Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.
Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.
Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.
Объект познания – это
любая существующая независимо от сознания
данность, на которую нацелена познавательно-
Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.
Объект в его отношении к субъекту – это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.
Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта.
В современной гносеологии различается объект и предмет познания:
– объект познания – это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;
– предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек – это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.
В социальном познании человек
имеет дело, таким образом, с результатами
собственной деятельности, а значит,
и с самим собой как
Объективизм – направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей.
Субъективизм – учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости.
47. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ
Наука логики – диалектика. Диалектика – это искусство вести беседу, умение правильно аргументировать свои мысли. Идея логики раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики.
В диалектической философии нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему.
Объективной диалектикой называется диалектика природы и материальных общественных отношений.
Субъективной диалектикой называется диалектика процесса познания и мышления людей. Но субъективна она только по форме.
Система диалектической философии:
Главные законы диалектики:
– закон перехода количества в качество и обратно;
– закон взаимного проникновения противоположностей;
– закон отрицания отрицания. Принципы диалектики:
– принцип развития через противоречия;
– принцип всеобщей взаимной связи. Категории (неосновные законы) диалектики:
– сущность и явление;
– единичное, особенное, всеобщее;
– форма и содержание;
– причина и следствие;
– необходимость и случайность;
– возможность и действительность.
Конечно, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга.
Главные законы диалектики,
с одной стороны, характеризуют
процесс развития, в процессе которого
противоречия приводят к разрушению
старого и появлению нового качества,
а повторное отрицание
Таким образом, противоречия, которые формируются в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные – как форма этого процесса.
Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития:
– первое представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого;
– второе представляет развитие в форме кругового движения и утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то. Логикой называют способность правильно (логически) мыслить. Различают:
– прикладную логику – охватывает в традиционной логике учения о методе, определении и доказательстве;
– чистую логику – охватывает в традиционной логике учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении.
Современная логика распадается на множество направлений:
– метафизическая логика (гегельянство);
– психологическая логика (Т. Липпс, В. Вундт);
– теоретико-познавательная (трансцендентальная) логика (неокантианство);
– семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм);
– предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш);
– неосхоластическая логика;
– феноменологическая логика;
– логика как методология и логистика, находящаяся в центре споров о логике.
Логика является общим учением об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движении понятий. Даже если человек глубоко, тонко и гибко мыслит, он это делает по законам логики при условии верного хода мысли, не нарушая ни одного ее принципа.
48. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ
Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей – это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания.
Знание – объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира.
Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Познание бывает:
– чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств);
– логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения). Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.
Практика – это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания.
Важнейшие формы практики:
– материальное производство (преобразование природы, естественного бытия людей);
– социальное действие (преобразование общественного бытия);
– научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира).
Основные функции практики в процессе познания:
– практика – основа познания, его движущая сила;
– практика – источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями;
– практика – цель познания, так как осуществляется, чтобы направить и регулировать деятельность людей;
– практика – критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практику в своей основе имеют не только науки о природе и технике, но и науки об обществе, так как она:
– указывает и выделяет явления, изучение которых необходимо для человечества;
– изменяет окружающие вещи;
– выявляет такие стороны окружающих вещей, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Благодаря практике было установлено, что нельзя рассматривать познание как что-то готовое, неизменное, застывшее. В ходе практики происходит движение, восхождение от неточного знания к более совершенному, точному.
Понятие опыта имеет разное значение: опыт (эмпирия) противополагается умозрению и в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент; опыт – мера навыков и умений – в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п.
Познание истины основано
на опыте, не только опыте одного человека,
а наследственной информации целого
человечества. Вся история научного
познания говорит о том, что вслед
за применением на практике какого-либо
открытия начинается бурное развитие
соответствующей области
49. ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
Чувственное познание – это познание в форме ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств.
Эмпирическое познание – это отражение данного опосредованно. Эмпирический уровень познания предполагает: наблюдение; описание наблюдаемого; ведение протоколов; использование документов.
Эмпирическое познание – это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.
Исходным в чувственном познании является ощущение – простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов.
Ощущения имеют широкий спектр модальности:
– зрительные;
– слуховые;
– вибрационные;
– кожно-осязательные;
– температурные;
– болевые;
– мышечно-суставные;
– ощущения равновесия и ускорения;
– обонятельные;
– вкусовые;
– общеорганические.
Объективная основа восприятия образа как целостного – это единство и вместе с тем множественность различных сторон и свойств предмета.
Целостный образ, который отражает непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием.
Память, представления и воображение. Ощущения и восприятия – это источник всех знаний человека, однако познание не ограничивается ими. Любой предмет воздействует на органы чувств человека какое-то определенное время, после чего воздействие прекращается. Но образ предмета не пропадает сразу же бесследно, а запечатлевается и сохраняется в памяти. Никакое познание немыслимо без феномена памяти.
Память очень важна в познании, она объединяет прошлое и настоящее в одно органическое целое, где имеется их взаимное проникновение.
Представления – это образы предметов, воздействовавших когда-то на органы чувств человека и потом восстанавливающихся по сохранившимся в мозгу связям.
В процессе представления
сознание впервые отрывается от своего
непосредственного источника и
начинает существовать как относительно
самостоятельное субъективное явление.
Представление является промежуточным
звеном между восприятием и
Воображение – это свойство человеческого духа величайшей ценности, оно восполняет недостаток наглядности в потоке отвлеченной мысли. Без воображения познание невозможно.
Основные методы исследования в науке, особенно в естествознании, – это наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – это
Экспериментом называется метод
исследования, с помощью которого
объект или воспроизводится
Научный факт. Установление фактов – это необходимое условие научного исследования.
Факт – это явление материального или духовного мира, которое стало удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения.