Шпаргалка по дисциплине философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, шпаргалка

Описание работы

Понятие материи прошло неск-ко этапов в своем разв-и.

Др\греч.фил-ф Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.

Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

Метафизика-все,что  нах-ся за пределами физики,что статично,без  разв-я.(с греч-после физики.Термин употребил ученик Арист-ля для назв-я арист.трактатов о бытии).

Диал-ка-то,что  в разв-и. Др.греки понимали иск-во спора,диалога,в к-м на основе единоборства мнений достиг-ся истина.

Др.Греция: греки брали мир,как нечто пост-но меняющееся.Мир состоит из противоп.сторон (#добро и зло, свет и тьма),м-ду к-ми идет борьба-ист-к возн-я мира.-1 форма диал-ки-диал-ка др.мира, диал-ка Гераклита.Такой взгляд-рез-т эмпир.наблюд-я,что не критерий истины.

С 15 в.-эпоха  соврем.ест\зн-я-это время Возрожд-я.наукавынуждена была разделить окр.мир на части,кажд.из к-х изучалась отд-но в интересах науки. Унив.спецом невозм-но оставаться.Кажд.часть рассм-лась вне движ-я.

17-18в-сложилась  классич.метаф-ка,к-я рассм-ла мир  без дв-я,состоящий из отд.частей.Сама наука показала огр-ть мет-ки=>нужно возвращаться к прежн.картине мира=>2 форма диал-ки-диал-ка Гегеля.Он открыл з-ны разв-я.Но он-объ.ид-ст,т.е.разв-ся не природа,а мир.разум. Наука вынуждена пересм-ть диал-ку Гегеля=>3 форма-материалистич.диал-ка Маркса и Энгельса.(их книга- Диал-ка природы).

Метафизика  под ударами Гегеля,Маркса и Энгельса нач-ет изм-ся,превращаясь из классич, в 19 в.в эволюционистскую конц-цию, а  в 20в-теория скачков.

Диалектическая  к-ция Эволюционистская  конц.
1.взаимосвязь  предметов и явл-й между собой 1.обособлённое  сущ-ние предметов и явл-й м-ду  собой
2.ист-к  дв-я-внутр.противоречие 2.Признание  т-ко вш.противоречий
3.развитие  как переход кол-ва в кач-во 3.Разв-е как  прост.уменьш-е\увел-е. Учет т-ко  колич.изм-й.Игнор.кач.переходов.
4.Разв-е  по спирали (всё повтор-ся, но  уже на > высоком ур-не) 4.Разв-е т-ко  по прямой, илит-ко по кругу.

Недост-к  метафизики:либо то,либо др(эв-ция\скачки).Но есть и то,и др. 

Метафизика-метод,явл-щийся рез-том односторонности позн-я,абсолютизирующий ту\иную сторону (кач\кол-во) движ-я и в конечном счете отриц-щий развитие.

Диал-ка-метод позн-я,треб.изучать явл-я в их противореч-сти,изменч-ти и взаимосвязи.

Пр-пы диал-ки: 1)пр-п развития.Разв-е не равно  прогресс. Всякий прогресс-разв-е,а  разв-е не всегда прогресс.Разв-е это:-изм-е,-появл-е нового кач-ва; -необратимость; изм-е, возник.из природы дан.явл-я. 2)пр-п взаимосвязи.Все взаимосв-но. Есть связи случ.и з-нные. З-н-связь объ-ная,устойч,повторяющаяся,необх,сущ-нная.Есть универ-сальные з-ны,кот.действуют одноt и в природе, и в ч-ке… 

9. Закон единства  и борьбы противоположностей.

Идея др.греков нашла подтвержд-е в науке(+ и -,интеграл и диф-л,своб.конк-ция и монополия)

Этот з-н указ-ет на ист-к разв-я-внутр.противоречия.Всякое разв-е есть разреш-е противор-я и в то же время возн-я новых противоп-тей, нового противор-я.

Противоп-ти-это св-ва,стороны или тенденции объ-ного мира,нах-ся в составе единого целого.  Отн-я между противоп-тями-противоречие. Диалектич.противор-е хар-ся: 1.взаимополагание(связь, когда 1 не м.сущ-ть без др.противоп-ти), 2.взаимозамещение (1 м.переходить в др. прот-сть), 3.взаимоискл-е(отн-е, когда 1 стремится убрать 2)

1и2-ед-во прот-стей (временно, отн-но),3-борьба прот-стей.

Борьба противоп-тей  абс-на,ед-во-отн-но.

Способы разреш-я противоречий: *обе противоп-ти уничт-ют др.др, *1 уничт-ет др,но сама при этом видоизм-ся,*обе коренным образом изм-ся в единое целое.

На Зап.сущ-ет теория конвергенции (слияния):за бандитск. Капит-змом будущего не б., за казарменным  соц-змом тоже. Буд.общ-во соединит в себе +сы того и др.

Виды противоречий: 1)внутр(внутри мат.с-мы)-гл.роль., и вш(между  с-мами); 2)антагонистич,неантаг. 
 
 

10. Диалектика кач.и  колич.изм-й.

Есть  з-н перехода кол.изм-й в кач. Эт.з-н  показ-ет мех-зм разв-я.

Кач-во-совок-ть отн-но устойч.признаков,к-я делает предмет самим собой. В 1 отн-и предмет м.выступать в 1 кач-ве. Св-во-обнаружение опр.стороны предмета ч-з его отн-е к др. предметам,а кач-во-совок-ть существенных св-в.

Св-ва: сущ-ные (потеряв к-е предмет перестаёт  сущ-ть), и несущ-ные (потеряв к-е предм.остаётся самим собой).

Кол-во-это внеш.опр-сть предмета, выраж-щая прост-но-временную хар-ку предмета, явл-я или процесса.

Кач-во и кол-во связаны понятием мера-гр-цы возможных колич.изм-й при сохр-и дан.кач-ва, и наоборот.

З-н: в  процессе дв-я колич.изм-я,накапливаясь и достигая гр-ц меры,переходят  в кач.

Закономерный  переход от старого кач-ва к новому в рез-тате колич-ных измен-й - в  виде скачка (м.б. взрыв; переход от первобытн. к рабовлад. строю- скачок был растянут).

11. Понятие диалектического отриц-я. Отриц-е отриц-я.

С т.зр. метафизики: отриц-е – полное уничтожение (круг, прямая). С т.зр. диал-ки: отриц-е  подразумевает налич-е 3х мом-тов: -уничт-е старого,  -сохр-е «+»-ного, -переход на new > выс.ур-нь. (спираль)

Т.е.отриц-е -переход с-мы в процессе разв-я из 1 сост-я в др.

Суть:при  разв-и новый этап (II)отрицает старый (I),а затем отриц-ся и новый (II) и происходит возврат к старому,но на новом ур-не (III).    З-н выражает факт,что в разв-и наблюд-ся преемствен-ть: какие-то черты нач.стадии разв-я и затем исчезающие в ходе ее отриц-я,в рез-те 2 отриц-я воскреш-ся вновь(зерно-колос-зерна)

12. Диал-ка общего, особ-го  и единичного.

Единичное хар-ет отд.предмет,отлич.по своим св-вам от подобных предметов.

Общее- объ-ное сходство хар-к единичных предметов,их однотипность,принадл-ть к 1 группе явл-й.

Реаль.предметы единичны. Не сущ-ет абс-но одинак. предметов, кажд.чем-то неповторим. Общее представлено не конкр. предметами,а чертами их сходства.

Долгий  фил. спор: -номинализм: сущ-ют т-ко единич. предметы; общее представлено в понятиях, т.е. т-ко в мысли. -реализм: сущ-ют и общие понятия, сами по себе (стул вообще)

Их диал-ка проявл-ся в неразр.связи.В единич.всегда есть сходства, а общее сущ-ет ч\з  единичное..

Особенное выступает как среднее промежут.звено между единич.и общим(#липа по отн-ю к классу деревьев вообще).

Диал-ка единич.и общего отр-ся в языке,к-й  м.обобщать и индивид-вать (собств.имена, даты, и др)

Своеобразие и сходство м.колебаться от инд-но неповтори-мого до уник.Самое ярк.проявл-е инд-го-уник-ное(#истор. события).Типовое-противоп-ть инд-ного (стандартизация).

13. Сущность и явл-е  и их взаимосвязь.Сущность  и з-н. Категории  сущ-ти и явл-я  как ступени позн-я.

Сущность-внутр.отн-но устойч.сторона предмета,явл-я, процесса, опр-щая его природу, черты и т.п.

Явл-е-вш,наблюдаемые,более подвижные изменч.хар-ки предмета.

Они-2 понятия  диал-ки, связывающие противоп-ти.

Если  бы сущность и явл-я совпадали  бы,то наука была бы бесполезна. Если бы они не были связаны между собой,то позн-е было бы невозм-но. Возм-ть позн-я,движ-е от вш. наблюд-й к раскрытию их причин обесп-на связью сущ-сти и явл-я.

Сущ-сть  обнаруживает себя в явл-ях,а явл-е  есть проявл-е сущ-сти. Позн-е сущ-сти-ч\з  позн-е явл-й. Они предполагают др.др. Они гибки и отн-ны,нет предела позн-я. Позн-е движется от явл-й к сущ-сти,углубляясь от сущ-сти 1 порядка к сущности 2 порядка и т.д.

Переход от описания явл-й к постиж-ю их сущ-сти требует поиска общего.Необх-мо понять основание,объед.явл-я. Устойч.повтор.связи  явл-й-з-ны. Позн-е з-нов достиг-ся путем науч.исслед-я явл-й.

14. Содержание и форма.  З-номерности взаимосвязи  содерж-я и формы.

Содерж-е-совок-ть разл.эл-тов и их взаимод-й,опр-ющих осн.тип,хар-р предмета,явл-я,процесса(#содерж-е пр-ва -изгот-е опр.пр-кции)

Форма-пр-п упорядоченности,способ сущ-я того\иного содерж-я (#для пр-ва форма-орг-ция труда).

Они-понятие  диал-ки. Выражают разн,но неразр-но связ.аспекты 1 предмета.Содерж-е опр-ет форму, а  форма орг-ет содерж-е. Содерж-е оформлено,а  форма содержат-на.

Ед-во ярко проявл-ся в иск-ве: для сходного содерж-я (#чувства любви) исп-ся разн.худ.формы.

Форма оч.важна,орг-ет то\иное содерж-е,закрепляет опр. ступень разв-я (#науч.достиж-я  без оформл-я м. исчезнуть).

Форма > консервативна чем содерж-е (#консервативность форм упр-я).Но удачная форма м.стим-ть общ.процессы. В процессе разв-я формы устаревают,стан-ся тормоз.ф-ром. Переход на новый этап требует обновл-я формы.

15. Причина и следствие.  Методологич.знач-е  пр-па прич-ти для  науки и практики.

Во многих случаях удается установить ист-к происходящих в мире изм-й. 1-причина (явл-е,к-е порождает),2-следствие (порождаемое явл-е).

Прич.следств.связь  напр-на от П к С. Может д-ть одноврем-но множ-во П и вызывать опр. С. Одна П м. вызвать множ-во С (#ураган). М.б.эф-кт домино: возд-е 1 П вызывает цепочку С (#цепная хим.р-я).

Прич.связи  м.б.прямыми или опосреованными ( #гибель лесов из-за роста потребл-я  эл\эн-и).

Черты прич.связи: -послед-ть во времени(П  предшествует С), -непрерывность (между  П иС не д.б.врем\простр. разрыва), -ассиметричность(необратимость), -пост-во (1 П в одинак.усл-ях порождает 1 С).

Повод-вш.событие\явл-е,поверхностн.обстоят-ва, способств. появл-ю причины.

17. Возм-ть и действит-ть.Виды  возм-тей.

Если  явл-е еще на стало,но м стать  причиной,говорят что в нем заключена возм-ть превращ-я в причину. Т.е.возм-ть-предпосылка возн-я того\иного явл-я,его потенц.сущ-е. Действит-ть-реализованная возм-ть.

Т.о.В  и Д-2 послед.ступени разв-я явл-я,его  дв-я от причины к следствию. В  кажд.конкр.проц-се превращ-я В в Д реализ-ся и необх,и случ.связи.

Виды  В: Реаль.В-вытекает не т-ко из соотв-я з-нам действит-ти,но есть и необх. усл-я (#полет ч-ка на Марс). Абстр. (форм) В-если т-ко не противоречит з-нам,нет всех необх.усл-й ( #В прилета инопланетян).

16. Диал-ка необходимого и случайного.

Реализация 1ой из многих возм-тей есть случ-ть (#игральная кость).

Реализация  единств.имеющейся возм-ти есть неообх-ть (#бильяр.шар движ-ся по ед.возм.траектории)

Они-разл.способы  превращ-я возм-ти в действит-ть.Но нет ни чист случ-ти,ни чистой необх-ти.Сущ-ет оч.много усл-й, к-е невозм-но учесть.Т.е.если нам кажется что-то случайным,м.б.оно необх,т.к.мы не учли все усл-я. Событие, к-е по отн-ю к одним усл-ям случайно, оказ-ся необх. по отн-ю к др.( #падение играль.кости случайно,если мы учит-ем т-ко симметричность; но оно необх-мо если учесть все усл-я). Т.о.кажд.событие явл-ся в каком-то отн-и случайно, а в каком-то необходимо. Они отн-ны.

Вероятность-мера возм-го наступления случ.события.Невозм.событие = 0,необх.событие =1. 

18. Понятие общ-ва: сущность, типология, субстанциональные основы.

Термин  общ-во неоднозначен:  -некое абстр,противостоящее природе. -ступень,на к-й нах-ся чел-во (#феод.общ-во).         -страна (#Амер.общ-во). -совок-ть стран (#Европ.общ-во).     -объед-е людей по интересам (#общ-во автомобилистов).

Общ-во-это совместн. деят-ть людей, напр. на пр-во, поддерж-е и воспр-во их жизни.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине философия