – целое
больше части), средину(по законам дедукции
из явных и очевидных идей выводятся частные
идеи), конец(полученное в р-те дедукции
знания надо сравнить с чувственным опытом).
Для того чтобы избежать ошибок в начале
процесса мышления Декарт вводит принцип
сомнения, чтобы интуиция не подвела. Нельзя
сомневаться в том что мы сомневаемся.если
я сомневаюсь, «я мыслю следовательно
я сущ». Мы идем не от бытия к истине, а
от истины к миру. 1-мы ограничены, 2-можно
создавать множество разл. моделей. Знач
фс Декарта: 1важно рассм вещи не сами по
себе, а в отношении к нашему интеллекту
2он призывает создать модели такого бытия
кот нет в мире природы. Лейбниц пытался
соединить эмпиризм и рационализм. Сущ
истины разума(выводиться из разума и
могут быть док-ны логически обладают
абсолютной истиной, наход. в согласии
с идеями мира), истины факта (выводятся
эмпирическим путем, доказ. опытом и имеют
вероятностный х-р). Общее св-во для рационалистов:
порядок идей соотв порядку вещей; развитие
учения о субстанции.
10 классич немецкая фс общий х-р: 1смещение акцента с анализа природы на исслед-е чел и чел мира 2ясно выражена мысль об автономности чел и мира к-ры относительно природы 3мир к-ры выводиться из деят чел духа. Кант творчество делиться на 2 периода: 1 до 70г 18в вопросы естествознания, стоял на материалистич. позициях. «Об огне», «Стареет ли Земля с физ. т. зр.»: гипотеза о возник. солн. системы из газовой туманности; все живое на земле и чел - р-т естественной биологической революции 2 «Критика чистого разума» анализ познават. способностей чел. Познание чел имеет свои пределы. Сущ пределы чел познания т.к. сущ антиномии-неразрешимые противоречия (сущ. и несущ. бога, свободы, огранич. и неогр. мира). С помощью разума чел может их как док-ть так и опровергнуть. Чел может познать: 1Вещь в себе(то что подается научному док-ву). 2Вещь для нас (мир феномена обьект. чувств восприятия) можно познать благодаря 2 типам знания: апосториорное(опытное) – то, что мы восприн. посредством своих впечатлений, априорное(доопытное) – то, что наша собств. познават. способность дает от себя самой; формы, способ организации знаний (время, пространство). Логика синтеза, соединения. Разум без понятий не может думать, но с др. стороны разум, вооруж. одними мыслями и не имеющ. поступления информации от органов чувств, не имеет предмета для своего мышления. Трансц-я логика – логика синтеза категорий и эмпирич., чувств. ощущений. «Критика практического разума» исследование морали и нравственности. Исходной посылкой кантовской этики явл понятие «свободы», без свободы нет нравственного поступка. Свобода принадлежит не миру природы, а интелигиб. миру чел. Свобода не подчин. причин.-следств. закономерностям). Люб. нравств. поступок должен быть осознан (сознание нравств. долга Кант отделяет от склонности => априорный хар-р нр. долга). Для Канта нравственный поступок должно быть опосредовано долгом. Постулаты: 1 бессмертие души 2 сущ-е бога 3 категорический императив(безусловный универс. закон для всех живых сущ-в), 2 формулировки: 1Поступай так чтобы ты всегда относился к чел-ву и в своем лице и в лице другого как цели но никогда как к ср-ву. 2 Поступай согласно такой максиме руководствуясь кот ты можешь пожелать чтобы она стала всеобщим законом. «Критика способности суждения» посвящена исследованию способности чувствования чел (чувств-е: удовольствие и неуд-е). Способ ч-я, при кот. возник. чувство уд-я/неуд-я – суждение вкуса. Способ рассм-я предмета, кот сопровожд. чувством удовольствия/неудовольствия явл. суждением вкуса или суждения о прекрасном. Чувство прекрасного по мнению Канта вызывается целесообразностью: внешней (определение цели предмета к внешнему; пригодность предмета для опр. цели), внутренней (рассм-е предмета вне его определения к цели, предмет рассм. как самоцель). Прекрасное – то, что нам нравится без всякого понятия. Переживание внутр целесообр предмета и есть чувство прекрасного. Красота воспринимается целиком и вся сразу, ее восприятию нельзя научить, поэтому делая суждения о прекрасном чел использ. все свои способности, не прилагая их к внеш. цели – форма априорности. Эстетика – преддверие теологии.
13 сравн
классич | неклассич |
Мера автономности фс(самодостаточность и самозаконность) | |
Фс последоват выстроенна на собств, а не заимствованных из вне основаниях, Решает проблемы собств ср-вами рационально-аргументированного мышления | Прибегает к нефс способам познания (религия, психология, наука), использует их средства для решения своих проблем |
Ф-ции фс | |
Поиск истины и первооснов | Практическое использование жизни чел |
Трактовка собств сферы | |
Фс тождества, мир понимается как целостное единство, открытое для познания | Отказывается давать теоретич. картину мира, сомневается в возможностях разумного объяснения мира; плюрализация реальности (мир как различие) |
Отношение к образцам | |
Предполагает наличие системы образцов, определяющих соизмерение и понимание осн. аспектов из сфер бытия (обобщенное представление о человеке) | Отсутствие ориентации на образцы, появляются конкретные субъекты => более широкой становится зона проявления человеческой субъективности |
Моделирование познания | |
Принцип объективности знаний (проявление универсализма) | Принцип объективности знаний дополняется принципом учета позиции субъекта познания (эмоционально-волевая сфера) |
Проблемно-структурный критерий | |
Четкая дифференциация проблемных областей (онтология, гносеология) | Проблематика строится на стыке проблемных различных областей, границы между ними размываются |
21Религиозная
фс Э.Жильсон, Ж.Маритен. направлено на
объяснение целесообразности религии.
Происх. расширение религ. мысли, предметом
рассм-я становится наука, чел, общ-во.
Философ иудаизма – Бубер, в исл. мире
– работы Икбала. Очень развита католич.
фс: Э.Жильсон, Ж.Маритен, томизм – двойств.
истина. Неотомизм – развитие фс Фомы
Аквинского. Теория двойственной истины:
вера и разум. Разум без веры превращ. в
гордыню, а вера без разума – в слепое
поклонение. 1 Вовлечение в орбиту
рассм-я науки с т. зр. неотомизма, теория
большого взрыва. Всякое научное знание
о тварном мире м.б. полезным и необходимым
в деле бога познания. Использ-е научн.
положений для подтвержд. научных догматов.
2 Поворот к человеку. Карл Войтыла -
папа Иоанн, произведение «Личность и
действие». Особенности состояния религии
в современной к-ре: 1секулиризация-свецкий
х-р общ-ой жизни в кот религия опред ей
место 2политеизм. Неотомизм -современное
религиозное течение кот модернизирует
учение Фомы Аквинского к современному
слову. Предмет рассм наука, чел, общ-во.
Наука: признается что бога можно познать
по его творениям «теория большого взрыва»
Человек: папа иоан 2 70г, произведение «личность
и действие», направление исследований
чел. Жильсон основная тема бог и фс
нового времени. Для того чтобы разум не
превратился в гордыню, а вера в слепое
послание необход вернуть бога в фс. В
жизни кажд. человека есть случаи, кот.
приводят его к мысли о сущ-и бога. Док-во
бога не м.б. доказано с пом-ю рациональных
методов. Христ. мысль явл. экзистенциональной.
Карл Ясперс – религ. экз-м. Учение Жильсона
близко учению Канта, кот. считал, что сущ-е
Бога априорно, Жильсон повт. учение Канта
о сущ-и Бога. Моритен Интегральный
гуманизм, Ведущ. понятие – чел. свобода.
Признавал чел-я бож. творением. Рассм.
действие Бога как либеральное, т.е. такое,
кот. оставляет простор для чел. свободы.
Но с др. стороны чел не имеет права возомнить
себя центром Вселенной, предостерегает
чел-а от мысли о себе как о центре мира.
В центре всего Бог, только Богу под силу
преодолеть превращение чел-а в объект.
только религия способна принять отношение
к личности как к личности. Интегральный
гуманизм – такой гуманизм, кот. не забывает
чел-а, но и не забывает Бога. Вовлек в орбиту
его рассм-я общество. Чел. свобода – путь
к божеств. свободе.