Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Александра Сергеевна Жаворонкова.docx

— 250.57 Кб (Скачать)

Сознание и язык являются единым целым: в своем существовании  они предполагают друг друга, как  внутреннее, логически оформленное  идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

Язык – это непосредственная деятельность сознания. С помощью  языка сознание выявляется, формируется.

С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений  к понятиям; протекает процесс  оперирования понятиями.

Сознание является отражением действительности, а язык – ее обозначением и выражением в мысли.

Но не все выразимо с  помощью языка, человеческая душа настолько  загадочна, что для ее выражения  порой нужна поэзия, музыка или  весь арсенал символических средств.

Человек принимает информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных  знаковых форм.

Знак – это материальный предмет, процесс, действие, которые  выполняют в процессе общения  роль представителя чего-то другого  и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

Знаковые системы –  это материальная форма, в которой  осуществляются сознание, мышление; реализуются  информационные процессы в обществе; реализуются информационные процессы в технике.

В них входит вся сфера  психики и сознания: понятийные компоненты; чувственные компоненты; эмоциональные  компоненты; волевые побуждения.

Среди неязыковых знаков выделяются:

– знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев, отпечатки ископаемых животных и т. п.);

– знаки-признаки (озноб – симптом болезни, туча – предвестник приближения дождя и т. п.);

– знаки-сигналы (звонок, аплодисменты и т. п.);

– знаки-символы (двуглавый орел символизирует российскую государственность).

 

 

 

 

39. ПРОБЛЕМАТИКА СОЗНАНИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, К. МАРКСА, А. БЕРГСОНА, У. ДЖЕЙМСА

 

 

Артур Шопенгауэр (1788–1860). Артур  Шопенгауэр был не согласен с понятием разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты.

Основной факт сознания Шопенгауэр видел в представлении.

Интуиция – это первый и самый важный вид знания. Весь мир рефлексии строится на интуиции.

Согласно Шопенгауэру, истинно  совершенным познанием может  быть только созерцание, свободное  от любого отношения к практике и  к интересам воли. Научное мышление всегда сознательно, потому что отдает себе отчет в своих принципах  и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную  сущность.

Фридрих Ницше (1844–1900). Форма  изложения философских идей у  Фридриха Ницше – это афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации.

По мнению Ницше, в сознании соединяются:

– античная установка на ценность предметного мира, направленность внимания на него;

– личностный навык работы сознания с самим собой. Ницше стремился создать основы новой морали «сверхчеловека» взамен христианской, найти новый путь религиозного сознания. Мир, по мнению Ницше:

– это жизнь, которая не тождественна органическим процессам: ее признак – становление;

– это воля к власти.

Карл Маркс (1818–1883). Карл Маркс  был родоначальником идеи вторичности  сознания, его обусловленности, детерминированности  внешними для него факторами и  прежде всего – экономическими.

По мнению Маркса, не сознание определяет бытие и мир явлений, а наоборот: бытие определяет сознание, сознание – это осознанное бытие.

Карл Маркс утверждал, что человек, его сознание и вся  его духовная жизнь определяются безблагодатными общественно-экономическими отношениями.

Маркс предложил анализировать сознание и его содержание через изучение предметно-практических форм человеческой деятельности, т. е. анализировать сознание, вплетенное в бытие людей.

Анри Бергсон (1859–1941). Анри Бергсон – один из ярчайших представителей философии жизни.

Важнейшим философским произведением  Бергсона является «Опыт о непосредственных данных сознания», в котором он вводит понятие «чистой длительности»  – сути сознания и бытия.

Бергсон в своей философии  обращался к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно  в нашем самосознании, которое  показывает, что тончайшая ткань  психической жизни есть длительность, т. е. непрерывная изменчивость состояний.

Учение Бергсона о природе  сознания и условиях возможности  открытого общества в свое время  было охарактеризовано как революция  в философии.

Уильям Джеймс (1842–1910). Уильям Джеймс – североамериканский философ, по его мнению, сознание расчленено и имеет целесообразную структуру.

Одна из наиболее известных  работ Джеймса – «Существует  ли сознание», в ней философ отрицает существование сознания как особой сущности, относящейся к чему-либо.

По его мнению, личность (некий волевой центр), а не сознание, относится к потоку ощущений и  переживаний, являющихся нам последней  реальностью, данной нам в опыте.

 

 

 

 

40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

 

 

Зигмунд Фрейд – австрийский  психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления.

Основные работы Фрейда, которые  содержат философские идеи и концепции: «Массовая психология и анализ человеческого "Я"»; «По ту сторону принципа удовольствия»; «"Я" и „Оно“»; «Психология бессознательного»; «Неудовлетворенность в культуре»; «Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др.

Фрейд выдвинул гипотезу о  роли бессознательного и возможности  его познания через толкование сновидений.

Фрейд предполагал, что психическая  деятельность бессознательного подчиняется  принципу удовольствия, а психическая  деятельность подсознательного – принципу реальности.

Главной в философии Зигмунда Фрейда была идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного  развития, что интеллект – это  аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.

Важнейшим, по мнению Фрейда, двигателем психической жизни человека является «либидо» (половое влечение), которое определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.

В своем психоанализе Фрейд  рассмотрел:

– формирование религиозных культов и обрядов;

– появление искусства и общественных институтов;

– возникновение науки;

– саморазвитие человечества.

Фрейд утверждал, что основная часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих  влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, которое стремится  ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей.

По мнению Фрейда, личность разделена на Оно; Я (Эго); Сверх-Я (Супер-эго).

Оно – это сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения, она не имеет сомнений, противоречий и отрицаний.

Любые инстинкты и связанные  с ними влечения Фрейд разделяет  на две противоположные группы:

– влечения Эго (инстинкты смерти, агрессии, разрушения);

– половые инстинкты (инстинкты жизни).

Фрейд предлагает рассматривать  сознание личности как систему внешних  запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) как нечто «надсознательное» (Оно), которое содержит импульсивные влечения и страсти.

Согласно философии Фрейда, сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, подавляющие  подсознательную сферу, являясь  для нее цензурой духа.

Подсознательная сфера проявляет  себя в областях:

– анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.);

– ненормальных (неврозы, психозы и др.). Неофрейдизм – направление в современной философии и психологии, соединившее психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. Основные представители неофрейдизма:

– Карен Хорни;

– Гарри Салливен;

– Эрих Фром и др.

Основной идеей неофрейдистов стали межличностные отношения. Их главным вопросом был вопрос о том, как человеку жить и что делать.

Общество признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных  ценностей и идеалов.

 

 

 

 

41. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO

 

 

Истина в традиции сogito выступает как свойство знания, предстает в парадигме субъект-объектных реляций.

Уточнение истины в традиции сogito осуществляется соответствием: слова субъекта должны соответствовать его суждению; суждения субъекта должны соответствовать действительности.

Параметры истины Объективность. Объективная истина – это независимое  от общества в целом и человека в частности познавательное содержание.

Истина – свойство человеческого  знания, поэтому она по своей форме  субъективна. Истина не зависит от произвола  сознания, определена отображающимся в нем материальным мире, поэтому по содержанию она объективна.

Абсолютность. Абсолютность истины – это ее полнота, безусловность, присущность ей независимого от субъекта познавательного содержания, сохраняющегося и воспроизводящегося в ходе прогресса  знания.

От абсолютной истины следует  отличать вечную истину, которая обозначает неизменность истины, ее справедливость для всех времен и условий. Преувеличивая  элемент абсолютного в истине, теистические и догматические системы философии, разворачивающие учение о вечной истине, игнорируют такие параметры истины, как: относительность; конкретность; процессуальность; историчность.

Относительность. Относительность  истины – это ее неполнота, условность, незавершенность, приблизительность, вхождение в нее лишь субъективно  значимых компонентов, устраняющихся  из знания перманентно как не совместимые  с природой вещи.

Процессуальность. Истина является динамическим качеством познания, которое возникает как суверенный итог отдельных несуверенных познавательных актов, предпринимаемых человечеством в заданных условиях.

Конкретность. Конкретность истины является синтетическим, интегральным параметром, он вытекает из абсолютности, относительности, процессуальности истины. Истина всегда конкретна, потому что получена субъектом в некоторой наличной обстановке, которая характеризуется единством места, времени, действия.

Конкретность истины является ее определенностью – независимо от степени строгости и точности истина имеет предел положительной  применимости, где понятие последнего задается областью фактической выполнимости теории.

Основные пункты конкретности истины:

– истина исторична – реализуется в некоторой ситуации, характеризуемой единством места, времени, действия;

– истина динамична – абсолютное дано относительно и через относительное, оно имеет свои границы и исключения;

– истина качественна – есть интервал выполнимости, за пределы которого экстраполяция истины недопустима.

Хотя базой для науки  является истина, наука содержит массу  неистинного:

– теории, содержащие противоречия;

– недоказанные теоремы;

– неразрешенные проблемы;

– гипотетические объекты с неясным познавательным статусом;

– парадоксы;

– противоречивые объекты;

– неразрешимые положения;

– необоснованные предположения;

– порождающие антиномии представления и рассуждения и др.

Наука не может пропускать гипотетические, маловероятные знания вследствие того, что: полностью не доказана его противоречивость; имеются  надежды на его скорое обоснование; критическое испытание гипотетического  знания провоцирует производство нового знания и др.

 

 

 

 

42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ

 

 

Первыми, кто сделал шаг  к отказу от проблематики сознания, были:

– Джон Дьюи (1859–1952);

– Мартин Хайдеггер (1889–1976);

– Людвиг Витгенштейн (1889–1951).

Джон Дьюи – американский философ, один из ярчайших представителей неопрагматизма.

Прагматизм – направление  в философии, которое ведет свое начало от американского философа Пирса, оно видит наиболее яркое выражение  человеческой сущности в действии и  ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.

Основным понятием философии  этого мыслителя был опыт, под  которым имелись в виду все  формы проявления человеческой жизни. По мнению Дьюи, философия появилась не из удивления, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому главной задачей философии является такая организация жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, которая способствовала бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"