Шпаргалка по "Филосифии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:41, шпаргалка

Описание работы

Понятие мировоззрения и его структура.
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 171.05 Кб (Скачать)

 В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от любых различий(возрастных, этнических, наличия или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к покойным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной культуры.

 Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие отдельного человека, таким образом:

 Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс»;

 Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.

 Для характеристики  духовного начала человека на  протяжении многих веков используется  понятие "личность"- совокупность  врожденных и приобретенных духовных  свойств человека, его внутреннее  духовное содержание.

 Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

 Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.

 Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

 Жизнь, развитие, воспитание  в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у которых он воспитывался).

 Большое значение для  превращения биологического индивида  в социально-биологическую личность  имеет практика, труд. Только занимаясь  каким-либо определенным делом,  причем таким, которое отвечает  склонностям и интересам самого  человека и полезно для общества, человек может оценить свою  социальную значимость, раскрыть  все грани своей личности.

 При характеристике  человеческой личности следует  уделить внимание такому понятию,  как качества личности- врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

 По качествам, их  наличию, развитости различают  людей. Через качества можно  дать характеристику личности  человека. В значительной мере  качества формируются под влиянием  семьи и общества.

 В философии выделяются  позитивные моральные качества:•  гуманизм;• человечность;• честь;•  совесть;• скромность; великодушие;•  справедливость;• верность;• иные  качества. и общественно осуждаемые-негативные: • чванливость;• цинизм;• грубость;• тунеядство; трусость;• нигилизм;• иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: • воля;• решительность;• мудрость;• умение; установки;• убеждения;• патриотизм.

 Человек, как правило,  совмещает в себе все виды  качеств; одни качества развиты  больше, другие- меньше.

 Характерной чертой  каждого человека, личности является  наличие потребностей и интересов.

 

41. Становление  личности: социализация и индивидуализация. Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность - это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных со­обществах.

Индивидуальность - целостное  психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый, уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным, единственным в своём роде, а не ещё одним  человеком среди множества других людей.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация - это  самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность - это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.

Таким образом, под индивидуализацией  понимается процесс формирования индивидуальности, понимаемой как целостность.

Личность формируется  во многом благодаря воспитанию. Постепенно процесс воспитания интериоризуется и человек сам начинает творить свою личность и содержание своей психики. Именно процесс самовоспитания и саморазвития, причём процесс во многом осознанный, т.е. деятельность по самовоспитанию и саморазвитию, приводит сначала к зарождению индивидуальности, а затем к её дальнейшему усложнению и развитию.

Понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют разные стороны, разные измерения  духовной сущности человека. Суть этого  различия схватывает наш язык. Со словом «личность» мы употребляем такие  эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем  самым ее деятельную представленность в глазах других людей. Об индивидуальности мы говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», как о качествах самостоятельной сущности.

В философско-психологической  литературе из двух определений человека - личность и индивидуальность - «вершинным»  считают личностное бытие человека. Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой ре­альности. Психолог Б.Г.Ананьев писал: «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуаль­ность - это «глубина» личности и субъекта деятельности».

Понятие личности фиксирует  социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в  систему социальных связей и отношений  в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение  общественных отношений.

Индивидуальность - это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно  значимых, сколько его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.

Про одни социальные нормы  и ценности он может сказать: «Это мое, я их внутренне разделяю и  принимаю, следую им, и буду отстаивать вплоть до смерти». Эти нормы и  ценности входят во внутреннюю сущность конкретного человека, становятся его  неотъемлемым достоянием. Про другие социальные реальности индивид может  сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне  их не разделяет.

Без определенного ограничения  социальных связей и отношений, сферы  своей деятельности невозможно индивидуальное самоопределение. «... Только выражая  себя в определенной индивидуальной форме, - писал Георг Вильгельм  Фридрих Гегель, - гений может  создать истинно художественное творение».

На определенном этапе  своей жизни человек должен ответить на вопрос: «Кто я?», «Что я собой  представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а  не только в глазах других?». Ответы типа: «Я школьник (студент), отличник, лидер группы, член сборной команды, участник общественного движения» и т.п. - неудовлетворительны по той простой причине, что студентов, лидеров, спортсменов и др. много. Социальные роли или функции сами по себе безличны.

Необходимо ответить себе прямо и честно: «Это есть мое  собственное, отличное от других в этих моих ролях, связях и от­ношениях». В исполняемые социальные роли, в общественное поведение, в осуществляемую деятельность человек должен вло­жить что-то свое - уникальное, неповторимое, самобытное (единственное в своем роде).

 

42. Проблема смысла  жизни человека. Человеку, как правило, мало просто жить. Ему (человеку) хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то".

С древнейших времен человек  не только заботился о своем благосостоянии, но и ищет ответы на вопросы: "Что  такое человек?", "Откуда он взялся?" и, главный вопрос "Для какой  цели человек есть на земле?". Эти  вопросы мучают людей уже не одно тысячелетие.Они не имеют общечеловеческого ответа, но каждый человек за свою жизнь находит индивидуальный ответ. Этим ответом можно воспринять идеал.

Идеал - представление людей  о должном, желанном, совершенном, наилучшем  в человеке, обществе, а также  в различных сферах жизни - экономической, политической, социальной, научной, нравственной, эстетической и т. д. Идеалы выражают неудовлетворенность людей своей  жизни, стремление привести в соответствие то, что существует, и то, что, по мнению людей, должно быть.

Содержание идеалов всегда имеет конкретно-исторический характер и связано не столько с уровнем  знаний, достигнутых обществом, сколько  с существующей в нем системой ценностей.

Ценность - значимость для  жизни людей природных и культурных предметов, явлений, мыслей и поступков, выявляющаяся в процессе преобразования человеком мира и самого себя. В  ценностях выражается отношение  человека к действительности с точки  зрения или должного, подчас еще  не осуществленного, но желанного, важного, нужного, или нежелательного, неважного, ненужного, вредного. Всякая ценность имеет смысл только в сравнении  с другой, противостоящий ей. Конечно, каждый человек ставит перед собой цели и видит смысл своей жизни в достижении самим же поставленных целей. Но, смысл жизни - есть совокупность поставленных целей человека и достижение основного результата, то есть результата возможного воспринять в качестве положительного итога жизни.

В каждой ситуации, в каждом жизненном повороте всегда содержится смысл, какой бы неожиданной и  непредсказуемой ни была жизнь. Смысл  жизни можно обрести через  переживание, всем сердцем отдаваясь  красоте мира, через созидание, посвящая себя какому-то делу или человеку. Ценности переживания и созидания –  это средства, с помощью которых  мы осмысленно преобразуем свою жизнь.Современному человеку легко затеряться в круговороте жизни и сложно обрести цель, поскольку в нашем мире все меняется с поразительной быстротой: ценности, представления, взгляды. Существует множество мнений о смысле жизни человека. Кто-то утверждает, что надо жить ради детей, кто-то - ради добра, ради любви, кто-то говорит – «надо брать от жизни все, ведь живем один раз». Восточная мудрость ориентирует нас на рождение и воспитание сына, постройку дома и посадку дерева. Многие ищут славы, удовольствий, богатств. Смысл жизни может восприниматься по-разному, например:

смысл жизни нельзя найти, его можно создать только для  самого себя, то есть поставив перед собой цель, можно преобразовать его в смысл жизни.

Стремление осмыслить  жизнь – это стремление выбрать  себе ценность выживания. Считается что мы понимаем ценность жизни, только потеряв что-то, что является истиной ценностью для нас.

Смысла жизни не существует, ибо жизнь сама есть смысл.

Можно выделить три основных уровня смысла жизни:

- общий, запредельный  уровень смысла жизни. Жизнь  можно осмыслить только в сопоставлении  со смертью; такой смысл жизни  ищут романтики (воины, писатели  и философы)

- ценности общества и  культуры – наиболее распространенные  рамки смысла жизни человека.

- Ценности самовыражения  собственного Я. Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи.

Смысл жизни можно рассматривать  в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.

Смысл жизни - это выбор  каждого отдельного человека. Это  самостоятельный осознанный выбор  тех ценностей, которые ориентируют  человека не на то, чтобы иметь (установка  на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенциалов)

Информация о работе Шпаргалка по "Филосифии"