Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Александра Сергеевна Жаворонкова.docx

— 250.57 Кб (Скачать)

Второй позитивизм значительно  повлиял на интеллектуально-мировоззренческий  климат первой четверти XX в., когда наступило концептуальное переосмысление содержания исходных методологических положений классической науки.

Влияние второго позитивизма  испытали:

– А. Эйнштейн (1879–1955) – известный французский математик и философ;

– А. Пуанкаре (1854–1912) – немецкий физик, химик, философ науки;

– В. Оствальд (1853–1932) – лауреат Нобелевской премии по химии.

В вопросах гносеологии и  методологии второй позитивизм разделял феноменологические и эмпирические позиции. Например, для Маха понятие  может быть настолько содержательным, насколько оно выражает непосредственную связь данных чувственного опыта.

Науку, ее цель и природу  Эрнст Мах объяснял инст-рументалистски, рассматривая науку как совокупность операций, которые позволяют полезно действовать на практике. Целью науки является простое и экономическое описание фактов. Функция науки – адаптивно-биологическая, помогающая человеку ориентироваться в жизни.

Идеи второго позитивизма  оказали существенное влияние на интеллектуально-мировоззренческий  и методологический климат науки  конца XIX – начала XX вв., когда в познании начались радикальные качественные изменения.

 

 

 

 

89. ПОСТПОЗИТИВИЗМ

 

 

Позитивизм – направление  в науке и философии, исходящее  из «позитивного», т. е. из данного, устойчивого, фактического, несомненного, и ограничивает им свое изложение и исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

Логический позитивизм –  философское течение, современная  форма позитивизма.

Постпозитивизм – множество концепций, пришедших на смену логическому позитивизму (неопозитивизму).

Сторонники различных  постпозитивистских направлений во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, при этом сохраняя по отношению к нему преемственность.

Основной идеей постпозитивизма является рациональный метод познания.

Ярчайшие представители  постпозитивизма:

– Карл Поппер;

– Имре Лакатос;

– Пол Фейерабенд;

– Томас Кун.

1. Одним из самых интересных представителей постпозитивизма является современный английский философ Карл Поппер.

По мнению Поппера, задача философии научного познания состоит  в разрешении проблемы роста знания. Рост знания может произойти в  процессе рациональной дискуссии, выступающей  критикой существующего знания. Философия  Поппера по праву считается критическим  рационализмом.

Согласно Попперу, ученые делают открытия, переходя от гипотез  к единичным высказываниям, вопреки  существующему мнению индуктивистов – от фактов к теории. Научной теорией Поппер называет концепцию, поддающуюся сопоставлению с опытными данными, а значит, в любой момент она может быть сфальсифицирована. Философия не поддается фальсификации, а значит, философия не имеет научного характера. Философия у Поппера выступает как осмысление роста научного знания и включает принципы рационально-критической дискуссии, фальсифика-ционализма, фаллиболизма.

2. Другим представителем английского постпозитивизма является Имре Лакатос, выдвинувший методологию научно-исследовательских программ. Согласно Лакатосу, важно сравнивать теории друг с другом.

Лакатос как истинный постпозитивист обратил внимание на необходимость тщательного изучения истории развития научного познания. Научные исследования, не сопровождающиеся изучением истории науки, ведут к одностороннему знанию, создают условия для догматизма.

3. Пол Фейерабенд – американский философ, выступающий с критикой кумулятивизма, согласно которому развитие знания происходит в результате постепенного накопления знаний.

Этот мыслитель является сторонником тезиса о несоизмеримости  теорий. По мнению Фейерабенда, плюрализм должен господствовать как в политике, так и в науке.

Заслугой американского  мыслителя является настойчивый  отказ от приобретших устойчивые черты идеалов классической науки, наука представляет собой процесс  размножения теорий, в котором  нет единой линии.

4. Другой американский философ Томас Кун вслед за Фейерабендом критикует схему развития науки, предложенную Поппером.

Основной идеей Куна является то, что в развитии научного знания большую роль играет деятельность научного сообщества и особую значимость имеют  социальные и психологические моменты.

 

 

 

 

90. ГАЛИЛЕЕВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ЭМПИРИЗМУ

 

 

Эмпиризм – теоретико-познавательное направление, выводящее познание из чувственного опыта.

Галилео Галилей (1564–1642) – итальянский ученый, основатель экспериментально-теоретического естествознания.

Эксперимент – планомерное  изолирование, регулирование и варьирование условий для изучения явлений, которые  зависят от них, с помощью наблюдений, на основании которых складывается знание регулярности и закономерностей  наблюдаемого явления. Основателем  экспериментального знания называют Галилео  Галилея, а вслед за ним Френсиса Бэкона.

Галилей был на стороне  рационализма и считал, что мир  можно постигнуть чисто механическим способом, с помощью математики, механики и разума.

Галилей занимался вопросами  механики, открыл некоторые ее фундаментальные  законы, свидетельствовавшие о том, что существует естественная необходимость. Ученый явился основателем динамики как науки о движении физических тел. Галилео являлся одним из круп


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"