Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:44, тест
Идеологи эксплуататорских классов всегда утверждали, что свобода и творчество могут быть достоянием лишь не¬многих избранных. Большинство же людей, презрительно именуемых толпой, способны лишь повиноваться и своим подневольным трудом воплощать замыслы выдающихся личностей, творцов истории и культуры. Вопрос о свободе и творчестве ока¬зывается, таким образом, тесно связанным с вопросом о роли личности и народных масс в историческом процессе. В самом деле, можно ли рассматривать исторический процесс как процесс нарастания человеческой свободы, если эта свобода доступна лишь отдельным личностям? Можно ли считать, что закономерный переход из царства необходимости в царство свободы означает, что это царство свободы позволит проявить свои творческие способности лишь единицам, а широчайшие народные массы так я останутся фоном для этих единиц, простыми исполнителями их воли и замыслов? Отвечая на эти вопросы, классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что коммунистиче¬ское общество есть подлинное царство свободы для всех и что историческое развитие должно привести к обрете¬нию свободы широчайшими народными массами — под¬линными творцами истории.
Народные массы в историческом процессе и роль
Идеологи эксплуататорских классов всегда утверждали, что свобода и творчество могут быть достоянием лишь немногих избранных. Большинство же людей, презрительно именуемых толпой, способны лишь повиноваться и своим подневольным трудом воплощать замыслы выдающихся личностей, творцов истории и культуры. Вопрос о свободе и творчестве оказывается, таким образом, тесно связанным с вопросом о роли личности и народных масс в историческом процессе. В самом деле, можно ли рассматривать исторический процесс как процесс нарастания человеческой свободы, если эта свобода доступна лишь отдельным личностям? Можно ли считать, что закономерный переход из царства необходимости в царство свободы означает, что это царство свободы позволит проявить свои творческие способности лишь единицам, а широчайшие народные массы так я останутся фоном для этих единиц, простыми исполнителями их воли и замыслов? Отвечая на эти вопросы, классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что коммунистическое общество есть подлинное царство свободы для всех и что историческое развитие должно привести к обретению свободы широчайшими народными массами — подлинными творцами истории. Само понятие «народ», или «народные массы», различно в различных общественно-экономических формациях.
В
антагонистических обществах
Вместе с тем роль народных масс и степень их творческой активности в различные исторические эпохи различны. Читая книги по истории общества, посещая картинные галереи, слушая великие музыкальные произведения, мы постоянно сталкиваемся с именами выдающихся личностей: государственных деятелей, полководцев, художников, музыкантов. Имена же миллионов простых тружеников оказываются неизвестными. Именно на подобные факты ссылаются буржуазные идеологи, утверждая, что историю делают выдающиеся личности, а народ — это лишь пассивный материал истории. В действительности же дело обстоит не так. Среди миллионов простых тружеников, оставшихся безымянными, было немало в высшей степени одаренных и талантливых людей, способности которых не получили развития и должного применения именно потому, что антагонистическое общество не нуждалось в их способностях, с одной стороны, и не давало им развиться, душило «избыточные таланты» — с другой. Но почему дело обстояло так? Разве господствующие классы не выиграли бы, не получили бы выгоды от развития способностей всех трудящихся? Общественное бытие и культура общества сложны и противоречивы. Поэтому и ответ на вопрос не следует упрощать. Люди не руководствуются одной выгодой, и в эксплуататорском обществе отдельные талантливые личности могут выбиться и подняться вверх. Но сама жизнь предоставляет меньше возможностей, чем могло бы быть в обществе без эксплуатации, основанном на социальной справедливости, в котором социальная структура, вся духовная атмосфера содействуют развитию и продвижению талантов.
Социально-
Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.
Критериями выделения глобальных проблем является следующее:
Данные проблемы,
которые существовали прежде
как локальные и региональные,
приобрели в современную эпоху
планетарный характер. Таким образом,
время возникновения
Вместе с тем существует разница между
проблемами действительно глобальными
и всеобщими. Нерешение глобальных проблем
ведет человечество к неминуемой гибели,
а всеобщие проблемы - это те, которые носят
повсеместный характер и могут перерасти
в глобальные. К числу всеобщих можно отнести
проблемы здравоохранения, образования,
социальной защиты и т.д. Например, больше
всего в мире умирает сегодня людей не
от рук террористов и не от СПИДа и наркомании,
а от сердечно-сосудистых заболеваний.
Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:
Интересно
то, что при решении третьей
проблемы первые две решаемы
почти автоматически. Ведь
Философские учения в XX веке и их основные направления.
· НЕОКАНТИАНСТВО
- направление философии последней трети
XIX - первой трети XX вв., пытавшееся решать
основные философские проблемы, исходя
из идеалистического толкования учения
Канта. Возникло в 60-х гг.; его расцвет относится
к 1890-1920-м годам, когда оно господствовало
в ряде немецких университетов и распространилось
во Франции, России и других странах. К
неокантианству относятся марбургская
школа (Г.Коген, Н.Наторп, Э.Кассирер и др.)
и баденская школа (В.Виндельбанд,Г.Риккерт
и др.).
В структуре неокантианства выделяются
две школы:
· марбургская
· фрейбургская
(баденская)
МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА - течение в неокантианстве,
исходящее из трансцендентально-логического
истолкования учения Канта.
Основные представители - Г.Коген, П.Наторп,
Э.Кассирер.
Основными представителями марбургской
школы неокантианства являются
· Г.Коген
· П.Наторп
· Э.Кассирер
БАДЕНСКАЯ ШКОЛА (фрейбургская школа)
- течение в неокантианстве, исходящее
из "трасцендентально-
Основатели баденской школы - В.Виндельбанд,
Г.Риккерт.
КОГЕН Герман
(1842-1918) - немецкий философ, глава марбургской
школы неокантианства.
Сохраняя характерный для Канта приоритет
практического разума по отношению к теоретическому,
Коген утверждает примат этики над наукой
в логическом отношении. Его теория "этического
социализма" была распространена в
немецкой социал-демократии.
НАТОРП Пауль (1854-1924) - немецкий философ,
наряду со своим учителем Когеном глава
марбургской школы неокантианства.
Наторп уделял большое внимание проблемам
социальной педагогики,которая связана
с возникшей внутри марбургской школы
идеей "этического социализма".
КАССИРЕР
Эрнст (1874-1945) - немецкий философ, представитель
марбургской школы неокантианства. Профессор
(1919-33) и ректор (1930-33) Гамбургского университета.
С 1933г.: в Великобритании, Швеции, с 1941-
в США.
В начале своей деятельности занимался
философскими проблемами естествознания,
после 1920 г. создает оригинальную философию
культуры.
Основатели баденской (фрейбургской)
школы неокантианства - это:
· В.Виндельбанд
· Г.Риккерт
ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм
(1848-1915) - немецкий философ, глава баденской
школы неокантианства. В трудах по истории
философии ("История древней философии",1888;
"История новой философии",1880) рассматривал
философские учения прошлого с кантианских
позиций. Учение Виндельбанда о разделении
наук оказало значительное влияние на
философию, социологию и историографию.
РИККЕРТ Генрих (1863-1936) - немецкий философ,
один из основателей баденской школы неокантианства.
Философия, по Риккерту, представляет
собой науку о ценностях, которые образуют
"совершенно самостоятельное царство,
лежащее по ту сторону субъекта и объекта".
ПОЗИТИВИЗМ (от латин. positivus
- положительный) - философское направление,
основанное на принципе, что все подлинное,
позитивное знание может быть получено
лишь как результат специальных наук и
их синтетического объединения и что философия
как особая наука, претендующая на самостоятельное
исследование реальности, не имеет право
на существование.
Представители первой формы позитивизма
XIX века - О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и
др.
Второй этап эволюции позитивизма - махизм
(эмпириокритицизм) -Э.Мах, Р.Авенариус.
Третий этап эволюции позитивизма - неопозитивизм,
появление которого относится к 20-м годам
XX века.
http://www.youtube.com/watch?
http://www.youtube.com/watch?
http://www.youtube.com/watch?
Информация о работе Народные массы в историческом процессе и роль