Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:44, шпаргалка
Понятие материи прошло неск-ко этапов в своем разв-и.
Др\греч.фил-ф Фалес: превоначало-вода; Анаксимен: 1начало-воздух; Гераклит:1начало-огонь. Они рассм-ли в кач-ве 1начала что-то осязаемое,доступное.
Демокрит (с него нач-ся матер-зм!): открывает атомн. строение вещ-ва.Атом явл-ся вечным,никем не создан.Он неделим.Атомы многообразны по форме и засчет этого м. зацепляться др.за др.Из атомов состоит и душа,кот. смертна (т.е. когда атомы отдел-ся др.от др, душа распад-ся). Эти взгляды сохр-сь до конца. 17-18 в., т.е. до New t.
Метафизика-все,что
нах-ся за пределами физики,что статично,
Диал-ка-то,что в разв-и. Др.греки понимали иск-во спора,диалога,в к-м на основе единоборства мнений достиг-ся истина.
Др.Греция:
греки брали мир,как нечто
С 15 в.-эпоха
соврем.ест\зн-я-это время
17-18в-сложилась
классич.метаф-ка,к-я рассм-ла
Метафизика под ударами Гегеля,Маркса и Энгельса нач-ет изм-ся,превращаясь из классич, в 19 в.в эволюционистскую конц-цию, а в 20в-теория скачков.
Диалектическая к-ция | Эволюционистская конц. |
1.взаимосвязь предметов и явл-й между собой | 1.обособлённое
сущ-ние предметов и явл-й м- |
2.ист-к дв-я-внутр.противоречие | 2.Признание т-ко вш.противоречий |
3.развитие как переход кол-ва в кач-во | 3.Разв-е как
прост.уменьш-е\увел-е. Учет т- |
4.Разв-е по спирали (всё повтор-ся, но уже на > высоком ур-не) | 4.Разв-е т-ко по прямой, илит-ко по кругу. |
Недост-к метафизики:либо то,либо др(эв-ция\скачки).Но есть и то,и др.
Метафизика-метод,явл-щийся рез-том односторонности позн-я,абсолютизирующий ту\иную сторону (кач\кол-во) движ-я и в конечном счете отриц-щий развитие.
Диал-ка-метод позн-я,треб.изучать явл-я в их противореч-сти,изменч-ти и взаимосвязи.
Пр-пы диал-ки:
1)пр-п развития.Разв-е не равно
прогресс. Всякий прогресс-разв-е,а
разв-е не всегда прогресс.Разв-е это:-изм-е,-появл-е
нового кач-ва; -необратимость; изм-е, возник.из
природы дан.явл-я. 2)пр-п взаимосвязи.Все
взаимосв-но. Есть связи случ.и з-нные.
З-н-связь объ-ная,устойч,повторяющаяся,
9. Закон единства и борьбы противоположностей.
Идея др.греков
нашла подтвержд-е в науке(+ и -,интеграл
и диф-л,своб.конк-ция и
Этот з-н указ-ет
на ист-к разв-я-внутр.
Противоп-ти-это св-ва,стороны или тенденции объ-ного мира,нах-ся в составе единого целого. Отн-я между противоп-тями-противоречие. Диалектич.противор-е хар-ся: 1.взаимополагание(связь, когда 1 не м.сущ-ть без др.противоп-ти), 2.взаимозамещение (1 м.переходить в др. прот-сть), 3.взаимоискл-е(отн-е, когда 1 стремится убрать 2)
1и2-ед-во прот-стей (временно, отн-но),3-борьба прот-стей.
Борьба противоп-тей абс-на,ед-во-отн-но.
Способы разреш-я противоречий: *обе противоп-ти уничт-ют др.др, *1 уничт-ет др,но сама при этом видоизм-ся,*обе коренным образом изм-ся в единое целое.
На Зап.сущ-ет теория конвергенции (слияния):за бандитск. Капит-змом будущего не б., за казарменным соц-змом тоже. Буд.общ-во соединит в себе +сы того и др.
Виды противоречий:
1)внутр(внутри мат.с-мы)-гл.роль., и вш(между
с-мами); 2)антагонистич,неантаг.
10. Диалектика кач.и колич.изм-й.
Есть з-н перехода кол.изм-й в кач. Эт.з-н показ-ет мех-зм разв-я.
Кач-во-совок-ть отн-но устойч.признаков,к-я делает предмет самим собой. В 1 отн-и предмет м.выступать в 1 кач-ве. Св-во-обнаружение опр.стороны предмета ч-з его отн-е к др. предметам,а кач-во-совок-ть существенных св-в.
Св-ва:
сущ-ные (потеряв к-е предмет
Кол-во-это внеш.опр-сть предмета, выраж-щая прост-но-временную хар-ку предмета, явл-я или процесса.
Кач-во и кол-во связаны понятием мера-гр-цы возможных колич.изм-й при сохр-и дан.кач-ва, и наоборот.
З-н: в процессе дв-я колич.изм-я,накапливаясь и достигая гр-ц меры,переходят в кач.
Закономерный переход от старого кач-ва к новому в рез-тате колич-ных измен-й - в виде скачка (м.б. взрыв; переход от первобытн. к рабовлад. строю- скачок был растянут).
11. Понятие диалектического отриц-я. Отриц-е отриц-я.
С т.зр. метафизики: отриц-е – полное уничтожение (круг, прямая). С т.зр. диал-ки: отриц-е подразумевает налич-е 3х мом-тов: -уничт-е старого, -сохр-е «+»-ного, -переход на new > выс.ур-нь. (спираль)
Т.е.отриц-е -переход с-мы в процессе разв-я из 1 сост-я в др.
Суть:при разв-и новый этап (II)отрицает старый (I),а затем отриц-ся и новый (II) и происходит возврат к старому,но на новом ур-не (III). З-н выражает факт,что в разв-и наблюд-ся преемствен-ть: какие-то черты нач.стадии разв-я и затем исчезающие в ходе ее отриц-я,в рез-те 2 отриц-я воскреш-ся вновь(зерно-колос-зерна)
12. Диал-ка общего, особ-го и единичного.
Единичное хар-ет отд.предмет,отлич.по своим св-вам от подобных предметов.
Общее- объ-ное сходство хар-к единичных предметов,их однотипность,принадл-ть к 1 группе явл-й.
Реаль.предметы единичны. Не сущ-ет абс-но одинак. предметов, кажд.чем-то неповторим. Общее представлено не конкр. предметами,а чертами их сходства.
Долгий фил. спор: -номинализм: сущ-ют т-ко единич. предметы; общее представлено в понятиях, т.е. т-ко в мысли. -реализм: сущ-ют и общие понятия, сами по себе (стул вообще)
Их диал-ка проявл-ся в неразр.связи.В единич.всегда есть сходства, а общее сущ-ет ч\з единичное..
Особенное выступает как среднее промежут.звено между единич.и общим(#липа по отн-ю к классу деревьев вообще).
Диал-ка единич.и общего отр-ся в языке,к-й м.обобщать и индивид-вать (собств.имена, даты, и др)
Своеобразие и сходство м.колебаться от инд-но неповтори-мого до уник.Самое ярк.проявл-е инд-го-уник-ное(#истор. события).Типовое-противоп-ть инд-ного (стандартизация).
13. Сущность и явл-е и их взаимосвязь.Сущность и з-н. Категории сущ-ти и явл-я как ступени позн-я.
Сущность-внутр.отн-но устойч.сторона предмета,явл-я, процесса, опр-щая его природу, черты и т.п.
Явл-е-вш,наблюдаемые,более подвижные изменч.хар-ки предмета.
Они-2 понятия диал-ки, связывающие противоп-ти.
Если бы сущность и явл-я совпадали бы,то наука была бы бесполезна. Если бы они не были связаны между собой,то позн-е было бы невозм-но. Возм-ть позн-я,движ-е от вш. наблюд-й к раскрытию их причин обесп-на связью сущ-сти и явл-я.
Сущ-сть обнаруживает себя в явл-ях,а явл-е есть проявл-е сущ-сти. Позн-е сущ-сти-ч\з позн-е явл-й. Они предполагают др.др. Они гибки и отн-ны,нет предела позн-я. Позн-е движется от явл-й к сущ-сти,углубляясь от сущ-сти 1 порядка к сущности 2 порядка и т.д.
Переход от описания явл-й к постиж-ю их сущ-сти требует поиска общего.Необх-мо понять основание,объед.явл-я. Устойч.повтор.связи явл-й-з-ны. Позн-е з-нов достиг-ся путем науч.исслед-я явл-й.
14. Содержание и форма. З-номерности взаимосвязи содерж-я и формы.
Содерж-е-совок-ть
разл.эл-тов и их взаимод-й,опр-ющих осн.тип,хар-р
предмета,явл-я,процесса(#
Форма-пр-п упорядоченности,способ сущ-я того\иного содерж-я (#для пр-ва форма-орг-ция труда).
Они-понятие диал-ки. Выражают разн,но неразр-но связ.аспекты 1 предмета.Содерж-е опр-ет форму, а форма орг-ет содерж-е. Содерж-е оформлено,а форма содержат-на.
Ед-во ярко проявл-ся в иск-ве: для сходного содерж-я (#чувства любви) исп-ся разн.худ.формы.
Форма оч.важна,орг-ет то\иное содерж-е,закрепляет опр. ступень разв-я (#науч.достиж-я без оформл-я м. исчезнуть).
Форма > консервативна чем содерж-е (#консервативность форм упр-я).Но удачная форма м.стим-ть общ.процессы. В процессе разв-я формы устаревают,стан-ся тормоз.ф-ром. Переход на новый этап требует обновл-я формы.
15. Причина и следствие. Методологич.знач-е пр-па прич-ти для науки и практики.
Во многих случаях удается установить ист-к происходящих в мире изм-й. 1-причина (явл-е,к-е порождает),2-следствие (порождаемое явл-е).
Прич.следств.связь напр-на от П к С. Может д-ть одноврем-но множ-во П и вызывать опр. С. Одна П м. вызвать множ-во С (#ураган). М.б.эф-кт домино: возд-е 1 П вызывает цепочку С (#цепная хим.р-я).
Прич.связи м.б.прямыми или опосреованными ( #гибель лесов из-за роста потребл-я эл\эн-и).
Черты
прич.связи: -послед-ть во времени(П
предшествует С), -непрерывность (между
П иС не д.б.врем\простр. разрыва), -ассиметричность(
Повод-вш.событие\явл-е,
17. Возм-ть и действит-ть.Виды возм-тей.
Если явл-е еще на стало,но м стать причиной,говорят что в нем заключена возм-ть превращ-я в причину. Т.е.возм-ть-предпосылка возн-я того\иного явл-я,его потенц.сущ-е. Действит-ть-реализованная возм-ть.
Т.о.В
и Д-2 послед.ступени разв-я явл-я,
Виды В: Реаль.В-вытекает не т-ко из соотв-я з-нам действит-ти,но есть и необх. усл-я (#полет ч-ка на Марс). Абстр. (форм) В-если т-ко не противоречит з-нам,нет всех необх.усл-й ( #В прилета инопланетян).
16. Диал-ка необходимого и случайного.
Реализация 1ой из многих возм-тей есть случ-ть (#игральная кость).
Реализация единств.имеющейся возм-ти есть неообх-ть (#бильяр.шар движ-ся по ед.возм.траектории)
Они-разл.способы превращ-я возм-ти в действит-ть.Но нет ни чист случ-ти,ни чистой необх-ти.Сущ-ет оч.много усл-й, к-е невозм-но учесть.Т.е.если нам кажется что-то случайным,м.б.оно необх,т.к.мы не учли все усл-я. Событие, к-е по отн-ю к одним усл-ям случайно, оказ-ся необх. по отн-ю к др.( #падение играль.кости случайно,если мы учит-ем т-ко симметричность; но оно необх-мо если учесть все усл-я). Т.о.кажд.событие явл-ся в каком-то отн-и случайно, а в каком-то необходимо. Они отн-ны.
Вероятность-мера
возм-го наступления случ.события.Невозм.событие
= 0,необх.событие =1.
18. Понятие общ-ва: сущность, типология, субстанциональные основы.
Термин общ-во неоднозначен: -некое абстр,противостоящее природе. -ступень,на к-й нах-ся чел-во (#феод.общ-во). -страна (#Амер.общ-во). -совок-ть стран (#Европ.общ-во). -объед-е людей по интересам (#общ-во автомобилистов).
Общ-во-это совместн. деят-ть людей, напр. на пр-во, поддерж-е и воспр-во их жизни.