Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:54, шпаргалка
Вопрос №1 Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека.
Вопрос №2 Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Вопрос №3 Философское понятие культуры, ее структура.
...
Вопрос №23 Характерные черты воззрений французских материалистов 18 в. на человека.
Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. (самореализация) Лишение индивида общения и возможности выбора отриц сказ на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемые атрибуты личности. Люди обладают знач свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками.... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Главные духовные факторы, придающие жизни высокий смысл:
Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения - делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор. Творчество, созидание в условиях свободы: Счастье заключается не в самом состоянии счастья, а в его достижении. Деятельная, творческая жизнь всегда была свободная, всегда счастливая, всегда полна смысла.
Каждый человек ищет в жизни
что - то главное, решающее, великое, что
освещает его жизнь. Каждый человек
живет ради чего-то большего, чем
собственная жизнь, в конечном счете-
ради других людей.
Жизнь обретшая смысл не страшится смерти.
Вопрос №6
Самосознание личности. Роль деятельности, общения и духовной культуры в развитии самосознания личности и процессе ее самореализации.
Культура выступает
Одной из ф-ций к. является ф-ция общения, ибо без определенных общезначимых средств общения, трансляции ёбыта и знаний, невозможно объединение людей в группы а значит и существование самого об-ва, такм образом, не происходит самореализация личности в об-ве.
Язык, наука, иск-во, равы, обычаи имеют
то значение, что посредством их
осуществляется процесс развития человеческих
сущностных сил становления личности.
Вопрос №7
Философия в системе культуры. Основные функции философии, ее значение для личности.
Когда идет речь о месте философии
в системе культуры имеется в
виду ее взаимосвязь с другими
элементами культуры: воздействие философии
на элементы культуры и обратное воздействие.
Это взаимодействие во многом определяет
и функции философии в системе
культуры.
Функции философии:
интегративная: осуществляя анализ
различных элементов культуры, стремясь
обосновать определенный тип культуры,
философия вместе с тем содействует
и установлению более тесных взаимосвязей,
интегрированию различных элементов
культуры. В свою очередь различные
элементы культуры воздействуют на Ф:
Ф опирается на обобщение знаний,
достигнутых в различных
логическая, которая заключается в разработке понятийного аппарата К, особенно в разработке общеК-х понятий;
методологическая: Ф вырабатывает наиболее общие методы, способы деятельности человека, исходя из познания общих связей действительности и общечеловеческих познавательных способностей и возможностей;
культурно-гуманитарная: являясь обобщением К, выявляя типичные тенденции, особенности определенного типа К, Ф при ее изучении позволяет более сжато познакомиться с этой К, усвоить эту К.
Благодаря своей логической и методологической
функции Ф способствует развитию
К мыслительной деятельности человека,
М-кой К, что способствует и развитию
самосознания личности.
Т. о. , можно сказать и о значении Ф для
личности:
развитие общей культуры;
развитие самосознания;
развитие мышления.
Философия многогранна, многообразны проблемные пласты, области исследования. Между тем нередко односторонне делается акцент на те или иные аспекты этого сложного явления. Искусственное сужение проблемы рождает обыденные образы, в то время как реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Чем богаче философская концепция, тем более широкое поле культуры становится предметом мировоззренческого осмысления. Выделяются следующие области философского изучения разных сфер культуры (их может быть больше или меньше в зависимости от концепций): философия техники, философия природы, философия истории, философия политики, философия права, философия искусства, философия религии, философия морали.
Такой подход дал возможность понять
философию как сложное
Функции философии:
Экспликация –выявление наиболее общих
идей, представлений, форм опыта, на которых
базируется та или иная конкретная
культура или общественно-историческая
жизнь людей в целом (выявление
универсалий). Кроме этой функции
философия как рационально-
Рационализация –выражение в общих
понятиях всевозможных форм человеческого
опыта, идей, представлений. (Философия
в идеале как бы старается охватить,
обобщить, осмыслить, оценить не только
интеллектуальные, духовные, жизненно-практические
достижения человечества в целом, но
и его негативный опыт). Критическая
функция –поиск решений сложных
философских вопросов, формирование
нового мироведения, обычно сопровождается
критикой разного рода заблуждений,
предрассудков, стереотипов, ошибок, встающих
на пути к истинному познанию, правильному
действию. (Философы ставят под сомнение,
разрушают устаревшие взгляды, догмы
и стремятся сохранить в
Интеграция –согласование всех
форм человеческого опыта
Вопрос №8
Философия как социокультурное историческое явление. Периодизация истории философии.
На различных этапах развития общества на философию воздействуют различные социальные факторы, определяя особенности философии на каждой ступени общественного развития, в целом определяя исторический характер философии: переход от одной исторической формы к другой.
На развитие философии воздействуют как различные культурные факторы, элементы духовной культуры, а также и более широкие социальные факторы: экономические, социально-политические. Учитывая, что философия исторически развивается, и в этом развитии определяется разнообразными социальными факторами, философию понимают, как социокультурное историческое явление.
Основанием для периодизации западноевропейской
философии является периодизация общеисторического
развития общества: определенный период
развития общества равен определенному
периоду развития философии.
Этапы в развитии философии:
античная философия (конец 7 в. до н. э. –
2 в. н. э. )
средневековая философия (3 – 14 вв. )
философия эпохи возрождения (конец 14
– 16 в. )
философия 17 века (Эпоха реформации)
философия 18 века (Эпоха просвещения)
философия 19 века
а) классическая немецкая философия (конец
18 – первая пол. 19 века) б) марксистская
философия (середина 19 в. – вторая пол.
19 века) в) неоклассическая философия
19 века
западноевропейская философия ХХ века
Вопрос №9
Проблема человека в философии: ее сущность и специфика анализа, основные аспекты и место в системе развивающегося философского знания. Вопрос о сущности –это вопрос о тех глубинных качествах, которые определяют его специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных“природе”.
С одной стороны, человек –существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека. Под проблемой человека в философии понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т. д.
В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.
В античной философии сформировался
особый подход в постижении природы
и человека–космоцентризм, суть б
заключается в том, что исходной
отправной точкой в разработке философских
проблем было понимание космоса
как единого соразмерного целого,
обладающего некоторым духовным
началом (душа, мировой разум). Понимание
космоса находится в центре понимания
мира. В соответствии с этим трактуется
и природа человека. Человек– микрокосм,
отсюда и гармония человека, мира, разум
человека, мышление. В качестве важного
вида человеческой деятельности признавалась
мыслительная, познавательная деятельность,
связанная с постижением и
космоса, и человека, направленная на
достижение внутренней гармонии человека,
социальной гармонии, гармонии между
человеком и космосом. С этим связана
такая характерная черта
Для средневековой философии
Исходя из такого понимания человека,
составляется вопрос об отношении человека
к миру и Богу. Как существо богообразное,
человек–венец творения, царь природы.
Отношение человека к Богу должно
строиться на основании нравственного
совершенствования, на основании любви
к Богу– тех религиозных
Западноевропейская философия 17 века рассматривала главным образом проблему познания, б выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Но кроме этого, активно исследовалась и проблема субстанции и единства мира. Это связано с историческими аспектами, влияющими на философию, а именно–с развитием науки. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия 18 в. также с позиций рационализма. Но в отличие от реализма 17 в. , б усматривал силу разума в наличии врожденных идей и интуиции, рационализм 18 в. исходил из того, что человеческий разум потому обладает мощью, что он постигает законы природы. Опираясь на чувства, опыт как источник знаний.