Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:54, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека.
Вопрос №2 Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Вопрос №3 Философское понятие культуры, ее структура.
...
Вопрос №23 Характерные черты воззрений французских материалистов 18 в. на человека.

Работа содержит 1 файл

шпоргалка по философии.docx

— 83.39 Кб (Скачать)

Понятие цели Декарт изгнали из своего учения т. к. было устранено понятие  души (как посредника между неделимым  умом (духом) и делимым телом). Декарт отождествил ум и душу, называя  воображение и чувство модусами ума. Устранение души в ее прежнем  смысле позволило Декарту противопоставить две субстанции природу и дух, и превратить природу в мертвый  объект для познавания (конструирования) и использования человеком, но при  этом возникла серьезная проблема философии  Декарта - связи души и тела, и  раз все есть суть механизмы попытался  решить ее механистически: в "шишковидной  железе" (где находится вместилище души по Декарту) механические воздействия, передаваемые органами чувств достигают  сознания.

Последовательным рационалистом  Декарт оставался даже при рассмотрении категорий этики - аффекты и страсти  он рассматривал как следствие телесных движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают заблуждения  разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит не разум а  свободная воля, которая заставляет действовать человека там, где разум  еще не располагает ясным (т. е. боговым) сознанием. 
 
    Бэкон как представитель материализма.

Бэкон (Bacon) Фрэнсис - родоначальник  английского материализма и методологии  опытной науки.

Философия Бэкона соединила в себе эмпиризм с теологией, натуралистическое  миросозерцание - с началами аналитического метода.

Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил  доктрину "естественной" философии, которая базируется на опытном сознании (эмпиризм - empeiria - опыт). Как материалистический эмпирист Бэкон (наряду с Гоббсом, Локком , Кондильяком) утверждал, что чувственный  опыт отражает в познании только объективно существующие вещи, (в противоположность  субъективно-идеалистическому эмпиризму, который признавал единственной реальностью субъективный опыт) В  противоположность рационализму (Декарт) в эмпиризме рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.

Здесь эмпиристы столкнулись с  неразрешимыми трудностями выделения  исходящих компонентов опыта  и реконструкции на этой основе всех видов и форм сознания. Для объяснения реально совершающегося познавательного  процесса эмпиристы вынуждены выходить за пределы чувственных данных и  рассматривать их наряду с характеристиками сознания (таких как память, активная деятельность рассудка) и логическими  операциями (индуктивное обобщение), обращаться к категориям логики и  математики для описания опытных  данных в качестве средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать индукцию на чисто эмпирической основе и представить логику и  математику как простое индуктивное  обобщение чувственного опыта потерпели  полный провал. 
 
    Заключение

Очень трудно сделать вывод в  окончательной правоте какой-либо из описанных концепций познания - полное отрицание значения опыта  одной школой и отрицание организуюшего  начала в качестве более сложной  системы (составной частью которого является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет нам сделать  этого.

Скорее всего, как это не раз  доказывала история, истина окажется где-то в стороне от ристалища, но философы по-прежнему будут пытаться выяснить "что главнее", "что раньше появилось .... " - что первично - идея или материя.... , пытаясь запустить  колесо истории от какой-то одной  абсолютной точки - начала время-пространственных координат.

Занятие увлекательное и достойное  уважения, но совершенно непосильное  человеческому разуму в его теперешнем уровне развития ибо невозможно найти  начало у идеального круга. Идея порождает  материю и наоборот. Этот процесс  бесконечен, был всегда и будет  всегда. Правомерно только говорить о  формах восприятия Homo Sapiens этого мира ибо все остальное лишь его  интерпретация непонятного - absurdum per absurdum. Иррациональное, сверхестественное, мы пытаемся объяснить через рациональное, основываясь на приблизительных  ощущениях и логике наук, построенных  на приблизительных и иррациональных по своей сути коэффициентах (напр. число p, постоянная Планка h и т. п. ) отсекая все остальные каналы обмена информацией со внешним более  сложным и всегда иррациональным миром. 
 
    Вопрос №20

Проблема единства мира в западноевропейской философии 17 в. Рационалистическая концепция  свободы.

Обладает ли мир в своем существовании  единством и что является основой  этого единства? Является ли мир  в своем существе неизменным или  он постоянно изменяется и развивается? Упорядочен ли мир в своем развитии и изменении, подчиняется ли он каким-либо законам или развивается совершенно произвольным способом? Обладает ли мир  и в целом и в своих отдельных  фрагментах системной организацией или он существует как простой  конгломерат различных элементов? В чем заключается сущность мира? В зависимости от решения этих вопросов фил разделяются на материалистов  и идеалистов, монистов, дуализм  и плюрализм, детерминизм и индетерминизм. В зависимости от первичности  материи или идеи идет основное разделение, прием оба направления имеют  свои великие имена. РЕНЕ ДЕКАРТ - ОСНОВОПОЛОЖНИК РАЦИОНАЛИЗМА (РАССУЖД. О МЕТОДЕ) Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и  материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую --- физика. Метафизика --- вопросы духовные, познания и бытия. Физика --- природу. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". В уч. о бытии он не только признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог.

Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов  сами по себе, т. е объективно не сущ. Выводы из этого : мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. плотность и  геометрические свойства являются сущностью  телесности. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к : материи, тожд. с пространством и 
 
    к ее движению.

Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчок дал бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом противоречие - пустоты нет, но при этом есть относительное  движение, что означает косвенное  признание пустоты. Идеализм Д. усугубился религиозными предпос. его системы. В силу этого для док. реального  сущ. мира необходимо док. сущ. бога. В  числе прочих идей в уме сущ  идея бога. Как понятие о сущ. всесовершенном, идея бога обладает большей реальностью  чем все др. идеи. В причине  должно быть по крайней мере столько  же реальности сколько ее нах. в следствии. Т. к. мы сущ и т. к. мы суть следствия  первопричины, то сущ и сама первопричина т. е. бог. Но если всесоверш. бог сущ, то этим исключается возможность, чтобы  он нас обманывал. Этим обусловлена  сама возможность познания.

Бенедикт Спиноза. (материалист) - (1632 - 1677). Представляет монизм в форме  пантеизма. Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти  идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе.

С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой  себя. Прир. является с одной стороны  природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем  самым обосновывает материалист. понимание  природы.

Обосновывает важное различие между  сущностью и существованием. В  единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ, но в вечной и  бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т. е существование  бога м. б. выведено из понятия о сущности бога (природы).

Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т. к. не сущ. Никакой причины, кот. побуждала бы субст к действию, кроме ее собств. сущности. Единичная  вещь не следует из субст как из своей ближайшей причины. Она  может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой. От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совокупность модусов. Модус –это то, что сущ. не само по себе , а в другом. Субст - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное  множество. Они относятся к субст  как бесчисленные точки, лежащие  на прямой относятся к самой прямой. Модусы двух видов --- бесконечные и  вечные (атрибуты) и конечные. Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума  и вне ума. Бесконечный ум мог  бы постигать беск субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает  сущ. субстанции как бесконечную  лишь в 2 аспектах: как протяжение и  как мышление. ( атрибуты субстанции). А всего атрибутов бесконечное  множество. Материя есть причина  самой себе. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и бесконечный модус. С --- последовательный детерминист. Причинность двоякого рода: внутренняя (имманентная) и внешняя (механическая). При изучении модусов признавал значение случайности.

Чел как предмет познания, не составл  никакого исключения. Чел. Есть существо, кот. модусу протяжения - телу, соотв  модус мышления - душа. В любом  случае человек - часть природы. Модус  души свел к разуму и аффектам(радость, печаль, вожделение). Поведением движет стремление к выгоде и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода  возможна как поведение, основанное на познании необходимости. Свободен может  быть не народ, а мудрец.

Рационализм. Принизил роль опыта, возвысил интеллект. Интуиция --- высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности --- ясность  и отчетливость. Способствовал атеизму  и свободомыслию. По его мнению, наилучшее  общественное устройство --- демократическое  правление, всевластие государства  ограничено требованием гражданских  свобод. 
 
    Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716)

Развивает учение о бытии в форме  учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие , сопротивление.... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел.

Материя протяженна и в силу этого  делима, субстанция должна быть абсолютно  простой. Монада есть неделимая душевная субстанция, создающая умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним  воздействием.

Число является внешним выражением духовной сущности монады. Деятельность и движение --- сущность монады. каждая монада есть и обоснование своих  действий, и их цель. душа --- цель тела. взаимодействие души и тела монады есть Богом предустановленная гармония. бог есть абсолютная монада.

Каждая мон одновременно - форма  и материя, ибо любое мат тело обладает опред формой. Форма - нематериальна  и представляет целесообразно действующую  силу, а тело - это механ. сила. Поэтому  прир. нельзя объяснять только з-нами механики, необходимо ввести понятие  о цели. Монада есть сразу и основание  всех своих действий и их цель.

Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физ взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой  строй, вся совок. монад. Поэтому  Л. Назыв м. "живым зеркалом" вселенной.

Т. к. действия м. - это акты, то они  подчиняются природе тела и требуют  мех. объяснения, т. е. объясн. через "действующие  причины". А т. к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. При помощи целесообразности, т. е "конечные"(целевые) причины. Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения ни уничтожения). Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии.

Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее из ее внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а  лишь идеально, т. е. как представление. Т. о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления перцепции. Представление не отождествляется  с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания - апперцепции - человеку. Т. к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что прир. одушевлена. Мон. Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная".

В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого  ни от себя, ни от всего остального)--- монады жизни(неорганическая природа). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального , но не от себя)---монады души(животные). Высш. ступень отчетливое представление---монада духа (человек).

Центр понятие теории Л. - понятие  о "малых перцепциях", т. е о  бескон малых разностях между  ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит, что всякое настоящее  сост мон. всегда: 1. чревато будущим  и 2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее нач. состояния.

Создавал формально--логическую систему  наподобие аристотелевской. Пытался  ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть правильные теоремы. Источником знаний может быть сам  разум (развитие учения о врожденных идеях) 
 
    Вопрос №21

Характерные черты рационалистических воззрений на человека в философии 17 в. Рационалистическая концепция  свободы.

Признание двух субстанций, лежащих  в основе мира –ДУАЛИЗМ; дуализм  свойственен его пониманию природы  человека. В человеке самостоятельны и независимы тело и душа. Однако определенное влияние имеется и  проявляется в наличие страстей: тело обладает потребностями, желаниями–страсти (неразумные). Человек не может ликвидировать  страсти, ибо они происходят с  естественной природой. Но часто они  сталкиваются с принципами разума–  столкновение души и тела.

Свобода воли человека –способность умерить страсти человека, т. е. руководить ими посредством разума, воли, опираясь на знание о себе => достижение равновесия души и тела. Это рационалистическая установка (св. ставится в зависимости  от разума). С учением Сп. о субстанции тесно связано его учение о  человеке и его свободе. Сп. признает единство мира, в основе которого лежит  единая и единственная субстанция–Бог и которое реализуется динамически  благодаря всеобщему движению, универсальной  закономерности и необходимости (монизм). Сообразно этому–человек единое, целостное существо, для которого характерно единство души и тела, которые  пронизывают друг друга. Как и  Декарт, Сп. развивает учение о страстях (влечение, желание, радость и печаль– 4 основных). Наиболее сложна –программа свободы, т. к. трудно согласовать природу  с признанием жесткой организации  мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"