Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Александра Сергеевна Жаворонкова.docx

— 250.57 Кб (Скачать)

Культура России довольно давно вошла в культуру Запада. Это в основном относится к  христианству, просветительству, социальному  утопизму, авангардизму, элементам  рационализма и пр. Но все же наша страна вошла в западную культуру прежде всего своим рациональным слоем общественного сознания: Достоевским, Пушкиным, Толстым. Но в культуре России есть все: элементы Европы и Азии.

При рассмотрении культуры России надо обязательно учитывать ее славяно-тюркские исторические корни, помогающие лучше  понять соотношение государственности  и рынка, естественной общности и  гражданского общества, коллективистского  и индивидуального сознания.

 

 

 

 

 

81. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

 

 

Искусством называется профессиональный вид деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

В искусстве главным становится эстетическое сознание. Эстетическое – это непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, запечатлевающая  в себе двусторонний процесс «опредмечивания» человеческой сущности и «очеловечивания» природы и воспринимающаяся человеком бескорыстно, переживаемая как самостоятельная жизненная ценность.

Эстетическое отношение  к действительности, которое содержится во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом самостоятельного культивирования. Сфера человеческой деятельности, в которой эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусством.

Искусство – это средство самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются отношения  человека и мира, сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Искусство не только относится к  человеку в его цельности, но и  затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек – тайна  тайн природы.

В отличие от философии, науки, религии и этики, искусство начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических  норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, которая обеспечивает создание особого (второго наряду с предметным), изящно вымышленного мира, в котором все  является эстетическим созданием человека. Две черты составляют особенность искусства:

– во-первых, мир этот не есть порождение чистого вымысла, не имеющего никакого отношения к действительному миру;

– во-вторых, эта реальность, именуемая художественной картиной мира, есть лишь более или менее правдоподобное изображение жизни, но не сама жизнь.

Искусство – это выражение  внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных  науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует  только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя.

В искусстве люди свободно и полновластно рождают особый мир  так же, как творит свой мир природа. В искусстве человек делает свое субъективное содержание общезначимым и целостным объективным бытием.

Создание произведения искусства  и его эстетическое переживание  требует всего человека, потому что  оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Искусство  обращается не только к чувствам, но и к интеллекту, к интуиции человека, ко всем утонченным сферам его духа.

Художественные произведения – это не только источник эстетического  наслаждения, но и источник знания: через них узнаются, воспроизводятся  в памяти, уточняются существенные стороны жизни, человеческие характеры  и межличностные отношения людей. Это внутреннее сочетание всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается синкретической силой эстетического  сознания.

 

 

 

 

82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

 

 

Искусство зародилось в первобытном  обществе, приобрело свои основные черты в Античности, но и в то время оно еще не начало мыслиться  как особый вид деятельности.

Вплоть до Платона (включая  и его самого) искусством считалось  и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и  управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Процесс  отделения собственно эстетической деятельности, т. е. искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах (здесь он привел к созданию, например, орнаментов), а затем был перенесен в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

 

Например, для нас поэмы  Гомера являются главным образом  произведениями искусства, а для  его современников они были настолько  энциклопедически емкими, что рассматривались  и как философское обобщение, и как этический эталон, и как  изложение религиозной системы, и как творения искусства.

Малой выявленностью в античной культуре того, что мы сейчас называем искусством, объясняется тот факт, что тогда не был развит, например, такой столь распространенный в Новое время жанр литературы, как роман. Литература как часть искусства была представлена большей частью поэтическими произведениями, проза же при всей ее эстетической оформлен-ности была по своим целям, как правило, философской или исторической.

Искусство часто даже пугало людей своей таинственной силой. Так, предполагалось, что любое стремящееся  к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), потому что она размягчает нравы  и делает невозможной строгую  субординацию.

Ортодоксальное христианство в первые века своего существования  запрещало театр и живопись как  нечто, что оспаривает суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы.

Даже в Новое время, когда вследствие бурного развития общественной жизни о запрете  на искусство уже не могло быть и речи, государство продолжало накладывать  жесткие цензурные запреты на литературу, требуя от нее послушного воспевания официального мировоззрения.

В XIX и XX вв. на первое место выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Вследствие облечения властью идеологические системы, которые вбирают в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Но, к сожалению, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некоей логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления, к утилитаризации эстетического чувства.

В результате идеологического  диктата появляется так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели настолько снижены, что  фактически исчезает всякое различие между таким усредненным искусством (т. е. уже псевдоискусством) и самой идеологией.

Засилие в кино 70-х гг. прошлого века так называемой производственной темы, которая подавалась и переходила из одного фильма в другой банальной схемой борьбы, скажем, молодого новатора и сначала сопротивляющегося, но затем признающего свои ошибки руководителя, негативно сказалось на общем состоянии кинематографа.

 

 

 

 

83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ

 

 

Религия – это важный и  необходимый феномен духовной жизни  человека и общества. Изучением религии  занимаются:

– богословие (стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения);

– история (исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления);

– философия (анализирует сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества). Основной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие.

Термин «религия» определяют по-разному: одни производят его от лат. religare – связывать, а другие, например Цицерон, от relegere – собирать. Наиболее адекватным корнем является лат. religio – благочестие, святость.

Религия – это выражение  признания Абсолютного начала, т. е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.

В каждой религии можно  найти две стороны:

– теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта;

– практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека. Религию нельзя считать выражением деятельности какой-либо одной стороны человеческой души.

В религии участвует весь человек со всеми его духовными  потребностями и склонностями.

В вопросе о происхождении  религии много разнообразных  мнений. Прежде всего нужно различать психологические мотивы возникновения религии, а также социальные корни религиозного сознания.

Принципы, которые лежат  в основании объяснения возникновения  религии, подразделяются на две группы:

– супернатуралистические (говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник);

– рационалистические(предполагают сознательное намерение и рефлексию человека при образовании религии (евгемеризм), чисто прагматические стремления определенных лиц (Т. Гоббс, Г. Болин-брок) ради удержания власти, олицетворение известных сил природы (Эпикур, Д. Юм), объективирование известных душевных качеств (Л. Фейербах, Ж. Ренан), почитание предков (Г. Спенсер)).

Что касается проблемы отношения  веры к знанию, то она решается в  зависимости от общих философских  позиций того или иного мыслителя. Известны три подхода к этой проблеме:

– сциентистски-позитивистский– объясняет религию как низший вид знания и сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение;

– исторический (эволюционный) – усматривает в религии развивающуюся форму знания, которое сохраняет всегда свое значение, даже тогда, когда оно входит в состав иного, более высокого, уровня знания;

– абсолютный – рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека: между ними постоянно отыскиваются границы и продумывается специфика как по сути, так и по значимости для человека и общества.

 

 

 

 

84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в

 

 

Широкое распространение  имеют различные религиозные  модели философского мышления.

К ним относятся: философия  католической церкви (неотомизм); философия  православия; философия ислама; различные  восточные религиозные философские  учения: философия буддизма, философия  даосизма, философия йоги и др.

Возникновение неотомизма относится  к концу XIX в. и имеет сегодня широкое распространение как философская модель мышления людей, которые живут в странах, где господствует католическая церковь.

Энцикликой Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был объявлен единственно истинной философией, соответствующей христианскому учению. Международным центром неотомизма стал Высший институт философии в Бельгии и Папская католическая академия в Риме.

Основу этого направления  составляет философия средневекового схоласта Фомы Аквинского.

Неотомизм занимается: философским  обоснованием бытия Бога; доказательством  различных религиозных догм; рассмотрением  «чистого бытия» как некоего духовного  первоначала; толкованием естественно-научныхтеорий и социальной практики.

Наиболее яркими представителями  неотомизма являются:

– Жак Маритен;

– Этьен Анри Жильсон;

– Юзеф Мария Бохенский;

– ГуставАндреас Веттер. Неотомизм старался синтезировать:

– эмпиризм и рационализм;

– созерцательность и практицизм;

– индивидуализм и соборность;

– религию и науку.

Представителями неотомизма продолжается в своеобразной форме  тенденция превращения философии  в служанку богословия.

Главный раздел неотомизма –  метафизика, или «первая философия», что значит учение о принципах  бытия, которое противопоставляется  умопостигаемому и трансцендентному миру. В это время утверждается трансцендентность понятий «единство», «истина», «благо», «прекрасное»; доказывается бытие Бога путем аналогии с бытием мира.

Натурфилософия этого  направления основана на рассмотрении диалектики формы и содержания, которая  понималась в духе учения Аристотеля: материя пассивна, а форма активна, и только через форму материя  приобретает свою определенность, конкретность и жизненность.

В теории познания неотомисты обращались к различным формам познания: чувственному познанию; рациональному познанию; интуиции.

Смысл и назначение человеческого  сознания философия неотомизма видит  в обнаружении трансцендентного и субъективного в чувственном  восприятии. Человеческий интеллект  обязан согласовываться с божественными  истинами. Наука открывает только внешние связи явлений и событий, тогда как конечные причины относятся  к Богу.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"