Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, шпаргалка
Понятие материи прошло неск-ко этапов в своем разв-и.
Др\греч.фил-ф Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.
Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.
АНАКСАГОР: весь мир состоит из мельчайших ч-ц, каждая из к-х ¥-но делима. Кажд.ч-ца содержит в себе все др., и эти ч-цы нах-ся в дв-и, к-е явл-ся следствием вш мех.силы-ума. Гл.роль в позн-и-чувствам, но не абс-вал,зная их ненадежность.Важн.роль Î уму,т.к.мы знаем о ч-цах посредством ума.
ДЕМОКРИТ: весь мир состоит из атомов, к-е вечны, неделимы, не превращаются др.в др, им. разл.формы, разл-ся величиной, не имеют св-ва – цвет, запах, вкус, нах-ся в дв-и, душа тоже состоит из атомов, => она матер-на и смертна. Богатые д. приносить пользу бедным. Он основал материалистическую школу Ф-фии. Чувств.позн-е важно: теория истечения: из предметов истекают образы, подобия, когда они попадают в глаз возн-ет представл-е о предмете. Но это не истин.зн-е, ист.позн-е-ч\з рассужд-я.
35. Сократ и этич. учения Др.Греции.
Учение о ч-ке: ч-к-часть космоса, к-й им.душу. Разуму пр-стоят аффекты, своб.ч-к-тот, кто упр-ет аффектами, чувствами.
Этикой Сократа явл-ся зн-е. Чтобы творить добро,надо знать,что это такое. Кто знает это,тот не будет совершать зла, т.е.ч-к творит зло по неведению. Он дал начало идеологич.методу,начал анал-ть такие критерии как добро, зло,правда, ложь. Положил начала антропологич.Ф-фии, т.е.переориентриовал Ф-ю с космоцентризма на антропоц-зм, т.к.космос не познаваем и не дает ответа на?:как следует жить.
Чтобы улучшить нравы в общ-ве, нх-мо нравств.просвещ-е,чем и д.заниматься Ф-фы,к-е д.отказ-ся от написания фил.трактатов для узк.круга людей.
Изобрел беседу\диалог,цель к-й-постиж-е нравств.истины, состоит из 2частей: 1)ирония, сомнение (т.е.??приводящие к тому,что ч-к находил пр\речие, т.е. «Я знаю что ничего не знаю»), 2)майевтика. Помогал ч-ку прийти к истине.
Согласен с эллейцами,что истина 1 и устан-ся ч\з размышл-я, достижима разумом, но позн-е- истины-позн-е сущ-сти многих нрав.явл-й,к-е достиг-ся ч\з опр-е понятия, выраж-щие данный тип явл-я.
Он стал родонач-ком этики и после него 2 школы: 1-гедоническая (ч-к испытывает 3 сост-я-равнодушие, удоволь-е и недоволь-во; само сильное-удоволь-е), 2-киническая (добро-это независ-ть от богатства, гл.бог-во-ум. Проповедовали отстраненность от общ-ва и апатию к миру и ценностям).
36.Фил-фия Платона. Обоснование Платоном теории идей. Учение о позн-и, ч-ке, гос-ве.
Ф-фия
ПЛАТОНа сост. из 3х частей: диалектика,
физика, этика. 1. «диалектика» - теория
идей, ее суть в сущ-и 2х миров: мир вещей
и мир идей (потусторонний). Они не =значны,
т.к. мир идей вечен и он первичен. Для док-ва
вводит термины «соотв-вия» (кажд. предмет
д. соотв-ть своему понятию) и «присутствия»
(в кажд. предмете д. присутствовать его
идея). Идеи можно только мыслить, их не
воспринимают чувствами. Предметом позн-я
явл-ся не мир вещей, а мир идей. Идей познаются
не чувствами, а разумом. Такое позн-е доступно
только фил-фам. 2. «физика» (физику
свел к понятию о душе). Душа бессмертна
(она неделима и в ней воплощена идея бессмертия);
душа бестелесна, невидима, она сущ-ала
до тела. 3. «этика». Кажд.душа имеет
3 стороны – разум, воля, чувства. Разум–мудрость.Воля–мужество.
Формы гос-ва: Лучшая форма–аристократия, она вырождается в олигархию, затем в демократию, затем в охлократию, затем в тиранию.
«эстетика». Прекрасное у Платона не вещь, а идея. К иск-ву относится «-» . Он предложил исполнителей – рабов в иск-ве, а также ввести цензуру в иск-ве.
37. Философская концепция Аристотеля.
АРИСТОТЕЛЬ пытался классиф. науки (выделял теоретич. – Ф-фия, физика, мат-ка; а также практич.– этика, эк-ка, пол-ка; творч.– поэтика и риторика).
Есть строгие единичные вещи, но нет их идей. Есть только мир – материал. Материя – возм. бытия, переходит из 1го сост-я в др., изменяя форму. Материя нах-ся в дв-и, все приводит в дв-е благодаря «1двигателю». Мир нах-ся во t и простр-ве, к-е не сущ-ют отдельно от вещи.Душу им. живые орг-змы – растит.душа – животн.душа – разумная душа.
Теория позн-я. Позн-е нач-ся с ощущений (познает единичное), далее идет наука (познает общее).
Соц.фил-фия. Теория ест.происх-я гос-ва – ч-к это сущ-во соц-, начиная с семьи, разрастается до гос-ва. Выделил шесть форм гос-ва: 1.правильные – монархия, аристократия, полития, 2.неправильные – тирания, олигархия, охлократия.
Смена происходит при наруш-и справедливости. Два типа справедливости– уравнит.(всем поровну) и распределит. (всем по справедливости).
Не отрицал частн.соб-сть.
Соц. структура: богатые, средние, бедные.
«Этика»: нравственное – это поступок, добродетельному поступку м.научиться.Д.б. золотая середина м-ду всеми крайностями (безрассудство-трусость, жадность-щедрость).
«Эстетика»:
прекрасное в действит-ти, в окр-щих нас
вещах (симметрия, пропорция, ограниченные
величины). Иск-во – нужно общ-ву, т.к.
играет воспитат. ф-цию.
38. Эллинистически-римская фил-фия. Эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
Эпоха эллинизма (мен-ся напр-ть Ф-фии: рассм-ся инд-ные проблемы, а не общие):
Эпикурейство (материалист Эпикур-гедонист). Этика: задача фил-фии – научить ч-ка быть счастливым, ч-к же боится смерти и бога, но чтобы освободить ч-ка от страхов, говорит, что богам до нас нет никакого дела. А смерти же не надо бояться потому, что смерть и жизнь никогда не встречаются. Счастье-удоволь-е как отсутствие страданий. Нх-мо уничтожать все,что на пути к счастью: страх перед богами, смертью, загроб.миром. 3 типа удоволь-я: -прир. и нх-мые для жизни (к ним нужно стремится), -прир., но не нх. для жизни, -не прир.и не нх для жизни.
Ч-к больше д.заниматься частн.жизнью, избегать общ-ной деят-ти: «Живи незаметно».
Стоицизм
(Аврелий, Сенека, Зенон). Идея фатализма.
Мы не м. изменить судьбу, но м. изм-ть свое
отн-е к ней. Осн. добродетели: благоразумие,умеренность,
Неоплатонизм
(Плотин, Прокл): систематизация учения
Платона в соед-и с идеями Арист-ля, Пифагора,
стоиков и т.д. Осн.учение- о сверхсущем
Едином. Иерархич. построение бытия. Освобожд-е
ч-ка, мат-но обремененного, с пом. экстаза
или аскетизма. Материя-антипод Единого.
Душа-источник движ-я. Бог недоступен разуму.
39 Средневековая фил-фия (2-14вв). Патристика, схоластика. Учения св. Августина и Ф. Аквинского.
В ср-век Ф-фии выделяют 2 этапа: 1.патристика (2-8)-цель-показать преимущ-во new религии перед предыдущими. Выработка new идей (Авг.Блаженный) 2.схоластика (11-14),цель-систематизация известных зн-й (Ф.Акв) Осн.черты: *теоцентризм. Объект исслед-я-Бог *ретроспективность-обращение в прошлое (библия-ист-к зн-й) *традиционализм - совпад-е мнения с предшественниками. Осн.проблемы: 1. ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии,мире-в дан.периоде учение о Боге. а) вечность бога,его независ-ть,б)творение мира из ничего (креационизм),в)творение мира постоянно, г) твор-е мира по опр.плану (провиденциализм) АВГ. говорил о том, что нет прошлого и буд,а есть т-ко наст=>t субъ-но и нах-ся в создании ч-ка=>говорить о t до созд-я ч-ка бессмысленно (проблема t ), д) проблемы ГНОСЕОЛОГИИ: что и как познавать: Что: есть 2мира(потусторонний и земной). В идеале надо стремится познавать потустор.мир. Как: наука или религия, воля или разум. АВГ.признавал тожд-во веры и разума (многое не доступно разуму из-за его неразвитости).Вера д.б.в гармонии с созн-ем. Бога м.позн-ть ч\з разум (познавая природу познаем Бога). Он выстраивает док-ва сущ-я бога: -мир д.был кто-то привести в дв-е, но такой двигатель д.б.сам неподвижен=>бог -кажд.явл-е им.свою причину,но д.б.первопричина-Бог: -все явл-я мы рассм-ем как нх или случ. На 1месте нх-мые.Это бог. -абс.красота-бог, он идеал. -все,что есть на земле идет к опр.цели, к-ю знает бог, и он явл-ся этой целью.
ОККАМ:концепция двойственности истины.Он разделил веру и разум, т.к.они несовместимы,у них разл.методы. Пр-п бритвы Оккама: если какой-то вопрос не м. проверить, нх-мо его отсечь как не относящееся к науке, е) Проблема познаваемости мира. Спор м-ду реалистами(сущ-ет общее независимо от единичного) и номиналистами (нет общего,есть т-ко единичное).
Ф.АКВИНСКИЙ: общее сущ-ет,но в божеств. разуме => заложил общее в вещи,а ч-к постигая вещи,постигает общее. ж) АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТИКА. Бог создал ч-ка,наделив его душой и телом.Душа стоит выше тела,но не отрицает его, Нх-ть духовного подчинить телесное. Этика: бог всемогущ- он даже создал и наделил ч-ка свободой,а ч-к use свободу во зло.
з) Ф-ФИЯ
ИСТ-И И ГОС-ВА. Авг: «о граде божьем»
есть 2 мира- земной и божий. Божий стоит
выше. Акв: надо различать сущ-сть вл. (саму
идею власти (конкр.устр-во) =>народу надо
смотреть нужен или нет такой правитель=>чтобы
увидеть м.ли свергать правителя,нх-мо
обращаться к церкви.
40. Фил-фия эпохи Возрождения(14-17в) (Бруно, Галилей, Маккиавелли, Мор, Кампанелла).
Особ-ти эпохи: 1.антисхоластика (отказ от жестк.призн-я авторитетов, внимание-сущности,содержанию, а не форме). 2.пантеизм (природа бесконечна, вечна, всемогуща, т.е.у природы кач-ва бога. Бог раствор-ся в природе)
3. антропоцентризм (в центре исслед-я-ч-к, а не Бог). Формир-ся направл-я:
*ГУМАНИСТИЧ
(14-15вв)(Данте,Петрарка,
КОПЕРНИК: вращение земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, т.е.не Земля, а Солнце-центр мира =>подорвано вл-е Бога. БРУНО: сформул-вал идею о беск-ти мира: бог бесконечен =>он не создает конечные вещи. Земля состоит из 4стихий, а небо-из эфира, но небо и земля =ы. New th позн-я: чувства=>рассудок(переработка) =>разум(выработка нового). Также не как Коперник: центра вселенной вообще нет, вселенная бесконечна и равна Богу, т.е.Бог-не творец мира,не сверхприродная сила =>ц-вь не м.такое простить =>казнен. Но его идеи бездоказательны. ГАЛИЛЕЙ:use телескоп. Млечный путь-вовсе не дорога в рай, а скопление звезд; луна не гладкая: на ней кратеры и хребты; применил з-ны мех-ки к дв-ю планет; отделял науку от религии. Он все док-вал. *РЕФОРМАЦ (Лютер,Кальвин). ЛЮТЕР: отрицает схоластику, т.к.считает что надо образаться непоср-но к Богу, т.е.ед.первоист-к-Библия. Критич.отн-е к дух-ву. Перевел Библию на нем.яз. Формулирует доктрину оправдания верой (против индульгенций); за искренность веры. Ц-вь не нужна как посредник, всё д.б.попроще.
КАЛЬВИН: разделял идею Лютера+избранность к спасению (проф.деят-ть как критерий избранности. Т.е.бог делил на 2группы:кто в рай,кто в ад, но непонятно кто куда, но по профессии можно догадаться). *УТОПИЧ-СОЦИАЛИСТИЧ. (Мор, Кампанелла)-отрицают частн.соб-сть, за соц.рав-во. *ПОЛИТИЧ (Маккиавелли). «Государь», «Рассужд-я на 1ую декаду Тита Ливия». Он освобождается от религ.иллюзий. Объект изуч-я: причины расцвета и гибели гос-в, мотивы чел.поступков, вл-е личности на ход событий. Все пол.с-мы рождаются, расцветают, упадок и затем гибнут, т.е.нах-ся в круговороте, не подчин.никакой цели свыше. Возн-е общ-ва, гос-ва и морали-ест-но. Пр-п оправдания исп-я пол-ком ср-в целями («цель оправлывает ср-ва»), т.е.государь д.добиваться репутации добродетельного правителя и избегать пороков,к-е м.лишить вл, т.е.не отклоняться от добра, но уметь вступить на путь зла,если нх-мо.
41. Проблема методологии познания в Ф-ии New t. Эмпиризм и рационализм (Бэкон, Декарт)
Фил-фия Нового времени. Науч.рев-ция 17в.и ее влияние.
В 17в.идет бурное разв-е науч.зн-я (крупн.открытия-меняется хар-р науки. Изм-я хар-р ест\зн-я. Наука стремится к конкр.картине мира.
Разраб-ку new м-да взяла Ф-фия 17в.: 1.Эмпиризм-гносеологич-я концепция, согласно к-ой, основа человеч. позн-я–чувствен-й опыт.Его приверженец БЭКОН: «знание-сила» т.е. оно обеспечивает власть над природой. Наука восприн-ся как ср-во а не самоцель. В достижении абслют-го знания ч-ку мешают: предрассудки, субъ-ное искажение реал-го мира (идолы). Виды идолов: 1)идолы рода (особ-ти разума ч-ка,связ-е с его сущ-стью) 2)пещеры (кажд. со своей колокольни) 3)театра (приверж-ть мнению авторитета) 4)торжества, рынка (в " слове свой смысл). Победу над идолами обеспеч-т подлинно науч-й метод изучения природы. Он дедуктивен (от общего к частному) НО: подлинное знание д. опираться на опыт (т.е. эмпиризм) Þ обращение к конкрет-м факторам, из них общие выводы, а это уже индукция.2.рац-зм (разум).Цель науки в господстве над природой, но отличие от Бэкона 1 место отдает разуму ч-ка а не чувственному опыту. ДЕКАРТ: надо преодолевать традицион-е заблуждение. Не авторитет-е суждения, а очевидность–вот основа " знанияÞпр-п сомнения. «мыслю, Þ сущ-ю». Т.о. фундамент научного позн-я – разум. В центре метода познания дедуктивная логика т.е. от общего к частному. Аксиомы порождаются интеллект-ной интуицией, к-я опирается на врождён-е идеи. Учение о методе: ед.науч. метод («универс.мат-ка»). Чтобы получить точн.зн-я для этого науч.метод:-считать истинными т-ко такие положения, к-е ясны,отчетливы не вызовут никакого сомнения (пр-п очевидности).-нужно всякую сложную проблему в процессе изуч-я разделить на составные части (пр-п анализа).-в процессе позн-я нх выстраивать послед-сть (идти от известного к неизв, от изученного к неизуч) (пр-п синтеза)