РЕФЕРАТ
Философско-психологическая
проблема бессознательного.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. Понятие
бессознательного.
2. История и современная
постановка вопроса. З. Фрейд
и бессознательное.
3. Структура бессознательного.
Заключение.
Понятие бессознательного.
Наряду с сознательными
формами отражения и деятельности
для человека характерны и
такие, которые находятся как
бы за порогом сознания, не
достигают надлежащей степени
интенсивности или напряженности,
чтобы обратить на себя внимание.
Термины "бессознательное", "подсознательное",
"неосознанное" часто встречаются
в научной и художественной
литературе, а также в обыденной
жизни.
Понятие психического
значительно шире понятия сознания,
которое обладает не поддающимися
практическому учету градациями
уровней, начиная от высшей
ступени ясности, доходящей до
удивительной силы прозорливости
и глубины понимания сути вещей,
и кончая полусознательным состоянием
(22).
Сознание отнюдь
не исчерпывает всей психики.
Существуют также неосознаваемые
психические феномены, определенный
класс которых представлен понятием
бессознательного.
Психическая деятельность
может находиться в фокусе
сознания, иногда не достигает
уровня сознания (досознательное
или предсознательное состояние)
или опускается ниже порога
сознания (подсознательное).
Совокупность
психических явлений, состояний
и действий, не представленных
в сознании человека, лежащих
вне сферы его разума, безотчетных
и не поддающихся, по крайней
мере в данный момент, контролю,
охватывается понятием бессознательного.
Зона максимально
ясного сознания в психической
деятельности сравнительно невелика.
За ней идет полоса просто
явного сознания, а потом - минимального
сознания, за которой следует
уже неосознанное. Последнее выступает
то как установка (инстинкт, влечение),
то как ощущение (восприятие, представление
и мышление), то как сомнамбулизм,
то как интуиция, то как гипнотическое
состояние или сновидение, состояние
аффекта или невменяемости.
К бессознательным
явлениях относят и подражание,
и творческое вдохновение, сопровождающееся
внезапным "озарением", новой
идеей, рождающейся как бы от
какого-то толчка изнутри (случаи
мгновенного решения задач, долго
не поддававшихся сознательным
усилиям, непроизвольные воспоминания
о том, что казалось прочно
забытым и прочее).
Бессознательное
- не мистика, а реальность духовной
жизни. С физической точки зрения
бессознательные процессы выполняют
своего рода охранительную функцию:
они разгружают мозг от постоянного
напряжения сознания там, где
в этом нет необходимости.
Для более четкого
выявления места проблемы бессознательного
в структуре знания важно соотнести
феномены бессознательного с
такими реальностями, которые обозначаются
категориями "деятельность", "отражение",
"общение", "личность", "отношение"
(23).
Абстрактная схема
строения деятельности, согласно
которой выделяют собственно
деятельность, действия и реализующие
их операции, может служить одним
из оснований классификации феноменов
неосознаваемой психической жизни
человека, выделяющей место неосознаваемых
психических явлений в структуре
деятельности. Конституирующим признаком
деятельности является мотив,
т.е. некоторый объект, в котором
опредмечивается потребность (2).
Хорошо известно,
что мотив может быть неосознанным,
также неосознанным может быть
психическое отражение самого
потребностного состояния. Основным
признаком действия является
наличие сознательного предвосхищения
будущих результатов, т.е. цели.
Однако кроме такого осознанного
предвосхищения можно выделить
и неосознанные предвосхищения,
к их числу относятся некоторые
виды установок. Таким образом,
наряду с осознанными и неосознанными
мотивами следует выделять осознанные
и неосознанные предвосхищения
будущих результатов, т.е. цели
и установки. Операции в человеческой
деятельности также имеют двоякую
природу: одни являются продуктом
трансформации сознательных действий
и, в случае затруднений, могут
вновь возвращаться в сознание,
другие формируются по типу "прилаживания"
к ситуации и вообще никогда
не попадают в сознание, они
функционируют как неосознаваемые
автоматизмы.
Существование
качественно разнородных феноменов
бессознательного исключают возможность
распространения выводов, полученных
при исследовании одного из
феноменов бессознательного на
всю область бессознательного. Осознанные
и неосознанные психические явления
образуют две формы отражения
внешнего мира и соответственно
две формы управления, психического
регулирования деятельности (осознанная
и неосознанная регуляция).
При исследовании
частных форм психического отражения
реальности мы сталкиваемся с
необходимостью дифференциации
ощущений, в которых человек отдает
себе отчет, и ощущений, в которых
он не отдает себе отчета.
Аналогичную дифференциацию
можно провести и применительно
к восприятию достаточно сложных
объектов.
В области психологии
научного творчества давно были
описаны факты, показывающие, что
многие феномены творческой деятельности
не носят осознанного характера.
При исследовании эмоциональных
процессов выделяются феномены,
когда человек может констатировать
самый факт появления эмоционального
переживания, но не может указать
объект, вызывающий эти переживания,
и случаи, когда даже самый
факт переживания остается скрытых
от субъекта (аффективные следы,
или "комплексы") и выделяются
лишь в условиях специально
организованного эксперимента (например,
ассоциативного) (24).
При анализе
общения, которое сегодня "модно"
противопоставлять деятельности, также
возникает необходимость изучения
неосознаваемых психических явлений.
Достаточно вспомнить классические
исследования достоверности свидетельских
показаний, в речевой коммуникации всегда
присутствуют неосознанные компоненты.
Собственно психологическое
изучение личности в системе
общественных отношений не может,
естественно, игнорировать тот
факт, что объективно складывающиеся
общественные отношения между
людьми не обязательно отражаются
ими на уровне сознания. Этот
факт был выявлен К. Марксом
при анализе товарного фетишизма,
при анализе личностей как
персонифицированных выражений
социально значимых черт (3; т.1, с.88).
Сущность человека, понимаемая как
совокупность общественных отношений,
от него самого может быть
скрыта. Если мы используем широкое
определение личности, данное в
свое время С.Л. Рубинштейном (21),
то в содержание понятия "внутренние
условия" мы должны включить
и неосознаваемые психические
явления.
Применительно
к категории "отношение"
нужно дифференцировать "отношение"
и "сознательное отношение".
"Человек есть личность, - писал
С.Л. Рубинштейн, - в силу того,
что он сознательно определяет
свое отношение к окружающему"
(21, 34). Очевидно, что важно учитывать
различия между сознательно определенными
отношениями и отношениями, которые
сознательно ещё не определены.
Таким образом,
система знаний о личности
не может развиваться без интенсивного
изучения и неосознаваемых явлений,
и этим прежде всего определяется
значение их исследований.
В литературе
мы находим следующие два принципиально
различных толкования термина
"бессознательное". Принадлежат
они Г. Рорахеру, известному австрийскому
философу и психологу, и Л.С.
Выготскому.
Г. Рорахер: "Не
существует неосознаваемой психической
деятельности как промежуточного
звена между мозговыми процессами
и активностью сознания. Существуют
только разные степени ясности
сознания... В мозгу... непрерывно
разыгрываются процессы возбуждения,
которых мы совершенно не замечаем.
Эти процессы неосознаваемые
в точном смысле этого слова,
но это не неосознаваемые психические
процессы (неосознаваемые мысли,
стремления и т.п.), а неосознаваемые
процессы нервного возбуждения,
т.е. органические электрохимические
проявления. Необходимо ясно понимать
это развитие, чтобы избежать
недоразумений".
Наша позиция
скорее отвечает тому пониманию
места и роли бессознательного,
какое предполагает Л.С. Выготский:
"Бессознательное не отделено
от сознания какой-то непроходимой
стеной. Процессы, начинающиеся в
нем, часто имеют свое продолжение
в сознании и наоборот, многое
сознательное вытесняется нами
в подсознательную сферу. Существует
постоянная, ни на минуту не
прекращающаяся живая динамическая
связь между обеими сферами
нашего сознания. Бессознательное
влияет на наши поступки, обнаруживается
в нашем поведении и по этим
следам и проявлениям мы учимся
распознавать бессознательное и
изучать его (3).
История и современная
постановка вопроса
Одним из больших
вопросов, история которых особенно
тесно связана с борьбой мнений,
является вопрос о бессознательном.
Это одно из самых старых
понятий. Имеется огромный пласт
экспериментального материала, накопленного
человечеством в течение тысячелетий
и имеющего непосредственное
отношение к рассмотрению проблемы
бессознательного. Это результат
разработанных в философско-религиозных
учениях способов проникновения
в глубины бессознательного, взаимодействия
с ним. Этот "эксперимент" не только
проводился, но и своеобразно обобщался
веками. Одним из проявлений этого обобщения
является буддийская психология.
Примечательно,
что буддийская психология во
многом опирается на наблюдения
и эксперимент. С современными
описательными науками ее сближает,
с одной стороны, тщательно
разработанная система классификации
сознания, и в частности тех,
которые возникают при медитациях,
и хорошо развитая терминология.
Но с другой
стороны, это направление мысли
возникло в иной парадигме
- резко отличной от парадигмы
современной науки и именно
в этом смысле оно не может
быть названо научным (15).
Общая идея
о бессознательном встречается
еще в древнеиндийском учении
Потанджали, в котором бессознательном
трактовалось как высший уровень
познания, как интуиция и даже
как движущая сила Вселенной.
Оно восходит
к демонии Сократа, утверждавшего,
что он постоянно прислушивается
к своему внутреннему голосу,
как к своего рода велению
совести и непререкаемому авторитету.
Проблема бессознательного
нашла отражение в учении Платона
о познании как воспоминании,
тесно связанном о идеей о
наличии в душе скрытых, неосознанных
знаний, о которых сам субъект
может даже совсем ничего не
подозревать. Платон полагал,
что человек не искал бы
того, что ему еще не известно,
если бы он предварительно
не имел его бессознательно
в своей душе (3).
Августин анализировал
бессознательное в "Исповеди",
где он сравнивает сферу воспоминаний
с необозримым, скрытым от сознания
внутренним помещением. То, что находится
за пределами обозримого для
субъекта в сфере его душевной
деятельности, составляет неосознанное
(22).
Иное освещение
вопрос о бессознательном приобрел
в концепции Декарта, который
исходил из тождества психики
и сознания. Отсюда идея о том,
что за пределами сознания
протекают лишь чисто физиологические,
а не психологические процессы
(29).
Спиноза утверждал,
что люди осознают свои желания,
но не причины, которые их
определяют. Само существование
бессознательных мотиваций составляет
человеческое бремя. Достижение
же свободы основано на осознании
человеком реальности внутри
и вне себя (22).
В истории философской
и психологической мысли впервые
лишь Лейбницу удалось вполне
отчетливо сформулировать концепцию
бессознательного как низшей
формы духовной деятельности. Лейбниц
полагал, что все явления сознания
возникают в бессознательной
жизни и что в бодрствующем
состоянии наряду с наиболее
ярко выступающими сознательными
представлениями существуют как
бы спящие или угасшие представления
- малые перцепции. По Лейбницу,
в уме нет ничего, что уже
не дремало бы в виде представления
в темной душе.