Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Александра Сергеевна Жаворонкова.docx

— 250.57 Кб (Скачать)

Чарлз Сандерс Пирс (1839–1914) – американский философ, логик, математик и естествоиспытатель, стал родоначальником прагматизма.

Философские воззрения Пирса  сочетают в себе две противоположные  тенденции:

– позитивистскую (эмпирическую);

– объективно-идеалистическую.

Пирс отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Философ  утверждал, что исходным пунктом  познания выступает «видимость».

Согласно Пирсу, понятие  об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, которые вытекают из действий с этим объектом. Любое знание об объекте всегда является незавершенным  и опровержимым, гипотетичным. Такое  положение относится не только к  обыденному знанию и знанию естественно-научному, но и к математическим и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами.

Уильям Джемс (1862–1910) – американский философ и психолог, один из ярчайших представителей прагматизма.

В теории познания Джемс признает исключительную значимость опыта. В  своих работах он, отвергая значимость абстрактных, абсолютных начал, исследует  конкретное:

– факты;

– действия;

– поведенческие акты.

Противопоставляя рационалистический и эмпирический методы, он создал учение, названное радикальным эмпиризмом.

Согласно Джемсу, истинность знания определяется его полезностью  для успеха наших поведенческих  актов, поступков. Джемс превратил  успех не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины: у мыслителя истина открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте познания.

Прагматисты, не исключая Джемса, обвиняли всю прежнюю философию  в отрыве от жизни, абстрактности  и созерцательности. Философия, по мнению Джемса, должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения проблем, встающих перед  людьми в различных жизненных  ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий.

По словам Джемса, мы действительно  имеем дело с тем, что переживается в нашем опыте, что и составляет «поток сознания»: опыт никогда не дан  нам изначально как нечто определенное.

Любые объекты познания формируются  нашими познавательными усилиями в  ходе решения жизненных задач. Цель мышления – это выбор средств, которые необходимы для достижения успеха.

Джон Дьюи (1859–1952) – американский философ, один из интереснейших представителей прагматизма. Фундаментальным понятием философии этого мыслителя является опыт, под которым имеются в виду все формы проявления человеческой жизни.

Согласно Дьюи, познание – это инструмент приспособления человека к окружающей среде, как природной, так и социальной. А мерило истинности теории – ее практическая целесообразность в данной жизненной ситуации. Практическая целесообразность является критерием не только истинности, но и моральности.

 

 

 

 

62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ

 

 

Метод – в философии  и науке, а также в практической деятельности обозначение планомерного способа достижения определенной цели, определенный способ и образ действия.

Познание своей целью  считает получение полного, исчерпывающего знания о каком-либо предмете или  явлении. Такое знание в философии  называется истиной.

Истина – это отражение  в сознании человека всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния.

Философия с точки зрения теории познания делит истину:

– на абсолютную;

– относительную.

Абсолютная истина является предельной целью, идеалом человеческих стремлений в познании. Абсолютная истина – это содержание знания, не опровергаемое последующим развитием  науки, а обогащаемое и постоянно  подтверждающееся жизнью.

Относительная истина является основной в социальной действительности, ей люди пользуются в повседневной деятельности и в теоретических  исследованиях. Относительная истина постоянно расширяется, делается более  полной, более глубокой, стремится  стать абсолютной.

Правда и истина являются целью науки, целью искусства, идеалом  нравственных побуждений.

Истина – это адекватная информация об объекте, которую получают посредством его чувственного или  интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуют  с точки зрения ее достоверности. Истина является не объективной, а субъективной, духовной реальностью в ее информационном и ценностном аспектах.

Истина – это свойство знания, а не самого объекта познания.

Истина – это не только совпадение знания с предметом, но и  предмета с познанием.

Понимание истины с такой  точки зрения открывает более  тонкие и адекватные ее связи с  красотой и добром и превращает их единство во внутреннее дифференцированное тождество.

Знание – это отражение, существующее в виде чувственного или  понятийного образа – вплоть до теории как целостной системы. Истина бывает и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как  научная система.

Истину часто называют адекватным отражением объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это является объективным содержанием чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития.

Утверждение, что истина является адекватным отражением реальности в  динамике ее развития, придает ей особую ценность, которая связана с прогностическим  измерением. Истинные знания помогают людям разумно организовывать свои практические действия в настоящем  и предвидеть грядущее. Если бы познание не являлось с самого своего возникновения  более или менее истинным отражением действительности, то человек мог  бы не только разумно преобразовывать  окружающий мир, но и приспособиться к нему.

Истина – это характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.

Конкретность истины –  это свойство, которое основано на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденции его развития.

 

 

 

 

63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

 

Древневосточная философия  имела патриархальный и консервативный характер. На первом месте в ней  находились социально-политическая и  морально-этическая проблематика.

Философия Древнего Востока  имела мифологические корни, в ней  одушевлялись земля и небо, вся  природа как средство существования  человека.

Древневосточные мыслители  предполагали, что миром правит некий  всеобщий естественный закон, который  проявляется во всех вещах и поступках  людей.

Большое место в древневосточной  философии занимала идея противоречивости мира, вечной борьбы в нем: света  и тьмы; тепла и холода; добра  и зла.

Мыслителями выдвигалось  представление о пяти первоэлементах мира: металл; дерево; земля; вода; огонь.

Основной идеей древневосточной  философии было единство трех реальностей  – неба, земли, человека. По мнению философов  той эпохи, человек должен ясно представлять себе свое место в мире, соединять, сливать свои и природные силы.

Древнеиндийская философия  человека исследуется в основном по памятнику древнеиндийской литературы – Ведам, в которых представлено одновременно мифологическое, религиозное  и философское мировоззрение.

В древнеиндийской философии  много таких вопросов, как:

– откуда мы произошли?

– где мы живем?

– куда мы движемся?

Человек в философии Древней  Индии представляется как часть  мировой души. В учении о переселении  душ граница между богами и  живыми существами (растениями, животными, человеком) оказывается проходимой и подвижной. Но только человек стремится  к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического бытия  с его законом сансары –  кармы.

Философия Древнего Китая  представила также самобытное учение о человеке. Одним из наиболее ярких  ее представителей является Конфуций, в литературе часто именуемый  Кун-цзы – учитель Кун. Начальной для него считается концепция «неба», означающая не только часть природы, но и высшую духовную силу, которая определяет развитие мира и человека. Но центральной частью его философии является не небо, не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и существование, т. е. она носит антропоцентристский характер.

Вместе с учением Конфуция и его последователей в древнекитайской  философии можно отметить и другое направление – даосизм. Родоначальником  этого направления считается  Лао-цзы.

Главной идеей даосизма является учение о дао (путь, дорога) – это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека.

Человек обязан следовать  в своей жизни принципу дао, т. е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. Если соблюдать принцип дао, то возможно бездействие, недеяние, которое приведет тем не менее к полной свободе, счастью и процветанию.

Древневосточная философия  человека:

– ориентирует личность на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и к природному миру;

– ориентирует личность на совершенствование своего внутреннего мира;

– ориентирует личность на улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т. д.;

– связывается прежде всего с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств.

 

 

 

 

64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ

 

 

Человеческое общество –  это часть природы. В организме  любого человека протекают природные  химические, биологические и другие процессы.

Обычно происходящие в  обществе природные процессы имеют  социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные, которые  выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

Роль природы в жизни  общества всегда была большой, потому что она выступает в качестве естественной основы его существования  и развития. Почти все свои потребности  человек удовлетворяет за счет природы, прежде всего внешней природной  среды.

Развитие каждого общества, всего человечества включено в процесс  развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете – в  существование Вселенной.

Природа является объектом внимания философов и философского осмысления на протяжении всей истории философии.

Философские вопросы по отношению  к природе:

– взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества;

– отношение природы и человеческой культуры;

– как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека;

– каков характер взаимодействия общества и природы в современную эпоху.

Органическая связь с  природой является фундаментальной  закономерностью развития общества. Ее можно увидеть не только в области  удовлетворения потребностей людей, но и в функционировании общественного  производства, в конечном счете –  в развитии всей материальной и духовной культуры. И понятно, что вне взаимодействия с природой общество существовать и  развиваться не может.

Наличие у человека не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить  и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно  отличает его от других природных  существ и заставляет воспринимать его и общество в целом как  специфическую часть природы.

Природа является естественной средой и предпосылкой существования  и развития общества. Кес-тественной среде относятся земной ландшафт: горы; равнины; поля; леса; реки; озера; моря; океаны и т. д.

Земной ландшафт составляет так называемую географическую среду  жизни людей. Однако естественная среда  не ограничивается этим, в нее входят также:

– недра земли;

– атмосфера;

– космос.

Конечно, природа, не исключая и географическую среду, оказывает  то или иное влияние на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Но более сильное влияние на них  оказывает практическая деятельность человека, которая направляется его  потребностями, интересами, целями и  идеалами.

За последнее столетие сильно повысилась степень воздействия  общества на природу в связи с  бурным развитием науки и техники. Среда обитания людей в самом  широком понимании становится средой активного воздействия разума –  ноосферой. Вследствие чего биосфера как  сфера живой природы, которая  включает в себя и человеческое общество, под его воздействием превращается в ноосферу, пределы которой многократно  расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения  в природу человеческого разума.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"