Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:41, шпаргалка
Понятие мировоззрения и его структура.
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, совокупность различных ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.
Таким образом, мировоззрение есть определенная форма духовного освоения действительности под углом зрения отношения субъекта к ней. Мировоззрение, в конечном счете, направлено на осознание, осмысливание места, роли человека в окружающем мире.
Но именно такими методологическими
подходами к объектам управляется
и диалектика. Она требует исследовать,
как данный объект возник, какие
основные этапы развития прошел, чем
стал в настоящее время и какие
возможности тенденции его
Конкретное, глубокое и доказательное изложение сущности диалектики Гегеля осуществлено в книге Мишеля Гурина «Философия» [16]
Статьи о диалектике помещены в новейшие словари по философии и во втором издании «Философской энциклопедии» (М., т. 1, 2002), в которых показаны этапы исторического развития учений о диалектике от античности до наших дней. В этих статьях указывается на определенные деформации диалектики в советском диалектическом материализме, и вносятся определенные коррективы в понимание законов диалектики в связи с переходом науки от классического до неклассического и постклассического периодов развития. Но в целом роль и значение диалектики как теории развития и метода познания не отрицается. Следует отметить, что под влиянием обильной и не всегда конструктивной и доказательной критики диалектики, которая содержится в многочисленных публикациях последнего десятилетия, в учебниках по философии, изданных в это время, разделы о диалектике, как правило, отсутствуют. Сказанное касается учебников, изданных в России [16, 17].
В некоторых трудах отдельных
ученых, в которых анализируется
проблема соотношения диалектики и
синергетики, делается попытка практиковать
диалектику как отдельный метод
синергетики или же вообще рассматривать
диалектику как такую, которая исчерпала
свой познавательный и прогностический
потенциал. Примером такого отношения
к диалектике может служить статья
российского политолога А. Венгерова
«Синергетика и политика». Так он
пишет: «Очевидно, новая парадигма
в методологии общественных наук,
помимо всего прочего, или будет
включать диалектику как отдельный
метод синергетики - и то лишь для
отдельных отраслей - или вообще
заменит ее принципиально новыми
подходами к действительности..
Для подтверждения своих взглядов на отношения между диалектикой и синергетикой А. Венгеров на странице 57 цитируемой статьи подает «Таблицу сопоставлений отличий диалектики и синергетики». Анализ показывает, что большинство сопоставлений взяты произвольно и не коррелируют между собой, это вынужден признать и сам Венгеров: «Многие позиции можно дополнить. И в тексте статьи, и в таблице просвечивает чрезмерное преувеличение возможностей синергетики и такое же чрезмерное умаление методологической роли диалектики.
В действительности же достижение синергетики лишний раз подтверждают правильность принципов диалектики и законов единства и борьбы противоположностей и перехода количества в качество и роли диалектического отрицания в развитии действительности и познания. На наш взгляд, корректная оценка диалектики в связи с дальнейшим развитием научного познания и возможностями синергетики дается в трудах украинских философов И.А. Бондарчука и В.И. Штанько [18].
Так В.И. Штанько отмечает, что в начале ХХ ст. диалектико-материалистическое толкование стало адекватной, методологической и мировоззренческой основой понимания процессов, происходящих в природе, обществе и познании. Но в 30-70-х годах догматизация и канонизация положений диалектики, имевших место в официальном диалектическом и историческом материализме, нанесли значительный ущерб диалектике как общей теории развития. Во второй половине ХХ в. наука внесла существенные коррективы в понимание процесса развития, и это с необходимостью предполагает разработку современной философской концепции развития. «Да, конечно, нет смысла полностью отвергать диалектическую традицию в философии: диалектика имеет довольно продолжительную и интересную историю и достижения. Многое в содержании классической диалектической теории развития не утратило конструктивного значение и в современности» [6].
Характеризуя связь
В зависимости от подхода к описанию самоорганизации в определение включают характеристики системы, тип внутреннего фактора, особенности процесса.
22. Необходимость и случайность как категории детерминизма. Это виды детерминационных связей. Связь необходимости и случайности относится к детерминации настоящего настоящим. Нет чистой случайности до существования необходимости, и наоборот. Необходимость – значит неизбежность, закономерность; то, что не может не произойти. А случайность – то, что может произойти, а может и не произойти.
Существуют ли объективно необходимость и случайность? Древняя философия утверждала: необходимость существует, случайность не существует. Демокрит выразился ярче, у него субъективная трактовка случайности: «Случайности не существует. Случайность – показатель нашего незнания необходимости». По мере познания становится все меньше случайностей и все больше необходимости. Понятие необходимости всегда связывалось с закономерностью (напр., законы природы у древних греков).
Право и мораль не являются необходимостью. «Ты должен это сделать» – говорим мы, предполагая, что человек не может этого не сделать. А понятие случайности не могли связать с закономерностью. Случайность воспринималась как отклонение от нормы, закона, правила. Как объяснить случайность непонятно. В античности Эпикур говорил о границах свободы, о спонтанном отклонении атомов от траектории. Он превратил случайность в необходимость, иначе невозможно было бы соединение атомов. Демокрит отрицал объективный характер случайности. Но с середины 19 века с развитием биологии, статической физики (теория Лапласа) поняли, что все это не могло возникнуть, если не признавать объективный характер случайности. С возникновением квантовой физики обнаружились процессы, обладающие самостоятельной реальностью. Т.е. случайность реально существует.
Необходимость и случайность взаимосвязаны. Но до сих пор есть точка рения, что они относятся к разным сферам действительности (существуют 100% необходимые явления и 100% случайные явления, не взаимодействующие между собой). В диалектике Гегеля (потом у Энгельса) – Н. и С. едины. Существует две модели связи необходимости и случайности:
1) есть много реальных возможностей (условия для них есть) и при данных условиях может реализоваться лишь одна из них. Процесс реализации какой-либо одной возможности – это случайностью
2) случайность есть пересечение двух необходимостей. Значит, случайность – часть первой и второй необходимостей.
23. Развитие как
переход из возможности в
Возможность — это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.
Каждая материальная система,
природная или социальная, сначала
существует потенциально, а затем
может стать действительностью.
С этой точки зрения развитие представляет
собой бесконечный процесс
Под возможностью понимается также то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием.
Если действительность есть
актуальное бытие, то возможность —
потенциальное бытие, это будущее,
содержащееся в настоящем. В категории
возможности отражаются предпосылки
возникновения новой
Диалектическая взаимосвязь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. В категориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего с точки зрения его становления, изменения, развития. На этот момент обращал внимание еще Аристотель, когда характеризовал изменение как непрерывный переход возможности в действительность Признавая диалектическую взаимосвязь этих категорий, научная философия в то же время подчеркивает примат в этой паре категории действительности. Действительность включает в себя все возможности своего дальнейшего развития, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Именно поэтому Гегель характеризовал возможность как «абстрактный момент действительности» (Соч. Т. 1. С. 240).
Эти две категории, с одной стороны, выступают как категории диалектической концепции развития, с другой — как категории детерминизма. Имеются разные виды возможностей (существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.).
Обратимой возможностью называется такая возможность, с превращение которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Пример — превращение жидкого состояния воды в газообразное. Необратимой называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможностью. Пример — смерть человека.
24. Познание как исторически развивающиеся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Теория познания(гносеология) - раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательской деятельности, отношение знания к действительности. Существует 3 точки зрения на познаваимость мира : оптимизм, скептицизм, агностицизм. Подлинный субъект познания это живая личность, фрагмент бытия оказавшийся в фокусе ищущей мысли - объект познания(реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию). Движущая сила познания - практика( материальная деятельность людей, содержащая освоение, преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу и движущую силу развития общества. Познание, начинаясь с ощущений поднимается на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания. Научное знание обладает высокой точностью. Но точность проникает и в повседневную жизнь. Довольно часто говорят, что оно оперирует абстрактными понятиями. И это утверждение не в полной мере отражает специфику научного познания. Основная специфическая черта науки - наука существует в виде системы теоретических знаний. Наиболее совершенной формой научного знания является теория. Познание делит мир на две части:
— на объект (в переводе с латинского — противопоставлять себе);
— на субъект (в переводе с латинского — лежащий в основе).
Субъект познания — глубоко
понятый осмысленный
Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой — все социальное целое.
Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.