Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, шпаргалка
Понятие материи прошло неск-ко этапов в своем разв-и.
Др\греч.фил-ф Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.
Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.
-не допускать логич.пробелов в зн-ях (пр-п контроля).
42. Б.Спиноза: учение о субстанции. Свобода как осознанная необход-ть.
СПИНОЗА:Метаф-ка близка к пантеизму (1 субстанция: бог\природа). Родился в Голландии, в богатой семье, вундеркинд, интересовала наука, а не религия. Гл.задача Ф-фии-сделать ч-ка счастливым, для чего нх-мо понять место ч-ка в мире, общ-ве. Затем выстроить линию повед-я. Ч-к-часть всего,целого. Кажд.вещь сущ-ет сама в себе (в чем-то другом (рука-в чел.теле)).Найдя «1ое», из чего все родилось, Ф-фы наз-ют субстанцией.Ее св-ва:1)субстанция всегда дана 2) ¥-на в простр-ве и t. 3)не сотворима и неуничтожима. Им. причину внутри себя=>он д-ет, кажд.отд д-е-отд.вещь- наз-ет их «модусами» (они всегда огр-чены во t и простр-ве; событие и образы вз-связаны, прич.следств.связь).Ч-к -один из модусов, но ч-к специфич, он имеет душу, разум. Ч-к не м.ничего изм-ть, но м. понять мир. з-ны.
Свобода-осознанная
нх-сть. Признавал волю, все в
мире упр-ся абс.нх-стью. Ч-к д.д-ть в
соотв-и с этой нх-тью. Свобода
с 1стор.-это свобода от раб.завис-ти
ч-ка от вш. обстоят-в, а как познанная нх-ть-это
д-е в согласии с обстоят-вами.Д-е,
30. Историко-фил. традиции в анализе к-ры. Сущ-сть, стр-ра и ф-ции к-ры.
СТР-РА К-РЫ: 1.по носителю: к-ра чел-ва, нации, класса, городская и сельск.,молодежн.,кримин.итд. 2.по происхожд-ю: народная (предшествует; это нар.эк.к-ры, экол.к-ра, архитектура, нар.мед,педагогика, нар.творч-во. Инфа искаж-ся при передаче) и проф (после народной; созд-ся спецами; сохр-ся в том виде в к-м создано). 3.по хар-ру: общая (треб-я к каж.ч-ку), специализированная (связ. с раздел-ем труда: к-ра препода, врача, юриста). 4.по вл-ю на ч-ка: прогрессивная (формирует +кач-ва ч-ка) и регрессионная. 5. по деят-ти: матер (для уд-я мат.потр-стей) и дух(для уд-я дух.потр-тей). Они вз\связаны: -это стороны единой общечел.к-ры, -вз\ проникают (в дух.к-ре ув-ся вес мат: совр.литр-ра не м.б.без книг), -на их стыке возн-ют такие явл-ся к-е нельзя отнести туда\сюда (#здание).
Матер.к-ра состоит из: 1.к-ра мат.пр-ва (пр.технич.зн-я и навыки,техника,технология, к-ра орг-ции труда, к-ра усл-й труда,пр-кты мат.пр-ва), 2.мат.к-ра быта: быт.зн-я и умения; вещи исп.в быту, с-ма орг-ции быта (#кафе, прачечны), к-ра быт.труда (воспит-е, самообслуж-е), 3.к-ра физ.разв-я ч-ка: физк-рно-спорт.сангигиенич. зн-я и навыки, с-ма мед.и спорт.учр-ний, мед.и спорт.оборуд-е.
Дух.к-ра
сост.из:1)субстанциональные
New t (17-18) мен-ся отн-е к к-ре; не игнор роли ч-ка. 1ая классич.модель к-ры, ее особ-ти: гуманизм(к-ра связ-ся с деят-ю ч-ка; ч-к благодаря разуму творит); рац-зм; историзм (к к-ре подходят как к процессу, ист.пути от 1быт.ч-ка до соврем.цивилиз.общ-ва).
2 т.з.:1)нем.Гердер:
разв-е к-ры-прогресс.процесс,
Меры по улучш-ю жизни (силой): уничт-е ч.с., уничт-е гос-ва.
2подхода: оптимистич (Гердер), пессимистич (Руссо)
Нем.классич.фил-фия:
Шиллер:
совр.общ-во поделило людей на бедных(цель-выжить)
и богатых(цель-деньги), что изуродовало
к-ру. Путь изм-я этой ситуации-ч\з гос-во.
Кант: к-ра связана с моралью (просветители
связывали к-ру со зн-ем), знающих много,
к-рных мало. Гегель:-происхожд-е и
сущ-сть к-ры связ-л с мир.разумом: -изучил
весь путь разв-я к-ры и рассм-л каж.вид
к-ры как ступень в разв-и мир.разума., -показал,
что к-ра им.абс.ценность (несет в себе
мом-т всеобщности, т.е.ч-к из единичного
сущ-ва в носителя общности), -провел типологию
к-ры: высш (в прав.гос-ве где правит з-н)
и низш (отн-я по понятиям где нет гр.общ-ва);
теор(где многообразие и глубина зн-й,
сп-сть переходит от одих зн-й к др) и практич(связ.
с практ.деят-тью, привычки, навыки).
43. Материалистическая Ф-я Д. Локка.
Джон ЛОКК (сенсуалист): «нет ничего в разуме, что прежде не было бы в чувствах», мир предметов опр-ет ощущения ч-ка. Врожденных идей нет, все идеи- из опыта, т.е.при рождении душа ч-ка-белая бумага без идей и зн-й. Ощущения приносят в душу идеи, к-е обозначают кач-ва(белое, тв,горькое, запах, звук).
Теория о 2х видах кач-в: 1)первичных, неотделимых от тела. Остаются пост-но (протяжение, V, плотность, дв-е и покой. Независят от нас. 2)вторичн (цвет, запах, звук). Сущ-ют в душе, а не в вещах . Т.е. вообще-то они отсутствуют, появл-ся т-ко при взаимод-и с органами чувств.
Пр-п
ест.права. Продолжает идею общ.дог-ра,но
спорит с Гоббсом на счет прав перед
гос-вом (Гоббс: абс.вл.гос-ва над общ-вом,
а Локк: люди отдают гос-ву т-ко часть своей
свободы). Считает что личность д.б.защищена
от гос-ва ч\з раздел-е властей:з\д,исп,суд.
Цель гос-ва- сохр-е свободы и с.гр-н.
44. Лейбниц и его монадология.
ЛЕЙБНИЦ: Химия,мех-ка, ист-я, мат-ка…гениаль.ученый. Его не устраивало уч-е Декарта о 2ух субстанциях,т.к. не понятно как они соединялись, откуда взялись; уч-е Спинозы об 1 субстанции, каким о.субстанция пришла в дв-е; и уч-е о том,что созн-е-продукт материи.
Создал
new КМ: мир состоит из мелких частиц- монад,
все они кач-но различны, они не телесны,
не вещественны, а духовны, они создают
здание-мир. Монады выстроены в опр. с-мы.
Иерархия монад: 1) внизу-темные монады
(делаются неодуш.предметы) 2)монады, обаладющие
смутными представлениями (#у жив-ных смутные
представл-я о мире) 3)монады,к-е обладают
отчетливыми представлениями (ч-к, зн-я)
4)абс.зн-е. Он-рац-ст. Истина получается
с пом.разума. Она делится:*истины факты
(зн-е без поним-я причин)*истины разума
(зн-е причины).
45. Проблемы познания в Ф-х учениях Беркли и Юма.
Осн-ль суб.ид-зма–Джордж БЕРКЛИ(епископ).Отриц-е материи, мат.объекты сущ-ют, будучи воспринимаемы. «Сущ-ть значит быть воспринимаемым». «Мир сущ-ет и тогда, когда мы его не восприн-ем». Его видит, восприн-ет Бог. Не бывает предмета, у к-го нет вкуса, цвета, запаха. Проблема: если все предметы сущ-ют в нашем созн-и, то и др.люди сущ-ют т-ко в нашем созн-и-это солипсизм, т.е.крайняя позиции суб.ид-зма.
Давид
ЮМ, в отличие от Беркли выступил против
религии. Нет объект.опытного зн-я, т.е.солепсизм.Как
и Беркли: ист-к зн-я-опыт ч\з чувства. Защищает
локковскую ‘tabula rasa’, т.е.против врожден.идей.
В отличие от Беркли: сущ-е вещи за пределами
ощущ-я ощущ-ем не явл-ся., т.е.сущ-е объекта
за пределами наших ощущ-й не м.б.предметом
зн-я, мы ничего не м.о них знать=>мы ничего
не м.сказать о сущ-сти мира, ограничиваемся
т-ко опис-ем явл-й. Он-агностик.
46. Ф-я франц-го просвящения и материализм 18в. (Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Гольбах)
18в-век
Просвещения, ставка на разум.
Ядро фил.позн-я-просвещ.мат-
3 направл-я: 1) дэизм: уч-е о том, что бог сотворил Землю, но ничего с ней не делал, далее делала природа. ВОЛЬТЕР: феод.общ-во себя изжило, нх-мо его сменить на общ-во равных (в пол-ке, но т-ко не в эк-ке). Общ.устр-во д.обесп-ть пол.и юр.рав-во людей. Для улучш-я общ-ва нх-мо разв-е науки, особенно Ф-фии, но тогда будет удар по ц-ви. Тут парадокс,т.к. религия нх-ма для удержания людей. МОНТЕСКЬЕ:уч-я о гос.дог-ре.Гос-во возн-ло в рез-те длит. процесса, а не 1моментно. Когда люди в ест.сост-и, они слабы и стремятся к рав-ву, когда объед-ся, утрачивают чувство слабости и исчезает рав-во=>возн-ет война=>нх-мы з-ны и F их регул-ния, т.е. гос-во=>для эфф-сти вводится с-ма сдержек и противовесов и др.
РУССО: против тезиса,что наука-движ.сила и рычаг прогресса. Все пороки общ-ва из-за имущ.нерав-ва, а не невеж-ва, т.е.против ч.с. Наука подрывает нравств-ть, т.к. разв-е науки создает new «иск»потреб-ти. Т.е.он обращает вним-е на негат.последствия разв-я наук,причем делает это в эпоху госп-ва науки) 2) матер-зм. ДИДРО, ГЕЛЬВЕЦИЙ, ГОЛЬБАХ. Осн.идеи: -все они признают вш.мир, объект. реальность. - этот вш.мир и есть материя (мир материален, он сущ-ет независимо от нашего созн-я, д-ет на наши органы чувств). -материя понимается как в-во. -способом сущ-ния материи явл-ся дв-е, но дв-е, под к-м понимается т-ко мех.перемещ-е (эпоха классич.мех-ки). -мат-зм не распр-ся на общ-во (объясняли т-ко природу), -атеизм (анализ причин возн-я религии в том что, в людской массе есть невежество).
Обман
простых людей священниками. 3) утопизм-социализм.
МАБЛИ,СЕН-СИМОН,ФУРЬЕ. Нх-мо уничтож. ч.с.
Мабли считал, что идеаль.гос-ва не построить
(ч.с.порождает нерав-во, тиранию, жадность,
роскошь и т.д.) Бабеф считал, что м. построить
путем силы (ч\з свержение, восстание. Насильное
изъятие у богатых с.-общенац. Нужно взять
у того, кто им.слишком много и отдать тому,
кто не им.ничего). Сен-Симон – можно, но
очень долго.
47. Ф-ия Канта и ее осн.идеи. Этическая конц-ция Канта.
Творч-во
Канта делилось на 2 периода: 1) докритический.
Заним-ся ?? ест\зн-я (# th происхожд-я вселенной
из газовой туманности) 2) критич.(связан
с Ф-ей). Все работы нач. со слова «Критика»
# «Критика
чистого разума».В
ней выд-ет 3 ступени в познават.процессе:
1)чувственное-на органы чувств действуют
предметы, что вызывает поток ощущений
2)рассудочное–ум начинает логически
обрабатывать полученный чувственный
материал, для этого use вражденные понятия
# число 3)разумное-ум отрывается от опыта.
Разум рождает 3 идеи: *теологич.($
или не$
Бог) *космологическая (конечен мир в пространстве/t
или нет) * псих-ий (душа смертна или нет).
Ч-к не м. доказать эти идеи. «Кр-ка
практического разума». Сформулировал
конц-цию прир.задатков.Виды задатков:животности
(инстинкты); человечности (слабости и
желания людей); личности (сп-сть стать
личностью). Просветитель: путь к счастью
ч\з распр-е знаний. НО: сами по себе зн-я
не залог благополучия, т.е. ч-к д.б. нравстенным.
Конц-ция автономной
морали: мораль не зависима от ч-л интересов.
Мор. поступок соверш-ся ради врожденного
долга. «Кр-ка
сп-стей суждения»:
?? эстетики. Рассм-ет все категории+ анализирует
специфику эстетич-х суждений, к-е отлич-ся
от научных, т.е. высказываюсь о предмете
так, каким он мне кажется. (ученый открывает
то, что уже есть в действ-ти, а художник
создает что-то new). Маленькая
А «о вечном мире» - идея создания Мн организации,
кот-я регул-т отнош-я м\д странами, демократ-я
и республ-я формы правления.
48. Ф-ия Гегеля.Диал-ка Г-ля и ее методологич. знач-е.
Гегель (объ.ид-ст) полагал: 1начало – мировой разум – абс. идея, к-я пришла в движ-е и прошла 3 этапа: 1)логика (идея рождает понятие. 1идея®идея нечто®идея нечно’ (появл-е new кач-ва)®кол-во+кач-во®мера. Кач-во и кол-во м. переходить др.в др т.к. тождественны). Гегель исследует природу понятий вообще. Понятие–отражение существен-ного. Понятие постоянно меняется, развив-ся, ® к истине. (истина – соответствие предмета своему понятию). Вводит «заблужд-е»,к-е неотъемлимо от истины.Проблема практики –дух.деят-ть ч-ка. 2)Ф-фия природы (учение о природе). 3 этапа развития:*механика (материя, пространство,t, движ-е) *физика (Эл-во, свет, теплота) *органика (жив., растит. и др. миры) 3)Ф-фия духа: 3 ступени:1)субъ-ный дух, т.е. созн-е " ч-ка :3 его ступени* антропология (завис-ть от расы, пола) *феноменология (созн-е как феномен) *псих-гия. 2) объ-ный дух: *право – вш принуждение, *мораль – вн. принуждение *нравств-ть- с-ма отн-й м\д людьми (#семья, гр-е общество, гос-во).3)абс.дух:1.иск-во (символич-е, классич-е романтич.) 2.религия (вера). 3.Ф-фия- вершина ч-го интеллекта. Ни 1 Ф-фия не возникала случайно; призвана осмыслить бытие в дан. момент t самая высшая его Ф-фия (идея осознала саму себя). Противоречие м\д методом и в его с-му, круг замыкается т.е.начало и конец.
49. Антропологический материализм Фейербаха.
Фейербах (ученик Гегеля, его критик). Объ. ид-зм: абс-ной идеи нет, это плот Гег. фантазии. Субъ. ид-зм: тоже критиковал #когти кошки в мыше. Критика религии. Религ ≠наука. т.к. ученый стремиться к закон-ти, а религия к чуду. Выделяет причины возник-я религии: 1)бессилие ч-ка перед стихией или животным (тотемизм) 2)психолог-и ч-к ® к счастью и просит его у Бога 3)Гносеология. Свои кач-ва умнож-т и предписывает Богу #мудрость,ч-к творец.Мат-зм Фейербаха:1)метафизичноть. Подверг сомнению бессмертие душиÞсослали в деревню. Для него мир «застыл» 2)антропологизм: ч-к сущ-во т-ко биологич-е 3)был матер-том т-ко в объяснении природы. Не увидел, что общ-во матер-но.Считал, что миром движет смена религии.
50. Марксистская Ф-фия (кон.19в).
Пр-пы:
1)появилась Ф-фия для