Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
Культура России довольно давно вошла в культуру Запада. Это в основном относится к христианству, просветительству, социальному утопизму, авангардизму, элементам рационализма и пр. Но все же наша страна вошла в западную культуру прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания: Достоевским, Пушкиным, Толстым. Но в культуре России есть все: элементы Европы и Азии.
При рассмотрении культуры России надо обязательно учитывать ее славяно-тюркские исторические корни, помогающие лучше понять соотношение государственности и рынка, естественной общности и гражданского общества, коллективистского и индивидуального сознания.
81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ
Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.
В искусстве главным становится
эстетическое сознание. Эстетическое
– это непосредственно данная
чувственная выразительность
Эстетическое отношение
к действительности, которое содержится
во всех видах человеческой деятельности,
не могло не стать предметом
Искусство – это средство самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются отношения человека и мира, сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Искусство не только относится к человеку в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек – тайна тайн природы.
В отличие от философии, науки, религии и этики, искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, которая обеспечивает создание особого (второго наряду с предметным), изящно вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Две черты составляют особенность искусства:
– во-первых, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру;
– во-вторых, эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь.
Искусство – это выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя.
В искусстве люди свободно
и полновластно рождают особый мир
так же, как творит свой мир природа.
В искусстве человек делает свое
субъективное содержание общезначимым
и целостным объективным
Создание произведения искусства и его эстетическое переживание требует всего человека, потому что оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство обращается не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа.
Художественные произведения
– это не только источник эстетического
наслаждения, но и источник знания:
через них узнаются, воспроизводятся
в памяти, уточняются существенные
стороны жизни, человеческие характеры
и межличностные отношения
82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Искусство зародилось в первобытном обществе, приобрело свои основные черты в Античности, но и в то время оно еще не начало мыслиться как особый вид деятельности.
Вплоть до Платона (включая и его самого) искусством считалось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Процесс отделения собственно эстетической деятельности, т. е. искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах (здесь он привел к созданию, например, орнаментов), а затем был перенесен в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.
Например, для нас поэмы Гомера являются главным образом произведениями искусства, а для его современников они были настолько энциклопедически емкими, что рассматривались и как философское обобщение, и как этический эталон, и как изложение религиозной системы, и как творения искусства.
Малой выявленностью в античной культуре того, что мы сейчас называем искусством, объясняется тот факт, что тогда не был развит, например, такой столь распространенный в Новое время жанр литературы, как роман. Литература как часть искусства была представлена большей частью поэтическими произведениями, проза же при всей ее эстетической оформлен-ности была по своим целям, как правило, философской или исторической.
Искусство часто даже пугало людей своей таинственной силой. Так, предполагалось, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), потому что она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию.
Ортодоксальное христианство
в первые века своего существования
запрещало театр и живопись как
нечто, что оспаривает суровый аскетизм,
которого требовали этические
Даже в Новое время, когда вследствие бурного развития общественной жизни о запрете на искусство уже не могло быть и речи, государство продолжало накладывать жесткие цензурные запреты на литературу, требуя от нее послушного воспевания официального мировоззрения.
В XIX и XX вв. на первое место выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Вследствие облечения властью идеологические системы, которые вбирают в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Но, к сожалению, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некоей логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления, к утилитаризации эстетического чувства.
В результате идеологического
диктата появляется так называемая
массовая культура, в которой эстетические
показатели настолько снижены, что
фактически исчезает всякое различие
между таким усредненным
Засилие в кино 70-х гг. прошлого века так называемой производственной темы, которая подавалась и переходила из одного фильма в другой банальной схемой борьбы, скажем, молодого новатора и сначала сопротивляющегося, но затем признающего свои ошибки руководителя, негативно сказалось на общем состоянии кинематографа.
83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ
Религия – это важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Изучением религии занимаются:
– богословие (стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения);
– история (исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления);
– философия (анализирует сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества). Основной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие.
Термин «религия» определяют по-разному: одни производят его от лат. religare – связывать, а другие, например Цицерон, от relegere – собирать. Наиболее адекватным корнем является лат. religio – благочестие, святость.
Религия – это выражение признания Абсолютного начала, т. е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.
В каждой религии можно найти две стороны:
– теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта;
– практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека. Религию нельзя считать выражением деятельности какой-либо одной стороны человеческой души.
В религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями.
В вопросе о происхождении религии много разнообразных мнений. Прежде всего нужно различать психологические мотивы возникновения религии, а также социальные корни религиозного сознания.
Принципы, которые лежат в основании объяснения возникновения религии, подразделяются на две группы:
– супернатуралистические (говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник);
– рационалистические(
Что касается проблемы отношения веры к знанию, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя. Известны три подхода к этой проблеме:
– сциентистски-позитивистский– объясняет религию как низший вид знания и сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение;
– исторический (эволюционный) – усматривает в религии развивающуюся форму знания, которое сохраняет всегда свое значение, даже тогда, когда оно входит в состав иного, более высокого, уровня знания;
– абсолютный – рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека: между ними постоянно отыскиваются границы и продумывается специфика как по сути, так и по значимости для человека и общества.
84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в
Широкое распространение имеют различные религиозные модели философского мышления.
К ним относятся: философия
католической церкви (неотомизм); философия
православия; философия ислама; различные
восточные религиозные
Возникновение неотомизма относится к концу XIX в. и имеет сегодня широкое распространение как философская модель мышления людей, которые живут в странах, где господствует католическая церковь.
Энцикликой Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был объявлен единственно истинной философией, соответствующей христианскому учению. Международным центром неотомизма стал Высший институт философии в Бельгии и Папская католическая академия в Риме.
Основу этого направления составляет философия средневекового схоласта Фомы Аквинского.
Неотомизм занимается: философским
обоснованием бытия Бога; доказательством
различных религиозных догм; рассмотрением
«чистого бытия» как некоего духовного
первоначала; толкованием естественно-
Наиболее яркими представителями неотомизма являются:
– Жак Маритен;
– Этьен Анри Жильсон;
– Юзеф Мария Бохенский;
– ГуставАндреас Веттер. Неотомизм старался синтезировать:
– эмпиризм и рационализм;
– созерцательность и практицизм;
– индивидуализм и соборность;
– религию и науку.
Представителями неотомизма
продолжается в своеобразной форме
тенденция превращения
Главный раздел неотомизма –
метафизика, или «первая философия»,
что значит учение о принципах
бытия, которое противопоставляется
умопостигаемому и
Натурфилософия этого направления основана на рассмотрении диалектики формы и содержания, которая понималась в духе учения Аристотеля: материя пассивна, а форма активна, и только через форму материя приобретает свою определенность, конкретность и жизненность.
В теории познания неотомисты обращались к различным формам познания: чувственному познанию; рациональному познанию; интуиции.
Смысл и назначение человеческого
сознания философия неотомизма видит
в обнаружении трансцендентного
и субъективного в чувственном
восприятии. Человеческий интеллект
обязан согласовываться с