Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:41, шпаргалка
Понятие мировоззрения и его структура.
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире.
В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от любых различий(возрастных, этнических, наличия или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к покойным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной культуры.
Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие отдельного человека, таким образом:
Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс»;
Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.
Для характеристики
духовного начала человека на
протяжении многих веков
Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.
Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у которых он воспитывался).
Большое значение для
превращения биологического
При характеристике
человеческой личности следует
уделить внимание такому
По качествам, их
наличию, развитости различают
людей. Через качества можно
дать характеристику личности
человека. В значительной мере
качества формируются под
В философии выделяются
позитивные моральные качества:
Человек, как правило,
совмещает в себе все виды
качеств; одни качества
Характерной чертой
каждого человека, личности является
наличие потребностей и
41. Становление
личности: социализация и
Индивидуальность - целостное
психическое образование
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности. Индивидуализация - это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность - это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.
Таким образом, под индивидуализацией понимается процесс формирования индивидуальности, понимаемой как целостность.
Личность формируется во многом благодаря воспитанию. Постепенно процесс воспитания интериоризуется и человек сам начинает творить свою личность и содержание своей психики. Именно процесс самовоспитания и саморазвития, причём процесс во многом осознанный, т.е. деятельность по самовоспитанию и саморазвитию, приводит сначала к зарождению индивидуальности, а затем к её дальнейшему усложнению и развитию.
Понятия «личность» и «индивидуальность» фиксируют разные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия схватывает наш язык. Со словом «личность» мы употребляем такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельную представленность в глазах других людей. Об индивидуальности мы говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», как о качествах самостоятельной сущности.
В философско-психологической литературе из двух определений человека - личность и индивидуальность - «вершинным» считают личностное бытие человека. Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой реальности. Психолог Б.Г.Ананьев писал: «Если личность - «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности».
Понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение общественных отношений.
Индивидуальность - это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколько его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.
Про одни социальные нормы и ценности он может сказать: «Это мое, я их внутренне разделяю и принимаю, следую им, и буду отстаивать вплоть до смерти». Эти нормы и ценности входят во внутреннюю сущность конкретного человека, становятся его неотъемлемым достоянием. Про другие социальные реальности индивид может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне их не разделяет.
Без определенного ограничения социальных связей и отношений, сферы своей деятельности невозможно индивидуальное самоопределение. «... Только выражая себя в определенной индивидуальной форме, - писал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, - гений может создать истинно художественное творение».
На определенном этапе своей жизни человек должен ответить на вопрос: «Кто я?», «Что я собой представляю?», «Что есть мое в этом мире?», «Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?». Ответы типа: «Я школьник (студент), отличник, лидер группы, член сборной команды, участник общественного движения» и т.п. - неудовлетворительны по той простой причине, что студентов, лидеров, спортсменов и др. много. Социальные роли или функции сами по себе безличны.
Необходимо ответить себе прямо и честно: «Это есть мое собственное, отличное от других в этих моих ролях, связях и отношениях». В исполняемые социальные роли, в общественное поведение, в осуществляемую деятельность человек должен вложить что-то свое - уникальное, неповторимое, самобытное (единственное в своем роде).
42. Проблема смысла жизни человека. Человеку, как правило, мало просто жить. Ему (человеку) хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то".
С древнейших времен человек
не только заботился о своем
Идеал - представление людей
о должном, желанном, совершенном, наилучшем
в человеке, обществе, а также
в различных сферах жизни - экономической,
политической, социальной, научной, нравственной,
эстетической и т. д. Идеалы выражают
неудовлетворенность людей
Содержание идеалов всегда имеет конкретно-исторический характер и связано не столько с уровнем знаний, достигнутых обществом, сколько с существующей в нем системой ценностей.
Ценность - значимость для
жизни людей природных и
В каждой ситуации, в каждом жизненном повороте всегда содержится смысл, какой бы неожиданной и непредсказуемой ни была жизнь. Смысл жизни можно обрести через переживание, всем сердцем отдаваясь красоте мира, через созидание, посвящая себя какому-то делу или человеку. Ценности переживания и созидания – это средства, с помощью которых мы осмысленно преобразуем свою жизнь.Современному человеку легко затеряться в круговороте жизни и сложно обрести цель, поскольку в нашем мире все меняется с поразительной быстротой: ценности, представления, взгляды. Существует множество мнений о смысле жизни человека. Кто-то утверждает, что надо жить ради детей, кто-то - ради добра, ради любви, кто-то говорит – «надо брать от жизни все, ведь живем один раз». Восточная мудрость ориентирует нас на рождение и воспитание сына, постройку дома и посадку дерева. Многие ищут славы, удовольствий, богатств. Смысл жизни может восприниматься по-разному, например:
смысл жизни нельзя найти, его можно создать только для самого себя, то есть поставив перед собой цель, можно преобразовать его в смысл жизни.
Стремление осмыслить жизнь – это стремление выбрать себе ценность выживания. Считается что мы понимаем ценность жизни, только потеряв что-то, что является истиной ценностью для нас.
Смысла жизни не существует, ибо жизнь сама есть смысл.
Можно выделить три основных уровня смысла жизни:
- общий, запредельный
уровень смысла жизни. Жизнь
можно осмыслить только в
- ценности общества и
культуры – наиболее
- Ценности самовыражения собственного Я. Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи.
Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.
Смысл жизни - это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенциалов)