эра высокого массового потребления.
46. Понятие цивилизации.
Типы цивилизаций. Цивилизация - это преобразованный человеком
мир внеположенных ему материальных объектов,
а культура - это внутреннее достояние
самого человека, оценка его духовного
развития, его подавленности или свободы,
его полной зависимости от окружающего
соц. мира или его духовной автономности.
Если культура, с этой точки зрения, формирует
совершенную личность, то цивилизация
формирует идеального законопослушного
члена общества, довольствующегося предоставленными
ему благами. Анализируя переход от первобытности
к цивилизации можно выделить ее основные
характеристики: общественное разделение
труда, отделение города от деревни, умственного
труда от физического ,возникновение товарно-денежных
отношений, раскол общества на эксплуататоров
и эксплуатируемых, как следствие — появление
государства, права наследования имущества,
создание письменности и развитие форм
духовного производства. Цивилизация
(Ц) — это синоним культуры? В социальной
философии понятие Ц используется для
характеристики конкретного общества
как социального образования локализованного
в пространстве и во времени (цивилизация
древнего Египта, Вавилона, Арабсакая
цивилизация) или как фиксация определенного
уровня технологического развития. Цивилизация
включат в себя преобразованную человеком,
окультуренную историческую природу (в
девственной природе существование цивилизации
не возможна) и средства этого преобразования,
человека, усвоившего культуру и способного
жить и действовать в окультуренной среде
своего обитания, а также совокупность
общественных отношений. Как форм социальной
организации культуры. Цивилизация —
понятие более глобальное, чем общественная
формация. Формационные различия в обществе
— это различия внутри цивилизации. Цивилизация
представляет собой социокультурное образование
. если понятие «культура» характеризует
человека, определяет меру его развития,
способы самовыражения в творчестве, то
понятие «цивилизация» характеризует
социальное бытие самой культуры. С точки зрения эволюции выделение
формаций или цивилизаций играет важную
роль в осмыслении грандиозного объема
информации, которую представляет исторический
процесс. Классификация формаций и цивилизаций
- это лишь определенные ракурсы, в которых
изучается история развития человечества.
Сейчас принято различать цивилизации
традиционные и техногенные. Естественно,
такое деление условно, но тем не менее
оно имеет смысл, ибо несет определенную
информацию и может быть использовано
в качестве отправной точки исследования.
Традиционными обычно
принято называть те цивилизации,
где жизненный уклад ориентирован
медленными изменениями в сфере
производства, консервацией культурных
традиций, воспроизведением часто
на протяжении многих столетий
сложившихся социальных структур
и образа жизни. Современный период развития
общества определяется прогрессом техногенной
цивилизации, которая активно завоевывала
себе все новые социальные пространства.
Этот тип цивилизованного развития сформировался
в европейском регионе, его часто называют
западной цивилизацией. Но он реализуется
в различных вариантах как на Западе, так
и на Востоке, поэтому используется понятие
"техногенной цивилизации", поскольку
ее важнейшим признаком является ускоренный
научно-технический прогресс. Технические,
а затем и научно-технические революции
делают техногенную цивилизацию чрезвычайно
динамичным обществом, вызывая часто на
протяжении жизни нескольких поколений
радикальное изменение социальных связей
- форм человеческого общения. Мощная экспансия
техногенной цивилизации на остальной
мир приводит к ее постоянному столкновению
с традиционными обществами.
47. Научно-технический
прогресс и опасности экологической
катастрофы. Экология (от греч. oikos — обиталище,
местопребывание) — это и есть наука о
родном доме человечества, об условиях
обитания тех, кто его населяет. Известно,
что человеческая деятельность является
тем каналом, по которому осуществляется
постоянный «обмен веществ» между человеком
и природой. Любые изменения в характере,
направленности и масштабах человеческой
деятельности лежат в основе изменений
отношения общества и природы. С развитием
практически - преобразующей деятельности
человека увеличились и масштабы его вмешательства
в естественные связи биосферы, последствия
которого он не всегда может учесть. В
прошлом использование человеком сил
природы и ее ресурсов носило преимущественно
стихийный характер: человек брал у природы
столько, сколько позволяли его собственные
производительные силы. Но научно-техническая
революция столкнула человека с новой
проблемой — с проблемой ограниченности
природных ресурсов, возможного нарушения
динамического равновесия сложившейся
системы, а в связи с этим и необходимостью
бережного к ней отношения. Если, таким
образом, прошлый тип отношения общества
к природе носил стихийный характер, то
в новых условиях возник и новый тип —
отношение глобального, научно обоснованного
регулирования, охватывающего как природные,
так и социальные процессы, учитывающего
характер и границы допустимого воздействия
общества на природу с целью не только
ее сохранения, но и воспроизводства. Человечество
вплотную столкнулось с такими проблемами,
которые угрожают его собственному существованию.
К ним относятся в первую очередь загрязнение
атмосферы, истощение и порча почвенного
покрова, химическое заражение водного
бассейна. Таким образом, человек в результате
собственной же деятельности вступил
в острое противоречие с условиями своего
обитания. Мы все воюем с природой, а нам
необходимо мирное сосуществование с
ней. И не только в узко прагматическом
смысле но и в широком нравственном масштабе:
ведь мы призваны не властвовать над природой
(и, безусловно, не покорять ее), а, наоборот,
будучи детьми ее, должны лелеять и любить
ее как мать родную. Под техникой понимается система
созданных человеком средств, орудий производства,
а также приемы и операции, умение и искусство
осуществления трудового процесса Уровень
развития техники - показатель степени
овладения человеком силами природы. Исторический
процесс развития техники включает три
основных этапа: орудия ручного труда,
машины, автоматы. Технический прогресс
- важнейший фактор роста производительности
труда, а следовательно, показатель уровня
развития производительных сил общества.
Современное развитие производительных
сил основывается на широкой базе научно-технического
прогресса. В общем ходе научно-технического
прогресса выделяются особо крупные вехи,
связанные с качественным преобразованием
производительных сил, приводящие к резкому
увеличению производительности труда.
Они характеризуют этапы научно-технической
революции. (Первым этапом, революционизировавшим
и заметно стимулировавшим существенный
подъем в развитии производительных сил,
стал этап механизации, машинизации производства,
освободивший человека от изнурительного
физического труда и во много раз увеличивший
его производительность. Главное направление
современной научно-технической революции,
составляющей новую эпоху (второй этап)
в развитии научно-технического прогресса,
- автоматизация, связанная с научными
достижениями в области автоматики, электроники,
вычислительной техники. Это обусловливает
возможность перехода к высшим формам
автоматизации. Научно-технический
прогресс на современном этапе обусловлен
тесным союзом производства с достижениями
таких фундаментальных наук, как физика,
математика, химия, биология, а также наук,
возникших на стыке различных областей
знания, например, таких, как биотехнология.
Сущность современной научно-технической
революции заключается в качественном
преобразовании наличных производительных
сил на основе превращения науки в непосредственную
производительную силу. Производство,
таким образом, все больше становится
сферой практически-технологического
применения науки. Повышение технической
грамотности человека требует совершенствования
и его нравственного облика, который формируется
во многом под влиянием всей совокупности
общественных наук, и в первую очередь
философии, а также духовной культуры
в целом. Общественные науки призваны
участвовать не только в формировании
духовного мира человека, но также в самой
организации производства - гармонизации
межличностных отношений в трудовом коллективе,
более эффективном учете возможностей
человека в его взаимодействии с техническими
системами и т. д. . Итак, современная научно-техническая
революция есть коренная перестройка
в развитии производительных сил, а ее
основные черты - превращение науки в ведущую
силу производства, внедрение автоматического
управления, изменение технологических
методов производства и форм его организации.
Все это предполагает качественную психологическую
и нравственную перестройку, а также изменение
всего образа жизни человека. Таким образом,
научно-техническая революция затрагивает
не только производственно-технологические,
экономические процессы, но, развивая
человеческий фактор, ведет к изменениям
в социальной сфере, ускоряет ритм самой
жизни, изменяет характер и формы общения
людей; она, кроме того, выводит человечество
на решение ряда актуальных проблем глобального
социального масштаба: экологических,
социально-генетических, проблем искусственного
интеллекта и д
48.Глобальные проблемы
современности и перспективы
выживания человечества. Глобальные проблемы:
1) Предотвращение
мировой термоядерной войны, создание
безъядерного ненасильственного
мира, создающего условия для
социального прогресса.
2) Преодоление
возрастающего разрыва в уровне
экономического и культурного
развития между развитыми индустриальными
странами запада и развивающимися
странами Азии и Африки.
3) Обеспечение
дальнейшего экономического развития
человечества необходимыми для
этого природными ресурсами, включая
продовольствие, сырье и источники
энергии.
4) Преодоление
экологического кризиса, пораждаемого
вторжением человека в биосферу.
5) Прекращение
стремительного роста населения,
осложняющего социально-экономический
прогресс в развивающихся странах.
6) Своевременное
предвидение и предотвращение
различных отрицательных последствий
научно технической революции
и эффективное использование
ее достижений на благо общества
и личности.
7) Борьба
с международным терроризмом,
наркоманией и алкоголизмом. СПИДом.
Для правильного понимания
происхождения, сущности и возможности
их решения необходимо видеть в них
результат предшествовавшего всемирно-исторического
прогресса во все его объективной
противоречивости. Безъядерный, ненасильственный
мир — не только ценность, но и
необходимое условие для решения
остальных глобальных проблем. Человечество
не может отложить решение первоочередных
глобальных проблем (проблем мира, разоружения
и экологии). Прошлое, настоящие и
будущие человечества органически
соединены между собой общими
закономерностями поступательного
развития общества. Настоящие — итог предшествующей
всемирной истории и колыбель его будущего.
Будущее человечества — дальнейшее восхождение
реально исторического процесса на новые
ступени в развитии общества.
Проблема а)экологии и жизненного
пространства; б)формирования мировых
политических процессов; в) выживаемости
человека; г) войны и мира
Глобальные проблемы нашей
эпохи - закономерное следствие всей
современной глобальной ситуации, сложившейся
на земном шаре в последней трети
ХХ века. Для правильного понимания
происхождения, сущности и возможности
их решения необходимо видеть в них
рез-т предшествовавшего всемирно
- исторического процесса во всей его
объективной противоречивости. Чем выше уровень технологического
производства и всей человеческой деятельности,
тем выше должна быть степень развития
самого человека, его взаимодействия с
окружающей средой. Отсюда и новые требования
к личности: в ней должны гармонически
сочетаться высокая квалификация, виртуозное
овладение техникой, владение техникой,
предельная компетенция в своей специальности
с социальной ответственностью и общечеловеческими
нравственными ценностями. Сущность экологической
проблемы состоит в противоречии между
производительной деятельности человечества
и стабильностью природной среды его обитания.
Глобальные проблемы современности и,
прежде всего, резкое обострение экологической
проблемы, поставило перед человечеством
задачу поиска новых путей развития, перестройки
своих отношений с окружающей средой.
Духовно-нравственной основой появления
глобальных проблем современности является
широкое распространение идеологии потребительства.
По мере того, как постепенно исчезала
рабская зависимость от необходимости
тратить основное время на добывание <хлеба
насущного>, современный человек попадает
в зависимость от многообразия вещей.
Каждое удовлетворение определенной потребности
рождает у человека новую потребность.
Таким образом, человек попадает в бесконечный,
неисчерпаемый круг. Если мы хотим обуздать
техническую революцию и натравить человечество
к достойному его будущему, то нам необходимо,
прежде всего, подумать об изменении самого
человека, о революции в самом человеке.
49. Гуманистический
потенциал науки и проблема
социальной ответственности ученых. Проблема ответственности ученого
перед обществом уже давно привлекает
к себе большое внимание. Она сложна и
многообразна, складывается из немалого
числа факторов, тесно сплетается с более
широкой проблемой этических аспектов
пауки, которую здесь затрагивать не будем.
Ученый в своей деятельности естественным
образом несет ответственность, если можно
так выразиться, общечеловеческого характера. Проблема ответственности ученого
с большой ясностью и отчетливостью встает,
когда он сталкивается с дилеммой «за»
или «против», как это имело место, например,
в медицине в начале века, при эпохальном
открытии Эрлихом его первого радикального
средства против сифилиса — препарата
«606». Медицинская наука и вместе с ней
практика в те времена управлялась одним
принципом, да и теперь еще он фигурирует
в «гиппократовой клятве». Это принцип,
ставший непререкаемым законом: «прежде
всего не вреди». Эрлих выдвинул и мужественно
отстаивал другой принцип: «прежде всего
приноси пользу». Эти принципы прямо адресованы
к ответственности, к совести ученого.
Ясно, что они выходят далеко за рамки
одной лишь медицинской науки, имеют самое
широкое общее значение. Такие проблемы
встают многократно, и здесь нет абсолютного
рецепта. Каждый раз ученые должны взвешивать
«за» и «против» и брать на себя ответственность,
как поступать.
В случае Эрлиха ответственность
ученого была необычайно высокая, можно
сказать, гигантская. На одной чаше
весов была страшнейшая болезнь,
имеющая колоссальное распространение
повсеместно. На другой чаше — многообещающее,
но до конца неизведанное лечебное
средство с опасностью вторичных, быть
может, тяжелых побочных явлений. Но
уверенность в своей правоте,
в надежности проверок способствовала
тому, что принцип «прежде всего
приноси пользу» восторжествовал. Несмотря
на риск некоторого, предположительно
возможного вреда, была побеждена тяжелейшая,
подлинно глобальная болезнь.
Нет сомнения, что в случае
глобальных проблем, кризисов ученым не
раз придется обращаться к своей
совести, призывать чувство ответственности,
чтобы найти правильный путь преодоления
возникающих угроз. И, разумеется, дело
общественной совести ученых мира,
общей ответственности — всемерно
бороться с причинами, вызывающими
вредные, губительные последствия,
направлять научные поиски на исправление
вреда, который сама паука, не взвесив
и не учтя возможных последствий,
могла бы принести и тем самым
оказаться причастной к возникновению
тех или иных глобальных проблем.
И не чем иным, как капитуляцией,
следует считать встречающуюся
в последнее время своеобразную
форму реакции на возникающие
перед совестью ученого трудные
решения, которая находит свое выражение
в выдвижении лозунгов «контрнауки»
и «контркультуры» с призывом приостановить
поступательное движение научного исследования.
Можно признать, что в
язвах, поражающих и разъедающих
тело современного западного общества,
повинны в определенной степени
и ученые, даже если это выражается
в их неучастии, в стремлении уйти
от ответственности, так сказать, в
новой форме «невмешательства»
сочленов мирового сообщества ученых.
Многие из нас, старшей возрастной прослойки,
вспомнят, какие плачевные плоды
принес злополучный принцип невмешательства
в области международной политики,
который привел в дни Мюнхена
к пожару второй мировой войны. Он
несет в себе дурные семена, когда
становится нормой поведения ученого.
Надо приветствовать движение
за коллективную ответственность ученых.
В настоящее время привлекают
все более пристальное внимание
такие широкие формы общественного
движения, какими являются Международная
федерация ученых, их профессиональные
объединения в отдельных странах,
возникновение организаций с
четко выраженной специальной целью,
таких, как Британская ассоциация по
социальной ответственности ученых
(BSSRS), и т.д. В развитии этого движения
мы видим важную форму проявления
учеными своей ответственности
в периоды, характеризующиеся особенно
широкими, достигающими глобальных масштабов
проблемами, затрагивающими различные
стороны современного общества.
50. Будущее человечества
: угрозы и надежды. Будущее манит и пугает, предстаёт
загадочным и перспективным, или, наоборот,
мрачным и безнадёжным. Многое во взгляде
на будущее зависит от вашего нынешнего
состояния. Когда мы довольны жизнью, будущее
кажется нам многообещающим. Если же в
данный момент, Вы переживаете чёрную
полосу, то и будущее рисуется Вам в тёмных
тонах. Следовательно, чтобы прямо сейчас
изменить своё отношение к будущему, измените
своё нынешнее состояние. Будущее человечества зависит
от тех целей и задач, которые каждый из
нас ставит перед собой. Объединение этих
личных целей в одну грандиозную цель
всего человечества указывает направление
развития человеческой цивилизации.
Будущее человечества
– это на самом деле главный
вопрос будущего. Даже если Земля
в какой-то момент своего существования
подвергнется реальной угрозе
исчезновения, человечества предприняв
заранее определённые усилия, может
сохраниться и продолжить своё
существование. Весь вопрос в
том, сможет ли человечество
к этому моменту развиться
настолько, чтобы быть способным
уцелеть. Чтобы описать будущее
человечества, нам необходимо внимательно
рассмотреть современное состояние
дел, отыскать в существующей
ситуации перспективные моменты
или, наоборот, угрозы для существования
человечества в будущем. Пессимистические сценарии
будущего человечества.