Проблема бессознательного в учениях З.Фрейда, К.Юнга и Э.Фромма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:34, реферат

Описание работы

Человек есть не только сам себя, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает отчет о том, что делает, думает, чувствует. Человек осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Однако, помимо сознания, нами движут и бессознательные побуждения, наряду с понятием сознательное существует и противоположное понятие – бессознательное.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………3
2.Бессознательное по З.Фрейду……………………………………..4
3. «Архетипы» и «комплексы» Юнга………………………………7
4. Интеграция постулатов Фрейда и Юнга о бессознательном в современную психологию…………………………………………...10
5.Бессознательное по Э.Фромму…………………………………….12
6.Заключение………………………………………………………….13
7.Список используемой литературы………………………………...14

Работа содержит 1 файл

Министерство образования.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

                                           Министерство образования

         СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Проблема бессознательного в учениях З.Фрейда, К.Юнга и Э.Фромма» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                Выполнила студентка

                                                                       группы ОМ-21

                                                                      Мезенцева М.С.

                                                                      Проверила: Петрова Е.И. 
 
 
 
 
 
 

                                    Новосибирск 2010

Оглавление: 

1.Введение……………………………………………………………3

2.Бессознательное  по З.Фрейду……………………………………..4

3. «Архетипы» и «комплексы» Юнга………………………………7

4. Интеграция постулатов Фрейда и Юнга о бессознательном в современную психологию…………………………………………...10

5.Бессознательное  по Э.Фромму…………………………………….12

6.Заключение………………………………………………………….13

7.Список используемой  литературы………………………………...14 

                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение 

     Человек есть не только сам себя, но есть и  для себя, что проявляется в  обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает отчет о том, что делает, думает, чувствует. Человек осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Однако, помимо сознания, нами движут и бессознательные побуждения, наряду с понятием сознательное существует и противоположное понятие – бессознательное.

     В качестве прилагательного термин «бессознательное»  относится к психическому содержанию, недоступному в данный момент осознанию, что можно видеть на примерах ошибочных действий, сновидений, бессвязных мыслей и умозаключений. Психика всегда активна, она выполняет множество функций и во время бодрствования, и во время сна, но лишь незначительная часть психической деятельности в каждый отдельный момент сознательна.

     В качестве существительного термин «бессознательное» означает одну из динамических систем, описанных З. Фрейдом – основоположником учения о бессознательном.

     В широком смысле бессознательное  представляет собой совокупность психических  процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида предметом действий по осознанию.

     Если  Зигмунд Фрейд исследовал бессознательное  в качестве природной сущности человека, то Карл Густав Юнг (1875—1961) открыл изначальные культурные истоки бессознательного. Юнг некоторое время сотрудничал с Фрейдом и многое воспринял из психоанализа, но основы концепции были заложены им самостоятельно. 

2.Бессознательное  по З.Фрейду

     Фрейд – центральная фигура, вокруг которой  группируются почти все теории бессознательного, после того как им была предложена тотальная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее подспудных образований – бессознательной психики. Учение Фрейда стало переворотом, совершенным им в психологии XX века.

     Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга “Толкование сновидений”, в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах “Психопатология обыденной жизни” (1901), “Я и Оно” (1923), “Тотем и табу” (1913), “Психология масс и анализ человеческого "Я"” (1921). Постепенно его идеи приобретали признание, в 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене, его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество сторонников.

     Он  не терпит ни малейших отклонений от своей  концепции, пресекая все попытки  самостоятельной разработки и анализа  некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей — Адлера, Юнга, Ранка. 

     Фрейд считал, что бессознательное, главной силой которого является сексуальное влечение – либидо, находится в конфликте с сознанием, вынужденным постоянно реагировать на окружающую социальную среду с ее моральными стандартами и запретами. Запреты социальной среды неминуемо наносят душевную травм индивиду, вследствие чего энергия бессознательных влечений прорывается в виде неврозов, сновидений, ошибочных действий, часто агрессивных.

     По  Фрейду, сфера бессознательного формируется  главным образом в детстве, которое  поэтому преимущественно определяет характер взрослой личности.

     В центре теории бессознательного лежит  так называемый Эдипов комплекс.    Древнегреческий миф об Эдипе  гласит: когда у царя Фив родился  сын, оракул предсказал, что, став взрослым, он убьет своего отца. В ужасе  царь приказал убить младенца, но слуга пожалел его и увез в горы, где спас его от верной смерти пастух. Эдип вырос, вернулся в Фивы и, случайно встретив своего отца, которого, конечно не узнал, в ссоре убил его. Потом он совершил несколько подвигов, в частности, освободил город от Сфинкса, и в благодарность за это его мать Иокаста, согласилась выйти за него замуж, не зная что он ее сын. Боги сурово наказали Эдипа: когда он узнал правду, он в отчаянии выколол себе глаза, а его мать покончила с собой.

     Согласно  Фрейду, Эдипов комплекс глубоко укоренен в психике любого человека. Каждый ребенок в раннем возрасте бессознательно ревнует мать к отцу: и даже желает его смерти, конечно, не осознавая этого. По мере взросления этот странный комплекс исчезает почти у всех людей, и лишь у некоторых принимает патологические формы.

     Фрейд выделяет в психике человека 3 уровня : 1- сверхсознание 

     «Сверх  – Я», 2 – сознание «Я», 3 – бессознательное  «Оно». «Сверх – Я» является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека «Сверх – Я» призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле солидаризируется с «Я». Но по своему содержанию «Сверх – Я» ближе к «Оно» и даже противостоит «Я», как поверенный внутреннего мира «Оно», что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское «Я» (грубо говоря, сознание) предстает в виде «несчастного создания», которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии, как с «Оно», так и со «Сверх – Я» (т.е. с бессознательным).

     Главный вывод Фрейда: человек никогда  не может сам себя знать до конца. Бессознательное может проявляться во сне: когда человек спит, «Сверх – Я» отключается, «Оно» полностью овладевает сознанием и тогда человеку могут присниться такие вещи, о которых он не расскажет даже близкому другу. «Оно» может проявляться в оговорках, описках, странной забывчивости. Человек говорит одно, а его бессознательное хочет другого, и рано или поздно человек проговаривается о своих истинных желаниях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. «Архетипы» и «комплексы» Юнга

       В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр К.Г. Юнг, долгое время разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются, формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам психики Юнг дает особое название «архетипы», которые присущи всему человеческому роду.

     «Архетипы», представляют формальные образцы поведения  или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

     В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент  психики отдельного человека, Юнг  провел четкую дифференциацию между «индивидуальным» и «коллективным бессознательным».

     «Индивидуальное бессознательное» отражает личностный опыт отдельного человека и состоит  из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.

     «Коллективное бессознательное», представляет скрытые  следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно «коллективное бессознательное» является тем резервуаром, где сконцентрированы все «архетипы».

     Все же Юнгу не удалось избавиться от биологического подхода к бессознательному, против чего он выступал в своей полемике с Фрейдом. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете – внутренние продукты психики человека, наследственные формы и идеи всего человеческого рода. Разница между теоретическими построениями Фрейда и Юнга заключается в том, что наследственным, а следовательно, и биологическим материалом для Фрейда были сами инстинкты, предопределяющие мотивы деятельности человека, а для Юнга – формы, идеи, типичные события поведения. Механизм биологической предопределенности и наследственности сохраняется как в том, так и в другом случае, хотя он и действует на разных уровнях человеческой психики.

     Одним из элементов «аналитической психологии»  Юнга является теория «комплексов», то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В бессознательном всегда находятся «комплексы» воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские, «комплекс власти» и другие. Они свидетельствуют о силе власти бессознательного над сознательными процессами.

     Исходя  из теории «комплексов», Юнг попытался  глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения  между бессознательными и сознательными процессами психики, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека. Однако, по сути дела, концепция «комплексов» Юнга мало чем отличалась от теории вытеснения бессознательного, разработанной Фрейдом.

     Как и у Фрейда, так и у Юнга бессознательное  составляет то внутреннее и сущностное ядро, которое образует психический мир человека. Правда, в отличие от Фрейда Юнг проводит более глубинную дифференциацию уровней развития психики и вводит ряд понятий, характеризующих новое видение тотальной личности. Наряду с такими инстанциями, как «Я», «индивидуальное бессознательное» и «коллективное бессознательное», у Юнга выделяются:

     «Персона» (Persona) – маска, которую надевает личность в ответ на требования социального  окружения;

     «Анима» – абстрактный образ, представляющий женский «архетип» в мужчине. Посредством него достигается взаимопонимание между обоими полами;

     «Анимус»  – абстрактный образ, представляющий мужской «архетип» в женщине. Посредством него также достигается взаимопонимание между обоими полами;

Информация о работе Проблема бессознательного в учениях З.Фрейда, К.Юнга и Э.Фромма