Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, шпаргалка
Понятие материи прошло неск-ко этапов в своем разв-и.
Др\греч.фил-ф Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.
Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.
Связь
общ.созн-я и бытия Ид-сты:гл.
Общ.психология-питат.среда
для иделогии,а идеология
25. Политическое и прав. созн-е.
Пол.созн-е-поздняя форма,возн-ет в классовом общ-ве. Т.к.у классов разн.интересы.
Объект отр-я: соотн-е класс.интересов.Интересы отд.ч-ка не учит-ся в пол-ке. Способ отр-я: пол.проги,конституции, декларации и т.п.,в к-х хранятся пол.идеи.
Ф-ции пол.созн-я: -познават (дает зн-я о пол.действит-ти), -интегрирующая (объед-ет людей #пол.партии),-прогностич (м.предвидеть пол.события),-оценочная (критерий- ответ на ?: соотв-ет или нет интересам дан.класса,гос-ва тот\иной пол.процесс\событие).
Прав.созн-е-возн-ло с рожд-ем гос-ва.
У гос-ва есть особый интерес,к-й он фикс-ет в праве. Когда мы создаем отн-я, гос-во оформляет их юрид-ки. Права порождают обяз-ти(но они не=).Если право к одним справедл., а к др.-нет,то и разн.оценка=>возн-ет прав.созн-е.
Объект
отр-я: соотн-е интересов ч-ка с интересом
гос-ва,зафикс.в праве. Способ
отр-я: прав.норма. Специфика прав.нормы:*д-ет
т-ко в усл-ях гос-ти; *м.б.т-ко одна; *строго
формализована (письм.форма,чтобы без
двойн. толкования). Ф-ции
прав.созн-я: -стимул-ет деят-ть по изм-ю
общ-ва, -от ур-ня правосозн-я зависит исполн-е
з-нов, -регулят.(рег-ся
отн-я м-ду людьми),-оценочная(зак.\незак.
26 Формир-е эстетич-го отнош-я к миру. Природа эстетич-х ценностей. Прекрасное и безобразное, возвыш. и низменное, трагическое и комич-е.
В отличие от живот-го ч-к видит красоту и м. ее творить. Откудо возникло чувство красоты?: 1)от Бога, 2)Ч.Дарвин: эстетич-е созн-е есть и у живот-х (в зародыше). Не всякое удовольствие эстетично #ребёнок засыпает, а не кричит «браво». С т.зр. науки созн-е ч-ка первобытного: хорошо (святое, красивое)и плохо (дьявольское, уродливое).По мере совершенствования ч-ка выдел. 2 направл-сти: 1)познават-ная-инфа о предмете самом по себе. Знания о мире. 2)ценностная -каково значение предмета для меня?
II раздел-е созн-я- разные
виды ценностей: *утилитарные-практич.польза,
III dif " вида ценностей по с-ме прекрасное – безобразное. 2 подохода к опр-ю: 1.природники:прекр.-объ-но #симметрия, гармония, 2.общественники:красота – субъ-ная оценка ч-ка #мёртвая кошка. Все восприн-ся с т.зр. нашего идеала:то что ему соотв-ет-прекр., нет-безобр.На идеал ч-ка влияет:1)раса #черный Иисус, 2)нац. ф-р #китайцы на лицо, 3) классовые ф-ры #розовые щеки у крестьянок, белые–у дворянок. В иск-ве отличают: красоту явл-я и красоту произвед-я иск-ва.
28. Наука и ее роль в жизни общ-ва:
Стороны
рассмотр-я Н: 1)совок-ть знаний 2)форма общ-ного созн-я.Объект
отраж-я – з-ны развития природы,общ-ва,
мышл-я.В соотв. с объектом м.классиф-ть
Н: 1)естественные –жив. и нежив. природа,
2) технич-е-изуч-т примен-е з-нов природы
в технич.устр-вах, 3)общ-ные(эк-ка,соц-гия,пол-
Способ
отражения – с-ма научных абстракций.
Ф-ции Н: 1.информац-я–сбор,накопл-е,
29. Личность и общ-во.Типология и ролевые ф-ции Л.
Л-сть – совок-ть соц. качеств ч-ка (как + так и -). Ч-к становится л-стью ч\з категорию соц.ролей. " ч-к занимает опр.место в общ-ве. Есть предписанные статусы (дворянин), естественные (мужчина), профессион-е (врач). Статус опр-т интересы ч-ка. Соц. роль – это совок-ть действий, к-е осущ-ет чел-к, к-й занимает дан.статус. Ч-к может вживаться в соц.роль или дистанцинировать (не растить помидоры на даче). Выполн-е соц. роли зависит от: пола, возраста, жизн.опыта, пристижности роли, межролевой конфликт (у ч-ка много соц. ролей, кот-е м. противоречить #мент-вор). Социализация – усвоение соц.ролей. Она формирует опр. позицию ч-ка # пассив-актив.
Индивид-принадл-ть жив.существа к какому-н. виду.
Ч-к-принадл-ть
жив.существа к опр.виду (Хомосапиенс)
3 т.з.на соотн-е биол.и соц.в ч-ке: 1.абс-ция
биол.начала (Фрейд). Особое знач-е жив-ного
начала. 2.социологизм (полный отрыв личности
от прир.начала. Дюркгейм). 3. ч-к-сплав соц-ного
и жив-ного. Индивид-ть-совок-ть
черт, к-е присущи дан.ч-ку и к-е отличают
его от др.людей.
33. Диалектика Гераклита. Элейская школа (Парменид, Зенон).
Далее центр фил. мысли переместился в Эфес. Там жил Гераклит Эфесский, сын царя, к-й отказался от трона.
ГЕРАКЛИТ: Все вещи возникают из ед. 1начала – огня; из огня не только вещи, но и души; весь мир нах-ся в дв-и; причина дв-я – борьба пр\полож-тей; пр-п относит-ти (самая прекрасная обезьяна безобразна рядом с ч-ком).
Антипод Гераклита был в г.Эллес (Парменид и Зенон).
ПАРМЕНИД: мир– это шар, где нет пустоты и дв-ние не возможно. Есть 2 пути: путь мнения и путь истины,к-е дают 2КМ:мир ед. и вечного бытия и кажущийся мир мнения. Путь мнения-исходя из органов чувств.Путь истины ведет к миру умопостигаемому (превосх-во разума над чувствами).
ЗЕНОН,
ученик Парменида, считал, что не м.б. ¥-ного
множ-ва вещей. «Их = столько, ск-ко есть».
Первые логич.док-ва т.з.эллейцев – апории
Зенона, к-е напр-ны против очевидного,от
противного. Осн.апории против дв-я:
1.«дихотомия» (дел-е пополам). Чтобы пройти
расст-е, надо сначала пройти его пол, еще
его пол.и т.д. Т.е.пройти эти точки ни в
какой конеч.промежуток времени нельзя.
2.«летящая стрела» (стрела на самом деле
в каж.момент времени покоится, т.е.нет
дв-я). 3.«Ахиллес и черепаха» (впереди Ах.-черепаха,
он никогда ее не догонит, т.к.пока он бежит
до места, она проползает опр.расст-е…).4.
«Стадион» (2 тела дв-ся навстречу др.др.и
отн-но др.др: 1 из них затрач. на прохожд-е
мимо др.ст-ко же времени,ск-ко бы он затр.
на прохожд-е мимо покоящегося), дв-е-это
видимость.
Знач-е эллейской школы: мыслители стали родоначаль-никами рац-зма; свои рассуждения они впервые строили на док-вах; они впервые стали анал-ть мир чел.мысли.
32. Культурно-истор. усл-я и этапы разв-я др-греч.фил-фии. Натурфил. учения милетской школы.
Причины возн-я Ф-фии в Др.Греции: 1)благопр. прир.усл-я; (близость с др.странами, нет прир.катаклизмов=>меньше богов боятся, т.е.вольнодумие),2)отсутствие касты жрецов, т.е.нет надсмотрщиков,3)грамотность насел-я, 4)демокр. устр-во (т.е.м.своб-но мыслить и высказывать мысли; нх-ть пост-но выступать и говорить),5)разв-е науки (мат, медиц., астрономия), 6)разв-е иск-ва. Этапы развития Ф-фии: *натурфилософский период (6-5 вв. до н. э.) *классич. период (5-4 вв. до н. э.) *эллинистич. период (римская Ф-фия) 4 в до н. э. – 5 в н. э. Натурфилософ. период: 1)ранние натурфилософы (Миллет) - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Парменид, Зенон. (Заслуга: постановка проблемы, так что до сих пор голову ломают) 2)поздние натурф-фы – Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. ФАЛЕС (осн-ль милетской школы).1ый предл-л ответ на? о 1начале. Он искал 1начало. Таким 1началом он считал воду. Весь мир одушевлен, у всего есть душа, т.е. гилозоизм, т.е.природа им.внутр. пр-п дв-я- душу. АНАКСИМАНДР считал 1началом АЙПЕРОН (¥, безграниченность), он видел его материальным и вечным; айперон движется и выделяет из себя пр\положность, а комбинации пр\полож-тей формируют землю, воду, воздух, небесный огонь. Ответ на ? о мироздании: в центре космич.вихря-Земля, т.е. «хол-ное»,окруженная водой и воздухом, а снаружи огонь, под д-ем к-го верхние слои оболочки земли превратились в тв.кору. Этот затверд.воздух стали распирать пары океана, оболочка не выдержала и раздулась, вытеснив осн.массу огня за пределы нашего мира=>сфера неподвиж.звезд, а звезды-поры в оболочке. У земли форма колонны,к-я парит в центре мира. Отверстия-луна, солнце и др.звезды. затмения-откр-е и закр-е дыр. Нет бога в этой КМ!
АНАКСИМЕН считал 1началом воздух. А все окр-щее разными состояниями воздуха. Из сгущения и разрежения появл-ся вещи. Душа- тоже воздух, а Бог = природа. Земля плоская, и как Солнце парит в водухе. Земля неподвижна, а звезды прикреплены к хрусталь.небосводу,к-й вращ. вокруг земли. Затмения-поворач-е то светлой, то темной стороной.
34. Механицизм и атомизм в антич. фил-фии (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит).
«Афинская школа» - механицизм и атомизм.
ЭМПЕДОКЛ считал, что мир состоит из 4 начал, они находятся в дв-и, а источник дв-я борьба и ед-во пр\полож-тей: любви (соединяет) и вражды (разъединяет).