Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Александра Сергеевна Жаворонкова.docx

— 250.57 Кб (Скачать)

Главная идея Дьюи, определяющая суть его философии, – инструментализм.

Инструментализм – направление  в философии, согласно которому ум и  интеллект точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условиям, как части  тела и зубы.

По мнению этого мыслителя, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей.

Мартин Хайдеггер –  немецкий философ, сторонник экзистенциализма.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia – существование) – «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности.

По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии  является занятие не столько науками  в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Люди помимо своей воли заброшены  в этот мир, в свою судьбу и живут  в чужом для себя мире. Их бытие  окружено со всех сторон какими-то непонятными  знаками, символами. Основные вопросы, поставленные Хайдеггером:

– Для чего живет человек?

– В чем смысл его жизни?

– Каково место человека в мире?

– Каков выбор им своего жизненного пути? Людвиг Витгенштейн – австрийский мыслитель, логик и математик. Людвиг Витгенштейн:

– развивал идеи лингвистической философии;

– разрабатывал проблемы математической логики;

– анализировал язык математики как наиболее совершенный язык научного знания.

Он предлагал свести все  научное знание к логике и математике, тем самым абсолютизируя значимость формальных преобразований, якобы могущих  выразить содержательные утверждения  о мире.

Главное произведение позднего периода Витгенштейна – «Философские исследования», в которых он трактует философию как активность, направленную на прояснение языковых выражений. Задача же философии сугубо «терапевтическая» – устранение путем анализа естественного языка не только философских, но и иных обобщений, которые оцениваются им как своего рода заболевания.

 

 

 

 

43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв

 

 

История русской литературы является богатым культурно-историческим феноменом.

Наиболее содержательным периодом русской философии является XIX в. Этот период был «золотым веком» в истории русской духовности, веком классики и универсализма. Этому столетию присущ органический синтез философской мысли и художественного слова.

Начало русской классической философии положило творчество Чаадаева (1794–1856). В его «Философских письмах» с религиозной точки зрения были поставлены вопросы:

– Каковы особенности исторического развития России и Западной Европы?

– Что такое русское национальное самосознание? Философская политика Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли XIX в. и возникновению в ней двух противоположных течений – славянофильства и западничества.

Славянофилы связывали судьбу России с развитием русского национального  сознания и расцветом русской  православной религии.

В истории русской философии, которая всегда уделяла большое  внимание религиозной теме, особое место принадлежит Н.Ф. Федорову (1828–1903), поставившему в основу всей своей системы идею «всеобщего спасения». Отличительной особенностью мысли  Федорова является его непримиримое отношение к смерти, необходимости  ее активного преодоления. В его  известной работе «Философия общего дела» звучит призыв к «действию», а не пассивному созерцанию мира и  выражена вера в то, что разум  и сознание человека могут сами по себе осуществить эту задачу.

Николай Александрович Бердяев (1874–1948) – один из ярчайших представителей русской религиозной философии. Для социального переустройства общества, согласно Бердяеву, нужно прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России это связано с утверждением «русской идеи». По мнению Бердяева, главной отличительной чертой русской идеи является религиозный мессианизм, который пронизывает все общество, его культуру, сознание. Суть национальной русской идеи – осуществление царства Божия на земле. Бердяев с критикой относится к крайностям и славянофилов, и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия, по его мнению, может осознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она находится в центре этих миров и должна сознавать себя «Востоко-Западом», соединителем, а не разделителем их.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) – русский философ-идеалист, поэт, публицист, литературный критик. Он стал основоположником русской христианской философии как самобытного целостного сознания.

Главной идеей Соловьева  является идея «всееди-ного сущего». Предельно высшее единство сущего, согласно Соловьеву, – это Бог. Абсолютная глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Только Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неизмеримое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мирового сознания, т. е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства.

 

 

 

 

44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

 

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии  познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена  стремилось к приобретению новых  знаний. Овладение тайнами бытия  является выражением высших устремлений  творческой активности разума, который  составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую  в виде социальной памяти, богатства  ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма  социальной наследственности, культуры.

Теория познания – специальное  исследование познания, которое делится:

– на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

– на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

– природа познания;

– возможности и границы познания;

– отношение знания и реальности;

– соотношение субъекта и объекта познания;

– предпосылки познавательного процесса;

– условия достоверности знания;

– критерии истинности знания;

– формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

– одни ученые изучают объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

– одни находят знания, а другие – знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:

– gnosis – познавание, узнавание (познание, знание);

– episteme – знание, умение, наука.

В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

– знание как данность, добытый факт;

– процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной  стороной знания, которая состоит  в отношении с субъективной его  стороной, постольку гносеология  в своем развитии определяет предмет  психологии знания.

Теория познания должна:

– обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

– объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

– исследует природу человеческого познания;

– исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

– рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

– исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для  гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный  смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

 

 

 

 

45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

 

 

Познание – обусловленный  общественно-исторической практикой  процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское  познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается  с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта  форма знания базируется на здравом  смысле и обыденном сознании, она  является важной ориентировочной основой  повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой  и с природой.

Житейское познание развивается  и обогащается по мере прогресса  научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные  знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий  данной науки.

Сущность научного знания заключается:

– в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

– в достоверном обобщении фактов;

– в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно  более или менее убедительно  доказать, строго обобщить, ввести в  рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в  целостном, а не расчлененном отображении  мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное  познание имеет три формы:

– ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

– восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

– представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

– понятие;

– суждение;

– умозаключение.

Понятие – это элементарная форма мысли, которая является результатом  обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение – мысль, которая  не только соотносится с некоторой  ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или  ложным. Суждение – это связь  понятий.

Умозаключение – это вывод  нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления  новой мысли обосновывается с  помощью других мыслей.

Понятие, суждение и умозаключение  образуют некую целостность в  своем единстве, эта целостность  называется умом или мышлением.

Интуитивное познание. Интуитивное  познание – это неосознанно полученное непосредственное знание.

Интуитивное познание делится:

– на чувствительное (интуиция – мгновенное чувство);

– рациональное (интеллектуальная интуиция);

– эйдетическое (зрительная интуиция).

 

 

 

 

46. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

 

 

Познание – это процесс  получения, хранения, переработки и  систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.

Познание делит мир  на две части:

– на объект (в переводе с латинского – противопоставлять себе);

– на субъект (в переводе с латинского – лежащий в основе).

Субъект познания – глубоко  понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

Субъект является сложной  иерархией, фундамент для которой  – все социальное целое.

Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами  характера, темперамента, ума или  глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"