Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:46, реферат
В предыдущей главе давался анализ общества как социальной системы, рассматривались ее основные элементы в их связи и взаимодействии. Но общество постоянно развивается. В этом нетрудно убедиться, если сравнить современное общество с теми его состояниями, которые имели место, скажем, сто, двести и более лет назад. Из данного сравнения видно, насколько ушли вперед в своем развитии материальное производство, в том числе техника, технология, организация производства и экономические отношения людей, а также социальная структура и политическая система общества, равно как и его духовная культура. Видно, какие качественные изменения произошли в обществе, в каком направлении оно развивалось и продолжает развиваться.
ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
В предыдущей главе
давался анализ общества как социальной
системы, рассматривались ее основные
элементы в их связи и взаимодействии.
Но общество постоянно развивается.
В этом нетрудно убедиться, если сравнить
современное общество с теми его
состояниями, которые имели место,
скажем, сто, двести и более лет
назад. Из данного сравнения видно,
насколько ушли вперед в своем
развитии материальное производство,
в том числе техника, технология,
организация производства и экономические
отношения людей, а также социальная
структура и политическая система
общества, равно как и его духовная
культура. Видно, какие качественные
изменения произошли в
С некоторых пор все страны мира развиваются в тесном взаимодействии друг с другом, которое проявляется в форме их экономических, политических и других отношений, сотрудничества во всех сферах общественной жизни. Из данного взаимодействия складывается исторический процесс развития человечества. Таким образом, надо иметь в виду как исторический процесс развития общества какой-то страны (скажем, Англии, Франции, России и т.д.), так и исторический процесс развития всего человечества.
На это справедливо указывали представители разных направлений социальной философии, в том числе О.Конт, Г.Спенсер, Л.Уорд и др. Как известно, О. Конт сводил развитие общества и всего человечества к его интеллектуальной эволюции. Г. Спенсер, как один из основателей учения социал-дарвинизма, в своей теории эволюции общества делал акцент на биологические факторы. Л. Уорд брал за основу общественного развития «психические факторы цивилизации)». К. Маркс исходил из того, что в основе развития общества лежит способ производства материальных благ. Однако все эти мыслители признавали динамический характер функционирования общества и его развитие от низшего уровня к более высокому.
Можно, пожалуй, сказать, что исторический процесс есть поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновлении социальных структур, политических систем и духовной жизни.
Исторический процесс
сам по себе весьма сложен и представляет
собой взаимодействие многих объективных
и субъективных факторов. К объективным
факторам относятся природные условия
жизни общества, объективные потребности
людей в обеспечении
Объективные и субъективные факторы исторического процесса диалектически взаимодействуют между собой. Объективные факторы, прежде всего объективные потребности людей, заставляют их действовать в определенном направлении, исходя при этом из сложившихся объективных условий, природных и социальных. Данные условия людям необходимо осознать, чтобы учитывать их в своих действиях. Это дает им возможность кратчайшим путем и более эффективно удовлетворять свои потребности.
С того момента, когда люди осознают объективные обстоятельства своей жизни, свои потребности и оптимальные способы их удовлетворения, они действуют уже не стихийно, а сознательно. Речь идет об осознанности этих явлений в масштабе не только личной жизни отдельных индивидов, а всего общества.
Однако осознать
все условия общественной жизни,
равно как и все ближайшие
и отдаленные последствия действий
людей, очень сложно и, по сути, невозможно.
Поэтому в общественном развитии
всегда есть элементы стихийности. Их
становится меньше по мере того, как
с развитием науки и
Таким образом, речь идет о соотношении стихийности и сознательности в обществе на каждом этапе его развития. Главное в том, чтобы предельно сузить область стихийного и расширить область проявления сознательного начала в жизни и деятельности людей и в развитии общества. К этому стремятся все цивилизованные общества, используя новейшие достижения науки и техники, в том числе компьютерной. Успехи в этом деле некоторые мыслители (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др.) трактуют как достижение современной «компьютерной революции».
Сознательный учет диалектики взаимодействия объективных и субъективных факторов исторического процесса есть не что иное, как уяснение подлинной роли тех и других. Недооценка роли сознательной активности людей в историческом процессе ведет к его мистическому толкованию. Получается, что в нем все предопределено и люди ничего не могут изменить. Им остается лишь повиноваться ходу событий и приспосабливаться к действию слепой необходимости. Такой подход получил название фатализма (от лат. fatalis — роковой) и означает веру в предопределенность и неотвратимость судьбы. Развитие человеческого общества во многом опровергло такой подход и показало большие возможности сознательной деятельности людей в решении их судеб и судеб общества. Большую роль в этом играют наука и культура, весь социальный опыт людей.
Случается и другая крайность, когда сознание и воля людей объявляются некими самодовлеющими факторами, независимыми ни от каких других обстоятельств и определяющими развитие всех сторон жизни общества. Это — субъективистский и волюнтаристский подход. Он означает игнорирование роли И значения объективных факторов существования общества и прежде всего объективных законов его развития. Создаются умозрительные схемы и теории, оторванные от жизни, не соответствующие реальному ходу развития общества. В результате как сами эти схемы и теории, так и основанная на них экономическая, социальная и иная политика, заходят в тупик. Рано или поздно обнаруживается несостоятельность субъективистских и волевых способов решения социальных проблем без учета соответствующих объективных условий. Подобная политика наносит большой ущерб развитию общества, заводит его в кризисные ситуации и отбрасывает назад.
Из сказанного следует,
что необходимо преодолевать как
фаталистический, так и субъективистско-
В своем развитии
общество следует определенным законам.
На это указывали многие мыслители.
Повторим, что О. Конт писал о «великом
основном законе интеллектуальной эволюции
человечества». Он и особенно Г. Спенсер
обосновывали также роль объективных
биологических законов в
Если исходить из
понимания закона как необходимой,
существенной и повторяющейся связи
явлений, то такие связи прослеживаются
в разных сферах общественной жизни
и между самими сферами. Именно такая
закономерная связь существует, например,
между объективными потребностями
людей в пище, одежде, жилище, средствах
передвижения и развитием их способностей
к удовлетворению этих потребностей.
Это находит выражение в
Существуют свои
закономерности в развитии политической
и духовной жизни общества. Закономерным
является диалектическое взаимодействие
общественного бытия и
Суть данного закона
заключается в том, что производственные
отношения людей должны соответствовать
как уровню развития производительных
сил, что определяет возможности
их воздействия на природу, так и
их характеру, обусловливающему способы
их применения. Так, существенно различаются
между собой способы применения
орудий ручного труда, машин и
автоматических линий. Во всех случаях
существующие производственные отношения,
в том числе отношения
Это означает — дать простор развитию производительных сил, повысить материальную и творческую заинтересованность работников в результатах своего труда. Пока это имеет место, производство развивается эффективно и общество более или менее успешно решает свои экономические и другие проблемы, в том числе обеспечивает материально развитие всех сфер общественной жизни. Другими словами, соответствие производственных отношений уровню и характеру производительных сил благотворно сказывается на развитии всего общества. Когда же такое соответствие нарушается, то производительные силы начинают использоваться неэффективно, что ведет к падению производства и тем самым к кризисным явлениям в экономике и других сферах жизни. Это происходит чаще всего тогда, когда производственные отношения отстают от развития производительных сил, становятся консервативной стороной производства, своего рода тормозом его развития.