Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, шпаргалка
Понятие материи прошло неск-ко этапов в своем разв-и.
Др\греч.фил-ф Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.
Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.
2. Категория материи в мировоззр.и науч.картине мира.
Понятие материи прошло неск-ко этапов в своем разв-и.
Др\греч.фил-ф Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.
Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.
17-18в.-Лидерами
стан-ся ньютон.мех-ка и матем.
Нужно
пересм-ть позиции матер-зма.Это
сделал Ленин в А «матер-зм и
эмпириокр-зм» в 1908г. «Исчезает не
материя,исчезает предел наших зн-й о материи».
По Ленину: Материя
- есть фил.категория для обознач-я объект.реальности,к-я
дана ч-ку в его ощущениях,к-я копир-ся,
фотограф-ся,отображ-ся нашими ощущениями,
существуя независимо от них. Т.е.понятие
материи отобр-ет объект.реальность,не
зависит от нашего созн-я.
3. Проблема дв-я и его связь с материей.
Дв-е-1 из атрибутов материи,способ ее сущ-я,св-во.
Проблема
дв-я изуч-ся разн.науками,фил-фия
занимается наиб.общими ??: 1.соотн-е
дв-я и созн-я (дв-е-фил. категория,отображает
изменч-ть окр.мира.Конкр.виды дв-я независимы
от созн-я,объ-вны); 2.соотн-е дв-я и материи:
а)м. ли сущ-ть материя без дв-я (Ньютон
(мат-зм): предположил, что был первотолчок,
вне мат.мира – ничего нет; совр.ест\зн-е-не
м.б. ниодного мат.предмета, кот. не нах-ся
бы в движ-и); б)м. ли сущ-ть дв-е без материи
(нек-е физики-да.Чистое матер.дв-е-это
эн-я); 3.общая природа дв-я. Дв-е противоречивое,оно
есть ед-во противоп-стей: 1)дв-е абс-но(материя
не сущ-ет без дв-я,мат.предметы всегда
в дв-и) и относит-но(дв-е не сущ-ет,реализ-ся
в видах, формах..); 2)Изменч-ть и устойч-ть.Выраж-ся
ч/з понятия дв-е и покой. Покой-отсутствие
к-лформы дв-я. Дв-е д.нах-ть свою меру в
противоп-ти-покое; 3)Прерывность и непрерывность
(жизнь непрерывна,пока живы); 4.Класс-ция
форм дв-я материи. Энгельс в А «Диал-ка
природы» даёт клас-цию: мех,физ, хим,биол,соц.Пр-пы
класс-ции: а)кажд.форма дв-я им.матер. носителя(мех-макротела,
физ-атомы, хим-мол-лы,биол-белки, соц-индивиды
и общности); б)кажд.Ф.Д.изуч-ся опр. наукой;
в)кажд.Ф.Д. им.свои з-ны; г)между Ф.Д. сущ-ет
субординация(кажд.более низк.Ф.Д. материи
вкл-ся в более выс,к-е им.свои спцифич.з-ны,
к-е не свойственны низшим).
6. Фил. проблемы позн-я. Соотн-е чувств. и рац, эмпирич. и теор. ур-ней в науч. знании.
Агностики-не
признавали познаваемость. Формы агн-зма:
1)антич.скептицизм(возник в др.Греции):Мы
не знаем, м.ли ч-к познать окр.мир или нет.
Отн-но одинак.предметов м.высказывать
диам-но противопол.сужд-я и док-ть это.
2)агн-зм Юма-юмизм(субъ.ид-ст). Весь мир-мои
ощущения =>для убежд-я в познаваемости
нужно сравнить ощущения и образ,что невозм-но.
Все ощущ-я субъ-ны. Все зависит от восприн-щего
субъекта(#с красн.розой,цвета нет)=Юмир
непознаваем.3)агн-зм Канта. Субъект
отр-ет вш.мир,в к–м 2
стороны:1)доступная органам чувств,познаваемая
часть окр. мира-«вещь для нас» 2)внутр.часть
мира,недоступ.органам чувств,восприятию,
Соотн-е
чувств.и рац.Как чел познаёт окр.мир?
Сенсуализм- абс-ция (преувелич-е) чувства
позн-я. Рац-зм - абс-ция логич.позн-я.Учёные
брос-ся в крайности, одностор-сть в том,что
и у 1,и у 2 есть + и -: «+»:чувств. позн-я-это
max-но достоверн.зн-я; общие з-ны м.постичь
т-ко с пом. разума,но т-ко на логику полаг-ся
нельзя; «-»: чувств.образ не расчленён,органы
чувств дают верную инфу не всегда.
В основе позн-я лежит практика
Ощущ-я-отр-е
в мозгу отд.качеств,сторон,св-в мат. предме-тов
и процессов.Восприятие-чувств-
Логич+чувств.позн-е= эмпирич.ур-нь(низший ур-нь позн-я).
Отличия
теор.и эмпир.ур-ня:1)с какой стороны
отражен объект.Эмп:отр-ся вш.стороны;теор:
внутр.стороны (сущ-сть). 2)сп-б позн-я зн-й.
Эмп:ч/з прямое непоср.восприятие; теор:путем
логич.обраб-ки эмп.зн-й. 3)формы выраж-я.
Эмп:в виде отд.сужд-й. Теор:в виде науч.абстракций.
4)ценность зн-й. Эмп:менее ценны,меньше
сфера примен-я. Теор:сфера примен-я безгран-на.
5. Философские проблемы созн-я.
Антич.фил-фия:сначала созн-е отожд-лось с материей (мат.=ид-ное; душа=материя).
Платон (ид.и мат. не одно и тоже) ввел понятие идеальное-это душа.Душа бессмертна в отличие от материи, т.к.не делится на части. Душа сущ-ла до возн-я тела.Арист-ль (ид.и мат.неразд-ны): все живое обладает душой,3 категории души: животн,растит,чел.Ср.века: понятие ид-ное отожд-ся с понятием Бог. New.t: разв-ся капит-зм(эк-сты, буржуи: на Бога надейся,сам не плошай).3 подхода: 1)дуализм Декарта: есть мат. начало,к-е им.св-во протяж-ти, а есть духовное, спос-бное мыслить.Как проиходит соед-е дух.(созн-е) и матер. (мозг) не смог объяснить. 2)материалистич-й (Дидро, Гельвеций,Гольбах): *Созн-е-это ф-ция мозга. *Созн-е это отраж-е действит-ти *Созн-е-продукт общ.разв-я(без общ-ва не будет созн-я; ребёнок рожд-ся с абс-но чистым созн-ем). 3)идеалистич.: *объ-ный- признают созн-е и материю, созн-е на 1м плане; *субъ-ный- весь мир- моё созн-е.
Совр.время.2
подхода: 1)иррац-зм: созн-е непознаваемо.
2)научно-материалистич.Созн-е
Слово | Усл. рефлексы | Биологич.важнейшие ф-ры | Краткоt-ное возд-вие | Неживая материя (мех,физ,хим) | Неживая мат. (мех,физ,хим) | Раздражимость | Психика | |||
Безусл. Рефл. | Усл. Рефл. | Сознание |
Отраж-е-это
такое взаимод-е между 2мя матер.с-мами,при
к-м особ-ти 1 с-мы (А) воспроизвод-ся в соотв.особ-стях
2 с-мы (В). Типы отр-я:1-отр-е в неживой
природе (физ,хим).2-в живой природе (раздраж-сть).
3-соц.отр-е.
Ед-во
языка и мышл-я:1-слово-матер.
Отличия
языка и мышл-я: -созн-е отр-ет действит-ть,
а язык обозначает. -мышл-е- общечеловечно,
а язык-национален.
4. Простр-во и t. Фил.аспекты соврем.ест\науч.теорий.
Об.ид-зм:они рождены мир.разумом.
Суб.ид-зм:время-смена
ощущений,простр-во-располож-е
Мат-зм:они-объективны.В среде мат-зма сформир-сь 2 концепции: 1) субстанциональная (Демокрит,Эпикур, Ньютон):Пр-во и t не зависят от материи.2) реляционная (Лейбниц,Маркс,Энгельс): они не отделимы от материи как формы ее сущ-ния. Теория отн-сти подтвердила этот взгляд.
Простр-во-это объективно-реальная форма сущ-я материи, выражающая порядок сосущ-я (располож-я) мат. объектов отн-но др.др. Время-это объ-но-реальная форма сущ-я материи,выр-щая послед-ть смены сост-й, мат.проц-сов и явл-й.
Спец.теор.отн-сти док-ла что в реаль.физ.мире простр.и врем.интервалы меняются при переходе от 1 мат.тела к др. Т.е.при увел-и отн.V дв-я мат.тел, простр.интервалы сокращ-ся, а врем. – растяг-ся. Выявлена глуб.связь между ними,в природе сущ-ет единое простр-во-время. Простр.и врем.интервалы изм-ся при изм-и скорости,но простр-но-врем.интервалы не мен-ся. Т.е.раскрыта внутр.связь прост-ва и времени как форм сущ-я материи. Идеи СТО получили разв-е в ОбщейТО: вблизи огромных масс происходит искривл-е простр-ва.
Соврем.фил-фия различает формы простр-ва и t в зав-ти от формы дв-я материи: *физ.простр-во и t. Общие хар-ки: объ-cть и всеобщность(у всех мат.предметов и явл-й). св-ва простр-ва: протяж-ть(опр.меcтополож-е); изотропность (равномерность всех возм.напр-й); однородность(нет выделенных точек); трехмерность(полож-е м.б.опр-но ч/з 3 независ.величины). св-ва физ. t: длит-ть, одномерность (полож-е во t м.б.описано единств.величиной); необрат-ть(от прошл.к буд), однородность(нет выделенных фрагментов). *биол.простр-во и t -в живой природе.Простр-во хар-ся асимметрией правого и левого.Ед-во симметрии и асимм-и позволяет орг-змам лучше приспосабл-ся к среде.
Хар-ка
биол.t: цикличность,ритмичность. У ч-ка-психологич.t,
к-е неравномерно(от сост-я ч-ка). *соц.простр-во-t-
в практич.деят-ти ч-ка.Соц.простр-во-значимые
для ч-ка сферы сущ-я.Представл-я о простр-ве
мен-ся в зав-ти от эпохи к-ры,опр-ет мировоззр-е
ч-ка.Соц.t тоже зависит от хар-ра соц.проц-сов.(соврем
ч-ка-линейн.представл-е о t, антич.-циклич)его
V измер-ся насыщенностью событиями.
7. Учение об истине.Роль практики в процессе позн-я.
Суб.ид-сты выводят истину из созн-я людей, т.е. ее ист-к чел.созн-е. Опираются на категории: -общезначимость (истина нах-ся больш-вом голосов), -простота (если что-то проще, то это не значит,что это истина), -договоренность (любая научн. истина - это конвенция (дог-р) - у учёных), истина-то, что полезно (америкосы).
Мат-сты вводят понятие объ-ной истины-такое содерж-е зн-й, к-е не зависит от воли и желания людей.
Истина-это процесс, в к–м истина взаимод-ет с заблужд-ем (зн-е не соотв-ющее действит-ти). Их часто нельзя оторвать др.от друга. В любом заблужд-и есть момент истины. Абс. истина- полн.и исчерпывающее зн-е о предмете(догматизм)
Отн.истина-объ-вно верное,но исторически ограниченное неполное зн-е,содержащее момент заблужд-я (релят-зм).
Истина одна! Соотн-е абс.и отн.истины: 1-абс.и отн.-стороны объект.истины. 2-абс.истина складывается из суммы отн.истин. 3-в кажд.отн.истине есть момент абс.
В истории Ф-фии 2 подохода: догм-зм (т-ко 1 истина-абс-на), и релят-зм (любое зн-е отн-но).
Конкр.истина-учет усл-й,места,времени.Любая истина д.б.предельно конкретна.Невозм-но говорить об истинности зн-я,взятого абстр-но,т.е.без учета опр.усл-й.
Роль практики:
Практика-матер.,предметно-
Виды
практики: 1-матер-производств(обработка
природы людьми).2-соц-пол.(#
Ф-и практики: *это основа позн-я (все зн-я вызваны гл.общ. потр-стями.#Мат.зн-я вызваны потр-стью измерять), *это движ.сила позн-я (пронизывает позн-е.Весь познават. процесс обусловлен задачами и потреб-тями практики.Она ставит опр.проблемы и требует реш-я), *это цель позн-я(не ради любопытства,а ради регул-я деят-ти людей.Все зн-я возвр-ся в практику и вл-ют на ее разв-е.Цель-исп-е зн-й как руков-ва к д-ю по преобраз-ю,для уд-я потр-тей), *это критерий истины(позволяет отделить ист.зн-я от заблужд-я):
-абс.критерий:т-ко практика-критерий истины
-отн
критерий:если не седня,м.
8. Диал-ка и метафизика как 2 ист-ки сложившихся фил. метода позн-я, их противоположность.