Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Александра Сергеевна Жаворонкова.docx

— 250.57 Кб (Скачать)

Государство – результат  исторического развития общества, его  закономерного выделения различных  социальных групп, результат прогрессирующего развития производительных сил, который  сопровождался выделением различных  видов труда и образованием института  собственности.

Основные признаки государства:

– особая система органов и учреждений, осуществляющих функции власти;

– определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства, и территориальное деление населения, приспособленное для удобства управления;

– право, которое закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных государством;

– суверенитет, т. е. независимость и верховенство государственной власти внутри и вовне страны.

 

 

 

 

77. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

 

Элементы исторического  сознания появились вместе с формированием  человеческого общества.

Довольно сложная жизнь  родоплеменного периода обусловила появление потребности думать о  прошлом семьи, рода, племени. Человек  достиг осознания того, что у него есть не только настоящее, но и прошлое  и будущее. Он начал осознавать, что  новое поколение – лишь звено  в общей цепи развития человечества.

Историей называется общественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшее в  действительности живет в сознании.

Начало понимания социальной жизни связано с представлениями  о том, что настоящее подготовлено прошлым. Впоследствии путь исторического  сознания привел к убеждению, что  для понимания настоящего необходимо знать не только прошлое, но и будущее. Человечество стало понимать, что  прошлое рождает настоящее, настоящее  готовит будущее, не «заглядывая» в  которое невозможно во всей полноте  осмыслить не только настоящее, но и  прошлое.

Социально-философская мысль  возникла как простое описание трудовых процессов, военных походов, обычаев, гражданской жизни общества, различий в государственном устройстве, но постепенно начала выделять в качестве специфического предмета познание причины  общественных процессов (Демокрит, Аристотель, Лукреций).

Древние философы старались  как-то разгадать и определить природу  общественных связей, сущность исторического  развития и его закономерности: –  согласно Платону, общество возникает  из-за того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих  потребностей;

– согласно Аристотелю, человек рождается политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Изначальное неравенство способностей – исходный пункт этого стремления к социальности, отсюда же различие функций и места людей в обществе;

– согласно Лукрецию, причиной выхода человека из животного состояния является развитие материальной культуры: пользование шкурами убитых зверей, постройка жилищ и главным образом добывание огня. В Средние века история человечества, как правило, определялась божественным провидением:

– история предопределена Богом;

– все пороки – результат грехопадения людей;

– общество основано на неравенстве, с которым люди должны смириться.

Эпоха Возрождения ввела  новые элементы светской философии  истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное  историческое обозрение человеческой культуры.

Философы XVII–XVIII вв. раскритиковали богословские концепции Средневековья и предложили рассматривать историю общества как продолжение истории природы и вскрыть «естественные» законы общественной жизни.

Просветители XVIII в.:

– выдвинули идеи исторического прогресса (Дж. Ви-ко, Ж.А. Кондорсе);

– сформулировали принцип единства исторического процесса (И.Г. Гердер);

– заложили основы истории культуры (Вольтер);

– обосновали положение о влиянии на человека географической и социальной среды (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).

С конца XIX в. основной идеей социальной философии является идея экономической рациональности, которая воплощена в современном обществе и определяет собой все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры.

 

 

 

 

78. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО РАССМОТРЕНИЯ

 

 

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего  прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Принято различать:

– материальную культуру (средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия);

– духовную культуру (религия, наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей).

Культура является исторически  сложившейся разноуровневой системой, которая обладает своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни – этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры приобретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.

Культура вбирает в  себя все достижения человечества в  области как материального, так  и духовного производства. Начальная  форма и первоисточник развития культуры – это человеческий труд, способы его осуществления и  результаты. Мир культуры существует вне сознания отдельных людей  как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поколений  человечества.

Без культуры, вне ее невозможна жизнь человека и общества. Любое  новое поколение начинает свою жизнь  не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, которые созданы предшествующими  поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения формируются в ходе усвоения уже созданной культуры.

Культура не является пассивным  хранением материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими  поколениями, человечество активно  творчески их использует для социального  прогресса.

Культура – это совокупность:

– результатов человеческой деятельности;

– исторически сложившихся способов труда;

– признанных приемов поведенческих актов человека;

– манер общения, именуемых этикетом;

– способов проявления своих чувств;

– приемов и уровней мышления.

Культура является материальными  и духовными ценностями. Ценностями с этой точки зрения называют: определение  того или иного объекта материальной или духовной реальности, которое  высвечивает его положительное  или отрицательное значение для  человека и человечества.

Внутри культуры как целостного образования различают два аспекта:

– научно-технический;

– гуманитарно-художественный.

Массовость культуры –  это не только ее низкий уровень  будто бы только для примитивно мыслящих, но и формальная характеристика – своего рода рынок искусства. Потому что и широким народным массам можно и нужно давать нечто настоящее, чтобы поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры.

Для повышения культуры народа надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз – к чему-то упрощенному.

 

 

 

 

79. ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

 

 

Основу древнегреческой  культуры составляют два культа:

– культ Аполлона – культ светлого, соразмерности и меры, разума и науки;

– культ Диониса – темный культ, культ земли, плодородия, вина и опьянения, культ плотской любви. Термин «культура» стал употребляться в качестве научного термина со второй половины XVIII в. – века Просвещения. Философы и ученые XVIII в. стали пользоваться этим словом, чтобы обозначить специфику человеческого образа жизни, в отличие от природного, стихийного, животного бытия. Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала служил выражением идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке».

С точки зрения этой идеи термин «культура» трактовался с  двух точек зрения.

1. Как средство возвышения человека, совершенствования человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Развитие культуры связывали с воспитанием и просвещением людей. В период с конца XVIII в. вплоть до начала XIX в. слово «культура» часто заменяли словами «просвещенность», «гуманность», «разумность». С этой точки зрения в область культуры входит лишь совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей, которые созданы человеком.

2. Как образ жизни людей, который имеется в действительности, реально существует и исторически изменяется. Этот образ жизни обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Но при этом культура хотя и отличает человеческий образ жизни от животного, несет в себе как позитивные, так и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

Культура эпохи Возрождения  наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное  развитие и проявление своих способностей. Она утвердила новый критерий оценки общественных отношений –  человеческий.

На первом этапе своего развития культура эпохи Возрождения  выступила как светское свободомыслие, которое противостоит средневековой  схоластике и духовному господству церкви.

Далее культура эпохи Возрождения  утверждается через ценностно-моральный  акцент философии и литературы. Уже  элементарный список работ философов  эпохи Возрождения дает представление  об этом:

– «О преимуществе и превосходстве человека» – Фацио;

– «О наслаждении как истинном благе» – Лоренцо Балла;

– «О благородных нравах и свободных науках» – Вер-джерио;

– «О достоинстве» – Манетти;

– «Против лицемерия» (два разных трактата с этим названием, написанные Леонардо Бруни и Поджо);

– «О благородстве законов и медицины» – Салютати;

– «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы» – Петрарка и т. д.

Культура эпохи Возрождения  появилась в Италии. В дальнейшем она охватила и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно роль, игравшаяся античной культурой в  становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи как эпохи Возрождения, или Ренессанса.

 

 

 

 

80. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего  прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Культура характеризует  людей, определяет меру их развития, способы  самовыражения в деятельности.

Материальная и духовная культура, традиции и моральные нормы, специфика отношений между личностью, обществом и государством формируются  и развиваются столетиями, передаются из поколения в поколение, от одной  эпохи к другой.

В ХХ в. возник интересный феномен, никогда ранее не встречавшийся  в человеческой истории, – массовая культура.

В наше время необязательно  иметь поэтический талант – часто  вполне достаточно овладеть техникой стихосложения (имея, естественно, некоторый  уровень поэтической культуры и  слух, как в музыке) – и можно писать неплохие стихи, издавать книги.

Массовая культура имеет  и положительные стороны: необязательно  понимать основы кибернетики, чтобы  работать на компьютере, можно лишь знать, в каком порядке нажимать кнопки.

Массовая культура экономит время и энергию людей, но и  избавляет их от необходимости думать. Можно преуспеть, лишь владея техникой и технологией действий.

Основная трагедия современной  культуры в том, что, когда открытия или изобретения талантливых  одиночек становятся массовыми, они  довольно сильно теряют смысл и первоначальное значение.

Культура нашего времени  повсеместно представляется совокупностью  знаний, приемов и действий, т. е. чем-то внешним по отношению к человеку. Она становится тем, чем можно овладеть, выучив, приняв к сведению, утвердив, и что можно отбросить, когда отпала необходимость.

Восточная и западная цивилизации  взаимодействуют между собой. В  результате этого взаимодействия возникают  различные «гибридные» общества, которые усваивают на основе своей  культуры новую культуру.

Сегодня перед обществом  остро встали вопросы:

– можно ли воспринимать образцы современного западного опыта как некоторый идеал или же эти образцы должны быть подвергнуты критике;

– каков путь вхождения России в мировую цивилизацию – западный или восточный;

– каковы пути развития мировой цивилизации в наше время.

Современный Запад – это  синоним понятия «развитые страны». Согласно этому признаку некоторые  политологи стали относить Японию к  Западу, что совершенно неправомерно. Независимо от того, что Япония имеет  общий с западными странами технологический  базис, она остается страной восточной  цивилизации даже по способу усвоения общечеловеческих ценностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"