Проблема типологизации исторического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

С древних времен до настоящего времени существуют два главных пути развития человечества: эволюционный и революционный. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что революционный путь не может длиться постоянно. Он приходит на смену эволюционному по мере накопления в обществе новых знаний о природе и себе самом и возникновении противоречий на этой основе. Это объективный процесс развития человечества, наделенного разумом и способного не только накапливать знания, аккумулируя, таким образом, ценный опыт, и передавать их по наследству, но и осмысливать их.

Содержание

Содержание.
1. Введение.
2. Социально – философские коцепции динамики общества.
3. Проблема типологизации исторического процесса.
4. Объективные и субъективные факторы и движущие силы исторического развития. Стихийность и сознательность в историческом процессе.
5. Характеристика формационного и цивилизационного подходов к анализу общества и его развития.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 99.00 Кб (Скачать)


Содержание.

1.       Введение.

2.       Социально – философские коцепции динамики общества.

3.       Проблема типологизации исторического процесса.

4.       Объективные и субъективные факторы и движущие силы исторического развития. Стихийность и сознательность в историческом процессе.

5.       Характеристика формационного и цивилизационного подходов к анализу общества и его развития.

6.       Заключение.

7.       Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С древних времен до настоящего времени существуют два главных пути развития человечества: эволюционный и революционный. Каждому здравомыслящему человеку понятно, что революционный путь не может длиться постоянно. Он приходит на смену эволюционному по мере накопления в обществе новых знаний о природе и себе самом и возникновении противоречий на этой основе. Это объективный процесс развития человечества, наделенного разумом и способного не только накапливать знания, аккумулируя, таким образом, ценный опыт, и передавать их по наследству, но и осмысливать их. Осмысливание накопленных ранее и вновь приобретенных знаний приводит к открытиям, внедрение которых в практику трудовой деятельности знаменует собой очередной этап революционного пути развития. Наиболее заметными и значимыми для человечества этапами на заре развития человеческой цивилизации были следующие. Первым этапом было познание силы огня и использование его для преобразования сырой пищи

Переход от собирания плодов диких растений к выращиванию растений, плоды которых пригодны для питания было новым и весьма существенным этапом развития древней цивилизации.

Следующим - третьим этапом было изобретение колеса – сначала в виде перекатывания срубленных деревьев к очагу, а затем использование их в качестве транспортного средства для доставки других тяжелых предметов, что послужило одним из главных условий сооружения искусственных жилищ в местах постоянного или длительного обитания.

Четвертым этапом развития цивилизации стало разделение труда на охотников и земледельцев, что способствовало появлению ремесел и дальнейшей дифференциации видов трудовой деятельности.

Следующим пятым этапом было объединение ремесел в более крупные производства и привело к созданию более крупных мануфактур и фабричного массового производства товарной продукции, предназначенной не только для собственного потребления, но и, главным образом, для продажи населению и другим потребителям, в первую очередь крупным торговым специализированным компаниям и отдельным купцам, что знаменовало переход к очередному, а именно шестому этапу развития мирового сообщества.

Седьмым этапом развития цивилизации стало изобретение машин и механизмов с использование нагретой воды в виде пара

Следующим этапом, восьмым по счету, было изобретение электричества и использование его в производственной деятельности одновременно с добычей и переработкой минерального сырья. Появились шахты и рудники для добычи этого сырья, а также заводы и фабрики по его переработке для изготовления орудий труда и более совершенных средств производства. Изобретение электричества способствовало возникновению и другой важной сферы деятельности общества – появлению средств связи, дальнейшее развитие которой привело к новым качественным преобразованиям в человеческой трудовой деятельности.

Следующим девятым этапом стало появление компьютеров и программного обеспечения, массового радио и телевидения, видео- и аудимагнитофонов, мобильной телефонной связи, что и привело к созданию новой экономики или создание наукоемкой товарной продукции на основе наукоемких технологий и производств.

Изобретение атомной и термоядерной энергии было новым и мощным десятым уже по счету этапом дальнейшего развития науки, техники и экономики целого ряда стран, продвинутых в техническом и общественном развитии. Разумеется, что на этом дальнейшее развитие человеческой цивилизации не остановится, а, напротив, получит новый импульс дальнейшего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Социально-философские концепции динамики общества.

Динамика общества – любые изменения, превращения, переходы, процессы и т.п., которые затрагивают большие социальные группы и отражаются на социальной структуре либо социальной системе общества.  

Как уже отмечалось, общество как и природа представляет собой противоречивое единство стабильности и нестабильности, устойчивости и изменчивости, покоя и движения. Поэтому социальный анализ предполагает рассмотрение общества не только в статике, с точки зрения его структуры, но и в динамике, с точки зрения его изменения и развития.
Об обществе, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно течет, движется, изменяется. Это универсальное свойство как природного, так и социального бытия было замечено уже Гераклитом и другими древними философами. Но наиболее полное и глубокое учение о развитии было создано, как известно, Гегелем.
Конт и Маркс в своих философских системах уделили большое внимание специфике социального развития, его факторам, эволюционным и революционным формам. Опираясь на их выводы, современные философы считают, что в исследовании социальных явлений необходим так называемый процессуальный подход, который иногда называют диалектическим, или историческим. Иначе говоря, рассмотрение общества в статике, с точки зрения его организации, структуры дополняется анализом его динамики, изменения и развития.
Современный процессуальный анализ развития общества опирается на детально разработанный понятийный аппарат. В социальных исследованиях ныне широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «факторы развития», «эволюция», «революция» и др. Рассмотрим кратко содержание этих понятий.
Процесс — это единая серия изменений в социальных системах, т.е. в группах, институтах, других элементах этих систем. Возможны различные виды процессов: (внутри) личности, например, процесс самообразования, самосовершенствования человека; процессы, происходящие во взаимоотношениях людей, например их развитие от согласия до конфликта и обратно; изменения внутри социальных общностей и между ними; процессы изменений, охватывающие структуру общества в целом.
Вокруг проблемы прогресса велось и ведется множество дискуссий. Если определенная часть философов признает прогресс в экономической, научной, политической сферах жизни, то поступательное развитие в области нравственной, в сфере морали оспаривается многими и не только в связи с часто повторяющимися в социальной истории длительными периодами нравственной деградации, которые бывают особенно глубокими во времена мировых войн, революций и других социальных потрясений, но и из-за отсутствия четких критериев морального совершенствования.
Тем не менее, независимо от признания направленности, закономерности или прогрессивности происходящих в обществе изменений, сам факт этих изменений, вызывающих постоянное преобразование общества и отношений между людьми, признается большинством философов, ибо трудно отрицать обогащение духовной жизни людей, развитие научных знаний, технический прогресс, расширение возможностей удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.
Важным является и вопрос об источниках, факторах или причинах происходящих в обществе изменений.
1. Одна из таких причин связана с повседневным процессом функционирования общества, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей в еде, одежде, жилье и т.п. Хотя этот повседневный процесс и выглядит внешне однообразным, в ходе его все же постепенно совершенствуются навыки и способности людей, становятся все более разнообразными виды их деятельности. Состав общества, социальных групп постоянно изменяется. Уже в силу этих естественных и длительных процессов, измеряемых десятками и сотнями лет, люди изменяются по возрасту, рождаются и умирают, поколения сменяют друг друга, происходят достаточно глубокие изменения в структуре и организации общества.
2. Но кроме процессов повседневного функционирования, в общественной жизни обнаруживаются и более серьезные, коренные изменения, затрагивающие основы жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и революционных движений.
В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе.
Одни связывали их с изменением природных основ социальной жизни, климатическими, биологическими и даже космическими факторами (Щ. Монтескье, В.И. Вернадский, Л.Н. Гумилев, АЛ. Чижевский). Так, по мнению Гумилева, «...энергия живого вещества пронизывает тела наши, наших предков и будет пронизывать тела наших потомков, стимулируя разнообразные этногенезы».
Другие искали эти причины в изменениях экономики, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу). Так, американский социолог Ростоу связывал непосредственные источники смены выделяемых им пяти «стадий роста» человечества с уровнем развития промышленности, техники, хозяйства в целом.
И наконец, третьи усматривали источник социальной динамики в изменениях духовной сферы, в культурной жизни общества (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин). Так, О. Конт считал, что «...идеи управляют и переворачивают мир, или, другими словами, ...весь социальный механизм действительно основывается на убеждениях».
В действительности, каждый из этих факторов, по-видимому, оказывает определенное воздействие на развитие общественной жизни, однако, их социальная роль специфична, неравноценна. Причем природные, экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой. Так, например, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) приводит к быстрому развитию общества только в сочетании с одновременным развитием производства, образования, медицинского обслуживания, а без такого сочетания оно может повести лишь к усилению нищеты, болезней и социальной нестабильности.
Несомненно, что весьма велика роль технических изобретений и научных открытий. Изобретение и широкое применение паровой машины и другие технические нововведения предопределили промышленную революцию XVIII—XIX вв., а затем вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс техники, внедрение в промышленное производства средств автоматизации и высоких технологий, как убедительно показывает исторический опыт XX века, изменяет все области общественной жизни, структуру различных общностей людей — больших и малых, — их культуру и способ удовлетворения потребностей.
Велика и роль культуры, ее распространения. Так, активный перенос в Японию в XIX—XX вв. достижений науки из Западной Европы и США содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический срок, несмотря на поражение во Второй мировой войне, Япония в короткий срок превратилась в одну из самых высокоразвитых стран мира.
К сожалению, истории известно и немало примеров противоположного характера, когда проводимая господствующими силами политика изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка, в результате устаревания социальных структур и институтов.
Опыт истории убедительно показывает, что прогрессивные идеи в области культурного творчества могут создавать реальную угрозу отжившим свой век институтам и социальным структурам, формам власти. Поэтому процесс развития культуры постоянно контролируется властью, государством. Многовековая история развития науки и техники, литературы, искусства и философии знает немало примеров ожесточенного сопротивления власть предержащих утверждению новых идей и теорий, таких, как дарвинизм, генетика, кибернетика, а также технических изобретений (внедрению паровых машин, компьютеров), как и новых течений в искусстве.
3. Вместе с тем при всем значении рассмотренных социальных предпосылок общественного развития нельзя не учитывать и того, что весь социум, как и каждый из составляющих его людей является живыми организмами, входящими в состав биосферы планета Земля. Люди, как и другие живые существа, подвержены действию сил притяжения, электромагнитных полей, космических лучей, термодинамических воздействий, еще не до конца изученных тонких энергий.
Пытаясь осуществить синтез западной и восточной мысли, русская религиозно-идеалистическая философия (Н. Фёдоров, В. Соловьёв, П. Флоренский и др.) также обосновывала идею гармонии между космической и социальной темами, реализовав ее в известной концепции русского комизма, основными понятиями которого стали категории всеединства и софийности бытия.
Развивая эту традицию, современная русская философия активно разрабатывает представления о социальной жизни как о явлении, движущими силами которого выступают также и природные факторы. Так, в учении В. Вернадского о биосфере и ноосфере обосновывается материально-энергетическое единство живого и неживого вещества; Л. Гумилев глубоко исследовал проблему биоритмов, в частности, ритмы этногенеза, включающие фазы подъема, депрессии и упадка этносов. Другой русский ученый — А. Чижевский установил связь космических ритмов, циклов активности Солнца с биологическими и социальными процессами на Земле.
Учитывая эти выводы русской и мировой философской мысли, современная социальная философия видит свою задачу в том, что бы исследовать не только социально-экономические, политические и культурные, но и природные факторы, так или иначе стимулирующие процессы изменения и развитие общественной жизни. Постепенно накапливаясь, все эти факторы, как явные, так и тайные, еще в полной мере недоступные нашему сознанию, и порождают мощные реформистские и революционные движения, резко ускоряющие в отдельные исторические периоды процессы глубоких социальных перемен.
Социальные движения выражаются в коллективных, совместных действиях людей, совершающихся более или менее организованно для достижения определенных целей, изменяющих социальное положение их участников.
Общей, наиболее очевидной причиной социальных движений являются неудовлетворенные базовые потребности людей, прежде всего экономические. Именно они вызывают у людей состояние неудовлетворенности, дискомфорта, психического напряжения, социального беспокойства. Это беспокойство внешне проявляется в усилении контактов между людьми, возникновении острых дискуссий, постоянных размышлений по поводу сложившейся ситуации. Состояние брожения, беспокойства может охватывать большие или меньшие общности, вплоть до целых этносов, классов, государств. Подобное состояние, чреватое социальным конфликтом, — исходный пункт определенных социальных движений, свидетельство близости социального потрясения. Это состояние, так или иначе охватывающее большинство народа, иногда называют революционной ситуацией, преддверием революционного взрыва.
Однако революция представляет собой лишь одну из форм социальных движений. Характер их весьма разнообразен и определяется прежде всего их целями, а также применяемыми методами и количеством вовлеченных в них людей. По этим основным критериям и различаются реформаторские и революционные движения.
Реформаторские движения охватывают обычно некоторые ограниченные круги и общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка и поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны властей. Такие движения стремятся к достижению изменений, например, средствами улучшения существующего законодательства, пересмотра государственного бюджета и т.п. Это профессиональные, национальные, пацифистские, просветительские, экологические и другие движения. Но, несмотря на свой мирный, легальный характер, реформаторские движения могут постепенно привести к глубоким общественным преобразованиям.
Революционные движения в начальных стадиях могут быть похожи на реформаторские. Но по мере своего развития они приобретают отличия: охватывают широкие массы, целые общественные классы, испытывающие напряжение и беспокойство; затрагивают коренные, базовые потребности в самосохранении и материальном благополучии, вызываются сильными мотивами. Участники этих движений часто подвергаются репрессиям и преследованиям со стороны властей. И все же основные их отличия — в целях и методах. Их цель — не мирные реформы, а ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости, наличия особых организаций, способных стать основой новой политической власти. В случае победы революционные движения вводят в жизнь новые порядки, коренным образом изменяют строй общества, производят сдвиги в классовой структуре, меняют состав социальных институтов, изменяют систему ценностей, обычаи, образцы поведения.
Наиболее глубокие изменения в обществе вызывают революции, в которых участвуют целые классы, народы. Таковы революции 1789 г. во Франции, 1917 г. в России, 1949 г. в Китае. Глубокие общественные изменения произошли и в результате национально-освободительных революций, совершившихся в середине XX в., особенно после Второй мировой войны в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Социальные революции не только оправданы, но и необходимы, если они направлены против отживших порядков, тоталитарных режимов и т.п. Но неверно считать, что только с революциями связано развитие общества. Нельзя не учитывать, что революции, как показывает исторический опыт, всегда очень дорого обходятся, как и любой деструктивный, разрушительный социальный конфликт. Они, как правило, сопровождаются страданиями и гибелью многих ни в чем неповинных людей. Правда, немало негативных последствий, как показывает опыт нашей страны в последние годы, могут порождать плохо продуманные и поспешно проведенные реформы. Тем не менее все экономические и культурные достижения современных развитых стран явились результатом не столько социальных революций, сколько социальных демократических реформ. Опыт все более убеждает нас в том, что приоритет в социальном процессе, как и в природе, остается не за революционным, а за эволюционным способом развития.
Таким образом, социально-философский анализ общества как целостной саморазвивающейся системы включает рассмотрение и его статики, и динамики или, говоря иначе, и составляющих его групп, организаций, институтов, и непрерывно происходящих в обществе процессов эволюционного и революционного изменения и развития.

 

1.2 Проблем типологизации исторического процесса.

Философы и историки по-разному смотрят на исторический процесс. Историки подходят к изучению истории общества с позиций науки, их цель — получение достоверного, истинного знания в отношении любых конкретных, зафиксированных фактов и событий.

В философии истории последняя предстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когда ему придана концептуальная оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории, к такому будущему состоянию, которое философ признает за конечную цель, неважно, в абсолютном смысле или в относительном. Философия истории, таким образом, вопреки ее названию, обращена равным образом от настоящего как в прошлое, так и в будущее.

Философия истории как теоретическое знание начинается с идеи истории. Откуда она берется? Отдельные намеки на нее, различные аспекты постоянно обсуждаются в различных сферах культуры общества. Философия призвана уловить эти умонастроения, составляющие самосознание определенной эпохи, и выразить в теоретической форме, в виде философского текста.

В философии истории, пожалуй, с наибольшей полнотой проявляется природа социально-философского знания. Философия выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества или цивилизации, которым она пытается придать теоретическую форму, т.е. логически последовательно и упорядоченно изложить смысл истории, который принимает для себя страна или цивилизация. Но это теоретическое знание нельзя назвать чисто научным.

Признание закономерного характера процесса развития приводит к выделению определенных этапов в истории общества. В христианской философии истории насчитывается три этапа — от сотворения мира до явления Христа, затем от явления Христа до его второго пришествия, которое означает конец истории, и, наконец, установление Божьего царства на земле, когда спасутся лишь истинно верующие. Французский философ-просветитель М. Кондорсе в конце XVIII в. писал о десяти стадиях прогресса человеческого разума. Он считал развитие знания и просвещения главной движущей силой исторического прогресса. В начале XIX в. французский философ-утопист А. Сен-Симон разработал свою схему чередования ступеней эволюции общества — ангинная, рабовладельческая, феодально-крепостническая и, наконец, научно-промышленная стадии.

Гегель в грандиозном труде «Философия истории» пишет о направленности исторического процесса и его закономерном характере. Смысл истории — в развитии свободы. Всемирная история направляется с Востока на Запад, т.е. Европа есть, безусловно, конец всемирной истории, а Азия ее начало. Восток знал и знает только, что «один свободен», греческий и римский мир знает, что «некоторые свободны», германский мир знает, что «все свободны». Таким образом, всемирная история проходит четыре ступени, и на последней, в германском государстве, абсолютный дух — основа и движущая сила всемирной истории — достигнет полной зрелости, возвращается к себе через полное раскрытие своего идеального содержания, которое он вмещал в себя, однако, еще до начала реального процесса всемирной истории.

Радикальный подход к анализу исторического процесса как порочное достояние западной мысли был критически переосмыслен К. Марксом при создании информационной теории развития общества. Эта теория приобрела впоследствии огромную известность. Она сыграла важную роль в осмыслении мировой истории, особенно последних двух веков.

2 Объективные факторы и движущие силы исторического развития

Давно известно что, историю творят сами люди, что именно они являются подлинным субъектом истории.
Смена общественных форм, смена этапов истории - это и переход от одной системы общественных потребностей и интересов к иной, соответствующей новому состоянию общества.
А сам этот переход осуществляется в процессе практической, преобразующей деятельности, подчиненный реализации определенных общественных потребностей и интересов. При этом на всех ступенях практики, начиная с осознания потребности и вплоть до результата, присутствует и субъективное начало. В природе действуют слепые, стихийные силы, они сталкиваются, начинается жизнь природы. Совсем не так обстоит дело в обществе. Движение истории определяется практической деятельностью, в которой материальное, объективное всегда сочетается с духовным, субъективным.

 Под объективными условиями мы понимаем состояние общества и прежде всего его экономический фундамент, а также его социальную, политическую и духовную сферы. Субъективный же фактор - это более или менее осознанная деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы, классы, партии и отдельные люди.
Понятия объективного и субъективного в истории не тождественны понятиям материального и идеального. С одной стороны, к объективным условиям относятся не только материально-предметная среда и материальные общественные отношения, но и духовный климат, духовная атмосфера времени и другие явления, которые отнести к материальным нельзя. С другой стороны, и сам субъект, и его деятельность отнюдь не сводятся к его сознательности, к чему-то духовному, хотя их роль, когда речь идет о субъективном начале в истории, громадна.
При всей значимости субъективного начала в истории решения и свободно избранные поступки людей в принципе не могут носить произвольный характер. Это объясняется уже тем, что каждое новое поколение застает определенное состояние общества - известный уровень развития производства, определенную социальную структуру общества, систему общественных отношений, исторически конкретное государственное устройство, наконец, то или иное состояние духовной атмосферы, духовной жизни общества и т.д.
В конечном счете объективные условия - это тот трамплин, от которого только и может отталкиваться субъективный фактор, та база, которая предопределяет социально-типичные формы, способы и направления деятельности масс, классов, социальных групп в тот или иной период. Уже поэтому люди не вольны по своему произволу и разумению изменять ход истории. Все это заставляет усомниться в отсутствии определенной упорядоченности и даже закономерности исторического процесса.
Но к чему же в таком случае сводится роль субъективного фактора - сознательной, целенаправленной деятельности людей? Прежде всего к учету реального положения вещей, реальных возможностей, сложившихся в обществе, к выбору одной из этих возможностей и, наконец, к деятельности, направленной на ее реализацию. Иными словами, механизм исторического действия не так прост. Здесь формула "мое желание - закон" не подходит.
Конкретное историческое действие не представлено во всех деталях заранее, оно не исключает и других вариантов, но веер этих вариантов ограничен объективными условиями, а в конечном счете - исторической закономерностью, определяющей основную линию общественного развития.
Это однако, не отрицает всего многообразия деятельности каждого отдельного индивида, его права на свободу выбора, а, напротив, предполагает его способность к выбору целей деятельности и путей их достижения, хотя свобода выбора ограничивается объективными условиями. Как же совместить свободу выбора своих действий и идею объективной закономерности исторического процесса?
Линию закономерного хода истории можно представить как своеобразную равнодействующую разнонаправленных действий членов общества. При всей вариативности этих действий объективные условия, как уже отмечено выше, детерминируют типичные для данной эпохи форму и направленность действий преобладающей части участников социального процесса.
Историю движут те побуждения, которые приводят в движение большие массы людей, целые народы, а в каждом данном народе, в свою очередь, - целые классы.
Так, сливаясь в единый поток, внешне кажущиеся неупорядоченными действия миллионов индивидов дают в итоге достаточно стройную линию закономерного движения истории как естественно - исторического процесса. Учение о закономерном характере общественной жизни, истории и составляет ядро социального детерминизма, противостоящего различным вариантам индетерминистских концепций исторического процесса.
Итак, развитие общества - такой же закономерный процесс, как и процесс развития природы. Законы истории так же объективны, как и законы природы, их действие не зависит от воли и желаний людей, люди не в силах ни отменить их, ни вызвать их к жизни по собственному произволу. Но законы истории в то же время существенно отличаются от законов природы. Прежде всего тем, что это особые законы, законы социальной формы движения материи, не сводимые ни к законам физики и химии, ни даже к законам биологии.
Законы развития общества реализуются в деятельности людей и через их деятельность. Как законы природы не могут действовать без материи, так и законы истории не действуют помимо людей, хотя сами "деятели" законов могут этого и не ощущать. Еще один существенный момент: в истории большую, чем в природе, роль играют случайности, в силу чего законы истории действуют как тенденции, практически не поддающиеся точному количественному измерению. Наконец, это законы, которые в отличие от законов природы не могут претендовать на титул вечных законов. Время их действия очерчено историческим временем, а если говорить о специфических законах, то еще более ограниченными временными отрезками.
Теперь на очереди следующий вопрос. Если, как мы уже отметили, законы истории объективны, то как соотносятся историческая закономерность и сознательная деятельность людей? На первый взгляд кажется, что это вещи несовместимые. Однако такой взгляд поверхностен. Конечно, вряд ли кто взялся бы ускорять наступление лунного затмения, поскольку деятельность людей не имеет к наступлению этого события и законам, управляющим им, ровным счетом никакого отношения

К законам истории дело обстоит по-иному; их действие реализуется только через деятельность людей и иначе реализоваться не может. Поэтому осознание назревшей общественной потребности, организация, объединение на этой основе усилий определенных социальных сил - все это вместе взятое ускоряет реализацию назревших закономерно преобразований, а сам их закономерный характер не только не умаляет энергии и воли участников этих преобразований, а, наоборот, укрепляет у них уверенность в их осуществлении. Деятельность масс, классов, партий становится подлинно свободной, когда она основана на знании законов истории и сознательной реализации их требований.

3 ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ И ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 Впервые в истории философской мысли Г. Гегель поставил вопрос о наличии в историческом процессе объективной закономерности. Он нарисовал объективно-историческую картину исторического процесса, где реализуется содержание Мирового Духа. В дальнейшем было предпринято множество попыток объяснить историю.

   На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один - формационный, или монистический, другой - цивилизационный, или плюралистический. В рамках первого выделяют две концепции - марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на признании решающей детерминантой развития способа производства. На этой основе происходит выделение определенных стадий в развитии общества - формаций. Концепция постиндустриального общества в качестве главной детерминанты общественно-исторического процесса провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.

   Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго - отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.

 Результаты титанического труда К. Маркса и Ф. Энгельса по изучению и критическому анализу всемирно-исторического опыта позволили выделить совершенно новое для историографии и социальной философии понятие, понятие "формация". Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи[1]. Учение об общественно-экономической формации дало ключ к пониманию единства исторического процесса, что выражено прежде всего в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей. Единство проявляется и в том, что все общественные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации. Но конкретно исторические условия существования общественных организмов весьма различны, и это приводит к неизбежным расхождениям в развитии отдельных стран и народов, значительному многообразию исторического процесса и к его неравномерности.

Информация о работе Проблема типологизации исторического процесса