Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:07, реферат
Зигмунд Фрейд - австрийский учёный, который первый дал научное обоснование проблемам бессознательного. По определению Фрейда "бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма". . З. Фрейд Толкование сновидений М., 1992. с.47
Проблема бессознательного в работах Зигмунда Фрейда
1.1. Цепочка: Инстинкт Эмоции Ощущения Желания
Зигмунд Фрейд - австрийский
учёный, который первый дал научное
обоснование проблемам
В результате длительных наблюдений за своими больными Фрейд пришел к выводам, изменившим прежние представления о психике. Бессознательное, по его мнению, носит врожденный характер. Он утверждал, что поведение человека в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но прежде всего -- подавленными желаниями, то есть желаниями, удовлетворение которых "запрещено" на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывают влияние на выбор профессии или творчество.
Мера бессознательного определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному восприятию, выраженному в поведении человека в его конкретных поступках. Внутри человека всегда существует определённый датчик, который показывает пространство бессознательного. Подобно этому внутри нас всегда существует мера -- как переход из одного состояния в другое. Сознательно мы всегда можем её оценить. Например, мера стыда, которая проявляется в покраснении кожи лица. В реальной жизни человека очень много моментов когда он думает одно, а фактически делает другое. Это объясняется тем, что импульс сознания оказался слабее подсознательного. Результирующим оказался импульс, поступивший к нам из области подсознательного. Следовательно, те действия и функции, которые выполняются субъектом, бессознательны. Отсюда потеря контроля, неспособность предвидеть и прогнозировать и т.д. Рассмотрим такой пример. Некий субъект осознаёт вредность курения и принимает решение бросить курить. Однако с течением времени инстинкт повышает эмоциональное напряжение человека. В результате синтезируется желание, которое выражается в потребности курения. В итоге наблюдается сознательное противоречие, выраженное в действии. Складывается цепочка: Инстинкт Эмоции Ощущения Желания. Можно убедиться, что какую бы систему мы не взяли, то конечным звеном декомпозиции будет являться такая же цепочка.
Если считать, что
человек - такое же детище природы, как
и остальные известные нам
живые существа, то он в определенной
мере наделен теми же качествами, что
и они. Если считать, что животные
не наделены таким разумом, как человек,
то единственной точкой соприкосновения
у них являются инстинкты. Как
правило, у человека выделяют два
основных инстинкта: инстинкт самосохранения
и инстинкт продолжения рода, то
есть размножения, которые, в свою очередь,
складываются из множества инстинктивных
факторов. Причем эти два инстинкта
взаимосвязаны. К инстинкту самосохранения
относятся следующие
Бессознательное является
антагонистом сознанию и является вместилищем
загнанных природных инстинктов. С точки
зрения Фрейда инстинкты являются каналами,
по которым проходит энергия, формирующая
нашу деятельность. Он считал, что эмоции
являются выражением инстинкта самосохранения
или сексуального инстинкта (или как он
сформулировал позднее, инстинкта Эроса
и инстинкта смерти). Либидо, о котором
так много писал и сам Фрейд и его ученики,
и является той специфической энергией,
которая связана с инстинктом жизни. Для
энергии, связанной с инстинктом смерти
и агрессии Фрейд не дал собственного
имени, но постоянно говорил о ее существовании.
Он также считал, что содержание бессознательного
постоянно расширяется, так как те стремления
и желания, которые человек не смог по
тем или иным причинам реализовать в своей
деятельности вытесняются им в бессознательное,
наполняя его содержание.
Фрейд пытался объяснять
проблемы бессознательного с позиций
механистически-
1.2. Мотивационная
структура личности
Анализ сложной
мотивационной структуры
Вторая структура
личности -- "Я", по мнению Фрейда,
также является врожденной и располагается
как в сознательном слое, так и в предсознании.
Содержание предсознательного слоя может
быть осознано человеком, хотя это и требует
от него значительных усилий. Если содержание
"Оно" расширяется, то содержание
"Я", наоборот сужается, так как ребенок
рождается по выражению Фрейда с "океаническим
чувством Я", включая в себя весь окружающий
мир. Со временем он начинает осознавать
границу между собой и окружающим миром,
начинает локализовать свое "Я" до
своего тела, сужая, таким образом, объем
"Я".
Третья структура личности -- "сверх-Я" не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. "Сверх-Я" (или "супер-эго") является неотъемлемой частью человеческой психики. Так как человек живет в обществе, то оно оказывает на него влияние. Если человек представляет из себя отдельную клетку, то клетка одна существовать не может, она погибает. Эти клетки образуют ткань, та, в свою очередь, образует орган, а последний -- систему органов, образующих большой, единый организм. Так вот оболочки этих клеток соединены между собой. Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я". Можно сказать, что "сверх-Я" представляет собой совокупность всех общественных отношений (контролирующих поведение человека). Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием "сверх-Я".
1.3. Бессознательное как источник внутреннего конфликта
Фрейд считал сложную
мотивационную структуру
Исходя из внутренней
структуры личности, Фрейд сделал
вывод о том, что наличие между
тремя структурами личности существует
неустойчивое равновесие, так как
не только их содержание, но и направления
их развития противоположны друг другу.
Инстинкты, содержащиеся в "Оно" стремятся
к своему удовлетворению, диктуя человеку
такие желания, которые практически
не выполнимы ни в одном обществе.
"Сверх-Я", в содержание которого
входит совесть, самонаблюдение и идеалы
человека, предупреждает его о
невозможности осуществления
Согласно теории Фрейда, "Оно" набирает свою изначальную силу, но параллельно с этим развивается и "Я". Человек отличается от своих меньших собратьев разумом. В данном случае разумом является "супер-эго". Так как инстинкты, или "Оно", служат всего лишь внутренним наполнителем, то можно сравнить "Оно" с какой-либо жидкостью. То есть в строго концентрированном состоянии "Оно" находиться не может, потому что в этом случае при сосредоточении одних инстинктов, человек из гомосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому "Я" или "супер-эго" являются соответствующей оболочкой, сдерживающей инстинкты. Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Так как все находится в развитии и покой относителен, то следовательно, "Я" и "Оно" изменяются во времени, причем если "Оно" уже определилось, то "Я" в ходе культурного развития продолжает расти. Если предположить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и свое место, то следовательно, и человеческой психике присуще свое место и время в общей природе. Говоря проще, человеческую психику можно сравнить с клеткой, где происходят соответствующие явления. Соответственно, оболочкой клетки является "Я", а внутренним содержанием "Оно" (в этом "Оно" идут разнообразные мелкие процессы). Клетке надо развиваться и, если внутреннее содержание уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, то наружная оболочка с развитием культуры все растет и утолщается. Наружу оболочка расти не может, так как там место занимают другие клетки (другие индивидуумы), следовательно, оболочка растет внутрь, все более и более сжимая внутреннее содержание "Оно". Наконец, давление внутри становится столь велико, что внутреннее содержание пытается разорвать наружную оболочку. Этот внутренний конфликт и является главным противоречием между психосексуальным "Оно" и контролирующем "Я". Не случайно с ростом и развитием культуры человечество все чаще и чаще наблюдает в своей среде неврозы.
Таким образом "Я" становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются "Оно" и "сверх-Я". Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (т.к. это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между "Оно" и "сверх-Я".
Существуют защитные
механизмы - внутренние предохранители.
Фрейд выделял несколько
вытеснение (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств),
регрессия (возврат к пройденным стадиям развития),
рационализация (оправдание подсознательных побуждений),
идентификация себя с другим лицом (которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта),
проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов),
сублимация (переключение энергии).
Вытеснение является
самым неэффективным
Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д. Причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением "сверх-Я" хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.
Информация о работе Проблема бессознательного в работах Зигмунда Фрейда