Проблема бессознательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

На протяжении многих десятилетий вопрос сознания волновал многих философов, психологов и даже «точных» ученых. Учение о бессознательном уходят далеко в прошлое. Общая идея о бессознательном, восходящая к идеям Платона о познании - воспоминании (анамнесисе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Лейбницем

Содержание

Введение
Глава I. Сознание. Его структура………………………………….5
Психика. Структура психики…………………………………....5
Проблема сознания………………………………………………7
Структура сознания……………………………………………..10
1) Индивидуальное
2) Общественное
А) формы общественного сознания
4. Функции сознания………………………………………………15
Глава II. Проблема «бессознательного»…………………………19
Структура «бессознательного»……………………………….24
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Проблема бессознательного (курсовая работа)11.docx

— 63.85 Кб (Скачать)

Проблема бессознательного и сознательного развивалась  и другими представителями психоанализа -- последователями Фрейда. Согласно теории А. Аскера человек -- не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность  которого связана с сознательными  интересами, поэтому «бессознательное не противоречит сознанию», как это  имеет место у Фрейда. Одним  из наиболее важных факторов развития человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы  человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Это противоречие он называет «экзистенциальной дихотомией». Она связана с тем, что ввиду  отсутствия сильных инстинктов, которые  помогают в жизни животным, человек  должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием.

Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры  индивидуального и общественного  сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного  и бессознательного.

Намечая логические фазы развития идеи «бессознательного», следует прежде всего напомнить, что эта идея оказалась интимно связанной  у своих истоков с теориями идеалистического направления, рассматривавшими  «бессознательное» как некое  космическое начало и основу жизненного процесса.

Яркие  образцы такой  трактовки представлены во многих системах древней философии (например, в древнеиндийском  учении Веданты о втором атрибуте Брамы), в  средневековой европейской  философии (высказывания Фомы Аквинского и др.), в концепциях, созданных  в более позднем периоде (Шеллинг, Шопенгауэр, Гегель и д.р.)  и особенно в системе, разработанной в 70-х годах XIX века Гартманном.  Учитывая длительность этой традиции и ее глубокие корни, не приходится удивляться, что ее влияние можно проследить и в ряде значительно более поздних идеалистически  ориентированных философско-психологических и философско- социологических работ. Характерный рецидив подобного понимания «бессознательного» отчетливо проявился в эволюции идей,  например, Фрейда, вызвав к концу  первой четверти XX века резкое изменение круга интересов этого исследователя – переключение его внимания с преимущественно занимавших его раннее вопросов патогенеза1 клинических синдромов на идеи так называемой метапсихологии2, в которых акценты были поставлены на роли «бессознательного» как первоосновы жизненной и психической активности,  процессов обещественно-исторического порядка и т.п. В не менее ясной форме тенденции сходного характера можно обнаружить , прослеживая эволюцию мысли других крупных представителей идеалистического направления, таких, как Бергсон, Юнг, отчасти Джеймс, Шеррингтон и др.

Проблема бессознательного нашла отражение и в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанном о идеей о наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже совсем ничего не подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе.

Августин анализировал бессознательное  в "Исповеди", где он сравнивает сферу воспоминаний с необозримым, скрытым от сознания внутренним помещением. То, что находится за пределами  обозримого для субъекта в сфере  его душевной деятельности, составляет неосознанное.

Иное освещение вопрос о бессознательном приобрел в  концепции Декарта, который исходил  из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за пределами  сознания протекают лишь чисто физиологические, а не психологические процессы.

Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют. Само существование  бессознательных мотиваций составляет человеческое бремя. Достижение же свободы  основано на осознании человеком  реальности внутри и вне себя.

В истории философской  и психологической мысли впервые  лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо  сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Лейбниц полагал, что все явления  сознания возникают в бессознательной  жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее ярко выступающими сознательными представлениями  существуют как бы спящие или угасшие  представления - малые перцепции. По Лейбницу, в уме нет ничего, что  уже не дремало бы в виде представления  в темной душе. Бессознательными бывают врожденные идеи, приобретенные и  вытесненные из сознания идеи, так  называемые малые переживания, которые  не осознаются из-за своей незначительности. Он пытался "восполнить пробел, когда  сознание не подтверждает факта существования  психики в субъекте".

"Достойно внимания  то обстоятельство, что психика,  перешедшая в бессознательное,  для Лейбница не является чем-то "глубинным", как позже у  Фрейда, а просто продолжает свое  существование в виде ослабленного  сознательного или малого восприятия". Лейбниц, несомненно, правильно указал, что сознание и психика не  идентичны и для восполнения  пробела между ними он ввел  понятие "малое восприятие".

Если мы вспомним теперь тезис о существовании "разных степеней ясности сознания", которую  допускает и Г. Рорахер, то станет ясно, что перед нами стойкая, уже  многовековая традиция в отношении  к проблеме бессознательного, отвергающая  его существование как определенной психической реалии и соглашающаяся  на его "допуск" в психологию разве  только в качестве некоего ущербного, редуцированного "малого" сознания.

Кант связывал понятия  бессознательного с чувственным  познанием, с интуицией. Он указывал на наличие сферы восприятий и  чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании. Бессознательное - это  темные представления в человеке, число которых безгранично.

В противоположность принципам  рационализма представители теории романтизма, такие как Шопенгауер, Ницше, Э.Гартман выдвинули свою концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное  сознание. Так, например, Гартман утверждал, что "жизнь мира - не разумный, но целенаправленный процесс, в котором  сознание - лишь орудие слепой мировой  воли как движущей силы развития.

Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт, У. Джемс и другие, положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Так, например, В.Вундт пытался установить связь  законов логического развития мысли  в бессознательными явлениями. Он утверждал  существование не только осознаваемого, но и неосознаваемого мышления. Проводил различие между фокусом сознания, где объект ясно осознается и остальным  полем сознания, где он или осознается неясно, или совсем не осознается. Границы  между этими пунктами относительны и подвижны.

И. М. Сеченов прямо выступил против концепций, отожествлявших психическое  и сознательное.

И. П. Павлов отмечал, что "мы отлично знаем, до какой степени  душевная, психическая жизнь пестро складывается из сознательного и  бессознательного. Явления бессознательного Павлов связывал с работой тех  участков мозга, которые обладают минимальной  возбудимостью.

Бессознательному пристальное  внимание уделял К. С. Станиславский, считая, что оно играет существенную роль в процессе творчества.

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась  главным образом школой Д. К. Узнадзе  в Грузии.

 

 

    1. Структура «бессознательного"

 

Бессознательное не аморфно, оно имеет структуру, обладает свойством  целостности.

1. Ощущения. Мы ощущаем все, что воздействует на нас. Но далеко не все становится при этом фактом сознания. Возможно образование условных рефлексов на различные раздражения внутренних органов, которые доходят до коры головного мозга, но не превращаются в ощущение как таковое, оказывая, однако, влияние на поведение организма. Существуют подсознательные ощущения. Получая одновременно множество впечатлений, люди легко упускают из виду некоторые из них Передвигаясь по улице, мы видим огромное число событий, слышим множество звуков, которые ориентируют нас в потоке уличного движения. Но мы фиксируем на них внимание лишь в случае какого-то затруднения или необычности. Бесчисленное множество явлений, свойств и отношений, существуя объективно и постоянно "мозоля" нам глаза, не осознаются нами. Если бы на каждое воздействие человек должен был реагировать осознанно, он не справился бы с подобной задачей, т.к. был бы не в состоянии мгновенно переключаться с одного воздействия на другое или держать в фокусе своего внимания практически бесчисленные раздражители. К счастью мы обладаем способностью отключаться от одних воздействий и сосредоточиваться на других, вовсе не замечая третьих.

2. Автоматизм. Деятельность человека в обычных условиях является сознательной. Вместе с тем отдельные ее элементы осуществляются бессознательно или подсознательно, автоматизированно. Просыпаясь утром, мы машинально производим длинный ряд действий - одеваемся, умываемся, едим, пьем чай и др. В жизни у человека формируются сложные привычки навыки и умения, в которых сознание одновременно и присутствует и отсутствует, оставаясь как бы нейтральным. Любое автоматизированное действие носит неосознанный характер, хотя не всякое неосознанное действие является автоматизированным.

Сознательная деятельность индивида возможна лишь при условии, когда максимальное число ее элементов  осуществляется автоматически. Полностью  сосредоточить внимание на содержании, например, в устной речи может лишь тот, у которого выработался автоматизм самого процесса произнесения речи. Для  того, чтобы творчески исполнять  музыку, надо иметь хорошие навыки игры на музыкальных .инструментах. Изучение различных видов автоматизма  показало, что он далек от простой  машинообразности, поскольку ему  присуща способность перестраиваться "на ходу". Вместе с тем в  психической деятельности имеются  уровни непереводимые в область  автоматизма. Например, нельзя свести к автоматизму весь процесс игры на каком-либо музыкальном инструменте.

Автоматизация различных  функций составляет существенную и  необходимую особенность многих психических процессов (процесс  мышления, восприятия, речи; запоминания, практических операций и пр.).

Механизмы психической автоматизации  избавляют сознание от постоянного  наблюдения и ненужного контроля над каждым фрагментом действия.

В бессознательных действиях  наше сознание присутствует, но оно  не проявляет пристальности своего внимания за всеми деталями действия, а следит лишь за общей картиной.

Вместе с тем сознание осуществляя как бы суммарное  наблюдение, в любое мгновение  может взять под контроль автоматизированное действие (остановить его, ускорить или замедлить).

3. Импульс. Бессознательное проявляется в так называемых импульсивных действиях когда человек не дает себе отчета в последствиях своих поступков (22).

4. Информация. Бессознательное находит свое проявление и в информации. Она накапливается в течение всей жизни в качестве опыта и оседает в памяти.

Из всей суммы имеющихся  знаний, в данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в  мозгу сведениях люди даже и не подозревают.

5. Установка. Кардинальной формой проявления бессознательного является установка - психический феномен, направляющий течение мыслей и чувств личности. Установка представляет собой целостное состояние человека, выражающее определенность психической жизни, направленность в каком-либо виде деятельности, общее предрасположение к действию, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам.

Устойчивая ориентация к  объекту сохраняется, поскольку  ожидания оправдываются.

а) человек, очевидно, перестал бы остерегаться волка, если бы при  каждой встрече с ним, волк, ласково  вилял хвостом у его ног.

б) если у человека плохая репутация, то даже самые невинные его  поступки вызывают подозрение.

Иногда установка принимает  негибкий, чрезвычайно устойчивый, болезненно навязчивый характер, именуемый  фиксацией (человек может испытывать непреодолимый страх перед мышью, осознавая всю нелепость этого чувства).

6. Воображение: психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредованного, обобщенного познания, объединяющего его с мышлением. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

Богатейшей сферой бессознательной  душевной жизни является иллюзорный мир сновидений. В нем картины  реальности, как правило, разорваны, не сцеплены звеньями логики, с философско-психологической  точки зрения сон выступает как  временная потеря человеком чувства  своего собственного бытия и мире. Психологической целью сна является отдых. Некоторое люди обладают способностью обучаться во сне. Причем такую способность  можно развивать путем самовнушения и внушения в состоянии бодрствования, а также с помощью гипнотического внушения. Это явление именуется  гипнопедией. С ее помощью неоднократно пытались обучать людей, например, иностранным языкам.

7. Интуиция: способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без основания с помощью доказательства. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляется в развернутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко человек схватывает мыслью сложную ситуацию (например, во время восприятия сражения, при определении диагноза, при установлении виновности или невиновности обвиняемого и т.п.).

Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы  приемов познания для проникновения  в неведомое.

Но интуиция не есть нечто  неразумное или сверхразумное, в  процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод и те приемы, с помощью  которых он делается.

Интуиция не составляет особого  пути познания, ведущего в обход  ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли - истина.

Информация о работе Проблема бессознательного