Шпаргалка по "Филосифии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:41, шпаргалка

Описание работы

Понятие мировоззрения и его структура.
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 171.05 Кб (Скачать)

эра высокого массового потребления.

 

46. Понятие цивилизации.  Типы цивилизаций. Цивилизация - это преобразованный человеком мир внеположенных ему материальных объектов, а культура - это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего соц. мира или его духовной автономности. Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Анализируя переход от первобытности к цивилизации можно выделить ее основные характеристики: общественное разделение труда, отделение города от деревни, умственного труда от физического ,возникновение товарно-денежных отношений, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых, как следствие — появление государства, права наследования имущества, создание письменности и развитие форм духовного производства. Цивилизация (Ц) — это синоним культуры? В социальной философии понятие Ц используется для характеристики конкретного общества как социального образования локализованного в пространстве и во времени (цивилизация древнего Египта, Вавилона, Арабсакая цивилизация) или как фиксация определенного уровня технологического развития. Цивилизация включат в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу (в девственной природе существование цивилизации не возможна) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений. Как форм социальной организации культуры. Цивилизация — понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе — это различия внутри цивилизации. Цивилизация представляет собой социокультурное образование . если понятие «культура» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в творчестве, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры. С точки зрения эволюции выделение формаций или цивилизаций играет важную роль в осмыслении грандиозного объема информации, которую представляет исторический процесс. Классификация формаций и цивилизаций - это лишь определенные ракурсы, в которых изучается история развития человечества. Сейчас принято различать цивилизации традиционные и техногенные. Естественно, такое деление условно, но тем не менее оно имеет смысл, ибо несет определенную информацию и может быть использовано в качестве отправной точки исследования.

 Традиционными обычно  принято называть те цивилизации,  где жизненный уклад ориентирован  медленными изменениями в сфере  производства, консервацией культурных  традиций, воспроизведением часто  на протяжении многих столетий  сложившихся социальных структур  и образа жизни. Современный период развития общества определяется прогрессом техногенной цивилизации, которая активно завоевывала себе все новые социальные пространства. Этот тип цивилизованного развития сформировался в европейском регионе, его часто называют западной цивилизацией. Но он реализуется в различных вариантах как на Западе, так и на Востоке, поэтому используется понятие "техногенной цивилизации", поскольку ее важнейшим признаком является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенную цивилизацию чрезвычайно динамичным обществом, вызывая часто на протяжении жизни нескольких поколений радикальное изменение социальных связей - форм человеческого общения. Мощная экспансия техногенной цивилизации на остальной мир приводит к ее постоянному столкновению с традиционными обществами.

 

47. Научно-технический  прогресс и опасности экологической  катастрофы. Экология (от греч. oikos — обиталище, местопребывание) — это и есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. Известно, что человеческая деятельность является тем каналом, по которому осуществляется постоянный «обмен ве­ществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически - преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы, последствия которого он не всегда может учесть. В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный характер, то в новых условиях возник и новый тип — отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Человечество вплотную столкнулось с такими проблемами, которые угрожают его собственному существованию. К ним относятся в первую очередь загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в острое противоречие с условиями своего обитания. Мы все воюем с природой, а нам необходимо мирное сосуществование с ней. И не только в узко прагматическом смысле но и в широком нравственном масштабе: ведь мы призваны не властвовать над природой (и, безусловно, не покорять ее), а, наоборот, будучи детьми ее, должны лелеять и любить ее как мать родную. Под техникой понимается система созданных человеком средств, орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса Уровень развития техники - показатель степени овладения человеком силами природы. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы. Технический прогресс - важнейший фактор роста производительности труда, а следовательно, показатель уровня развития производительных сил общества. Современное развитие производительных сил основывается на широкой базе научно-технического прогресса. В общем ходе научно-технического прогресса выделяются особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил, приводящие к резкому увеличению производительности труда. Они характеризуют этапы научно-технической революции. (Первым этапом, революционизировавшим и заметно стимулировавшим существенный подъем в развитии производительных сил, стал этап механизации, машинизации производства, освободивший человека от изнурительного физического труда и во много раз увеличивший его производительность. Главное направление современной научно-технической революции, составляющей новую эпоху (второй этап) в развитии научно-технического прогресса, - автоматизация, связанная с научными достижениями в области автоматики, электроники, вычислительной техники. Это обусловливает возможность перехода к высшим формам автоматизации. Научно-технический прогресс на современном этапе обусловлен тесным союзом производства с достижениями таких фундаментальных наук, как физика, математика, химия, биология, а также наук, возникших на стыке различных областей знания, например, таких, как биотехнология. Сущность современной научно-технической революции заключается в качественном преобразовании наличных производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. Производство, таким образом, все больше становится сферой практически-технологического применения науки. Повышение технической грамотности человека требует совершенствования и его нравственного облика, который формируется во многом под влиянием всей совокупности общественных наук, и в первую очередь философии, а также духовной культуры в целом. Общественные науки призваны участвовать не только в формировании духовного мира человека, но также в самой организации производства - гармонизации межличностных отношений в трудовом коллективе, более эффективном учете возможностей человека в его взаимодействии с техническими системами и т. д. . Итак, современная научно-техническая революция есть коренная перестройка в развитии производительных сил, а ее основные черты - превращение науки в ведущую силу производства, внедрение автоматического управления, изменение технологических методов производства и форм его организации. Все это предполагает качественную психологическую и нравственную перестройку, а также изменение всего образа жизни человека. Таким образом, научно-техническая революция затрагивает не только производственно-технологические, экономические процессы, но, развивая человеческий фактор, ведет к изменениям в социальной сфере, ускоряет ритм самой жизни, изменяет характер и формы общения людей; она, кроме того, выводит человечество на решение ряда актуальных проблем глобального социального масштаба: экологических, социально-генетических, проблем искусственного интеллекта и д

 

48.Глобальные проблемы  современности и перспективы  выживания человечества. Глобальные проблемы:

1)       Предотвращение  мировой термоядерной войны, создание  безъядерного ненасильственного  мира, создающего условия для  социального прогресса.

2)       Преодоление  возрастающего разрыва в уровне  экономического и культурного  развития между развитыми индустриальными  странами запада и развивающимися  странами Азии и Африки.

3)       Обеспечение  дальнейшего экономического развития  человечества необходимыми для  этого природными ресурсами, включая  продовольствие, сырье и источники  энергии.

4)       Преодоление  экологического кризиса, пораждаемого вторжением человека в биосферу.

5)       Прекращение  стремительного роста населения,  осложняющего социально-экономический  прогресс в развивающихся странах.

6)       Своевременное  предвидение и предотвращение  различных отрицательных последствий  научно технической революции  и эффективное использование  ее достижений на благо общества  и личности.

7)       Борьба  с международным терроризмом,  наркоманией и алкоголизмом. СПИДом.

Для правильного понимания  происхождения, сущности и возможности  их решения необходимо видеть в них  результат предшествовавшего всемирно-исторического  прогресса во все его объективной  противоречивости. Безъядерный, ненасильственный мир — не только ценность, но и  необходимое условие для решения  остальных глобальных проблем. Человечество не может отложить решение первоочередных глобальных проблем (проблем мира, разоружения  и экологии). Прошлое, настоящие и  будущие человечества органически  соединены между собой общими закономерностями поступательного  развития общества. Настоящие — итог предшествующей всемирной истории и колыбель его будущего. Будущее человечества — дальнейшее восхождение реально исторического процесса на новые ступени в развитии общества.

Проблема а)экологии и жизненного пространства; б)формирования мировых политических процессов; в) выживаемости человека; г) войны и мира

Глобальные проблемы нашей  эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся  на земном шаре в последней трети  ХХ века. Для правильного понимания  происхождения, сущности и возможности  их решения необходимо видеть в них  рез-т предшествовавшего всемирно - исторического процесса во всей его  объективной противоречивости. Чем выше уровень технологического производства и всей человеческой деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его взаимодействия с окружающей средой. Отсюда и новые требования к личности: в ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное овладение техникой, владение техникой, предельная компетенция в своей специальности с социальной ответственностью и общечеловеческими нравственными ценностями. Сущность экологической проблемы состоит в противоречии между производительной деятельности человечества и стабильностью природной среды его обитания. Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой. Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности является широкое распространение идеологии потребительства. По мере того, как постепенно исчезала рабская зависимость от необходимости тратить основное время на добывание <хлеба насущного>, современный человек попадает в зависимость от многообразия вещей. Каждое удовлетворение определенной потребности рождает у человека новую потребность. Таким образом, человек попадает в бесконечный, неисчерпаемый круг. Если мы хотим обуздать техническую революцию и натравить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке.

 

49. Гуманистический  потенциал науки и проблема  социальной ответственности ученых. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Проблема ответственности ученого с большой ясностью и отчетливостью встает, когда он сталкивается с дилеммой «за» или «против», как это имело место, например, в медицине в начале века, при эпохальном открытии Эрлихом его первого радикального средства против сифилиса — препарата «606». Медицинская наука и вместе с ней практика в те времена управлялась одним принципом, да и теперь еще он фигурирует в «гиппократовой клятве». Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу». Эти принципы прямо адресованы к ответственности, к совести ученого. Ясно, что они выходят далеко за рамки одной лишь медицинской науки, имеют самое широкое общее значение. Такие проблемы встают многократно, и здесь нет абсолютного рецепта. Каждый раз ученые должны взвешивать «за» и «против» и брать на себя ответственность, как поступать.

В случае Эрлиха ответственность  ученого была необычайно высокая, можно  сказать, гигантская. На одной чаше весов была страшнейшая болезнь, имеющая колоссальное распространение  повсеместно. На другой чаше — многообещающее, но до конца неизведанное лечебное средство с опасностью вторичных, быть может, тяжелых побочных явлений. Но уверенность в своей правоте, в надежности проверок способствовала тому, что принцип «прежде всего приноси пользу» восторжествовал. Несмотря на риск некоторого, предположительно возможного вреда, была побеждена тяжелейшая, подлинно глобальная болезнь.

Нет сомнения, что в случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей  совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодоления  возникающих угроз. И, разумеется, дело общественной совести ученых мира, общей ответственности — всемерно бороться с причинами, вызывающими  вредные, губительные последствия, направлять научные поиски на исправление  вреда, который сама паука, не взвесив  и не учтя возможных последствий, могла бы принести и тем самым  оказаться причастной к возникновению  тех или иных глобальных проблем. И не чем иным, как капитуляцией, следует считать встречающуюся  в последнее время своеобразную форму реакции на возникающие  перед совестью ученого трудные  решения, которая находит свое выражение  в выдвижении лозунгов «контрнауки» и «контркультуры» с призывом приостановить поступательное движе­ние научного исследования.

Можно признать, что в  язвах, поражающих и разъедающих  тело современного западного общества, повинны в определенной степени  и ученые, даже если это выражается в их неучастии, в стремлении уйти от ответственности, так сказать, в  новой форме «невмешательства»  сочленов мирового сообщества ученых. Многие из нас, старшей возрастной прослойки, вспомнят, какие плачевные плоды  принес злополучный принцип невмешательства  в области международной политики, который привел в дни Мюнхена  к пожару второй мировой войны. Он несет в себе дурные семена, когда  становится нормой поведения ученого.

Надо приветствовать движение за коллективную ответственность ученых. В настоящее время привлекают все более пристальное внимание такие широкие формы общественного  движения, какими являются Международная  федерация ученых, их профессиональные объединения в отдельных странах, возникновение организаций с  четко выраженной специальной целью, таких, как Британская ассоциация по социальной ответственности ученых (BSSRS), и т.д. В развитии этого движения мы видим важную форму проявления учеными своей ответственности  в периоды, характеризующиеся особенно широкими, достигающими глобальных масштабов  пробле­мами, затрагивающими различные стороны современного общества.

 

50. Будущее человечества : угрозы и надежды. Будущее манит и пугает, предстаёт загадочным и перспективным, или, наоборот, мрачным и безнадёжным. Многое во взгляде на будущее зависит от вашего нынешнего состояния. Когда мы довольны жизнью, будущее кажется нам многообещающим. Если же в данный момент, Вы переживаете чёрную полосу, то и будущее рисуется Вам в тёмных тонах. Следовательно, чтобы прямо сейчас изменить своё отношение к будущему, измените своё нынешнее состояние. Будущее человечества зависит от тех целей и задач, которые каждый из нас ставит перед собой. Объединение этих личных целей в одну грандиозную цель всего человечества указывает направление развития человеческой цивилизации.

     Будущее человечества  – это на самом деле главный  вопрос будущего. Даже если Земля  в какой-то момент своего существования  подвергнется реальной угрозе  исчезновения, человечества предприняв  заранее определённые усилия, может  сохраниться и продолжить своё  существование. Весь вопрос в  том, сможет ли человечество  к этому моменту развиться  настолько, чтобы быть способным  уцелеть. Чтобы описать будущее  человечества, нам необходимо внимательно  рассмотреть современное состояние  дел, отыскать в существующей  ситуации перспективные моменты  или, наоборот, угрозы для существования  человечества в будущем. Пессимистические сценарии будущего человечества.

Информация о работе Шпаргалка по "Филосифии"