Народные массы в историческом процессе и роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:44, тест

Описание работы

Идеологи эксплуататорских классов всегда утверждали, что свобода и творчество могут быть достоянием лишь не¬многих избранных. Большинство же людей, презрительно именуемых толпой, способны лишь повиноваться и своим подневольным трудом воплощать замыслы выдающихся личностей, творцов истории и культуры. Вопрос о свободе и творчестве ока¬зывается, таким образом, тесно связанным с вопросом о роли личности и народных масс в историческом процессе. В самом деле, можно ли рассматривать исторический процесс как процесс нарастания человеческой свободы, если эта свобода доступна лишь отдельным личностям? Можно ли считать, что закономерный переход из царства необходимости в царство свободы означает, что это царство свободы позволит проявить свои творческие способности лишь единицам, а широчайшие народные массы так я останутся фоном для этих единиц, простыми исполнителями их воли и замыслов? Отвечая на эти вопросы, классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что коммунистиче¬ское общество есть подлинное царство свободы для всех и что историческое развитие должно привести к обрете¬нию свободы широчайшими народными массами — под¬линными творцами истории.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 22.74 Кб (Скачать)

      Народные  массы в историческом процессе и  роль  

    Идеологи  эксплуататорских классов всегда утверждали, что свобода и творчество могут  быть достоянием лишь немногих избранных. Большинство же людей, презрительно именуемых толпой, способны лишь повиноваться и своим подневольным трудом воплощать замыслы выдающихся личностей, творцов истории и культуры. Вопрос о свободе и творчестве оказывается, таким образом, тесно связанным с вопросом о роли личности и народных масс в историческом процессе. В самом деле, можно ли рассматривать исторический процесс как процесс нарастания человеческой свободы, если эта свобода доступна лишь отдельным личностям? Можно ли считать, что закономерный переход из царства необходимости в царство свободы означает, что это царство свободы позволит проявить свои творческие способности лишь единицам, а широчайшие народные массы так я останутся фоном для этих единиц, простыми исполнителями их воли и замыслов? Отвечая на эти вопросы, классики марксизма-ленинизма подчеркивали, что коммунистическое общество есть подлинное царство свободы для всех и что историческое развитие должно привести к обретению свободы широчайшими народными массами — подлинными творцами истории. Само понятие «народ», или «народные массы», различно в различных общественно-экономических формациях.

    В антагонистических обществах народ  — это отнюдь не все население  данной страны, данного государства, а лишь наиболее значительная его  часть. Это прежде всего трудящиеся массы, создающие все материальные ценности, материальную культуру общества. Роль народа в историческом процессе определяется тем, что он составляет главную производительную силу общества и в этом смысле является подлинным творцом истории. Однако деятельность народных масс не ограничивается одним лишь материальным производством. Трудящиеся создают основу и духовной культуры — произведения народного искусства, образцы народного архитектурно-строительного творчества; развивают национальные языки, являются носителями и создателями важнейших духовных ценностей, добросовестного отношения к труду, патриотизма, национального самосознания и т. д.

    Вместе  с тем роль народных масс и степень  их творческой активности в различные  исторические эпохи различны. Читая книги по истории общества, посещая картинные галереи, слушая великие музыкальные произведения, мы постоянно сталкиваемся с именами выдающихся личностей: государственных деятелей, полководцев, художников, музыкантов. Имена же миллионов простых тружеников оказываются неизвестными. Именно на подобные факты ссылаются буржуазные идеологи, утверждая, что историю делают выдающиеся личности, а народ — это лишь пассивный материал истории. В действительности же дело обстоит не так. Среди миллионов простых тружеников, оставшихся безымянными, было немало в высшей степени одаренных и талантливых людей, способности которых не получили развития и должного применения именно потому, что антагонистическое общество не нуждалось в их способностях, с одной стороны, и не давало им развиться, душило «избыточные таланты» — с другой. Но почему дело обстояло так? Разве господствующие классы не выиграли бы, не получили бы выгоды от развития способностей всех трудящихся? Общественное бытие и культура общества сложны и противоречивы. Поэтому и ответ на вопрос не следует упрощать. Люди не руководствуются одной выгодой, и в эксплуататорском обществе отдельные талантливые личности могут выбиться и подняться вверх. Но сама жизнь предоставляет меньше возможностей, чем могло бы быть в обществе без эксплуатации, основанном на социальной справедливости, в котором социальная структура, вся духовная атмосфера содействуют развитию и продвижению талантов.

            Социально-глобальные проблемы современного периода. 

 Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

    Критериями  выделения глобальных проблем является следующее:

  • повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;
  • неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;
  • разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.
 

    Данные проблемы, которые существовали прежде  как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху  планетарный характер. Таким образом,  время возникновения глобальных  проблем совпадает с достижением  индустриальной цивилизацией апогея  в своем развитии. Это произошло,  примерно, в середине XX в.  
    Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.

    Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к  трем основным:

  1. возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;
  2. возможность всемирной экологической катастрофы;
  3. духовно-нравственный кризис человечества.
 

    Интересно  то, что при решении третьей  проблемы первые две решаемы  почти автоматически. Ведь духовно  и нравственно развитый человек  никогда не примет насилия  ни по отношению к другому  человеку, ни по отношению к  природе. Даже просто культурный  чёловек не оскорбляет окружающих  и никогда не выбросит мусор  на тротуар. С мелочей, с  неправильного индивидуального  поведения человека вырастают  и глобальные проблемы. Лучше  сказать, что глобальные проблемы  коренятся в сознании человека, и пока он его не преобразует,  они не исчезнут и во внешнем  мире. Решить третью глобальную  проблему, которая по сути является  первой, наиболее трудно. Это невозможно  сделать механическим путем, как  можно было бы поступить с  двумя первыми. Ее решение связано  с воспитанием и формированием  духовно-нравственной личности.

            Философские учения в XX веке и их основные направления.

·   НЕОКАНТИАНСТВО - направление философии последней трети XIX - первой трети XX вв., пытавшееся решать основные философские проблемы, исходя из идеалистического толкования учения Канта. Возникло в 60-х гг.; его расцвет относится к 1890-1920-м годам, когда оно господствовало в ряде немецких университетов и распространилось во Франции, России и других странах. К неокантианству относятся марбургская школа (Г.Коген, Н.Наторп, Э.Кассирер и др.) и баденская школа (В.Виндельбанд,Г.Риккерт и др.).  
     В структуре неокантианства выделяются две школы:

·  марбургская

·  фрейбургская (баденская)  
     МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА - течение в неокантианстве, исходящее из трансцендентально-логического истолкования учения Канта.  
     Основные представители - Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер.  
     Основными представителями марбургской школы неокантианства являются

·  Г.Коген

·  П.Наторп

·  Э.Кассирер  
     БАДЕНСКАЯ ШКОЛА (фрейбургская школа) - течение в неокантианстве, исходящее из "трасцендентально-психологического" истолкования учения Канта.  
     Основатели баденской школы - В.Виндельбанд, Г.Риккерт.

КОГЕН Герман (1842-1918) - немецкий философ, глава марбургской школы неокантианства.  
     Сохраняя характерный для Канта приоритет практического разума по отношению к теоретическому, Коген утверждает примат этики над наукой в логическом отношении. Его теория "этического социализма" была распространена в немецкой социал-демократии.  
     НАТОРП Пауль (1854-1924) - немецкий философ, наряду со своим учителем Когеном глава марбургской школы неокантианства.  
     Наторп уделял большое внимание проблемам социальной педагогики,которая связана с возникшей внутри марбургской школы идеей "этического социализма".

 КАССИРЕР Эрнст (1874-1945) - немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. Профессор (1919-33) и ректор (1930-33) Гамбургского университета. С 1933г.: в Великобритании, Швеции, с 1941- в США.  
     В начале своей деятельности занимался философскими проблемами естествознания, после 1920 г. создает оригинальную философию культуры.  
     Основатели баденской (фрейбургской) школы неокантианства - это:

·  В.Виндельбанд

·  Г.Риккерт

ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм (1848-1915) - немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. В трудах по истории философии ("История древней философии",1888; "История новой философии",1880) рассматривал философские учения прошлого с кантианских позиций. Учение Виндельбанда о разделении наук оказало значительное влияние на философию, социологию и историографию.  
     РИККЕРТ Генрих (1863-1936) - немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Философия, по Риккерту, представляет собой науку о ценностях, которые образуют "совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта".  
     ПОЗИТИВИЗМ (от латин. positivus - положительный) - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование.  
     Представители первой формы позитивизма XIX века - О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и др.  
     Второй этап эволюции позитивизма - махизм (эмпириокритицизм) -Э.Мах, Р.Авенариус.  
     Третий этап эволюции позитивизма - неопозитивизм, появление которого относится к 20-м годам XX века.

http://www.youtube.com/watch?v=Txr0XPG29Vg&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=ZO5-2pYVzm0&feature=related

http://www.youtube.com/watch?v=FR1ISAq0yI4

Информация о работе Народные массы в историческом процессе и роль