Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 19:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Шпоры.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

      Средневековый символизм и проблема универсалий. проблема единого и многого получила формулировку «как сущ-ет общее». Символизм – одно из осн. св-в ср. фс. Символ – целостный образ он несет глубинно-смысл. нагрузку.

    Как сущ общее (универсалии): 1реализм(унив-и сущ реально): - роды и виды сущ до вещей (Ансельм Кентерберрийский, Платон), - роды и виды сущ. в вещах (Аристотель); 2номинализм (унив. сущ после вещей, в созн-и чел.) – Уильям Оккам, 3умеренный номинолизм или концептуализм (носитель общего – понятие) – общ. понятия имеют место в чел. уме, но им соотв. нечто и в вещах, Пьер Абеляр. «Бритва Оккама»: без необходимости не след. умножать сущности, бытием облад. только единичные вещи, а те понятия, кот. мы оперируем, опир. на наше сознание, плод деят-ти чел. ума. Закон тождества бытия и мышления: все, что сущ., должно быть прозрачно для ума. Это положило начало фс Возрождения. 

    5Фс  Платона классик фс, ученик Сократа, основал свою школу, платоновская академия сущ 1000лет, «учение о чел» основатель идеализма, пренадл концепция идей. Идея –то единое кот сост суть многообразия. Идеи обьективные, они сущ и без чел умозрительно. Важная идея: идея благо «благо важнее истины». Идеи Платон поместил по ту сторону неба. Концепция идей о космосе, о чел(любовь.душа) Все что нас окружает отблески идей

    Фс  Аристотеля ученик Платона «Платон мне друг но истина дороже». Нельзя разделять мир вещей и мир идей. Сместил акцент с идей на форму, в каждой вещи мы видим материю и форму, форма гл причина сущ  вещей Есть материя-воз-ть сущ(пассивное начало) Есть форма осущ это воз-ти(активное начало) Категория бытие по Аристотелю: 1сущность кот обладает св-вами 2кол-во 3 качество 4пространство 5время. Чел полит животное(врожденная склонность чел к жизни в общ-ве). Основатель формальной науки о мышлении. Закон исключенного противоречия(2 противополож противореч не могут быть истинами) Закон исключенного третьего(отриц и утверждение не могут быть одновременно ложными) Индукция умозаключение от частного к общему Дедукция от бщего к частному  

          9 эпоха просвещения (до 1789) осн постулат: универсальным ср-вом совершенствования чел и общ-ва признается вневременное и внеисторическое, всегда равная себе разумность чел. Законы разума выводили из законов природы. Мир организован осмысленным образом и этот смысл обнаруживается просвященным разумом. Быть разумным – гл. инстанция чел.; - следовать природе естественного порядка. 3 направления: 1Деизм открывал воз-сти для чел свободы, дает свободу чел. от бога. Считали что история делается людьми а не в силу божественного предопределения. Вольтер, Монтескье, Руссо отрицали личного бога, пантеизм. 2Атеистическое материалистическое атеизм -напр фс сторонники кот полностью отрицали сущ бога в каких либо его проявлениях. Материализм -напр фс непризнающее самост. идеального (дух.) начала, сотворение и бытие окруж мира и обьясняющие окруж мир и чел с точки зрения естеств наук. Предст.: Жан Мелье, Ламекри, Гольбах, Гельвеций, Дидро. Гольбах «Система природы»: в основе мироздания лежит материя это то что может оказывать воздействия на наши органы чувств и производить ощущения, а сознание рассм как св-во материи отржать саму себя. Ламитри «Чел.-машина» чел рассм как механизм. 3Утопическое-социалистическое чел предстал с одной стороны как отд. изолир. индивид, кот. действкет в соотв. со своими частн. интересами, а с др. - чел рассм в силу юридич всеобщности как индивид равный всем другим. Мабли, Фурье, Бабёф, Сен-Симон. Осн. интерес: проблема разработки и построения идеального общ-ва, осн. на равенстве и соц спарведливости. Осн. причина соц. зла - возникновение частной собств. Бабеф – 1 построил модель идеального общества и пытался реализовать его напрактике. Сен-Симон – идеалом счит. промышл. общ-во, «чел. челу брат», гражд. религия. 

    11 фс Гегеля ученик Канта, «Энциклопедия фс наук», «Наука логики», «Фс права», «Феноменология духа». Не сущ. границ чел. познания (познание сути вещейвсебе возможно), Осн тезис: все действительно разумно(онтологический рационализм), а все разумное действительно (панлогизм-принцип в соотв с кот действительность представляет как логическое выражение идей). Объективный идеализм: первоначалом бытия для Гегеля явл. идеальная сущность (абс. идея), кот. сущ. объективно, вне и независимо от чел. сознания. Наше мышление и все существующее – одно и то же, мир – мир понятий, видит мир сквозь призму логики. Абсолютная идея – лежит в основе всех явл-й природы и общ-ва. обьективное над индивидуальным мышление, единственная сущ-я подлинная реальность, первопричина всего окруж. мира, облад. самосознанием и способностью творить, только она и сущ кот активна и деятельна, ее деят-ть сост. в самопознании. Абсолютная идея проходит 3 стадии развития: 1логика – стихия чистого мышления, а.и. разворачивается как цепь понятий (тезис) 2природа – а.и. самоотчуждается, переходит в противопол-ть, в свое инобытие, деградирует, т.к. природа не развив. во времени (антитезис) 3дух – синтез 1 и 2 (синтез). Логика (бытие, сущность, понятие); Природа (механика, физика, органика); Дух – разум в истории и культуре общества (субъект. дух – сознание отд. чел., объект. дух – дух общ-ва в целом ‘право, мораль, семья’, абсолютный дух – высш. проявление духа). Абс. дух: искусство (непоср. отображ-е чел-м а.и.), религия (а.и., открытая чел-у богом в виде откровения), философия (познание абс. духом самого себя, мир схваченный мыслью). Сознание каждого чел - частица абс. идеи. Диалектика - принцип критического разностороннего рассм предмета. Логиа Гегеля переходит в диалектику. Он выстраивает логику идей в соотв-и с принципом восхождения от абстр-го к конкр-му. Законы диалектики по Гегелю: 1закон единства и борьбы противоположностей (кажд. вещь содерж. в себе моменты, кот. др. др. отриц.) 2 закон перехода колич. изменений в качественные 3 закон отрицания отрицания (кажд. след. стадия отриц. предыдущ.). Знач фс Гегеля: 1вернул фс древнее значение, первонач. греч. смысл - учение об основах сущего 2Разработал концепт. модель бытия, осн. на самодвижении понятий. Недостатки: Сведение мира к понятиям определило отсутствие в этом мире конкретного сознания и деят-ти. 

    12 Фс Фейербаха Материализм – фс напр-е, кот. в основу бытия кладет материю. Осн. работы: «Сущность христианства», «Осн. положения фс будущего». Пытался преодолеть гегелевское сведение сущности чел-а до самосознания, а историч. процесса до самодвижения духа. Последовательный материализм Фейербаха проявл в том что его осн чертами явл: 1полный разрыв с религией в традиционном смысле 2 попытка обьяснить бога и религии с материалестической точки зрения 3 материалестическое с учетом достижения науки обьяснение проблем окруж мира 4убеждение в познаваемости мира 5интерес к соц-фс вопросам. «Критика христ. релиии»: бога как самостоятельной реальности не сущ, бог порождение созн-я чел. Бог – идеальный образ чел-а. Не бог творец чел, а чел творец бога. В цетре мира чел. Мат. начало в чел-е (телесное). Мышление чел-а восприним. как то, что принадл. конкр. чел-у и явл. св-вом мозга чел, его деят-ти. Чел. и его мышление явл. порождением природы => центр. проблемой фс должен быть человек как природное телесное сущ-во. Антропологический материализм, поскольку смещается акцент с анализа природы на чел. Ориентируясь наприроду чел, счит, что в основе всего должна лежать любовь. Гносеология- оппнент Канта, познание чел-а бесклнечно. «то что не знаем мы будут знать наши потомки». Основу познания сост. чувств. данные.     природа сущ. прежде духа и не сводима к механич. законам. Религия – результат отчуждения от чел-а его собств. сущности. Тезис: «Чел челу бог». Религии половой любви: чел – сущ-во общественное, межличн. отн-я рассм. как фундамент обществ. жизни, тезис: « хорошо то, что хорошо хотя бы для 2-х лиц». Счастье м.б. только обоюдным, наилучшие отношения между людьми – любовь, всеобщ. любовь также восходит к страстной любви между полами. Гл. задача философа – способств. достижению людьми счстья. 
 

    8 Новое время, Становление механистич. картины мира, идеи Кеплера (математич. законы небесных тел, гороскопы). Галилео Галилей – принципы механики, динамика, понятия скорости и энергии, закон инерции, 30кратн телескоп, «и все-таки она вертится». Ньютон – законы механики, тяготения. Время научной революции (создание нов. теорий, изменение представлений о знании).. Наследство Ньютона: 1.Деизм (бог – создатель мира и все). 2.Рассуждение контролируемое опытом. => Главн вопрос – опред. источник чел знаний.

    Осн задачи: 1обоснование адекватного метода и познания природы 2исследование природы разума чел как самодостаточное ср-во чел активности. Источник чел знаний: 1чувств форма знаний-эмпиризм(асолютизирует воз-сти опытного знания) 2рациональная форма знаний-рационализм(абсолютизирует воз-сти разума и его автономность о чувств).

    Бекон, найти истину в мире путем опытного подтв-я, «Нов. органон», «Нов. Атлантида», чем больше опыта, тем ближе чел-во к истине, знание – не самоцель, а тесно связ. с практикой. «Знание - сила». Индукция - гл метод познания (логика, познающ. мысль, идущ. от знания повтор. признака к выводу о принадл-ти этого признака всем явл-ям опр. класса), опир. на опыт наблюд., сравн., эксперим., анализа. Способы познания: путь паука,муравья,пчелы(идеальный идет получ. знаний из чистого разума, сбор фактов)  Препятствия: идол рода (врожд. преломл-е через всю культуру чел-ва), рынка (приобр. неточн. употр. слов, выр-й, речи), пещеры (врожд. преломл-е познания ч/з индивидуальность), театра (приобр., влияние на процесс позн-я авторитетов, традиций). Бекон пытался классифицировать науки, в основе класс св-ва чел ума: память(исторические науки), воображение(поэзия), рассудок(фс). Природу чел познает через опыт,бога через природу,себя через рефлексию. Знач фс Бекона: 1положено начало эмпирическому напр фс 2гносеология(учение о познании) из второстепенной отрасли фс знания поднялась до уровня гл раздела фс на ряду с онтологией 3определена новая цель фс: помогать чел добиваться практических р-тов в деят. Гоббс – гносеология, соц фс. Сенсуализм – опыт свод-ся к чувств. ощущениям. «Левиафан», чел. – зол, эгоист., стремл-е найти собств. выгоду => война всех против всех. Для ее предотвращ. возник механизм рег-я обществ. отн-й – гос-во (левиафан), в основе возник-я гос-ва лежит общ-ый договор. Локк трактат «Опыты о чел. разумении», учение о tabula rasa – «Чистая доска»сознание чел на кот опыт пишет свои письмена. Теория раздел-я властей. Беркли и Юм если в основание познания класть опыт и чувств. ощущ-я, то в мире сущ. только наши ощущения, а их причина неизвестна => мир непознаваем (агностицизм – непознаваемость мира).

    Рационализм: 1онтологический(в основе мира лежит разум) 2гносеологический (разум в основе познания). Гл аргументы: 1опыт сам по себе не переработанный разумом не может лежать в основе познаний 2разум способен самостоятельно делать открытия кот первоначально не были основаны на опыте и лишь последствия подтверждены опытным путем.

    Декарт  Точка отсчета для его рассуждений – индивид. акт мышления. Мышление будучи процессом имеет начало(самые простые очевидные истины, идеи, врожденные, м.б. 2-х видов: понятия – Бог, число, суждения – целое больше части), средину(по законам дедукции из явных и очевидных идей выводятся частные идеи), конец(полученное в р-те дедукции знания надо сравнить с чувственным опытом). Для того чтобы избежать ошибок в начале процесса мышления Декарт вводит принцип сомнения, чтобы интуиция не подвела. Нельзя сомневаться в том что мы сомневаемся.если я сомневаюсь, «я мыслю следовательно я сущ». Мы идем не от бытия к истине, а от истины к миру. 1-мы ограничены, 2-можно создавать множество разл. моделей. Знач фс Декарта: 1важно рассм вещи не сами по себе, а в отношении к нашему интеллекту 2он призывает создать модели такого бытия кот нет в мире природы. Лейбниц пытался соединить эмпиризм и рационализм. Сущ истины разума(выводиться из разума и могут быть док-ны логически обладают абсолютной истиной, наход. в согласии с идеями мира), истины факта (выводятся эмпирическим путем, доказ. опытом и имеют вероятностный х-р). Общее св-во для рационалистов: порядок идей соотв порядку вещей; развитие учения о субстанции. 

    10 классич немецкая  фс общий х-р: 1смещение акцента с анализа природы на исслед-е чел и чел мира 2ясно выражена мысль об автономности чел и мира к-ры относительно природы 3мир к-ры выводиться из деят чел духа. Кант творчество делиться на 2 периода: 1 до 70г 18в вопросы естествознания, стоял на материалистич. позициях. «Об огне», «Стареет ли Земля с физ. т. зр.»: гипотеза о возник. солн. системы из газовой туманности; все живое на земле и чел - р-т естественной биологической революции 2 «Критика чистого разума» анализ познават. способностей чел. Познание чел имеет свои пределы. Сущ пределы чел познания т.к. сущ антиномии-неразрешимые противоречия (сущ. и несущ. бога, свободы, огранич. и неогр. мира). С помощью разума чел может их как док-ть так и опровергнуть. Чел может познать: 1Вещь в себе(то что подается научному док-ву). 2Вещь для нас (мир феномена обьект. чувств восприятия) можно познать благодаря 2 типам знания: апосториорное(опытное) – то, что мы восприн. посредством своих впечатлений, априорное(доопытное) – то, что наша собств. познават. способность дает от себя самой; формы, способ организации знаний (время, пространство). Логика синтеза, соединения. Разум без понятий не может думать, но с др. стороны разум, вооруж. одними мыслями и не имеющ. поступления информации от органов чувств, не имеет предмета для своего мышления. Трансц-я логика – логика синтеза категорий и эмпирич., чувств. ощущений. «Критика практического разума» исследование морали и нравственности. Исходной посылкой кантовской этики явл понятие «свободы», без свободы нет нравственного поступка. Свобода принадлежит не миру природы, а интелигиб. миру чел. Свобода не подчин. причин.-следств. закономерностям). Люб. нравств. поступок должен быть осознан (сознание нравств. долга Кант отделяет от склонности => априорный хар-р нр. долга). Для Канта нравственный поступок должно быть опосредовано долгом. Постулаты: 1 бессмертие души 2 сущ-е бога 3 категорический императив(безусловный универс. закон для всех живых сущ-в), 2 формулировки: 1Поступай так чтобы ты всегда относился к чел-ву  и в своем лице и в лице другого как цели но никогда как к ср-ву. 2 Поступай согласно такой максиме руководствуясь кот ты можешь пожелать чтобы она стала всеобщим законом. «Критика способности суждения» посвящена исследованию способности чувствования чел (чувств-е: удовольствие и неуд-е). Способ ч-я, при кот. возник. чувство уд-я/неуд-я – суждение вкуса. Способ рассм-я предмета, кот сопровожд. чувством удовольствия/неудовольствия явл. суждением вкуса или суждения о прекрасном. Чувство прекрасного по мнению Канта вызывается целесообразностью: внешней (определение цели предмета к внешнему; пригодность предмета для опр. цели), внутренней (рассм-е предмета вне его определения к цели, предмет рассм. как самоцель). Прекрасное – то, что нам нравится без всякого понятия. Переживание внутр целесообр предмета и есть чувство прекрасного. Красота воспринимается целиком и вся сразу, ее восприятию нельзя научить, поэтому делая суждения о прекрасном чел использ. все свои способности, не прилагая их к внеш. цели – форма априорности. Эстетика – преддверие теологии.

    13 сравн

классич     неклассич
Мера  автономности фс(самодостаточность  и самозаконность)
Фс  последоват выстроенна на собств, а не заимствованных из вне основаниях, Решает проблемы собств ср-вами рационально-аргументированного мышления Прибегает к  нефс способам познания (религия, психология, наука), использует их средства для решения своих проблем
Ф-ции фс
Поиск истины и первооснов Практическое  использование жизни чел
Трактовка собств сферы
Фс  тождества, мир понимается как целостное  единство, открытое для познания Отказывается  давать теоретич. картину мира, сомневается в возможностях разумного объяснения мира; плюрализация реальности (мир как различие)
Отношение к образцам
Предполагает  наличие системы образцов, определяющих соизмерение и понимание осн. аспектов из сфер бытия (обобщенное представление о человеке) Отсутствие  ориентации на образцы, появляются конкретные субъекты => более широкой становится зона проявления человеческой субъективности
Моделирование познания
Принцип объективности знаний (проявление универсализма) Принцип объективности  знаний дополняется принципом учета позиции субъекта познания (эмоционально-волевая сфера)
Проблемно-структурный  критерий
Четкая  дифференциация проблемных областей (онтология, гносеология) Проблематика строится на стыке проблемных различных областей, границы между ними размываются
 
 

    21Религиозная фс Э.Жильсон, Ж.Маритен. направлено на объяснение целесообразности религии. Происх. расширение религ. мысли, предметом рассм-я становится наука, чел, общ-во. Философ иудаизма – Бубер, в исл. мире – работы Икбала. Очень развита католич. фс: Э.Жильсон, Ж.Маритен, томизм – двойств. истина. Неотомизм – развитие фс Фомы Аквинского. Теория двойственной истины: вера и разум. Разум без веры превращ. в гордыню, а вера без разума – в слепое поклонение. 1 Вовлечение в орбиту рассм-я науки с т. зр. неотомизма, теория большого взрыва. Всякое научное знание о тварном мире м.б. полезным и необходимым в деле бога познания. Использ-е научн. положений для подтвержд. научных догматов. 2 Поворот к человеку. Карл Войтыла - папа Иоанн, произведение «Личность и действие». Особенности состояния религии в современной к-ре: 1секулиризация-свецкий х-р общ-ой жизни в кот религия опред ей место 2политеизм. Неотомизм -современное религиозное течение кот модернизирует учение Фомы Аквинского к современному слову. Предмет рассм наука, чел, общ-во. Наука: признается что бога можно познать по его творениям «теория большого взрыва» Человек: папа иоан 2 70г, произведение «личность и действие», направление исследований чел. Жильсон основная тема бог и фс нового времени. Для того чтобы разум не превратился в гордыню, а вера в слепое послание необход вернуть бога в фс. В жизни кажд. человека есть случаи, кот. приводят его к мысли о сущ-и бога. Док-во бога не м.б. доказано с пом-ю рациональных методов. Христ. мысль явл. экзистенциональной. Карл Ясперс – религ. экз-м. Учение Жильсона близко учению Канта, кот. считал, что сущ-е Бога априорно, Жильсон повт. учение Канта о сущ-и Бога. Моритен Интегральный гуманизм, Ведущ. понятие – чел. свобода. Признавал чел-я бож. творением. Рассм. действие Бога как либеральное, т.е. такое, кот. оставляет простор для чел. свободы. Но с др. стороны чел не имеет права возомнить себя центром Вселенной, предостерегает чел-а от мысли о себе как о центре мира. В центре всего Бог, только Богу под силу преодолеть превращение чел-а в объект. только религия способна принять отношение к личности как к личности. Интегральный гуманизм – такой гуманизм, кот. не забывает чел-а, но и не забывает Бога. Вовлек в орбиту его рассм-я общество. Чел. свобода – путь к божеств. свободе. 

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"