Диалектика исторического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:46, реферат

Описание работы

В предыдущей главе давался анализ общества как социальной системы, рассматривались ее основные элементы в их связи и взаимодействии. Но общество постоянно развивается. В этом нетрудно убедиться, если сравнить современное общество с теми его состояниями, которые имели место, скажем, сто, двести и более лет назад. Из данного сравнения видно, насколько ушли вперед в своем развитии материальное производство, в том числе техника, технология, организация производства и экономические отношения людей, а также социальная структура и политическая система общества, равно как и его духовная культура. Видно, какие качественные изменения произошли в обществе, в каком направлении оно развивалось и продолжает развиваться.

Работа содержит 1 файл

ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.docx

— 17.31 Кб (Скачать)

 ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА 

В предыдущей главе  давался анализ общества как социальной системы, рассматривались ее основные элементы в их связи и взаимодействии. Но общество постоянно развивается. В этом нетрудно убедиться, если сравнить современное общество с теми его  состояниями, которые имели место, скажем, сто, двести и более лет  назад. Из данного сравнения видно, насколько ушли вперед в своем  развитии материальное производство, в том числе техника, технология, организация производства и экономические  отношения людей, а также социальная структура и политическая система  общества, равно как и его духовная культура. Видно, какие качественные изменения произошли в обществе, в каком направлении оно развивалось  и продолжает развиваться.

С некоторых пор  все страны мира развиваются в  тесном взаимодействии друг с другом, которое проявляется в форме  их экономических, политических и других отношений, сотрудничества во всех сферах общественной жизни. Из данного взаимодействия складывается исторический процесс  развития человечества. Таким образом, надо иметь в виду как исторический процесс развития общества какой-то страны (скажем, Англии, Франции, России и т.д.), так и исторический процесс  развития всего человечества.

На это справедливо  указывали представители разных направлений социальной философии, в том числе О.Конт, Г.Спенсер, Л.Уорд и др. Как известно, О. Конт сводил развитие общества и всего  человечества к его интеллектуальной эволюции. Г. Спенсер, как один из основателей  учения социал-дарвинизма, в своей  теории эволюции общества делал акцент на биологические факторы. Л. Уорд брал за основу общественного развития «психические факторы цивилизации)». К. Маркс исходил  из того, что в основе развития общества лежит способ производства материальных благ. Однако все эти мыслители  признавали динамический характер функционирования общества и его развитие от низшего  уровня к более высокому.

Можно, пожалуй, сказать, что исторический процесс есть поступательное развитие общества от низших его состояний  к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновлении социальных структур, политических систем и духовной жизни.

Исторический процесс  сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных  и субъективных факторов. К объективным  факторам относятся природные условия  жизни общества, объективные потребности  людей в обеспечении необходимых  условий их жизни, а также состояние  материального производства, существующая социальная структура общества, его  государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение  застает уже сложившимися и которые  в той или иной мере обусловливают  жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса — это разного рода способности  людей своими действиями вносить  изменения в те или иные стороны  общественной жизни. Важнейшими составляющими  субъективного фактора выступают  сознание и в целом духовный мир  людей, их умения и навыки к производственной деятельности, социальный опыт, уровень  культуры, а также их волевые качества. Большое значение приобретает организованность в действиях людей. 

Объективные и субъективные факторы исторического процесса диалектически взаимодействуют  между собой. Объективные факторы, прежде всего объективные потребности  людей, заставляют их действовать в  определенном направлении, исходя при  этом из сложившихся объективных  условий, природных и социальных. Данные условия людям необходимо осознать, чтобы учитывать их в  своих действиях. Это дает им возможность  кратчайшим путем и более эффективно удовлетворять свои потребности.

С того момента, когда  люди осознают объективные обстоятельства своей жизни, свои потребности и  оптимальные способы их удовлетворения, они действуют уже не стихийно, а сознательно. Речь идет об осознанности этих явлений в масштабе не только личной жизни отдельных индивидов, а всего общества.

Однако осознать все условия общественной жизни, равно как и все ближайшие  и отдаленные последствия действий людей, очень сложно и, по сути, невозможно. Поэтому в общественном развитии всегда есть элементы стихийности. Их становится меньше по мере того, как  с развитием науки и социального  опыта общество получает возможность  шире и глубже осмысливать происходящие процессы в области экономики, социальной, политической и духовной жизни. Но полностью  избавиться от элементов стихийности  нельзя.

Таким образом, речь идет о соотношении стихийности  и сознательности в обществе на каждом этапе его развития. Главное в  том, чтобы предельно сузить область  стихийного и расширить область  проявления сознательного начала в  жизни и деятельности людей и  в развитии общества. К этому стремятся  все цивилизованные общества, используя  новейшие достижения науки и техники, в том числе компьютерной. Успехи в этом деле некоторые мыслители (Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др.) трактуют как достижение современной  «компьютерной революции».

Сознательный учет диалектики взаимодействия объективных  и субъективных факторов исторического  процесса есть не что иное, как уяснение подлинной роли тех и других. Недооценка роли сознательной активности людей  в историческом процессе ведет к  его мистическому толкованию. Получается, что в нем все предопределено и люди ничего не могут изменить. Им остается лишь повиноваться ходу событий  и приспосабливаться к действию слепой необходимости. Такой подход получил название фатализма (от лат. fatalis — роковой) и означает веру в  предопределенность и неотвратимость судьбы. Развитие человеческого общества во многом опровергло такой подход и показало большие возможности  сознательной деятельности людей в  решении их судеб и судеб общества. Большую роль в этом играют наука  и культура, весь социальный опыт людей.

Случается и другая крайность, когда сознание и воля людей объявляются некими самодовлеющими факторами, независимыми ни от каких  других обстоятельств и определяющими  развитие всех сторон жизни общества. Это — субъективистский и волюнтаристский  подход. Он означает игнорирование  роли И значения объективных факторов существования общества и прежде всего объективных законов его  развития. Создаются умозрительные  схемы и теории, оторванные от жизни, не соответствующие реальному ходу развития общества. В результате как  сами эти схемы и теории, так  и основанная на них экономическая, социальная и иная политика, заходят в тупик. Рано или поздно обнаруживается несостоятельность субъективистских и волевых способов решения социальных проблем без учета соответствующих объективных условий. Подобная политика наносит большой ущерб развитию общества, заводит его в кризисные ситуации и отбрасывает назад.

Из сказанного следует, что необходимо преодолевать как  фаталистический, так и субъективистско-волюнтаристский  подходы к анализу развития общества и выработке соответствующей  политики. Надо стремиться осмыслить  реально существующие взаимозависимости  объективных и субъективных факторов исторического процесса и исходить из учета подлинной роли и значения каждого из них.

В своем развитии общество следует определенным законам. На это указывали многие мыслители. Повторим, что О. Конт писал о «великом основном законе интеллектуальной эволюции человечества». Он и особенно Г. Спенсер  обосновывали также роль объективных  биологических законов в развитии общества. Конт, кроме того, указывал на роль в этом «астрономических» (космических) законов. Л. Уорд писал о решающей роли в развитии человеческой цивилизации  законов психической деятельности людей, прежде всего законов развития их желаний и побуждений. Г. Тард придавал первостепенное значение в  развитии общества законам подражания. Маркс показал, что общество развивается  прежде всего по законам развития материального производства.

Если исходить из понимания закона как необходимой, существенной и повторяющейся связи  явлений, то такие связи прослеживаются в разных сферах общественной жизни  и между самими сферами. Именно такая  закономерная связь существует, например, между объективными потребностями  людей в пище, одежде, жилище, средствах  передвижения и развитием их способностей к удовлетворению этих потребностей. Это находит выражение в развитии их знаний, навыков, умений, а также  техники, технологии и других элементов  производительных сил общества. Существует закономерная связь между развитием  разделения труда и социальной структуры  общества, его социального и профессионального  состава. На эти закономерные связи  указывали материалист Маркс, позитивист Дюркгейм и другие мыслители.

Существуют свои закономерности в развитии политической и духовной жизни общества. Закономерным является диалектическое взаимодействие общественного бытия и общественного  сознания. Последнее, будучи по своей  природе отражением общественного  бытия, активно воздействует на него. Действие данной закономерности возрастает с.развитием общества. В ряде своих  работ Маркс и Энгельс обосновали действие фундаментального закона развития материального производства, оказывающего большое влияние на развитие общества, весь исторический процесс. Объективный  научный подход к развитию социально-философской  мысли заставляет нас изложить суть данного закона. Речь идет о законе соответствия производственных отношений  людей характеру и уровню развития их производительных сил.

Суть данного закона заключается в том, что производственные отношения людей должны соответствовать  как уровню развития производительных сил, что определяет возможности  их воздействия на природу, так и  их характеру, обусловливающему способы  их применения. Так, существенно различаются  между собой способы применения орудий ручного труда, машин и  автоматических линий. Во всех случаях  существующие производственные отношения, в том числе отношения собственности  на средства производства, формы получения  прибыли, оплаты труда и т.д., должны способствовать наиболее эффективному использованию производительных сил — человеческих способностей, орудий труда, источников энергии и т.д. Результатом этого должны быть повышение производительности общественного труда, увеличение выпуска продукции и рост общественного богатства.

Это означает — дать простор развитию производительных сил, повысить материальную и творческую заинтересованность работников в результатах  своего труда. Пока это имеет место, производство развивается эффективно и общество более или менее  успешно решает свои экономические  и другие проблемы, в том числе  обеспечивает материально развитие всех сфер общественной жизни. Другими  словами, соответствие производственных отношений уровню и характеру  производительных сил благотворно  сказывается на развитии всего общества. Когда же такое соответствие нарушается, то производительные силы начинают использоваться неэффективно, что ведет к падению  производства и тем самым к  кризисным явлениям в экономике  и других сферах жизни. Это происходит чаще всего тогда, когда производственные отношения отстают от развития производительных сил, становятся консервативной стороной производства, своего рода тормозом его  развития.

Информация о работе Диалектика исторического процесса