Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:54, шпаргалка

Описание работы

Вопрос №1 Мировоззрение, его структура, роль в жизни человека.
Вопрос №2 Природа философских проблем и специфика философского знания. Философия и мировоззрение.
Вопрос №3 Философское понятие культуры, ее структура.
...
Вопрос №23 Характерные черты воззрений французских материалистов 18 в. на человека.

Работа содержит 1 файл

шпоргалка по философии.docx

— 83.39 Кб (Скачать)

Характерной особенностью понимания  Бога в христианстве есть то, что  Бог выступает как личность. Это  не мировой разум. => Бог обладает разумом, волей, свободой, творчеством. Человек рассматривается как  образ и подобие Бога (противопоставление микрокосму). Поэтому человеку, как  богообразному существу, присущи  такие же качества, но в меньшем  выражении. Каждый человек без исключения от рождения обладает качествами. Образ– изначальное обладание, возможность. Подобие –активность человека. Но в какой мере у человека развиты  эти качества, в какой мере человек  работает над собой. С этим и связана  возможность и необходимость  саморазвития личности. Любое совершенствование  предполагает идеал. Идеал– Иисус Христос, aобладает и божественными, и человеческими  качествами. Это высшая степень совершенства. Т. о. , идеал реален.

Исходя из такого понимания человека, составляется вопрос об отношении человека к миру и Богу. Как существо богообразное, человек–венец творения, царь природы. Отношение человека к Богу должно строиться на основании нравственного  совершенствования, на основании любви  к Богу– тех религиозных установок, aе выражены в священном писании. Идеалом для философии был  человек – мудрец – праведник. Философские идеи учения Аврелия  Августина (354 – 430 гг. )

Проблема человека в различных  её аспектах (природа и сущность человека, противоположность бытия  человека как существа и духовного, плотского–греховного, низменное, свобода  воли человека, Добро и Зло, проблема нравственности). Все эти проблемы анализировались и Августином. Значительное место в учении Аврелия занимает учение о человеке и его свободе. Аврелий исходил из того, что человек  есть единство тела и души. Душа и  тело из ничего сотворены Богом. Тело не есть тюрьма души, (не как у Платона). Напротив тело будучи создано Богом  наделено благодатью. Душа создана  так, что предполагает тело человека, однако в отличие от тела душа бессмертна, но не вечна как Бог.

Важной проблемой была проблема Зла в мире и связанная с  ней проблема свободы человека. С  одной стороны мир создан Богом  и он наделен благодатью, с другой стороны человек находит Зло.

Аврелий говорит с двух точек  зрения 1. Несовершенство мира материального  искажает божественное в вещах, поэтому  вещи несовершенны по сравнению с  первоначальными идеями. Эта степень  несовершенства и есть Зло. Оно относительно. Сравнить с античной философией (гармония–  добро, а дисгармония - зло). Антологический подход. 2. Нравственное Зло. Связанно с  действиями человека, проблема свободы  человека. Суть проблемы заключается  в том, что с одной стороны  в мире господствует божественное провидение, с другой стороны воля человека, цели человека. Свободу понимают как  согласованность самодеятельности человека с тем, что все определено Богом.

В силу своего подобия Богу человек  наделен и волей и свободой, которой обладает Бог в совершенной  форме. Поэтому Никто лишить человека свободы не может и даже Бог. Однако грехопадение человека приводит к искажению  воли и свободы человека, это искажение  воли и свободы и человека и  сеть источник нравственного зла. В  силу греховности воля человека имеет возможность совершать зло. Действительно свобода человека это его добровольное действие в соответствии с нравственными принципами, выраженными в священном писании. Свобода человека это возможность ставить и осуществлять цели направленные на идеалы добра.

Бог как совершенное существо не способен совершать Зло, но он свободен, почему тогда свобода человека не может ограничиваться только совершением  добра. Совершение Зла это извращение свободы. 
 
    Основные учения доминиканцев и францисканцев.

Пьер Абеляр(конец XI 1-ая половина XII века) организовал в предместьях  Парижа школу, которая потом стала  парижским университетом.

Вот, как он подходил к проблеме человека. Человек образ и подобие  Бога подобие и в том, что человек  обладает разумом, божественное качество человека–логика. Философия божественная сущность, мышление, разум, логика, не в  меньшей мере, настолько же важны  как и вера. Абеляр полагал, что  мышление, опирающееся на логику и  диалектику, способно давать истинное знание для любых проблем, может  быть, знания существуют для уточнения  божественных положений. Абеляр выявил более 170 противоречий, которые касались истолкования одних и тех же религиозных  догматов. Мысль о том, что в  самих учениях присуща сила разума, привела к тому, что противоречия можно преодолеть с помощью разума, в связи с этим особая роль момента  сомнения, которое всегда присуще  в познании. Методологическая установка, кто хорошо разделяет, тот хорошо мыслит, тот хорошо мыслит, кто хорошо анализирует проблемы, вопросы, кто  не смешивает понятия, тот хорошо мыслит, необходимо усердие, хорошая  логика. (Идея идет от Сократа и Аристотеля). Во многом Абеляр шел вслед за Сократом. “Познай самого себя”. Основные работы: “Да и нет”, “Диалектика”, “Познай  самого себя”. Поскольку большой  упор Абеляр делал на мыслимое, логическое знание, возникает вопрос каков объект мысленной познавательной деятельности.

Центральное место в средневековой  философии занимает учение ученого  доминиканца–Фомы Аквинского. Главной  идеей учения о человеке, является то, что человек образ и подобие  Бога и также как бог человек  обладает волей и свободой и в  этике главная ценностная проблема, проблема свободы человека. Двойственность человека – и душа и тело сотворено  Богом. Подобие только на уровне души Душа – проста. Свобода это богообразие  человека и человек свободен как  тварь божья, а поэтому свобода  Бога не в том, что он может грешить, наоборот он нацелен на благо и  добро. Как свободу Бога никто  не может ограничить, так и свобода  человека не может быть отнята никем.

Почему существует Зло –потому  что любое творение Бога не совершенно. Первородный грех отягощает волю человека склонностью к греху  сознательное следование греху– порок. 
 
    Вопрос №16

Культурно-исторические условия развития философии эпохи Возрождения. Ее основные проблемы, характерные черты. 
 
    Основные факторы, влияющие на развитие философии.

1. Экономика. Интенсификация экономической  деятельности и ее рост, усиление  средневековых городов–центры культуры, экономики, торговли, ремесла. Усиливаются  торговые отношения (судоходство,  мореплавание, ВГО). Раннее Возрождение  связано с деятельностью итальянских  мыслителей. Потом Возрождение переходит  на север (Франция, Нидерланды, Англия).

2. ВГО. Колумб, Васко да Гама, первое кругосветное путешествие  Магеллана (подтвердило шарообразную  форму Земли). Ю гелиоцентрическая  система Коперника. ВГО Ю масса  эмпирического материализма (астрономия, география, природные условия)  –резко расширили кругозор и  требовали новой мировоззренческой  установки, учитывающей увеличившиеся  потребности.

Интенсификация социально-экономической  жизни и неизбежно подчеркивала активность человека, роль деятельного  начала в жизни человека и требовала  такого же мировоззрения в отношении  земной жизни, которое выступало  бы обоснованием такой активно-деятельной сущности человека.

Усиление индивидуально-личностного  начала, осознанию его способствовало и то, что церковь постепенно утрачивала свой диктатЮболее благоприятные условия  для осмысливания земной жизни и  места человека в ней (в противоположность  схоластике). Это большая направленность на человека. Под влиянием этих факторов в Италии возникает новая мировоззренческая  установка (прежде всего новое понимание  человека и его места в мире), которая положила начало гуманистической  культуре и философии возрождения. Суть: характерно понимание человека, как самоценного существа, как  деятельной личности, основное внимание в связи с этим обращено на реальную земную жизнь, в которой реализуется  деятельность человека, на цели человека, на его стремление к счастью.

Гуманистические идеи возникают в  культуре и искусстве в рамках различных вольных кружков. Из искусства  эта гуманистическая установка  попадает в философские учения, где  она углубляется. 
 
    Характерные черты Ф Возрождения:

Философия возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, то есть в центре философии – проблема человека, как самоценного существа и через призму этого – понимание  мира. Итальянский антропоцентризм  определил то, что в центре учений – этика. Философия возрождения  носила выраженный антисхоластический характер Ю понимание схоластики в негативном плане 3. Такой секуляризированный взгляд Юусиливаются мотивы натурализма  и материализма (формально идеологические учения).

Такая ситуация проявилась в том, что  здесь получают распространение  новые способы понимания мира, которые в философии получили названиепантеизм и деизм. Теизм: Бог  сотворил мир, Бог существует до и  вне мира, Бог постоянно присутствует мире, направляет и участвует в  делах.

Пантеизм: Бог сотворил мир, но он не существует вне и до мира. Например, Бог растворен в природе мира, как совершенство, универсальная  причинность, сущность этого мираЮ  мир совечен Богу. Насколько вечен  мир, настолько вечен и Бог. Деизм: Бог сотворил мир, существую до и  вне него. Но, сотворив, Бог оставил  мир, который дальше развивался по собственным  законам. ЮМожно отвлекаясь от божественного  творения мира, исследовать сам мир  и полагаться на познанные законы, а не на волю Бога– большой шаг  к свободной науке. Атеизм: учение, отрицающее божественное творение мира и признание того, что мир вечен, объективен и существует по своим  собственным законам. Атеизм возникает  позднее, а пантеизм и деизм получают широкое распространение в философии  Возрождения.

4. Связь философии возрождения  с искусством: сама гуманистическая  установка пришла в философию  из искусства.

Усилившаяся связь философии и  научного познания. Для мыслителей возрождения, как и для мыслителей античности, характерна многогранность деятельности (философ, естествоиспытатель, художник.... )Юопределение философской идеи, как результат реальной разносторонней деятельности.

Тесная преемственная связь  Ф Возрождения и античной Ф  и их культур, Ю возрождение идей античности. Гуманистическая философия: в основе находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения  основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного  и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются  именно не только Богом данные, но и  реализованные, как результат собственных  усилий в равной мере. С этим связано  и понимание достоинства человека, и понимание его сущности как  творчески деятельной личности, которая  посредством своей активности и  деятельности реализует свою свободу, реализует свою индивидуальность–  это основные проблемы. Философия  Возрождения связывала свободу  человека, смысл его жизни с  его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая  выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились  на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные  стороны бытия личности).

Особенности натурфилософии проявились, во-первых, в отделении предмета науки от предмета религии (способствовало развитию естественнонаучного мировоззрения), во вторых, в формировании учения пантеизма, сближавшего Бога с природой, в-третьих, в развитии теории познания, соединявшей  познание чувственное и рассудочное. Крупнейшими натурфилософами были Бруно и Кузанский. 
 
    Вопрос №17

Гуманизм и проблемы человеческой индивидуальности и свободы в  философской мысли Возрождения.

Гуманизм –центральное для Возрождения  культурное явление. Это свободомыслие  и светский индивидуализм. Он зарождается  на кафедрах университетов.

В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В  соответствии с идеями Эпикура философия  Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются  именно не только Богом данные, но и  реализованные, как результат собственных  усилий в равной мере. С этим связано  и понимание достоинства человека, и понимание его сущности как  творчески деятельной личности, которая  посредством своей активности и  деятельности реализует свою свободу, реализует свою индивидуальность–  это основные проблемы. Философия  Возрождения связывала свободу  человека, смысл его жизни с  его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая  выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации => главные акценты приходились  на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные  стороны бытия личности).

Пико делла Мирандола. В его  учении человек не просто природное  существо, но и творец самого себя и  этим отличается от прочих существ. Ему  Бог дал свободную волю и разум, и он может сам решить свою судьбу. Руководясь своей волей, осуществляя  деятельность, человек может подняться  до ангельских высот или опуститься до животного состояния.

Эразм Роттердамский. В целом его  философские воззрения были просвещенческими. Он, полагал, что все люди равны  между собой от рождения и перед  богом, становятся либо нравственными, благочестивыми, либо безнравственными не в силу сословных причин, а  благодаря своему просвещению, т. е. уровню образования и воспитания. Этому процессу он уделял много внимания, а роль философии и религии усматривал в том, какое они имеют значение в формировании нравственности человека. Являясь религиозным мыслителем, Эразм обращал основное внимание на нравственную сторону религии, стремился в доходчивой форме излагать божественное. Здесь он резко выступал против схоластики, как учение об абстрактных проблемах. Он считал, что задача философии–сделать более обыденными нравственные принципы из священного писания, чтобы они были руководством в земной жизни человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"