Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:54, шпаргалка
Вопрос №1 Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека.
Вопрос №2 Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Вопрос №3 Философское понятие культуры, ее структура.
...
Вопрос №23 Характерные черты воззрений французских материалистов 18 в. на человека.
Отвергая общечеловеческое, они
оказались независимыми. Киники хотели,
чтобы человек был зависим
от минимального количества факторов.
Диоген Синопский, который жил в
бочке – наиболее известная личность
из киников. Вел очень активный образ
жизни. Концепция, взгляды киников
–выражали определенное понимание
свободы, а именно понимание свободы
как отказа от социальности общепринятых
культурных норм, сведения до минимума
потребностей. Киники– название в
греч. транскрипции. В римской трактовке
– “циники”. В этом смысле слово
и вошло в культуру. Развитие взглядов,
идей Сократа осуществлялась не только
отдельными фил-ми школами, но и творчеством
Платона и Аристотеля.
Фил-е идеи П (427-347)
Платон полагал, что душа человека
бестелесна и потому неделима и проста
Юбессмертна и вечна. Она чувственно
не воспринимается. Понятие бессмертия
трактуется иначе, чем в христианстве.
У Платона: души существуют вечно: и
до поселения в тело человека, и
после физической смерти. Душа пребывает
в мире идейЮсвоеобразное понимание
познания. Находясь в мире идей, душа
созерцает сущность вещейЮдуша обладает
исчерпывающим знанием о
Идеи Платона в их критическом осмысливании были развиты его учеником Аристотелем (з84 – 322). Родился в г. Стагиры Ю его часто называют стагиритом.
Понимание Аристотелем Души и познавательной
способности человека Душа свойственна
только естественным предметам, способным
к жизни 3 вида души:
растительная
животная –способность ощущать, и
поэтому способность к разным
чувствам, эмоциям, страстям
разумная – способная к познанию мира
1 и 2 связана с телом и смертна,
разумная – бессмертна (у человека
есть все три вида души) Разумная
душа –частица мирового
Под воздействием вещей внешнего мира,
человек получает чувственное восприятие
вещи, которые аккумулированы в памяти
и создают чувственное знание–
опыт. Опыт, будучи обработан с помощью
понятий, генерирует различные виды
человеческих теоретических знаний
Содержание этического учения:
Основа: идея свободы. Человек –свободное существо, и свободные действия человека определяются не только разумом, но и волей.
Именно от воли зависит выбор
человеком пути: добродетель или
порок Человек, как и вещь, обладает
заложенной в него богатой целью,
которая определяет его развитие.
Заложенная в человеке цель может быть
реализована:
В процессе сознательной, добровольной (свободной) деятельности При условии, что деятельность осуществляется высшим, лучшим способом Эта деятельность самодостаточна и самоценна, то есть она не есть средство для чего-то другого, она есть цель (впервые в А. Ф. была поставлена проблема “средства-цель”) Т. о. , свобода человека – его добровольная деятельность, направленная на более полную реализацию.
Дальнейшая истори7я А. Ф. связана с её третьим – эллинистическим –периодом. Это время, когда Греция утрачивает политическую самостоятельность, полисы исчезают, Греция–часть империи А. Македонского. Образ жизни меняется, в обиход входят война, разруха. Это отразилось на учениях эллинистического периода: в центр внимания философских учений выходит вопрос: как человеку выжить в таких условиях. Этот период включает три философских направления:
Эпикур (341 – 270 до н. э. ) – эпикуреизм. Представители: Эпикур, Лукреций Кар Стоицизм. Родоначальники: Зенон китийский, Сенека, Марк Аврелий Скептицизм – Пирроп, Цицерон, Секст Эмпирик
Исходя из идей атомизма Эпикур понимал, что движение атомов –хаотично, случайно, не предопределено чем-либо, а это и лежит в основе свободы человека. Эпикур полагал, чтоцель философии –во-первых, освободить человека от страха перед богами и, особенно, перед смертью; во-вторых, определить путь человека к счастью.
Каким он его видел? Эпикур указывал на то, что человеку нет смысла бояться смерти, ибо когда есть жизнь, смерти нет, когда есть смерть– жизни нет Ючеловек со смертью не сталкивается и не знает, что такое смерть. Говоря о смерти, Эпикур был на материалистических позициях: бессмертной души не существует, душа состоит из атомов и после смерти распадается. Человек, который не боится смерти, должен видеть смысл жизни в самой жизни, а потому должен стремиться к счастьюЮ ПУТЬ Ючеловек в жизни должен стремиться к удовольствию (эпикуреизм). Он полагал, что удовольствие не связана с чувственным наслаждением. Удовольствие достигает при существованиидвух условий – здоровое тело и безмятежная, уравновешенная душа. Синоним счастья –душевный покой и воля. Чтобы достичь этого, человек должен руководствоваться разумом и следовать принципу меры (ничего сверх меры). Эпикур связывал жизнедеятельность человека с удовлетворением потребности, различая естественные (необходимые) потребности и потребности, которые не являются таковымиЮпуть к счастью возможен тогда, когда человек, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет только эти естественные и необходимые потребности. Свобода человека – его воля, которой подчинены его чувства, страсти и т. д. Стоицизм –материалистическое, сенсуалистическое, но не атомистическое учение (см. раньше).
Жизнь человека предопределена во всех
ситуациях. Но это не исключает свободы
человека. Свобода человеказаключается
в том, что он, опираясь на познанные
законы (необходимость
В основе учения скептицизма –логика. Опираясь на решение логических проблем, скептики переносили логику на человека.
Суть: логическое познание противоречиво, каждому суждению мы можем противопоставить равносильное ему противоположное суждениеЮ многообразие точек зрения Ючеловек в своей жизнедеятельности не должен полагаться на логическое познание и вообще иметь какие-либо суждения.
Познаваемо только явление, то есть то, как вещь является человеку, каковы чувственные восприятия, впечатления человека об этой вещиЮсущность вещей не познаваема, достоверные знания относятся только к явлениям. В учении скептиков разработаны четкие положения, подтверждающие эти идеи (они называются“тропы” – всего 15 шт. ).
Важный вклад в развитие философии
внесла античная философия, т. к. именно
в этот период была поднята такая
проблема, как проблема человека, да
и вообще в этот период была поднята
вся проблематика философии и
на дальнейший этапах развития философии
философы уже отвечали на вопросы, которые
ставили перед собой античные
философы. Теория припоминания Платона
была впоследствии использована при
развитии гуманистических взглядов
философов эпохи возрождения.
Вопрос №13
Культурно-исторические условия развития средневековой философии. Ее основные проблемы, характерные черты.
В 1-2 веках усиливается положение христианской религии и церкви в З/Европейских странах (Р. Империя). Если в 1-2 вв. католическая церковь была занята борьбой с язычеством и ересью, то к концу 2-го века, достаточно укрепившись, христианская религиозная идеология стала испытывать необходимость в распространении идей => необходима была рационализация христианского мировоззрения. Эта потребность предполагала соответствующие методы: логический аппарат, мировоззренческие идеи, которые позволили бы систематизировать христианскую идеологию. В качестве такого средства и выступает философия, a стала выполнять подчинённую роль. Влияние христианства – определённый фактор развития средневековой философии – обоснование христианского мировоззрения. Характерные черты:
Средневековая философия – прежде
всего новый, особый способ философствования,
в основе a – основоположные идеи
хр. религии: идея монотеизма, т. е. признание
одного единственного Бога (отличие
от А. Ф. ) идея креоцианизма – творения
мира Богом. Бог – вечен, Бог предшествует
миру. идея божественного откровения
как важнейшего способа, посредством
a Бог своей благодатью открывает
человеку истины мира. Важнейшей мировоззренческой
установкой был ТЕОЦЕНТРИЗМ. Суть: Теоцентризм
предполагал определённое понимание
Бога как творца мира. В богословии
существует 2 подхода в учении о
бытии Бога:
апофатический подход
катафатический подход
Это взаимодополняющие подходы, позволяющие наиболее полно описать бытие Бога. Апофатический подход –постижение бога в отрицательных терминах, т. к. бытие Бога принципиально закрыто для человеческого сознания. Указывается, чем Бог не является: Бог не сотворим, не порождён, не ограничен, не материален и не телесен, не обладает привычными свойствами вещей.
Катафатический – через
В соответствии с пониманием Бога
осуществляется понимание природы
и человека, их сущностей => истолкование
принципов отношения человека и
Бога. Характерной особенностью понимания
Бога в христианстве есть то, что
Бог выступает как личность. Это
не мировой разум. => Бог обладает
разумом, волей, свободой, творчеством.
Человек рассматривается как
образ и подобие Бога (противопоставление
микрокосму). Поэтому человеку, как
богообразному существу, присущи
такие же качества, но в меньшем
выражении.
“Ретро” - взгляд назад.
Ретроспективность и традиционализм, a определяются неизменностью, догматичностью христианской религии. Назидательный, дидактичный характер средневековых учений. Изложение вопросов не нейтрально. Это было во многом связано с назидательной установкой религии, а философы по роду своей деятельности были проповедниками.
Основными проблемами для средневековой
Ф являются следующие проблемы: проблема
бытия Бога;
проблема соотношения веры и логического
разума;
соотношение бога и сотворенного им мира;
проблема человека (души и тела, добра
и зла…);
проблема универсалий.
Вопрос №14
Реализм и номинализм в средневековой
философии.
Реализм – концепция, признающая первичность общего и вторичность единичного. Номинализм –признание первичности единичных вещей реального мира и производности общего (идей, возникающих у человека в процессе познавательной деятельности). Одной из основных проблем средневековых философов была проблема бытия Бога и его отношения к сотворенному миру. Она выступает как проблема соотношения общего и единичного (идеи в уме Бога– общее; чувственно воспринимаемые, телесные вещи, сотворенные Богом –единичное). В средние века существовало два подхода к решению этой проблемы: реализм и номинализм.
Аврелий Августин: Бог мыслится как
творец мира, личностного духовного
существа. Отношение Бога как творца
мира на основе концепции реализма
– мир (единичные телесные вещи)
сотворен волей Бога в соответствии
с теми совершенными идеями, б находятся
в разуме Бога. Сущность вещей (идеи
Бога) оторваны от мира единичных вещей
и существуют только в разуме Бога,
Ю крайний реализм. (общ и единич
разведены по концам)
I Универсалии
II Возникновение единичных вещей
Общие идеи в разуме Бога как идеальные
духовные прообразы единичных вещей.
-первичны
Не содержат общих идей, универсалий
Пьер Абеляр:
Бог
I Единичные вещи
II Универсалии
Воля в соответствии с разумом творит
мир
Общие идеи в разуме Бога
Которые содержат сходные общие черты.
(пер)
Общее в вещах как их сущность
В разуме человека (общие понятия)
Общее в определении понятий
Умеренный номинализм, так как единичное
и общее не разорваны в понятиях.
Возрастает ценность познания единичных
вещей.
Фома Аквинский:
Позиция Фомы Аквинского по проблеме
общего и единичного - умеренный
реализм: I Бог (общие идеи)
II Единичная вещь
III Универсалии
Универсалии как форма в разуме Бога
Универсалии как сущность, форма вещей.
Как понятия в разуме человека, общее в
мысли
Фома Аквинский признает троякое
существование универсалии: 1. Универсалии
как общие идеи, формы в разуме
Бога. 2. Универсалии как сущность
единичных вещей их идеальная
форма. 3. Универсалии как общие
понятия в знаниях человека. Попытался
“примирить” реализм и
Дунс Скот
БОГ Ю Единичные вещи Ю Через
познание, Ю Универсалии как абстракции
(воля) (ЕДИНИЧНОЕ) абстрагирование (ОБЩЕЕ)
Это умеренно номиналистическое учение.
Уильям Оккам
БОГ Ю Единичные вещи Ю Познание
Ю Знания об единичных вещах (воля)
(Сугубо индивидуальные) эмпирическое
Крайний номинализм.
Вопрос №15
Особенности и характерные черты воззрений на человека в средневековой философии.
Важнейшей мировоззренческой установкой был ТЕОЦЕНТРИЗМ. Суть: Теоцентризм предполагал определённое понимание Бога как творца мира. В соответствии с пониманием Бога осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога.