Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, шпаргалка
Понятие материи прошло неск-ко этапов в своем разв-и.
Др\греч.фил-ф Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.
Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.
52. К-рно-истор. усл-я разв-я р.Ф-фии 19в. Зап-во и сл-во
В рус.Ф-фии было 2.напр-я:1.деление на западнич-во и славянофильство, 2.материалистич.напр-е.
Западники:1)категорич.отриц-е рус.жизни,2)ставка на разум, науку, а не религию, чувства, веру. Основоп-к- ЧААДАЕВ-1ый ч-к в Р, к-й создал фил.труды. Он близок к декабристам, но в восстании не уч-вал. Размышляет о судьбе, перспективах разв-я России. Редактор журнала «Телескоп» осмелился опубликовать 1письмо Þ редактора в ссылку, а Чаадаев объявлен сумасшедшим и на его произведениях запрет печатать. Гл.интерес Чаадаев проявлял к общ.жизни страны:1.отмечает отсталость рус.гос-ва в эк., соц-пол. плане. Гл.дело–в Р.нет независ-го от властей общ.мнения–величайш.трагедия рус.ч-ка.,2. заимствованный, подража-тельный хар-р к-ры. Причины отсталости: 1) религ.ф-р 2)география (огром-я S, упр-ть м. т-ко жесткой рукой, сильным ч-ком) 3)монголо-татарское иго 4)особое полож-е ц-ви. Зап. ц-вь от гос-ва отделена в 17-18 вв. У нас ц-вь объединена с гос-вом =>она не м. возразить, прислужница гос-ва. Мы д. упразднить самодержавие, а установить демокр. республику.
Славянофилы:1)самобытность веры, к-я проявл-ся в эк-ке-общинное, коллект. ведение х-ва. 2)наличие самодержавия (избранный д.стоять над всеми и выражать интересы всех) КИРЕЕВСКИЙ: жил на западе.Сделал попытку издавать ж-л «Европеец». Книга «Курс Ф-фии», где он дает критику зап. цив-ции за госп-во ч.с=>эксплуатация, нерав-во,нет дух.ед-ва; за госп-во рац-зма. Европа от Византии унаследовала к-ру разума, рассудка. Рос.ч-к миролюбив, не завоеватель, покорный властям (допетровская Русь), а вся гадость пришла с Петром. Он предлагает вернуться к допетр.Руси, т.е. к исконному. Пр-п цельности и конкретности. Мир –ед. целое, в процессе позн-е д.б. цельным,а зап. ч-к познает мир рассудком.Пр-п соборности–ед-во на основе любви к богу.
53. Рус.материалистич. Ф-я 19в (Герцен, Чернышевский)
В рус.фил-фии было 2.напр-я: 1.деление на западнич-во и славяноф-во, 2.материалистич.напр-е. (Герцен, Черныш-й).
ГЕРЦЕН в своих работах:1)критикует зап-евр.матер-зм за метафиз-сть, ставит задачу соед-ть мат-зм с диал-кой (ее решил Маркс) 2)критикует гегелевскую Ф-фию, обратил вним-е на то, что его Ф-фия-пр\речива (м-ду м-дом и с-мой), за ид-зм. 3)Поставил ?о соотн-и Ф-фии и науки. С 1стор.есть ученые, к-е не знают Ф-фию, обобщить открытия не могут (Ф-фы не образованы, м.объединить) 4)Ист-я России-процесс,где гл.лицо,гл.движ.сила–народ,но он не образован. Задача: дать народу зн-я, чтобы он осущ-л рев-цию, т.к. вл. просто так никто не отдаст.
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ: гл.вним-е уделял th мат-зма. 1) материя разнообразна.2) мир един, он т-ко материален.3)th позн-я– это процесс, истина всегда конкретна, верное зн-е, критерий истины- практика.
«Th разумного эгоизма»: есть мораль для героев, но есть мораль для простого среднего ч-ка. Мораль д.б построена на расчете, т.е.поступать хорошо и творить добро-выгодно.
Общ. процесс-это прогресс, нельзя ист-ю сравнивать с Невским проспектом, здесь возм-ны в-нты отступления в сторону, назад,но все же освобожд-е от рабства ч\з рев-цию.
56. Русский космизм (Федоров, Чижевский, Вернадский)
Осн-ль–Н.Ф.ФЕДОРОВ (библиотекарь,религ.Ф-ф). «техника есть временная побочная ветвь развития. Силы ч-ка д.б. напр-ны в др. сторону–улучшения себя. Ч-к м. научиться обновлять свой организм и обрести бессмертное космич-е бытие» он говорит, что: 1) " д. вернуть свой долг умершим–«воскресить» их.., 2)Осовоение космоса – ист-к энергии, сырья; землю еобходимо превратить в космич.аппарат (землеход) и Земля поедет туда, куда нужно, а не вокруг орбит. ЦИОЛКОВСКИЙ говорит о возм-сти и необх-сти выхода ч-ка в космос. Осн. идеи: 1)th бессмертного атома жизни (основа-учение о монадах). Атомы переходят из 1го состояния в др, из < совершеныых форм в более сов-е.Þ life непрерывна. В космосе $ много сущ-в, среди к-х есть «боги разных степеней», намного превышающие ч-ка по своему развитию. ВЕРНАДСКИЙ- th вечности жизни. Отрицает ее зарождение на Земле. Разработал конц-цию ноосферы (сфера разума), к-я постепенно форм-ся на планете, благодаря разумной деят-ти чел-ва. Со t границы ноосферы д. расшир-ся до космич-х масштабов. ЧИЖЕВСКИЙ аргументировано показ.мощное воздействие косм. сил (# солнца), на все процессы на Земле.
54. Русская религиозно-фил-ская 2ой пол. 19в. Ф-фия всеединства В.Соловьёва.
Он обеспокоен,
что рус.православие консервативно,
ц-вь сама по себе, народ сам по себе.
Это снижало авторитет ц-ви в
глазах людей, он хотел соед-ть ч-ка
и ц-вь. Вводит пр-п всеединства –целостная
с-ма фил-фии. Он рассм-л мир как ед. развитие
целого.Аспекты:1.
Но у " народа есть нац.идея. задача России – стать объединителем всех стран, Росси д.идти на опр.уступки.
58. Фил. напр-я сциентической ориентации в зап. Ф-фии 19-20 в.
Позитивизм-учение
для научно-технич.
Пр-п верификации, т.е.совпад-е данных науки с ощущ-ями. (проверка истинности ч\з эмпирич.проверку (эксперимент, наблюд-е, измер-е). 4) Постпозитивизм (Поппер, Кун). Науч.зн-е всегда разв-ся в рамках опр.школ, но рано\поздно факты взрывают. Рассм-ют разв-е науки скачкообразно,без премственности. Пр-п фальсификации (т.е.проверка истинности ч/з опровержение. Полож-е ненаучно если оно неопровержимо).
59. Проблема ч-ка в зап-евр. Ф. 19-20вв («Ф жизни», фрейдизм, неофрейдизм,экзистенциализм)
«Ф жизни»: Ф. Ницше. Воля у " своя. Воля к власти – это двигатель всей истории Þборьба за власть. Ч-к создает то, что ему не нужно. Полит. демократия для слабаков #Сталин, Македонский. Рав-во муж и жен–признак деградации общ-ва. Преодолеть к-ру сможет т-ко сверхчел-к, он выше релгии, м. держать удар. Позитивизм – учение для научно-тех интелегенции. *Основатели: Кант, Спенсор. Надо освободиться от Ф-ии, это не наука. *Эмпирио кретицизм. New карта мира, без Ф-фии (Э.Марк). вводит понятие эл-та, Эл-т это ощущ-е. *Р.Ренарис. концепция принципиальной координации. Есть Я, есть не Я, к-е $ пока есть Я.
Неопозитивизм. Анализирует язык. Предлож-ия: 1) бессмысленные #луна умножает круг 2) ненаучные# в мире нет ничего кроме 3)научные #при 1000 кипит вода.
Верификация – совпадение науки с нашим ощущением. Постпозитивизм – внимание на развитие науч-го знания. Знание взрывается и образует new. Научные проблемы допускают частичное опровержение #ангел в ботинках. Экзистенцианализм-сущ-ние. Худож. интеллегенция (писатели, актеры). Сущ-ние: 1) неподлинное $-е (как все) 2)подлинное (свое одиночество в мире. Кажд. умирает в одиноч-ве). Пограничная ситуация – перед лицом неизбеж-го страдания Þnew взгляд на мир. Объ-ные обстоят-ва – выдумали лодыри, их не сущ-ет.
60.Современная религиозная Ф. Неотомизм.
Неотомизм- 1-о из самых влиятельных Ф-х течений запада. Зародилось в кон 19в. Восстанавливали католич-е школы хритст-ой Ф-ии в духе Фомы Аквинского. (Томас-это Фома по латински). Эта Ф-ия провозглашалась католиками как единственно верная, она была названа официальной основой католич-ва. Для неотомизма харак-но противостояние догматиков (приверж-цы традиц. теоцентрической ориентации) и реформаторов (за переориентацию Ф-ии на антропоцентризм, т.е. проблемы ч-ка). В связи с рев-циями 20в соt церковь повернулась к реформаторам. Неотомисты полагают, что Ф-ия д.служить теологии, раскрывать ее истины по ср-вам разума. Делаются попытки примерить веру и разум, но провозглашается, что вера должна вести, направляя разум. Церковь поддерживает th Дарвина, но говорит, что первоначало все равно Бог, он же явл-ся высшей формой, кот-я создает первичную материю. Материя-пассивное начало; форма-активное. Бессмертной формой ч-ка явл-ся душа. Она д. стремиться познать высшее в чувственном мире. Науке же доступны т-ко вторичные причины бытия и вш связи явл.й. Неотомисты явл-ся сторонниками солидаризма, т.к. т-ко в нем есть христианскя любовь к ближнему. Проблемы неотомизма: док-во сущ-ния Бога, сущ-сть ч-ка, добро – зло(происхожд-е и преодоление зла).