Шпаргалка по "Филосифии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:41, шпаргалка

Описание работы

Понятие мировоззрения и его структура.
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 171.05 Кб (Скачать)

2). Несмотря на противоречивость и неясность многих положений социально-политической концепции Аристотеля, предложенные им подходы к анализу государства, метод политической науки и ее лексикон (включая историю вопроса, постановку проблемы, аргументы «за» к «против» и т. д.), выделение того, что является предметом политического размышления и рассуждения, оказывают и сегодня до­статочно заметное влияние на политические исследования. Ссылка на Аристотеля все еще является достаточно весомым научным аргументом, подтверждающим истинность выводов о политических процессах и явлениях.[11]

      Понятие   прогресса, как выше сказано,  опирается  на  какую - небудь  ценность  или совокупность  ценностей.   Но  понятие прогресса   настолько прочно  вошло   в современное   массовое  сознание,  что мы  сталкиваемся  с ситуацией,  когда   само  представление   о прогрессе -  прогрессе как таковом -  выступает в роли  ценности.  Прогресс таким образом сам по  себе,  безотносительно к каким-либо  ценностям пытается  наполнить смыслом жизнь и историю,  и от  его имени выносятся вердикты. Прогресс,  может мыслиться либо  как стремление  к какой-то  цели,  либо  как беспредельное движение  и развертывание.  Очевидно,  что прогресс без основания в какой-либо  иной  ценности,  которая бы  служила ему целью,  возможен  лишь  как бесконечное восхождение.   Его парадоксальность  состоит в том,  что движение  без цели,  движение  в  никуда,  вообще  говоря,  бессмысленно.

 

30. Основные сферы  общественной жизни. Основой любого общества являются люди, которые в свою очередь всегда заняты в той или иной подсистеме, то есть, заняты в определенной сфере деятельности.

 Ученые выделяют четыре  сферы общественной жизни.

1)Экономическая сфера:  материальное производство и  взаимоотношения между людьми, которые  возникают в процессе производства  материальных благ, обмена (на рынках (биржевых)), распределения.

2)Социальная сфера: слои  населения, классы, нации, народы, взятые в их взаимоотношениях  и взаимодействиях друг к другу.

3)Политическая сфера:  она включает в себя политику, государства, право, их соотношение  и функционирование.

4)Духовная сфера: формы  и уровни общественного сознания (мораль, мировоззрение, религия,  образование, наука, искусство-всё  то, что человечество создало  и называется духовной культурой.)

5)Правовое.

Деление на сферы условно!!! Все четыре сферы тесно между  собой взаимосвязаны и дают нам  целостную картину о том или  ином обществе.

 

31. Природа и  общество. Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа - объективная реальность, не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени в пространстве, находится в непрерывном изменении и развитии. Основа - неживая природа. Возникновение живой природы есть загадка. Варианты - самозарождение в первобытном океане, божественное вдохновение, химическая случайность. Дальнейший необъяснимый скачок есть возникновение разума. Геосфера есть область неживой природы. Жизнь есть качественно новая форма материи. Реализуется в индивидуальных биологических особях и их совокупностях. Возникновение жизни - креационизм (Линней), одноактное творение богом организмов, либо многоактное творение богом более совершенных организмов после уничтожения более несовершенных. Витализм, объясняющий процессы жизни наличием некоторой нематериальной жизненной силы или жизненного порыва. Теория эволюции жизни - Ламарк, упражнение и неупражнение органов, теория естественного отбора Дарвина. Современная теория - воздействия внешней среды вызывают целенаправленные мутации, а далее естественный отбор.

 Под природой понимают  также ее часть - биосферу нашей  планеты. Именно она создала  условия для возникновения человека. В биосферу входит атмосфера,  гидросфера и верхняя часть литосферы. Природная среда - естественное условие жизни общества. Общество является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. Вне ее наша жизнь невозможна. Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общественный способ деятельности. Труд есть процесс, совершающийся между человеком и природой. Т.о. труд - та главная материальная сила, которая вела к возникновению и формированию собственно человеческой жизни - общества. С самого возникновения человеческого общество изменяло окружающую природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. Ограничивается ли среда жизни общества лишь географической средой? Нет. качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера. В результате длительность эволюции биосферы сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого + человек. Причем влияние человека сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразования воздействия общества на природу. Ноосфера - это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деятельность человека. По аналогии антропосфера, социосфера и техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий пласт, развивающийся вне биосферы и над ней. В этой ситуации человек должен взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и эволюцию ноосферы, деятельность его должна быть основана на научном понимании естественных и социальных процессов.

 Жизнь и разум - является  ли это венцом эволюции Вселенной  и материи, является ли это  этапом или этот тупиковая  ветвь эволюции, которая приведет  к саморазрушению. Теория циклической  Вселенной, которая время от  времени умирает, а вечны только материя и др.

 Если сначала природа  воспринималась как господин, в  новое время как слуга, то  теперь она должна стать партнером человека. Для человека жизненно важно сохранить свою среду обитания.

 

32. Культура как  системообразующий фактор общественной жизни. Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие “культура” употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, “античная культура”), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве.

 

33. Социальная  сфера общественной жизни. Социальная  структура общества. Социальная сфера - сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп. Соц. общности - исторически возникающие на основе определенного способа производства объединения(семья, община, род, племя, народность, нация, классы, сословия). Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц. групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по-своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению. крупный землевладелец как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин - представитель сословия. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда относительны и подвижны. Социальная структура общества - совокупность исторически возникающих и меняющихся социальных общностей и групп. В социальной структуре общества различают слои (подструктуры) : этническая(род, племя, народность, нация), семейно-бытовая(формы семейной бытовой жизни), демографическая(группы по полу, возрасту...), территориальная(сельское и городское население), образовательная, социально-классовая.

 

34. Мораль и  право как факторы самоорганизации  общества. В современной философской литературе под моралью понимается нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений;  один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. Право и мораль – самостоятельные, суверенные нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою особую ценность. Более того, по природе и происхождению они вообще находятся в различных плоскостях.[23]

P

Единство права и морали

Право и мораль имеют общие  черты, свойства. Главные их общие  черты проявляются в том, что  они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами  сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения  людей. Право и мораль имеют общие  социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат общей  цели согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию  общественного порядка.

Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного  общества, основывается на общности социально-экономических  интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и  справедливости.

Что же общего между правом и моралью?

1.   И те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;

2.Имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;

3.  Им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;

4. Они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;

5.    Имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;

6. Представляют собой средства активного воздействия на поведение людей.

Исследуя сущность морали, отмечают, что мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении  противоречия между интересами личности и общества. Мораль выступает как  нормативное осознание такого рода противоречий, как ответ на эту  социальную потребность.

И право и мораль обладают способностью проникать в самые  различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связанны с поведением людей  в широких областях их социального  взаимодействия. Учитывая это, а также  принимая во внимание «универсальность»  морали, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод  о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия.

 

35. Социальные  функции современной науки. Без науки  в  современном  обществе  невозможна  его  интеллектуальная  и производственная  мощь,  безопасность  государства.   Наука   стала   важным критерием  цивилизованности  и  культурности   народов.   Научно техническое развитие составляет главную  тенденцию  исторического  прогресса  на  рубеже

XX—XXI веков.

   На сегодняшний  день мы можем сказать, что  наука  в  современном   обществе играет  важную   роль   во   многих   отраслях   и   сферах   жизни   людей.  Несомненно,  уровень  развитости  науки  может  служить   одним  из  основных показателей   развития  общества,  а  также   это,   несомненно,   показательъэкономического, культурного,  цивилизованного,  образованного,  современногобразвития  государства. Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки  понимается внешнее  проявление  ее  одного  или  нескольких  существенных  свойств.   В функциях  обнаруживаются  возможности  и  способности  науки  участвовать  в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества,  в  создании  более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

      Социальные  функции науки  не  есть  нечто  раз  и  навсегда  заданное.

Напротив, они исторически  изменяются и развиваются, как и  сама наука;  более того,  развитие  социальных  функций  представляет  собой   важную   сторону  развития самой науки.

     Современная   наука  во  многих  отношениях   существенно,   кардинально

отличается от той науки, которая существовала столетие или  даже  полстолетия назад. Изменился  весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.Говоря о современной науке в ее  взаимодействии  с различными  сферами жизни человека  и общества,  можно выделить  три группы  выполняемых ею социальных   функций.   Это,    во-первых,    функции    познавательная    и мировоззренческае,   во-вторых,   функции   науки    как    непосредственной производительной  силы,   в-третьих,  ее  функции как социальной  силы,  в четвертых, культурная  функция и другие  функции,  связанные с тем,  что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

 

36. Основные концепции  происхождения человека. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:

1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение человека подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора.

Информация о работе Шпаргалка по "Филосифии"